Конспект занятия по теме «Рисуем птицу. Голубь – символ мира»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Гурьева Людмила

Занятие реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» художественной направленности. Цель занятия - закрепление знаний об анималистическом жанре, выполнение творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektzanyatiya_ptitsa.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Гимназия 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

"

 Конспект занятия

по теме

 « Рисуем птицу. Голубь – символ мира»

Занятие разработала:

педагог дополнительного образования

ГБОУ Гимназии 295

Гурьева Людмила Александровна

2020

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Тема учебного занятия: "Голубь - символ мира на Земле (рисуем птицу)".

Продолжительность учебного занятия: 3 учебных часа по 45 минут.

Возраст детей: 10 - 14 лет.

Направленность - художественная.

Тема раздела: «Анималистический жанр».

Объединение: 15 человек, состав постоянный.

Программа: Занятие реализуется в рамках дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы «Акварелька» художественной направленности.

Сроки реализации программы: 1 год: 180 учебных часов в год (5 часов в неделю).

Этапы учебного занятия: организационный момент, мотивация к занятию, актуализация знаний, теоретическая часть I, практическая часть I, переменка, теоретическая часть II,

практическая часть II, рефлексия, подведение итогов занятия.

Форма обучения: коллективная.

Результаты учебного занятия: коллективное обсуждение готовых детских работ.

Цель: закрепление знаний об анималистическом жанре, выполнение творческой работы

Задачи:

-обучающие – углубить знания о размерах, анатомическом строении, цветовой окраске птиц, осуществлять связь с другими школьными предметами (литература, биология, технология), Познакомить учащихся с творчеством П.Пикассо;

-развивающие – совершенствовать умение рисовать птиц, учить видеть общее и индивидуальное в строении тела птиц, дальнейшее  развитие умений в использовании различных технических приемов в рисовании;

-воспитывающие – воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, добиваться качественной работы,  взаимную вежливость, дисциплину, коллективистские качества, экологическую культуру, важность борьбы за мир, за ядерное разоружение

Методы и приёмы проведения занятия:

-словесные (рассказ, беседа, вопрос, совет, обсуждение);

-стимулирование интереса (показ работ художников-анималистов);

-наглядные (демонстрация приемов работы);

-практические (работа над рисунками);

-при проведении занятия используются ИКТ-технологии, исследовательской деятельности.

Наглядный материал, реквизит: Тематические подборки репродукций, фотографий, ксерокопий, рисунков по разделам программы «Акварелька». Папка-накопитель А4 «Птицы». Составитель Гурьева Л.А., презентация в формате Power Point для занятия, составитель Гурьева Л.А., Тематические электронные подборки фотографий, репродукций для занятия, папка с документами в формате JPEG «Птицы». Составитель Гурьева Л.А. учебные таблицы и пособия с изображением птиц, игрушки, сувениры, изделия, книги по теме, магнитофон, компьютер

Компьютерные технологии: использование компьютера и программного обеспечения

для создания мультимедийных презентаций (PowerPoint),

Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений

Материальное обеспечение: компьютер, краски, кисти, палитры, клеенки, баночки для воды, карандаши, фломастеры, ножницы, клей ПВА, бумага

Межпредметные связи (интеграция образовательных областей): литература, биология, технология,

Обоснование темы: воспитание художественного вкуса, образного мышления

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Вступление
  3. Беседа о голубе, как о символе мира.
  4. Работа по теме занятия (просмотр видеоряда, объяснение)
  5. Самостоятельная практическая работа
  6. Вырезание из готовых рисунков птиц.
  7. Итог занятия

Ход занятия:

1. Организационный момент

2. Вступление

Сообщение темы занятия:

Отгадайте загадку:

Кто отправился в полёт,

В клюве веточку несёт?

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (Птица)

-Каких еще птиц вы знаете? (голуби, вороны, сороки, петух, соловей и т.д.)

-Очень часто птицы являются для людей символами каких-либо событий или явлений. Каких? (Петушок-утро; жаворонок - весна; сорока - новости; журавль - семейное счастье).

(слайд3)

-Каким символом является журавль? (счастья, мира, исполнения желания)

-Послушайте песню о журавлике и скажите, о чём в песне рассказывается.

(Слайд4)

Прослушивание песни: "Японский журавлик"

слова Владимира Лазарева

музыка Серафима Туликова,

Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,

Бумажного журавлика товарищ мне привез.

С ним связана история, история одна -

Про девочку, которая была облучена.

Припев:

Тебе я бумажные крылья расправлю,

Лети, не тревожь этот мир, этот мир,

Журавлик, журавлик, японский журавлик,

Ты вечно живой сувенир.

"Когда увижу солнышко?" - спросила у врача

(А жизнь горела тоненько, как на ветру свеча).

И врач ответил девочке: "Когда придёт весна,

И тысячу журавликов ты сделаешь сама".

Припев.

Но девочка не выжила и скоро умерла,

И тысячу журавликов не сделала она.

Последний журавленочек упал из мертвых рук -

И девочка не выжила, как тысячи вокруг

-О чём рассказывается в песне?(дети отвечают)

- Эта песня основана на реальной истории японской девочки Садако Сасаки

(Слайд 5),  облученной при атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года. Ее дом находился в миле от взрыва, тем не менее внешне она и дальше росла здоровым ребенком. Признаки болезни появились в ноябре 1954, врачи поставили диагноз - лейкемия, девочку  положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. Ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля "цуру", напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов"цуру", исполнится.(  Слайд 6)

-Садако начала делать журавлей из любой бумаги, которую ей удавалось найти. Но желание выжить не исполнилось.  Садако успела сложить только 644 "цуру"…

Друзья и одноклассники Садако начали кампанию по установке памятника ей и другим детям, погибшим в результате атомной бомбардировки. Этот памятник (Детский мемориал Мира), увенчанный статуей Садако, поставлен в Парке Мира в Хиросиме 5 мая 1958 года. (слайд7)

С тех пор японские дети постоянно приносят к ее памятнику своих бумажных птиц. В августе 2003 году у подножия памятника Садако скопилось до 60 тысяч японских журавликов.

Так журавлик стал еще одним символом надежды на мир без войн, немым укором тем, кто продолжает копить и совершенствовать орудия истребления себе подобных, напоминанием о том, что ядерная война может оказаться последней…

-Какая птица является ещё символом мира? (Голубь)

3. Беседа о голубе, как о символе мира.(Слайд 8)

-С древнейших времен люди считали голубя символом мира на Земле. У древних римлян  еще до нашей эры существовала легенда о том, как голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

-Голубь мира - выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 году, проходившего одновременно в Париже и Праге. Эмблема этого конгресса была нарисована  испанским художником Пабло Пикассо.  (Слайд9)  

На эмблеме нарисован белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. (Слайд 10)

В 1950 г. Пикассо был избран во Всемирный совет мира, награжден Международной премией мира, и дважды Международной Ленинской премией "За укрепление мира и дружбы между народами". Одного из своих голубей художник подарил первому космонавту - Юрию Алексеевичу Гагарину.(Слайд11). Свою дочь Пикассо, кстати, тоже назвал Палома - голубка.

Существует традиция выпускать белых голубей как символ мирных намерений.

Давайте посмотрим какие бывают голуби .(Слайд 12)

Прослушивание песни: "Летите, голуби, летите…"

Слова: М. Матусовский,

Музыка: И. Дунаевский

Летите, голуби, летите,

Для вас нигде преграды нет.

Несите, голуби, несите

Народам мира наш привет.

Пусть над землею ветер стонет,

Пусть в темных тучах небосвод.

В пути вас коршун не догонит,

С пути вас буря не собьет.

Во имя счастья и свободы

Летите, голуби, вперед.

Глядят с надеждою народы

На ваш стремительный полет.

Летите, голу6и, летите

В лучах зари к грозной мгле.

Зовите, голуби, зовите

К труду и миру на земле.

-Что несут голуби человечеству? (Мир, счастье, свободу, труд.)

4. Работа по теме занятия. Повторение этапов рисования птицы. (Слайд 13)

-Сейчас мы вспомним, из каких частей состоит туловище голубя. (Из овала, круга, треугольника) Дети рассказывают этапы рисования.

-Мы рисуем туловище голубя в виде большого овала и голову виде  круга поменьше.(Слайд 14)  Соединяем голову и туловище, прорисовываем клюв (треугольник) лапки и хвостик в виде четырехугольника.

-Рисуем крылышко голубя в виде вытянутого неправильного четырёхугольника, прорисовываем пальчики на лапках. Рисуем перышки на крыльях в виде пальцев голубя, прорисовываем лапки, клювик и глазик.(Слайд 15)

-Аккуратно ластиком стираем ненужные линии.

5. Самостоятельная работа.

-А теперь мы с вами приступаем к рисованию голубя - птицы мира. Педагог ходит по рядам, помогая учащимся, подправляя работы.

6. Вырезание птиц. А теперь давайте вырежем голубей. Повторение правила пользования ножницами

Техника безопасности при работе с ножницами:

- работать аккуратно, следить за положением пальцев;

-ножницами не размахивать, передавать осторожно, тупым концом вперед;

- после работы положить ножницы на место (чехол, коробочка).

На доске прикреплена карта полушарий. Можно взять большой глобус или нарисовать его.

Педагог: Чтобы наша планета была всегда зелёная красивая счастливая давайте прикрепим голубей, чтобы они летели над планетой и несли мир всем людям на Земле.

Дети под музыку прикрепляют голубей к карте.

Давайте возьмёмся за руки и покажем всем, что мы за ….(дети кричат за МИР Счастье )

7. Подведение итогов занятия.

-Какую птицу сегодня  мы рисовали? (голубя)

-Почему люди часто рисуют голубей? (голубь - символ мира)

-Кто автор картины "Голубь - символ мира"? (испанский художник Пабло Пикассо)

-О каких еще символах мира вы узнали? ( бумажный журавлик)

Использованные материалы:

1.        Материалы сайтов:        

 http://www.a-pesni.golosa.info

http://www.agitclub.ru/museum

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.classmag.ru

2.        Записи песен:

"Летите, голуби, летите…"

Слова: М. Матусовский

 Музыка: И. Дунаевский.

"Японский журавлик"

слова Владимира Лазарева

музыка Серафима Туликова,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Голубь – символ мира на Земле (рисуем птицу)»

Знакомство с анималистическим жанром искусстваСовершенствование своего умения рисовать птицуУглубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положенииПознакомить...

Разработка урока «Голубь – символ мира на Земле (рисуем птицу)»

Знакомство с анималистическим жанром искусстваСовершенствование своего умения рисовать птицуУглубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положенииПознакомить...

мастер-класс «Белый голубь. Голубь – символ мира».

Расширяет кругозор, развивает познавательный интерес к истории страны, воображение, воспитывает культуру труда, эстетический вкус, чувство патриотизма....

Конспект занятия на тему "Зимующие птицы"

Формировать представления детей о зимующих птицах...

Голубь - символ мира на Земле (Изготовление голубя на палочке)

Образовательная: научить учащихся рисовать силуэт голубя; познакомить учащихся с творчеством испанского художника Пабло Пикассо; формировать практические навыки работы с художественными материалами.Ра...

Конспект занятия на тему "Зимующие птицы"

Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Зимующие птицы" в средней группе...