Статья
статья по изобразительному искусству (изо)

Мотрич Ольга Юрьевна

Статья к программе Искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья24.79 КБ

Предварительный просмотр:

О.Ю. Мотрич,

Учитель ИЗО,

e-mail: motritch.olga@yandex.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85»,

г. Кемерово, РФ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Внеурочная деятельность – деятельность группы обучающихся «вне» урока, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и формой организации свободного времени обучающихся. Несмотря на множество преобразований в системе образования РФ, ей всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, т.к. она создает дополнительные возможности для их самореализации и творческого развития. В стандарте чётко определены виды внеурочной деятельности, являющиеся основанием для построения соответствующих образовательных программ.

Одним из таких направлений является «Художественное творчество». Образовательные программы данного направления пользуются наибольшей популярностью среди обучающихся начальных классов, т.к. познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Среди школьных предметов уроки изобразительного искусства имеют исключительно большие возможности для организации и проведения самых разнообразных форм внеурочной работы во всех классах начальной школы. Это определяется, прежде всего, тем, что содержание образовательной области «Искусство» неразрывно связано с окружающей природой, предметами быта, явлениями природы и социальной жизни. При этом оно интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания.

Являясь органической частью всей учебно-воспитательной деятельности школы, внеурочная деятельность по художественному творчеству также подчиняется триединой системе целей «обучение-воспитание-развитие», на которой строится вся система отечественного образования.

В основу преподавания изобразительного искусства во внеурочной деятельности положена система развития у детей способности эстетически воспринимать действительность Мира и творчески отражать её в художественных образах. Педагог стремится к тому, чтобы в результате учебного процесса успешно и закономерно развивались художественно-творческие способности обучающихся. В учебном процессе все изобразительные приёмы и правила выступают для ученика не обособленно друг от друга, а в комплексе работают на создание выразительного художественного образа.

В нашем образовательном учреждении разработана программа внеурочной деятельности «Мир искусства», которая нацелена на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала младшего школьника, формирование у него ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся этого возраста развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующе значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально–ценностного, эстетическое восприятие мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом [3].

Содержание программы «Мир искусства» является продолжением изучения школьного курса изобразительного искусства, и основано на освоении различными видами и техниками искусства. Программа знакомит обучающихся со следующими направлениями:

1. «Беседы об искусстве» направлены на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у учащихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

2. «Живопись» - занятия ведутся в технике акварельной живописи. В процессе обучения учащиеся учатся видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии (на плоских формах), а затем на простых цветовых объемах (с учетом теплых и холодных цветов), далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно-воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (пленэр).

3. «Рисунок» - данное направление является ведущей учебной дисциплиной, основанной на традициях русской реалистической школы. В задачу входит обучение умению видеть и передавать «форму» с ее характерными пропорциями и особенностями, понимать ее конструкцию, передавать ее в монохромном изображении на плоскости. Работа ведется различными графическими материалами (основной материал – графитный карандаш).

4. «Керамика» - специализированный курс малой скульптуры в рамках данной программы. В ходе занятий изучаются законы плоскостной и объемной композиции в материале (глина, шамот, глазури).

Большое внимание на занятиях уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;  

- самоопределению, самовоспитанию и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте искусства в жизни;

- освоению современных видов искусства;

- обучению практическим навыкам художественно–творческой деятельности, пониманию связи художественно–образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

- знакомству с историей искусства.

Особое место на занятиях отводится экспериментированию, как одному из ведущих методов познания окружающего мира. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес обучающихся к художественному творчеству.

Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков происходит не только в процессе практической деятельности ребенка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусства, в результате обсуждения детских работ, а также в процессе усвоения способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемыми на занятии. Работа с обучающимися строится от образа к эмоциональному насыщению в рамках одной темы.

В ходе освоения программы «Мир искусства» школьники «пропускают» через себя эстетические ценности, информацию об окружающем мире, которые постепенно станут мотивационной основой их поступков. При этом взаимодействие детей с эстетической средой удовлетворяет их познавательные потребности, способствует интеллектуальному развитию, реализует внутренний потенциал [2].

Программа «Мир искусства» из-за особенностей своего содержания обладает большим спектром возможностей для формирования УУД младших школьников.

В результате занятий творчеством у обучающихся разовьются такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий и всего курса. А создание портфолио - эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. В портфолио включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности ребёнка, продукты его творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п. [4]

Как видно из всего вышесказанного особенности внеурочной деятельности по предмету обеспечивают широкие возможности использования её в современном образовательном пространстве школы [2]. Описанный подход позволяет наиболее существенно, расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика на роль ребенка — художника, скульптора, исследователя-экспериментатора и значительно расширить круг общения.

Литература и примечания:

[1] Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [концепция: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765]-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Электрон. текст. данные.

[2] Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. – М.: Просвещение, 2001. – С. 24-31, 68-70, 93-95.

[3] Суглобова Л.Г. Рабочая программа внеурочной деятельности по ИЗО 1-4 классы [электронный ресурс] // nsportal.ru. 2013. - Электрон. данные. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/07/12/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-izo-1-4 (дата обращения 24.08.2016 г.). – Заглавие с экрана.

[4] Устимчук В.А. Образовательная программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению «декоративное творчество» [электронный ресурс] // rudocs.exdat.com. 2011. - Электрон. данные. URL: http://do.znate.ru/docs/index-12398.html (дата обращения 24.08.2016 г.). – Заглавие с экрана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....