Рабочая программа ФГОС ИЗО 5-7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Аннотация к рабочей программе по ИЗО 5-7 класс
1. Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Данная рабочая программа учебного курса изобразительного искусства составлена на основе Авторской программы по ИЗО Неменского Б.М.
2. Общая характеристика учебного предмета
5 класс, или первый год основной школы посвящѐн изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаѐт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Программа рассчитана на 34часа, на 1 час в неделю.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даѐт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Программа рассчитана на 35 часов, на 1 час в неделю.
Темы, изучаемые в 7 классе, посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка.
Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даѐт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, на 35 часов в год.
3. Цели программы обучения
-формирование нравственно
-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов;
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества;
4. Задачи курса
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно - образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своѐ личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
5. Формы контроля
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме выставки.
Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов.
Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ, самостоятельных работ, тестов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5-7_kl.docx | 109.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области
«Ордынская санаторная школа»
Принято решением педагогического совета Протокол №_15__от_«_30_»___08___2021г | Утверждено приказом директора школы №__178____«_31_»___08___2021г |
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
(приложение к ООП ООО)
Составитель:
учитель ИЗО
Мурашкина Д.К.
2021 г
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
- изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
- декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
- художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
1Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности "другого" как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметные:
Выпускник научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
2.Содержание учебного предмета
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Разделы | Количество учебных часов по классам и разделам | ||
5 класс 35 ч. | 6 класс 35 ч. | 7 класс 35 ч. | |
№ 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты | 4 | 4 | 3 |
№ 2 Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 4 | 4 | 4 |
№ 3 Понимание смысла деятельности художника | 3 | 3 | 3 |
№ 4 Вечные темы и великие исторические события в искусстве | 4 | 4 | 4 |
№ 5 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн | 5 | 5 | 5 |
№ 6 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. | 3 | 3 | 3 |
№ 7 Искусство полиграфии | 2 | 2 | 2 |
№ 8 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. | 3 | 3 | 3 |
№ 9 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества | 2 | 2 | 2 |
№ 10 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография | 4 | 4 | 5 |
Промежуточная аттестация (выставка рисунков) | 1 | 1 | 1 |
Поурочное планирование 5 класс 35 часов | ||
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел № 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 4 ч. | ||
1 | Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). | 1 |
2 | Древние образы в народном творчестве. | 1 |
3 | Русская изба: единство конструкции и декора. | 1 |
4 | Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. | 1 |
Раздел № 2 Виды изобразительного искусства и основы образного языка 4 ч. | ||
5 | Пространственные искусства. Художественные материалы. | 1 |
6 | Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. | 1 |
7 | Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 |
8 | Художественный образ. Стилевое единство, линия, пятно, ритм, цвет, композиция. | 1 |
Раздел № 3 Понимание смысла деятельности художника 3 ч. | ||
9 | Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. | 1 |
10 | Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. | 1 |
11 | Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. | 1 |
Раздел № 4 Вечные темы и великие исторические события в искусстве 4 ч. | ||
12 | Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. | 1 |
13 | Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). | 1 |
14 | Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). | 1 |
15 | Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). | 1 |
Раздел № 5 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 5 ч. | ||
16 | Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. | 1 |
17 | От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. | 1 |
18 | Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1 |
19 | Вещь как сочетание объемов и как образ времени. | 1 |
20 | Единство художественного и функционального в вещи. | 1 |
Раздел № 6 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. 3 ч. | ||
21 | Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. | 1 |
22 | Архитектура Киевской Руси. Мозаика. | 1 |
23 | Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. | 1 |
Раздел № 7 Искусство полиграфии 2 ч. | ||
24 | Специфика изображения в полиграфии. | 1 |
25 | Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). | 1 |
Раздел № 8 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 3 ч. | ||
26 | Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). | 1 |
27 | Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). | 1 |
28 | Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). | 1 |
Раздел № 9 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 2 ч | ||
29 | Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). | 1 |
30 | Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). | 1 |
Раздел № 10 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 4 ч. | ||
31 | Роль изображения в синтетических искусствах. | 1 |
32 | Театральное искусство и художник. | 1 |
33 | Сценография – особый вид художественного творчества. | 1 |
34 | Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). | 1 |
Промежуточная аттестация | ||
35 | Выставка рисунков | 1 |
Поурочное планирование 6 класс 35 часов | ||
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел № 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 4 ч. | ||
1 | Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. | 1 |
2 | Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | 1 |
3 | Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. | 1 |
4 | Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). | 1 |
Раздел № 2 Виды изобразительного искусства и основы образного языка 4 ч. | ||
5 | Основы цветоведения. Освещение, свет и тень. | 1 |
6 | Натюрморт в графике и в цвете. | 1 |
7 | Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. | 1 |
8 | Изображение объема на плоскости. | 1 |
Раздел № 3 Понимание смысла деятельности художника 3 ч. | ||
9 | Роль цвета в портрете. | 1 |
10 | Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). | 1 |
11 | Изображение фигуры человека и образ человека. | 1 |
Раздел № 4 Вечные темы и великие исторические события в искусстве 4 ч. | ||
12 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). | 1 |
13 | Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). | 1 |
14 | Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). | 1 |
15 | Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). | 1 |
Раздел № 5 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 5 ч. | ||
16 | Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. | 1 |
17 | Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). | 1 |
18 | Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. | 1 |
19 | Жилое пространство города (город, микрорайон, улица), природа и архитектура. | 1 |
20 | Ландшафтный дизайн. | 1 |
Раздел № 6 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. 3 ч. | ||
21 | Архитектура Великого Новгорода. | 1 |
22 | Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). | 1 |
23 | Соборы Московского Кремля. | 1 |
Раздел № 7 Искусство полиграфии 2 ч. | ||
24 | Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). | 1 |
25 | Искусство шрифта. | 1 |
Раздел № 8 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 3 ч. | ||
26 | Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). | 1 |
27 | Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). | 1 |
28 | «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). | 1 |
Раздел № 9 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 2 ч | ||
29 | Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). | 1 |
30 | Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). | 1 |
Раздел № 10 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 4 ч. | ||
31 | Опыт художественно-творческой деятельности. | 1 |
32 | Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. | 1 |
33 | Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). | 1 |
34 | Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. | 1 |
Промежуточная аттестация | ||
35 | Выставка рисунков | 1 |
Поурочное планирование 7 класс 35 часов | ||
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел № 1 Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 3 ч. | ||
1 | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово) | 1 |
2 | Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). | 1 |
3 | Связь времен в народном искусстве. | 1 |
Раздел № 2 Виды изобразительного искусства и основы образного языка 4 ч. | ||
4 | Многообразие форм окружающего мира. | 1 |
5 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 |
6 | Пейзаж в живописи и в графике художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж настроения. | 1 |
7 | Природа и художник. Работа на пленэре. | 1 |
Раздел № 3 Понимание смысла деятельности художника 3 ч. | ||
8 | Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). | 1 |
9 | Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. | 1 |
10 | Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). | 1 |
Раздел № 4 Вечные темы и великие исторические события в искусстве 4 ч. | ||
11 | Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. | 1 |
12 | Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). | 1 |
13 | Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). | 1 |
14 | Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. | 1 |
Раздел № 5 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн 5 ч. | ||
15 | Основные школы садово-паркового искусства. | 1 |
16 | Проектирование пространственной и предметной среды. | 1 |
17 | Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. | 1 |
18 | Искусство флористики. Дизайн моего сада. | 1 |
19 | История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 |
Раздел № 6 Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. 3 ч. | ||
20 | Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). | 1 |
21 | Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). | 1 |
22 | Московское барокко. | 1 |
Раздел № 7 Искусство полиграфии 2 ч. | ||
23 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 |
24 | Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. | 1 |
Раздел № 8 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 3 ч. | ||
25 | Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). | 1 |
26 | Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). | 1 |
27 | Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). | 1 |
Раздел № 9 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 2 ч | ||
28 | Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты. | 1 |
29 | Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты. | 1 |
Раздел № 10 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 5 ч. | ||
30 | Специфика киноизображения: кадр и монтаж. | 1 |
31 | Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). | 1 |
32 | Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). | 1 |
33 | Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). | 1 |
34 | Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты. | 1 |
Промежуточная аттестация | ||
35 | Выставка рисунков | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС Изобразительное искусство 6 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе выполнена по ФГОС.Выдержана структура построения.Учебник "Изобразительное искусство" "Искусство в жизни человека". Автор Л.А. Неменская....
Рабочая программа ФГОС Изобразительное искусство 5 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс,вместе с календарно- тематическим планированием выполнены по ФГОС. Программа создана по учебнику "Изобразительное искусство" "Декоративно -прикл...
Рабочая программа ФГОС технология девочки 5 класс
Рабочая программа ФГОС технология девочки 5 класс...
Рабочая программа ФГОС Информатика ИКТ 5 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю.
Программа составлена на основе учебного материала авт. Босова Л.Л., Босова А.Ю....
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 6 класс
данная рабочая программа создана для кружковой работы в школе...
Рабочая программа ФГОС Спортивный туризм 5 класс
программа предназначена для кружковой работы в школе...
Рабочая программа ФГОС по информатике 5 класс
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Босовой...