Программа дополнительного образования по Рисованию.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Адоптированная дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа "Живопись" художественной напревленности для обучающихся с умственной отсталостью (интелесктуальными нарушениями) 10-17 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Живопись" рассчитана на 1 год | 713.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором развития умственно отсталого школьника. Рисуя, учащийся развивают определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета, а так же специальные умения и навыки: координацию глаза и руки, владение кистью руки.
Программа, предназначена для обучающихся 9 -15 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Я рисую» разработана в соответствии с:
- Федеральным закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012м года № 273-ФЗ.
- Планом мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской федерации от 24.04.2015 года № 729-р
- Приказом Министерства просвещения Российской федерации №196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 №; 09-3242 «О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 г. ВК-641/09 «О направлении методических рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей»
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14, зарегистрированного в Минюсте РФ 20.08.2014 г., регистрационный номер 33660)
- Иными локальными актами Учреждения.
Направленность программы:
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка с нарушением интеллекта.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся с нарушением интеллекта получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к организации занятий эстетической направленности, способных решать задачи развития личности ребенка с нарушением интеллекта в целом.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что программа отвечает потребности общества и образовательным стандартам, в формировании компетентной, творческой личности. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры воспитанников. Познание истоков возникновения изобразительного искусства, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально – нравственных основ художественной культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства Отечества, осознанию своих родовых корней.
Условия реализации программы. Программа «Я рисую» рассчитана на 1 год обучения (68 часов) и предназначена для учащихся, воспитанников 9-15 лет. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа (занятие - по 45 минут.)
Цель программы- создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирование духовной культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи
Образовательные:
-дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка;
- начать работу по овладению детьми знаний элементарных основ рисунка;
- развивать у учащихся изобразительные, творческие способности;
-знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного искусства,
-развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Воспитательные:
- воспитание интереса и любви к искусству,
-воспитание уважения к народным обычаям и традициям.
- воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение известным произведениям.
Коррекционно- развивающие:
- коррекция недостатков познавательной сферы, путем систематического и целенаправленного занятия изобразительным творчеством; -содействовать развитию аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно- двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в творческой деятельности с учетом его индивидуальных способностей.
Программа рассчитана на детей 8-16 лет с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
Формы занятий:
Форма организации занятия- индивидуальные, групповые, фронтальные.
Формы проведения занятия – беседа, занятие-игра, викторина, практические и лабораторные работы, наблюдения, выставки, презентация, собеседование, экскурсия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Личностные результаты:
- положительное отношение к занятиям ИЗО, интерес к изобразительному искусству;
- способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески;
- умение сотрудничать в художественной деятельности;
- развитие воображения, наблюдательности;
- совершенствование эстетического вкуса.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- определять последовательность действий с учетом конечного результата;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- выявлять и исправлять ошибки;
- производить оценку выполненной работы.
Коммуникативные:
- обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- выражать в речи свои мысли и действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в парах и группах.
Познавательные:
- выделять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму.
Предметные результаты:
- правильно располагать рисунок на листе бумаги;
- знать понятие «стилизация»;
- строить рисунок на основе геометрических форм;
- получать светлые и тёмные оттенки цвета путём добавления белого и чёрного цвета;
- получать зелёный, оранжевый и фиолетовый цвет путём смешивания красной, жёлтой и синей красок;
- овладеть нетрадиционными техниками рисования, техникой работы с различными художественными материалами;
- организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы;
- работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
Уметь:
-работать в различной технике рисования;
- пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
- самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
- творчески подходить к выполнению работы;
- использовать цвет для создания различных образов;
- развёрнуто комментировать свою творческую работу.
Наименование оборудования, средств обучения
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | Мольберты | 15 |
2 | Набор муляжей овощей, фруктов, грибов | 15 |
3 | Набор гипсовых моделей: геометрических фигур, орнаментов, капителей, голов. | 1 |
4 | Набор чучел и мелких животных | 1 |
5 | Планшеты | 15 |
6 | Гуашь | 15 |
7 | Акварель | 15 |
8 | Палитра | 15 |
9 | Бумага акварельная по 15 листов | 15 |
10 | Кисть белка | 15 |
11 | Акварельные карандаши (в наборе 18 цветов) | 15 |
12 | Карандаши простые ТМ | 15 |
13 | Пастель масляная (набор разных цветов) | 15 |
14 | Линеры разной толщены | 15 |
15 | Ластики | 15 |
16 | Бумага для пастели различных цветов (папка с листами различных цветов) | 15 |
Учебно- тематический план (10-12 лет)
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Водное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Нетрадиционные техники рисования | 38 | 8 | 28 |
3 | Рисунок +аппликация | 12 | 2,5 | 9,5 |
5 | Декоративное рисование | 4 | 1,5 | 2,5 |
6 | Монотипия | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Мозаичное рисование | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Портрет | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Рисование с натуры | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Гроттаж | 4 | 1 | 3 |
11 | Всего | 66 | 16 | 50 |
Учебно тематический план (13-14 лет)
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Цветовая гармония | 8 | 2 | 6 |
3 | Живопись | 8 | 2 | 6 |
5 | Натюрморт | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Пейзаж | 8 | 2 | 6 |
7 | Портрет | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Перспектива | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Композиция | 26 | 6,5 | 19,5 |
10 | Форма предмета | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Штриховка | 2 | 0,5 | 1,5 |
12 | Эскиз | 2 | 0,5 | 1,5 |
13 | Пленер | 4 | 1 | 3 |
14 | Всего | 68 | 13 | 55 |
Учебно -тематический план (15-17 лет)
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводная беседа | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Этюд | 4 | 1 | 3 |
3 | Рисунок простых плоских предметов | 4 | 1 | 3 |
5 | Пленер | 10 | 2,5 | 7,5 |
6 | Зарисовка живой природы | 6 | 2 | 4 |
7 | Наглядная перспектива | 4 | 1 | 3 |
8 | Композиция | 16 | 4 | 12 |
9 | Хорактеристика цвета | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Натюрморт | 4 | 1 | 3 |
11 | Знакомство с разными техниками | 16 | 4 | 12 |
12 | Всего | 68 | 17,5 | 50,5 |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с учебной группой. Техника безопасности при работе в объединении. Введение в программу: содержание и порядок обучения. Знакомство с планами на учебный год. Постановка цели и задач перед учащимися. Инструктаж о правилах безопасного поведения на занятиях. рисование как искусство. Наиболее известные художники и их работы.
Раздел 2. Нетрадиционные техники рисования.
Развитие эстетического восприятия художественных образов (в
произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
Создание условий для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами
художественно-образной выразительности.
Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах
детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии, интереса и любви
к искусству.
Материалы и оборудование: Гуашь, кисти, простые карандаши, ластик, акварельная бумага, бумага для черчения, мольберты, линеры.
Раздел 3. Рисунок +аппликация.
Развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению(изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.
Материалы и оборудование: бумага для постели, акварель, акварельные карандаши, простой карандаш, ластик, планшеты.
Раздел 4. Гротаж.
освоение законов изобразительной грамоты;
- овладение техникой штриха;
- развивать творческие способности и навыки в работе;
- способствовать развитию фантазии, художественного вкуса;
- способствовать творческому отображению окружающего мира, развитию зрительной памяти;
- воспитание усидчивости, точности, аккуратности.
Материалы и оборудование: Пастель масляная, бумага для рисования, кисти, гуашь, планшеты.
Раздел 5. Живопись, натюрморт, пейзаж.
Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают. Определять отличительные особенности натюрморта и пейзажа. Называть особенности метода живописи импрессионистов.
Изображать натюрморт, пейзаж, пользуясь основными правилами жанров. Работать красками (гуашь, акварель, смешанная техника).
Эмоционально воспринимать произведения различных жанров живописи и выражать своё отношение к ним на примере натюрмортов В. Хеда, М. Ларионова, П. Кузнецова и пейзажей К. Коро, К. Писсарро, К. Моне, И. Грабаря, А. Остроумова-Лебедева, Р. Кента (или других художников по выбору учителя); эмоционально воспринимать произведения различных стилей и выражать своё отношение к ним на примере пейзажей импрессионистов: К. Коро, К. Писсарро, К. Моне.
Материалы и оборудование: набор гипсовых моделей, мольберты, гуашь, акварель, простой карандаш, ластик, набор муляжей овощей, фруктов, грибов, бумага акварельная., планешы.
Раздел 5. Композиция.
Главное в композиции — создание художественного образа. Художественные образы — это те «кирпичики», которые являются основным строительным материалом для создания художественного произведения. Надо чаще заострять на этом внимание ребят.
Материалы и оборудование: набор чучел и мелких животных, набор геометрических моделей, гуашь, акварель, пастель масляная, акварельные карандаши, линеры, простой карандаш, ластик, бумага для пастели, бумага акварельная, мольберты, палитра.
Раздел 6. Этюд.
Изучение механизма композиционного поиска при работе с натурой.
Выделение главных компонентов подготовительно рисунка.
Рассмотрение последовательностей работы над учебным этюдом.
Материалы и оборудование: акварель, планшет, простой карандаш, ластик, кисти, бумага для акварели.
Раздел 7. Знакомство с разными техниками.
Создание рисунка во многом определяется восприятием, от характера и качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений объективного мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. Поскольку восприятие органически входит в процесс изобразительной деятельности и осуществляется в определённом взаимодействии с её компонентами, его можно рассматривать как отправной пункт для формирования многих интеллектуальных операций.
Материалы и оборудование: Планшеты, набор муляжей овощей, фруктов, грибов, набор гипсовых моделей, планшеты, гуашь, акварель, палитра, бумага акварельная, кисти, акварельные карандаши, карандаш простой, пастель масляная, линеры разной толщены, ластик.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001.
2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006.
4. Кузин В.С. программа «Изобразительное искусство» / Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4) - М.: Просвещение, 2001.
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576-96. "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 49).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года
Программа рассчитана на один год обучения:Обучение детей 5-6 лет - 1 раз в неделю,в год 36 часовОбучение детей 6-7 лет - 2 раз в неделю, в год 72 часа...
Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года
Данная программа основана на программе: Копцевой Т.А. «Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству».Старшая группа -36 часовПодгот...
Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2018-2019 уч.года
Организация обучения:Программа рассчитана на один год обучения:Обучение детей 5-6 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часовОбучение детей 6-7 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов...
Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию (бюджет) "Палитра" 2018-2019 уч.год
Данная программа основана на программе: Копцевой Т.А. «Природа и художник.Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству»для старшей и подготовительной г...
План-конспект мастер-класса для педагогов дополнительного образования "Правополушарное рисование"
План-конспект для педагогов дополнительного образования по рисованию в правополушарной технике...