Самореализация подростков через творческую и культурно-досуговую деятельность
статья по изобразительному искусству (изо)
Творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorealizatsiya_podrostkov_cherez_tvorcheskuyu_i_kulturno.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Самореализация подростков через творческую и культурно-досуговую деятельность
Современное динамично развивающееся общество предъявляет все больше требований к личности специалиста какой-либо области. Он должен не только быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей действительности, но и преобразовывать эту действительность для достижения поставленных целей. Поскольку человек в большей степени является социальным существом и много времени проводит в окружении других людей, ему необходимо обладать навыками, помогающими быстро и легко адаптироваться в новом коллективе, находить и поддерживать полезные и дружеские контакты. Для того чтобы быть конкурентоспособным, специалист должен постоянно развиваться, самореализовываться, нестандартно подходить к решению поставленных задач. Ему должно быть присуще стремление к творческой самореализации как максимально полному воплощению своих возможностей и способностей.
Известно, что каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.
Р.Г. Салахутдинов отмечает, что социально-культурное творчество - это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Социально-культурное творчество - это комплексное понятие, в нем объединены уже известные виды творчества и сравнительно недавно выделенное в отдельную категорию досуговой деятельности социальное творчество. Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. [1]
Исследователь Ф.И. Минюшев отмечает, что социокультурное творчество - это творение общих образцов действий, принципов, выбора цели и соотношения цели и средств, ценностей, верований, а также символических средств, обеспечивающих коммуникацию этих смыслов и норм (мимика, жестикуляция, язык, образцы). В процессе и результате социокультурного творчества происходят изменение и развитие элементов культуры, регулирующих поведение и деятельность миллионов людей, изменение тех элементов, которыми культура оснащает социальные процессы, и результаты их действий приходят неизбежно [2].
Творчество в социокультурной сфере также побуждается потребностью, но не отдельной личности, а социальной группы, общности, класса, народа. Представителей определенных слоев общества не удовлетворяют существующие знания, ценности, нормы, образцы, традиции, верования, и появляется потребность изменить их на новые. Этот процесс в нашей стране в определенных кругах начался еще в 70-е годы. В среде интеллигенции и молодежи появились люди, которых не удовлетворяли нормы и ценности, регулирующие социальную деятельность человека. У них назрела потребность изменить идеалы, образцы жизнедеятельности. В обществе начался процесс культурного оснащения новой потребности отдельных социальных групп, смена идеалов социализма на идеалы капитализма.
В диссертационном исследовании Е.В. Великановой отмечается, что социально-культурное творчество как культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности. Автор пишет: «При постижении социально-культурной динамики самодеятельного художественного творчества, мы вправе говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я» [3].
В диссертационном исследовании И.М.Верещагиной выдвинута интересная гипотеза, основанная на том, что социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы, т.е. целенаправленная деятельность социально-культурных учреждений по организационно-методическому сопровождению и ресурсному обеспечению индивидуального любительства в сфере досуга, может способствовать развитию социальной активности личности и трансформации любительской деятельности энтузиастов досуга в активное социально-культурное творчество[4].
Важно отметить, что социально-культурное творчество - это область творческой самореализации личности, а потому ей присущи культурные инициативы и соответствующие условия для культурной деятельности.
Настоятельная потребность формирования творческой самореализации обусловлена тем, что в подростковом возрасте дети с особой остротой начинают ощущать потребность в утверждении себя среди сверстников, в оценке их личности, стремятся к самовыражению и самореализации, испытывают чувство неудовлетворенности от отсутствия понимания своей личности, от не востребованности и нереализованности своих возможностей. С этой точки зрения формирование творческой самореализации подростков вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием и движущей силой, мотивом осуществления деятельности.
Идея самореализации возникла в недрах философской антропологии. Впервые явление, получившее впоследствии название «самореализация», разрабатывал Аристотель. Он считал, что цели, к которым человек стремится, бывают двух видов: в одном случае - это само действие человека, а в другом - его результат, источником являются потребности человека [5]. Однако Аристотель в своих работах намечает только основные подходы к решению проблемы самореализации личности, не останавливаясь подробно на анализе этого процесса.
Идею самореализации личности разрабатывал Гегель. Он считал, что самореализация - это основная потребность личности, а все другие потребности вытекают из стремления человека «осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное Я». [6]
Н.Л. Кулик, опираясь на общие положения Аристотеля, Гегеля, Фейербаха, рассматривает соотношение понятий «самореализация», «реализация» и «самоутверждение». [7]
Очень близок Н.Л. Кулику в своих взглядах в понимании самореализации В.И. Муляр. [8] Он также определяет самореализацию как «индивидуальный процесс деятельного опредмечивания сущностных сил личности», но более глубоко рассматривает взаимосвязь между самореализацией и самопознанием.
Несколько иные аспекты самореализации личности раскрывает в своих исследованиях Н.И. Полубабкина. [9] Она считает, что самореализация - одновременно и цель, и результат, и процесс жизни человека. Материалы философов, изучавших проблемы самореализации, легли в основу психолого-педагогического подхода к изучению проблемы реализации подростков.
В 50-х гг. XX в. проблема самореализации начинает разрабатываться в рамках гуманистической психологии и представляется необходимым фактором полноценного развития человека, его самореализации.
Н.Н. Михайлов [10] считает, что данная потребность занимает особое место в системе потребностей личности и, обогащаясь конкретным содержанием, превращается в принцип.
Между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, приобретающей характер самореализации, существует прямая связь.
Характерным является то, что к рассмотрению самореализации исследователи подходили не к самостоятельному явлению, а как составной
части более сложных явлений, прежде всего - самоопределения.
В современных социальных условиях интерес к проблеме самореализации личности в педагогике и психологии значительно возрос. Это объясняется тем, что в новых социально-экономических условиях приоритетной стала задача формирования активного, деятельного начала в личности.
Многие педагоги отмечают, что если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на обучение, то современная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности. Например, И.Г. Шендрик, рассматривая педагогический аспект проблемы самореализации личности, считает, что данный аспект предполагает разработку средств и условий, стимулирующих процессы самопознания, целеполагания, проектирования перспектив индивидуальной жизнедеятельности. [11]
На современном этапе предпринимаются попытки дальнейшего исследования проблемы самореализации личности в контексте самоопределения, самообразования, самосовершенствования.
В последнее время появилось немало содержательных диссертационных исследований, в которых проблема творческой самореализации рассматривается в аспекте подготовки учителя, в аспекте развития творческой личности в образовательном процессе. Так, А.А. Солдатова рассматривает творческое самовыражение как одну из форм творческой самореализации личности, выступающей доминирующим фактором профессиональной подготовки. [12]
В исследованиях В.А. Сластенина подчеркивается, что творческая самореализация выступает как направленность, система устойчиво доминирующих мотивов, определяющих отношение личности к обществу, людям, самому себе. [13]
В современном научном знании можно выделить три уровня анализа проблемы самореализации личности: философский, психологический, педагогический.
На философском уровне решаются вопросы о сущности человека, о сути процесса самореализации. На психологическом уровне анализируются личностные качества и конкретные внешние условия, позволяющие личности продуктивно самореализоваться, исследуются мотивационная основа самореализации и обратное влияние объективной и субъективной эффективности самореализации на личность и деятельность субъекта (его самооценку, уровень притязаний). На педагогическом уровне самореализация определяется как одна из целей педагогического процесса и заключается в помощи личности осуществлять свои позитивные возможности, раскрывать задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности.
Самореализация подростка как самостоятельное педагогическое исследование возникло в науке сравнительно недавно. Самореализация подростка - это осознанный и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация подростка как процесс предполагает: идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятие, разнообразное восприятие чувственно заданных ситуаций, творческий характер активности. В оценке творческой самореализации подростков предлагаются критерии, позволяющие судить об уровне эффективности компонентов.
Критерий положительной мотивации к творческой деятельности предполагает осознанность цели деятельности, интерес к процессу творческой деятельности, стремление к успеху при решении творческих задач, стремление к лидерству в творческой деятельности, познавательные потребности, стремление к самосовершенствованию. Критерием самореализации в творческой деятельности подростков выделяется умение выделять цели и приоритеты, способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии и коррекции; умения преодолевать трудности в учении. [14]
В качестве наиболее существенных признаков творческой самореализации подростка выступают следующие:
- творческая самореализация подростка является специфической областью педагогической деятельности, в которой педагог, стимулирующий подростка на творческую самореализацию, должен учитывать воздействие экосистемы на личность, создавать такие условия, в которых подросток сам ощущает потребность и необходимость в творческой самореализации как необходимом способе актуального жизнетворчества;
- в характеристики творческой самореализации входят внутренняя свобода, воля, интенсивность, направленность реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, культура творческой рефлексивности;
- самореализация подростка заключается в распредмечивании формообразования социального опыта;
- к творческой самореализации ведут предпосылки субъективного характера (потребности, направленность, потенциальные когнитивные и психофизиологические способности, ментальные характеристики);
- понятие творческой самореализации включает такие образования, как самопознание, самоосмысление, самоотношение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, самоопределение, саморегуляция;
- творческая самореализация подростка обусловлена процессами интенсивного созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры;
- в процессе формирования творческой самореализации необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общенаучных критериев, через самооценку деятельности поступка, культуры межличностных отношений. [15]
Создание благоприятных условий для наиболее полного самоутверждения и самовыражения подростков в условиях социально-культурных и культурно-досуговых учреждений напрямую зависит от ряда условий:
• Богатства, разнообразия и доступности видов культурно-досуговой деятельности, позволяющих и побуждающих подростка делать выбор, т.е. формировать мотивационную структуру личности.
• Вовлечения подростков в реализацию общественно - значимой деятельности. Участие подростка должно осуществляться наравне со взрослыми, как в выборе форм и средств, так и в практическом использовании приобретённых знаний и умений. Участие подростков в выработке форм и правил, содержания, и направленности досуговой деятельности способствует самореализации, самовыражению и самоутверждению.
• Неформального, неструктурированного характера деятельности досуговой среды. Принципа добровольности и самоконтроля, наиболее привлекательных для подростков.
• Организация деятельности коллектива должна носить побудительный, а не запрещающий характер. Для подростков важна установка на успех, определение перспективы и конкретного результата деятельности.
• Включения подростков в процесс освоения новых видов общественных отношений. Создание условий для здорового соперничества, уважение педагога к личности воспитанника, объективная оценка, стимулирование успехов, и как следствие, формирование позитивной самооценки.
• Создания благоприятной нравственно-психологической атмосферы в коллективе.
В систему культурно-досуговой деятельности входит сеть учреждений культуры разных типов: клубные учреждения, парки культуры и отдыха, музеи, библиотеки, центры досуга, культурные комплексы, кафе, ночные клубы, интернет-залы, система дополнительного образования и т.д. Каждое из этих учреждений способно создать благоприятные условия для самоутверждения и самовыражения подростков в соответствии с основной функцией учреждения[16], причем дать возможность самоутвердиться не за счёт других людей, а за счёт самовыражения себя в художественно-творческой, общественно-политической, и др. видах активности.
Необходимо помочь подростку с определением видов деятельности, т.к. для оптимального самоутверждения она должна соответствовать силам и творческим возможностям подростка. Следствием неадекватного выбора форм может быть фрустрация, душевный и физический надрыв, уход от реальности, апатия, социальная и культурная реактивность. Всё это тормозит процессы развития личности подростка. Речь не идёт о заниженности притязаний, а о соответствии уровня притязаний возможностям. В данном случае, огромную роль играет помощь старших (педагогов, родителей, организаторов). При всей самостоятельности подростка, в некоторых случаях, он остро нуждается в поддержке со стороны старших.
Таким образом, под социально значимым самоутверждением понимается процесс выявления и закрепления в общественном сознании лучших, наиболее достойных качеств личности подростка и творческого самовыражения как процесса раскрытия творческого потенциала, проявления интересов и склонностей подростков, получения удовлетворения от своей деятельности.
Литература:
- Пигров К.С. Научно - техническое творчество. - Л., 1979.
- Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект): Дис. ...канд. филос. наук. М., 1995. 174 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1990.
- Прихожан А.М. «Диагностика личностного развития детей подросткового возраста»// АНО «Пэб». - М, 2007.
- Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста» // СПб: Питер, 2000.
- Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии». М.: Учпедгиз, 1946.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии, М.: Просвещение, 1976, 796 с.
- Салахутдинов Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды / Салахутдинов Р. Г.Казань, РИЦ "Школа", 2002. - 216с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки. М., 1976. 160 с.
- Солдатова А.А. Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2000. 22 с.
- Социальная активность как основа социально-культурного творчества [Электронный ресурс]/ научная статья Book-Science Научная энциклопедия» Общественные науки» Социально- культурная деятельность /Режим доступа: http://book-science.ru/social/skd/ socia
- Талызина Н.Н. «Психология подросткового и юношеского возраста». // СПб.: Питер, 2010.
- Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга, СПб., 2003 г.
- Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. - Кишинев, 1989.
- Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании» Владос, 1995. -544 с.
- Шендрик И.Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика, 2004. № 4. С. 36-42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование гражданской зрелости подростка через совместно-творческую деятельность «Социальный театр»
Аннотация. Воспитание личности в процессе обучения – ведущий принцип отечественной педагогики. Российская школа, пройдя сложный процесс преобразований, возвращается...
«Формирование танцевальной культуры школьников через культурно-досуговую деятельность»
Творческий отчет...
Развитие творческой индивидуальности подростков через проектную деятельность на уроке музыки
Это моя дипломная работа.О развитии творческой индивидуальности материала очень не много... Может быть кому-то пригодиться мой труд....
Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»
Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...
Социализация, самореализация, самоопределение детей и подростков через арт-терапевтические техники на уроках, дополнительных занятиях и во внеурочной деятельности
Статья, посвященная работе с учениками 8-10 классов в группе психологического тренинга. Об использовании арт-трапии (мандалы руками подростков)....
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию обучающихся на уроках английского языка».
Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы. В ней автор анализирует мотивации учеников к изучению иностранных языков и формир...