Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2018-2019 уч.года
рабочая программа

Титова Елена Васильевна

Организация обучения:

Программа рассчитана на один год обучения:

Обучение детей  5-6 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов

Обучение детей 6-7 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_palitrabyudzhet_2018-2019_uch._god_titova_ev.docx48.8 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА  МОСКВЫ

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

города Москвы  «Школа № 1381»

129346,  Москва,  Янтарный проезд,  д. 2

Тел. (499) 184-59-60                   Факс (499) 184-72-79                E-mail: 1381@edu.mos.ru                sch1381.mskobr.ru                      ОКПО 40101892          ОГРН  5147746334159         ИНН/КПП  7716789580/771601001 

        

СОГЛАСОВАНО                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

Координатор ПДОУ                                                                        Директор ГБОУ Школа №1381

       ГБОУ Школа №1381                                                                  _____________Л.В.Заболотная  

_________________ С.Р.Юрьева                                                                    « 03» сентября 2018г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Палитра»

(бюджет)

Уровень: ознакомительный

Форма занятий: групповая

Срок реализации: 1 год

Классы (возраст): 5-7 лет

Кол-во часов: 1ч. в неделю, 36ч. в год

Автор программы: Титова Е.В.

Педагог. доп. образования

Москва

2018

  1. Пояснительная записка

Искусство дарит человеку радость общения, формирует умение чувствовать, сопереживать. Воспринимая произведения искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Необходимо учить ребёнка видеть, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

Программа «Природа и художник» нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе, как живом организме.

Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания. Расширяется круг представлений об окружающей их действительности.

1.1.Направленность

Содержание  художественно-экологической программы по изобразительному искусству направленно на формирование  у дошкольников художественной культуры, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Формирование «культуры творческой личности» предполагает  развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах  художественно-творческой деятельности.

  1. Актуальность, цели, задачи

В современном обществе ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит  эмоциональной сфере. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития. На занятиях по данной программе мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников.

Цель и задачи обучения является :

  • формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной;
  • приобщение воспитанников к миру искусства;
  • развитие природных задатков, творческого потенциала, эстетического отношения к предметному миру и миру природы;
  • развитие мелкой моторики и образного мышления.

Задачи обучения:

  • Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование  экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  • Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
  • Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
  • Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

1.3 .Возраст обучающихся   и срок реализации программы

Уровень: ознакомительный

Программа обучения рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы) – 5-7 лет.

Организация обучения:

Программа рассчитана на один год обучения:

Обучение детей  5-6 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов

Обучение детей 6-7 лет - 1 раз в неделю, в год 36 часов

1.4. Формы, виды и режимы занятий

Формы занятий:  подгрупповые.

Режим занятий 

  • Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
  • Длительность занятия составляет :
  • У старшей группы –  1 учебный час (25 минут);

У подготовительной -1 учебный час (30 минут).

1.5 .Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу  года обучения дети должны:

  • Научиться разным приёмам работы с графическими материалами ( уголь, сангина, сепия ), используя все выразительные средства;
  • Научиться смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
  • Уметь использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линия, объём ) для осуществления своего замысла;
  • Уметь давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать свою точку зрения;
  • Быть оригинальным в выборе сюжета;
  • Уметь проявлять инициативу и самостоятельность;
  • Научиться идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, с другим человеком или героем художественного произведения;
  • Уметь проявлять свои познания в области изобразительного искусства, пытаться анализировать произведения различных видов искусства, выражать своё отношение к ним;
  • Быть активным на занятии, не стесняться спрашивать и задавать вопросы;
  • Владеть различными способами изображения предметов и сюжетов;

способы определения результативности

  • Просмотр и обсуждение работ по окончании заданной темы;
  • Регулярные отчётные выставки;
  • Участие в окружных и городских конкурсах и выставках;
  • Мониторинг.

Мониторинг проводится 2 раза в год (вначале учебного года и в конце) для выявления личностного роста и продвижения обучающегося.

2. Учебный тематический план

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на четырёх  тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». 

2.1. Учебный тематический план обучения детей 5-6 лет

Тема года: «Художник и природа нашей страны»

Тематические блоки

Кол-во часов

  1. Мир природы.

1. Образы  неба

1

2. Образы деревьев

1

3. Образы цветов (комнатные растения)

1

4. Дары природы (натюрморт «Изобилие»)

2

5. Образы природы (Портрет волшебницы –Флоры)

2

  1. Мир животных.

1.Образы подводного мира (Кит)

2

2. Образы насекомых (семья жуков на прогулке)

2

3. Образы птиц (Петушок- золотой гребешок)

1

4. Образы домашних животных(Кот- котофеич)

2

5. Образы животных( Барашки)

1

6. Образы диких зверей (семья белых медведей)

1

  1. Мир человека.

1. Возраст человека: молодой – старый

2

2. Образы времён года в искусстве (костюм зимы)

1

3. Дом для зимы, весны, лета, осени

1

4. Чудо- Планета

1

5. Весенние праздники (первые цветы)

1

6. Весенние праздники( Мамин праздник)

2

  1. Мир искусства.

1.Любимые сказки(путешествие в сказочную страну)

1

2.Волшебник (фокусник)

2

3.Волшебные предметы ( Волшебный сосуд)

1

4.Празднечный стол в сказочной стране

2

5.Волшебная птица

1

6.Сказочные герои (Богатыри)

2

7.Сказочные существа

1

8.Сказка и быль(Волшебные цветы весны)

2

Итого часов :

36

2.2. Учебный тематический план обучения детей 6-7 лет

Тема года: «Художник и природа пяти континентов».

Тематические блоки

Кол-во часов

  1. Мир природы.

1.Введение

1

2.Образы неба

1

3.Образы земли

1

4. Образы деревьев

1

5. Образы цветов

2

6. Осенние дары

2

7.Образы природы(Портрет волшебницы природы)

1

8.Образы природы

1

  1. Мир животных.

1.Образы подводного царства (Рыбы коралловых рифов)

2

2. Образы птиц (Перелётные птицы)

1

3.Образы домашних животных(Кот)

2

4.Образы экзотических животных

1

5.Образы диких животных

1

6.Образы зимней природы

2

  1. Мир человека.

1.Мои друзья

1

2.Холодное царство(путешествие в Антарктиду)

1

3.Тёплое царство(царство живописи)

1

4.Серебряное королевство (Серебряная рыба.)

1

5.Страна улыбок – царство смеха

2

6.Шахматное королевство(белое на чёрном, чёрное на белом)

1

7.Страна чудес (Царство волшебных букв)

3

  1. Мир искусства.

1. Космическое путешествие

2

2.Путешествие на Африканский континент (пирамиды)

1

3.Путешествие по Азии (полёт над Кавказскими горами)

1

4.Путешествие на Американский континент (ребята – индейцы)

1

5.Путешествие по берегам Японии

1

6. Москва – столица нашей Родины

1

Итого часов:

36

3.Содержание изучаемого курса

3.1. Содержание учебного тематического плана для детей 5-6 лет

1 Тематический блок: «Мир природы».

Программное содержание

Закреплять умения детей рисовать правильно используя материалы; развивать память, воображение и творческие способности.

Закреплять умения приёмам смешивания цветов; дать представление о светлых и тёмных оттенках цвета,  продолжать учить приёмам работы с красками;

Закреплять знания об окружающем мире,  умения внимательно рассматривать растения, обращая внимание на характер стебля, листьев; учить придумывать названия растениям; закреплять умения рисовать с натуры.

2 Тематический блок: «Мир животных».

Программное содержание

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции, иллюстрации; закреплять знания об окружающем мире; закреплять умения работать в смешанной технике.

Закреплять знания об окружающем мире при рассматривании северных пейзажей и иллюстрации северных животных.

Закрепление приёмов рисования в разных техниках, закреплять умения создавать образ из « линии – закорючки ».

3 Тематический блок: «Мир человека».

Программное содержание

Закреплять умения внимательно рассматривать иллюстрации и репродукции, обращая особое внимание на то, как художники передают различные особенности изображаемого,; закреплять умение подбирать фон.

Закреплять умения внимательно рассматривать репродукции различных архитектурных построек разных стилей, особое внимание обращая на архитектурные элементы(колонны, арки, крыши, окна); закреплять умения изображать здания, украшая их согласно задуманному. Развивать творческие способности и воображение.

4 Тематический блок: «Мир искусства».

Программное содержание

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции, обращая внимание на форму, цветовое разнообразие и орнаменты; закреплять умения работать с разными материалами.

Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции произведений художников, обращая внимание на одежду богатырей их удаль и стать, опираясь на описания богатырей в былинах и в музыке; закреплять умения работать с графическими материалами.

3.2.Содержание  учебного тематического плана для детей 6-7лет

1 Тематический блок: «Мир природы».

Программное содержание

Закреплять умения детей рисовать на свободную тему, правильно используя материалы; развивать память, воображение и творческие способности. Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции пейзажей с изображением радуги; закреплять умения смешивать краски.

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с изображением пейзажей с водой, обращая внимание на то, что отражение в воде – это перевёрнутый мир; продолжать учить работать в технике  монотипии.

Закреплять умение внимательно рассматривать и анализировать репродукции картин .показать приёмы изображения.

2 Тематический блок: «Мир животных».

Программное содержание

Закреплять знания детей об окружающем; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции закреплять навыки работы с графическими материалами, закреплять умение работать в смешанной технике.

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции животных, обращая внимание на строение их фигур; закреплять умение изображать животных в их естественной среде обитания.

3 Тематический блок: «Мир человека».

Программное содержание

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции с портретами, обращая внимание на среду, в которой находятся люди, что они держат в руках, какое у них настроение;

Продолжать развивать воображение, фантазию и творческие способности;  закреплять умение работать с графическими материалами.

Закреплять знания детей о холодных и тёплых цветах, обращая внимание на то, какое настроение вызывает тот или иной цвет и их сочетание; продолжать развивать воображение и фантазию.

Закреплять знания детей об окружающем мире; продолжать учить детей работать аккуратно с графическими материалами, чтобы передать красоту линии, контраст цвета.

4 Тематический блок: «Мир искусства».

Программное содержание

Закреплять знания детей об окружающем мире, о том, где они живут, какие ещё есть страны и континенты; вызвать интерес к путешествиям; закреплять умение внимательно рассматривать репродукции красивых мест нашей страны и других стран; закреплять умение работать с графическими материалами.

Учить обращать  внимание на облик русского сувенира, на используемые цвета и орнаменты; закреплять умение составлять растительные орнаменты, используя знания о русских промыслах.

Закреплять умение внимательно рассматривать репродукции и иллюстрации с изображением разных красивых мест нашего города, обращая внимание на архитектуру городского пейзажа; закреплять умение изображать по памяти, используя все свои знания и умения.

4.Методическое обеспечение программы

  • Методическая  литература;
  • Наглядно демонстрационный и раздаточный материал;
  • Репродукции картин;
  • Технические средства: музыкальный центр + аудиокассеты, диски; телевизор; DVD + диски;
  • Мини – галерея детских работ;

  1. Материально- техническое обеспечение

Условия реализации программы:

  • Занятия проводятся в изостудии;
  • В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья, магнитная доска;
  • Стеллажи с различными художественными ( акварель,  гуашь ), графическими ( цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, цветные и гелиевые ручки, пастель сухая и масляная, уголь, сангина, соус, сепия,) и конструктивными материалами ( пластилин, различные виды бумаги, природный и бросовый материал);
  • Стеллажи с оборудованием ( кисти, баночки, ножницы обычные и фигурные);

  1. Библиографический список

6.1. Список рекомендованной литературы для педагога:

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991.
  2. Копцева Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. М., 2006.
  3. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.,1996.
  4. Мелик - Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.,1995.
  5. Полунина В.Н. Искусство и дети. М., 1998.
  6. Сборник стихов и загадок. «Про всё на свете»:  М., 2002.

  1. Список рекомендованной литературы для родителей:

         1. Герасимова Д. «Осенние рыбы. Первые уроки творчества»- М.: ООО  «Издательство Лабиринт Пресс», 2015 г

2. Левин С.Д. Ваш ребёнок рисует. М., 1980.

         3 Фиона Гоуэн «Мастерская суперидей. Рисуют все! Всем…и на всём!» - М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2013 г.

         4.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М., 2001.

5.Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. М.,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год

Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ   и педагога дополнительного образования   2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год...

Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года

Программа рассчитана на один год обучения:Обучение детей  5-6 лет - 1 раз в неделю,в год 36 часовОбучение детей 6-7 лет - 2 раз в неделю, в год 72 часа...

Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года

Данная программа основана на программе: Копцевой  Т.А. «Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству».Старшая группа -36 часовПодгот...

Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию (бюджет) "Палитра" 2018-2019 уч.год

Данная программа основана на программе: Копцевой  Т.А. «Природа и художник.Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству»для старшей и подготовительной г...

Программа дополнительного образования по Рисованию.

Адоптированная дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа "Живопись" художественной напревленности для обучающихся с умственной отсталостью (интелесктуальными нарушениями) ...