Обучение детей с ОВЗ.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 7 класс)
Работа с детьми по адаптированным программам в условиях массовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АРП ИЗО 4 класс | 44.51 КБ |
АРП ИЗО 5 класс | 61.29 КБ |
АРП ИЗО 7 класс | 53.08 КБ |
Приказ об организации обучения по индивидуальному плану | 429.47 КБ |
Приказ об организации обучения по индивидуальному плану | 523.13 КБ |
Приказ об организации обучения по индивидуальному плану | 512.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от ______№___ __________ ___________ Подпись ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР ______________________ дата __________ ____________ Подпись ФИО
| Утверждено: Приказ от _______№____ Директор МАОУ СОШ №1 _________ ____________ Подпись ФИО |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(для детей с ЗПР)
учебного предмета, курса «Изобразительное искусство»
для 4А класса
34 часа (1 час в неделю)
Срок реализации программы 2021 - 2022 учебный год
первая |
Составитель рабочей программы:
Сафарова Гульназ Талгатовна
Квалификационная категория: первая
2021– 2022 учебный год
1.Пояснительная записка
1.1. Название рабочей программы.
Адаптированная рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 4 класса
1.2. Место учебного предмета, в структуре ООП.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Общественно- научные предметы»
1.3. Сроки реализации программы.
Адаптированная рабочая программа разработана на 2021-2022 учебный год.
1.4. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.
На обучение предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). Программа рассчитана 34 учебных недель, что соответствует учебному плану школы.
1.5. Цель рабочей программы
— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития и учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. В соответствии с данной программой обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данная рабочая программа обеспечивает специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР, а именно:
- учитывает необходимость коррекции психофизического развития;
- особую пространственную и временную организацию образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи учителя, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учитывает актуальные и потенциальные познавательные возможности, обеспечивает индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для обучающихся с ЗПР;
- обеспечивает непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно.
1.6. Краткое содержание учебного предмета, курса
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Истоки родного искусства
- Пейзаж родной земли.
- Деревня — деревянный мир.
- Красота человека.
- Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
- Родной угол.
- Древние соборы.
- Города Русской земли.
- Древнерусские воины-защитники.
- Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
- Узорочье теремов.
- Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
- Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
- Народы гор и степей.
- Города в пустыне.
- Древняя Эллада.
- Европейские города Средневековья.
- Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
- Материнство.
-Мудрость старости.
- Сопереживание.
- Герои-защитники.
- Юность и надежды.
- Искусство народов мира (обобщение темы).
1.7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Программа обеспечена учебно- методическим комплектом:
Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Неменская / под ред. Неменского Б.М.- 5-е изд. - М. «Просвещение», 2015
Электронные образовательные ресурсы
Сайт единой цифровой образовательной коллекции. http://school-collection.edu.ru/collection/, nsportal.ru , https://infourok.ru/, Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов, 1september.ru, Детскиепрезентации. Интернет-ресурсы для учителей начальных классов:http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- Мультимедийный проектор;
- компьютер;
- МФУ;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
2. Планируемыерезультаты.
2.1. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Выпускник научится:
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений
и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные
способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и
скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
3. Содержание учебного предмета
3.1. Краткая характеристика содержания предмета
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у разных народов по разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
3.2. Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов |
Истоки родного искусства | 8 |
Древние города нашей земли | 7 |
Каждый народ — художник | 11 |
Искусство объединяет народы | 8 |
Итого | 34 |
3.3. Содержание учебного предмета, курса
Истоки родного искусства
- Пейзаж родной земли.
Пейзаж «Осень в Югре».
- Деревня — деревянный мир.
- Красота человека.
- Народные праздники.
Народные праздники коренных жителей Югры.
- Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей земли
- Родной угол.
- Древние соборы.
- Города Русской земли.
- Древнерусские воины-защитники.
- Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
- Узорочье теремов.
- Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
- Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
- Народы гор и степей.
- Города в пустыне.
- Древняя Эллада.
- Европейские города Средневековья.
- Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
- Материнство.
-Мудрость старости.
- Сопереживание.
- Герои-защитники.
- Юность и надежды.
- Искусство народов мира (обобщение темы).
4. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Дата проведения | Количество часов |
Истоки родного искусства (8ч.) | |||
1 | Пейзаж родной земли. Пейзаж «Осень в Югре». | ||
2 | Пейзаж родной земли. | ||
3 | Деревня - деревянный мир | ||
4 | Деревня - деревянный мир | ||
5 | Красота человека | ||
6 | Красота человека | ||
7 | Народные праздники. Народные праздники коренных жителей Югры. | ||
8 | Народные праздники(обобщение темы) | ||
Древние города нашей земли (7ч.) | |||
9 | Родной угол | ||
10 | Древние соборы | ||
11 | Города Русской земли | ||
12 | Древнерусские воины- защитники | ||
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва | ||
14 | Узорочье теремов | ||
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | ||
Каждый народ — художник (11 ч.) | |||
16 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | ||
17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | ||
18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | ||
19 | Народы гор и степей | ||
20 | Народы гор и степей | ||
21 | Города в пустыне | ||
22 | Древняя Эллада | ||
23 | Древняя Эллада | ||
24 | Европейские города средневековья | ||
25 | Европейские города средневековья | ||
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | ||
Искусство объединяет народы (8 ч.) | |||
27 | Материнство | ||
28 | Материнство | ||
29 | Мудрость старости | ||
30 | Сопереживание | ||
31 | Герои-защитники | ||
32 | Юность и надежды | ||
33-34 | Искусство народов мира (обобщение темы) |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от ______№___ __________ ___________ Подпись ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР ______________________ дата __________ ____________ Подпись ФИО
| Утверждено: Приказ от _______№____ Директор МАОУ СОШ №1 _________ ____________ Подпись ФИО |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса «Изобразительное искусство»
для 5В класса
35 часов (1 час в неделю)
Срок реализации программы 2021 - 2022 учебный год
первая |
Составитель рабочей программы:
Сафарова Гульназ Талгатовна
Квалификационная категория: первая
2021– 2022 учебный год
1.Пояснительная записка
1.1. Название рабочей программы.
Адаптированная рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 5 класса
1.2. Место учебного предмета, в структуре ООП.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Общественно- научные предметы»
1.3. Сроки реализации программы.
Адаптированная рабочая программа разработана на 2021-2022 учебный год.
1.4. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.
На обучение предмету «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Программа рассчитана 35 учебных недель, что соответствует учебному плану школы.
1.5.Цель рабочей программы
- формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формировать художественную компетентность зрителя; художественную культуру учащихся, знакомить с историей культуры;
-развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
1.6.Краткое содержание учебного предмета, курса.
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
«Древние корни народного искусства»
- Древние образы в народном искусстве.
- Убранство русской избы.
- Внутренний мир русской избы.
- Конструкция, декор предметов народного быта
- Русская народная вышивка.
- Народный праздничный костюм
- Народные праздничные обряды (обобщение урока)
«Связь времен в народном искусстве»
- Древние образы в современных народных игрушках.
- Искусство Гжели.
- Городецкая роспись
- Хохлома.
- Жостово. Роспись по металлу
- Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Промыслы народов Севера
- Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
«Декор – человек, общество, время»
- Зачем людям украшения
- Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
- Одежда говорит о человеке.
- О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.
Гербы ХМАО- Югры и г. Покачи
- Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(обобщение темы)
«Декоративное искусство в современном мире»
- Современное выставочное искусство
- Ты сам мастер
- «Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека». Обобщающий урок года
1.7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечена учебно- методическим комплектом:
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская / под ред. Неменского Б.М.- М. «Просвещение», 2015 г.
Электронные образовательные ресурсы
Сайт единой цифровой образовательной коллекции. http://school-collection.edu.ru/collection/, nsportal.ru , https://infourok.ru/, Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации. Интернет-ресурсы для учителей начальных классов:http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- МФУ;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
2.Планируемые результаты.
2.1. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Учащиеся научатся:
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиесяполучат возможность научиться:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
- коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- Развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр, кино);
- Приобретение опыта работы различными художественными материалами и разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ ( цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
3. Содержание учебного предмета
3.1. Краткая характеристика содержания предмета
Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
3.2.Учебно-тематический план
Разделы | Кол-во часов |
Древние корни народного искусства | 8 |
Связь времен в народном искусстве | 8 |
Декор, человек, общество, время | 12 |
Современное декоративное искусство | 7 |
Всего | 35 |
3.3 Содержание учебного предмета
Тема I четверти:«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
Урок 1. Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
Урок 2. Убранство русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Урок 3-4. Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо, пол- земля, подпол- подземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Урок 5. Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Урок 6. Русская народная вышивка.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
Урок 7. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Урок 8.Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
Тема II четверти:«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Урок 9. Древние образы в современных народных игрушках.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Урок 10. Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
Урок 11. Городецкая роспись
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Урок 12-13. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор, существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Урок 14. Жостово. Роспись по металлу
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
Урок 15. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Промыслы народов Севера
Краткие сведения из истории возникновения щепы. Своеобразие формы и декора. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях мастеров.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором.
Материалы: пластилин, банка, стеки.
Урок 16.Роль народных художественных промыслов в современной жизни (Обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
Тема III четверти: «Декор – человек, общество, время» (12ч)
Урок 17-18. Зачем людям украшения
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
Урок 19-21. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание:
1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2.. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
Урок 22-25. Одежда говорит о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы прошлого века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве прошлого века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы (Средневековья) века высших и низших сословий общества в технике "коллаж"
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.
Урок 26-27.О чем рассказывают гербы. Гербы ХМАО - Югры и г. Покачи. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб ХМАО. Гербы городов ХМАО. Герб города Покачи.
Задания: Создание по образцу фамильного герба).
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Урок 28. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(обобщение темы)
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
Тема IV четверти:«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Урок 29. Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Современный хантыйский сувенир.
Урок 30- 34. Ты сам мастер
- Народная праздничная одежда.
Народный (русский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс ( в основе сарафан) и
Южнорусский (в основе понева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной(русской) одежде.
- Изготовление куклы –берегини в русском народном костюме.
Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме.
- Эскиз русского народного костюма.
Создание эскизов народного праздничного костюма(хантыйского костюма).
Урок 35.Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека».Обобщающий урокгода
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Дата проведения | Количество часов |
Древние корни народного искусства(8ч.) | |||
1 | Древние образы в народном искусстве | ||
2 | Убранство русской избы | ||
3-4 | Внутренний мир русской избы | ||
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | ||
6 | Русская народная вышивка | ||
7 | Народный праздничный костюм | ||
8 | Народные праздничные обряды (обобщение урока) | ||
«Связь времен в народном искусстве (8ч.) | |||
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | ||
10 | Искусство Гжели. | ||
11 | Городецкая роспись. | ||
12 -13 | Золотая Хохлома. | ||
14 | Жостово. Роспись по металлу | ||
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Промыслы народов Севера | ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | ||
Декор, человек, общество, время (12ч.) | |||
17- 18 | Зачем людям украшения. | ||
19-21 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | ||
22-25 | Одежда говорит о человеке. | ||
26-27 | О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. Гербы ХМАО- Югры и г. Покачи | ||
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(обобщение темы) | ||
Современное декоративное искусство (7ч.) | |||
29 | Современное выставочное искусство. | ||
30 - 34 | Ты сам мастер. | ||
35 | Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Обобщающий урок года |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Рекомендовано: Предметной комиссией протокол от ______№___ __________ ___________ Подпись ФИО | Согласовано: Заместитель директора по УР ______________________ дата __________ ____________ Подпись ФИО
| Утверждено: Приказ от _______№____ Директор МАОУ СОШ №1 _________ ____________ Подпись ФИО |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(для детей с ЗПР)
учебного предмета, курса «Изобразительное искусство»
для 7Б класса
35 часов (1 час в неделю)
Срок реализации программы 2021 - 2022 учебный год
первая |
Составитель рабочей программы:
Сафарова Гульназ Талгатовна
Квалификационная категория: первая
2021– 2022 учебный год
1.Пояснительная записка.
- Название рабочей программы.
Адаптированная рабочая программа по «Изобразительному искусству» для 7 класса
1.2. Место учебного предмета, в структуре ООП.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть учебного плана образовательной области «Искусство».
1.3 Сроки реализации программы.
Адаптированная рабочая программа разработана на 2020-2021 учебный год.
1.4. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.
На обучение предмету «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Программа рассчитана 35 учебных недель, что соответствует учебному плану школы.
1.5. Цель рабочей программы
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоциональноценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Программа предназначена для обучающихся с задержкой психического развития и учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. В соответствии с данной программой обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Данная рабочая программа обеспечивает специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР, а именно:
- учитывает необходимость коррекции психофизического развития;
- особую пространственную и временную организацию образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- организацию процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи учителя, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учитывает актуальные и потенциальные познавательные возможности, обеспечивает индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для обучающихся с ЗПР;
- обеспечивает непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно.
1.6.Краткое содержание учебного предмета, курса.
Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры обучающихся.
Художник –дизайн - архитектура
- Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или "Внесем в порядок хаос"
- Прямые линии и организация пространства.
- Цвет – элемент композиционного творчества
- Свободные формы: линии и пятна
- Искусство шрифта.
- Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
- Многообразие форм полиграфического дизайна (обобщение темы)
В мире вещей и зданий
- От плоскостного изображения к объёмному макету
- Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
- Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.
- Важнейшие архитектурные элементы здания
- Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
- Форма и материал
- Роль цвета в формотворчестве (обобщение темы)
Город и человек
- Образы материальной культуры прошлого.
- Пути развития современной архитектуры и дизайна
- Город, микрорайон, улица. Архитектура городов Югры
- Городской дизайн
- Интерьер и вещь в доме. Дизайн – пространственно-вещной среды интерьера
- Организация архитектурно-ландшафтного пространства
- Замысел архитектурного проекта и его осуществление.(обобщение темы)
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
- Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу какой у тебя дом"
- Интерьер, который мы создаем.
- Пугало в огороде, или... Под шепот фонтанных струй.
- Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
- Встречают по одежке.
- Автопортрет на каждый день.
- Моделируешь себя- моделируешь мир (обобщающий урок год)
1.7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечена учебно- методическим комплектом
Изобразительное искусство.Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров/ под ред. Неменского Б.М.- М. «Просвещение», 2017 г.
Электронные образовательные ресурсы
Сайт единой цифровой образовательной коллекции. http://school-collection.edu.ru/collection/, nsportal.ru , https://infourok.ru/, Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов, 1september.ru, Детские презентации. Интернет-ресурсы для учителей начальных классов:http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -Интернет-каталог детских сайтов: http://www.kinder.ru/
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- МФУ;
- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
2.Планируемые результаты.
2.1. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Учащиеся научатся:
- анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно - образных начал и их социальную роль;
Учащиеся получит возможность научиться
- конструировать объёмно - пространственные композиции, моделировать архитектурно - дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно - производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно - пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно - пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы.
2.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированной универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуальнопространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуальнопространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
3. Содержание учебного предмета, курса
3.1.Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный уровень художественной культуры обучающихся.
Программа «Изобразительное искусство» даёт широкие возможности для педагогического творчества, учёта особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
3.2.Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов |
Художник –дизайн - архитектура. | 8 |
В мире вещей и зданий. | 8 |
Город и человек. | 10 |
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. | 9 |
Итого | 35 |
3.3. Содержание учебного предмета, курса
7 класс - Дизайн и архитектура в жизни человека
Тема 1 четверти - "Художник –дизайн - архитектура"
Урок 1.Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос»
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Урок 2. Прямые линии и организация пространства
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Урок 3. Цвет - элемент композиционного творчества.
Урок 4. Свободные формы: линии и пятна.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Урок 5. Искусство шрифта
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.
Урок 6-7. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Урок 8. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы)
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание. В мире вещей и знаний.
Тема 2 четверти - "В мире вещей и зданий"
Урок 9. От плоскостного изображения к объемному макету.
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Урок 10. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Урок 11-12. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Урок 13. Важнейшие архитектурные элементы здания
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Урок 14.Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.
Урок 15. Форма и материал.
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Урок 16. Роль цвета в формотворчестве (обобщение темы)
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Функции художественного языка плаката и особенности его воздействия ярким, условным, лаконичным цветовым и графическим строем.
Специфические выразительные средства плаката (символы, изобразительные метафоры, эффектные сопоставления образов, масштабов, точек зрения, сочетание фотографий с рисунком и живописью).Использование синтеза искусств - поэзии и графики — в разработке композиции плаката.
Город и человек.
Тема 3 четверти - "Город и человек"
Урок 17. Образы материальной культуры прошлого
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Урок 18. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.
Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Урок 19-20. Город, микрорайон, улица. Архитектура городов Югры
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Урок 21-22. Городской дизайн
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Урок 23. Интерьер и вещь в доме. Дизайн - пространственно-вещной среды интерьера. Жилище коренных народов Югры.
Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).
Урок 24-25. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).
Урок 26. Замысел архитектурного проекта и его осуществление (обобщение темы)
Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно-смысловой логики.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Тема 4 четверти-"Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование"
Урок 27. Скажи мне , как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.
Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Урок 28. Интерьер, который мы создаем.
Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Урок 29-30. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй
Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.
Урок 31. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Урок 32-33. Встречают по одежке
О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.
Урок 34. Автопортрет на каждый день.
Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна
Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.
Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу».
Урок 35. Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир (обобщающий урок года)Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демонстрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы | Дата проведения | Количество часов |
1 четверть - «Художник –дизайн - архитектура"(8ч.) | |||
1 | Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или «Внесем в порядок хаос" | ||
2 | Прямые линии и организация пространства. | ||
3 | Цвет – элемент композиционного творчества | ||
4 | Свободные формы: линии и пятна | ||
5 | Искусство шрифта. | ||
6-7 | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне | ||
8 | Многообразие форм полиграфического дизайна (обобщение темы) | ||
2 четверть – «В мире вещей и зданий» (8ч.) | |||
9 | От плоскостного изображения к объёмному макету | ||
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | ||
11-12 | Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | ||
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания | ||
14 | Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | ||
15 | Форма и материал | ||
16 | Роль цвета в формотворчестве (обобщение темы) | ||
3 четверть – «Город и человек»(10ч) | |||
17 | Образы материальной культуры прошлого. | ||
18 | Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | ||
19-20 | Город, микрорайон, улица. Архитектура городов Югры | ||
21-22 | Городской дизайн | ||
23 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн – пространственно-вещной среды интерьера. Жилище коренных народов Югры. | ||
24-25 | Организация архитектурно-ландшафтного пространства | ||
26. | Замысел архитектурного проекта и его осуществление (обобщение темы) | ||
4 четверть - "Человек в зеркале дизайна и архитектуры"(9 ч.) | |||
27 | Скажи мне, как ты живешь, и я скажу какой у тебя дом" | ||
28 | Интерьер который мы создаем. Жилище народов Севера. | ||
29-30 | Пугало в огороде, или... Под шепот фонтанных струй. | ||
31 | Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | ||
32-33 | Встречают по одежке. | ||
34 | Автопортрет на каждый день. | ||
35 | Моделируя себя – моделируешь мир (обобщающий урок года) |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СЛОВООБРАЗОВАНИЮ, ФОРМИР
Перспективный план по лексическим темам старшая логопедическая группа ОНР....
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения
Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)
Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....