Легенды Урала
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Разработка урока по теме иллюстрирование с учетом НРЭО, по мотивам Уральского башкирского эпоса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта системно-деятельностного урока.

Учитель ИЗОискусства: Костюченко Тамара Николаевна

Место работы: Моу Аргаяшская СОШ № 1.

Тема: Иллюстрации к легендам башкирского эпоса (урок № 1)

Тип урока: Комбинированный

Цели: Образовательная:

          - Научить выполнять иллюстрации к произведениям;

Развивающая:

          - Развить образное представление и воображение;

Воспитательная:

          -Привить интерес к изобразительной деятельности;

Планируемые результаты: 

Личностные результаты. Обучающиеся научатся:  положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность  (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Оборудование:

            а) для учителя: иллюстрации из книг разных изданий, книга башкирский эпос, альбом, акварельные краски, карандаши, кисточки.

            б) для учащихся:  Альбом, карандаш, акварельные или гуашевые краски, кисточка, резинка, банка с водой.

        

Этапы урока

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организацион-ный этап

-Настрой обучающихся на урок.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к

уроку.

Проверка явки учащихся.

Проверка готовности рабочих мест.

Приветствие присутствующих.

Л: самоорганизация

Р: способность регулировать свои действия

1.Этап мотивации и актуализации знаний

2. Вхождение в тему.

3. Погружение в тему.

4. Постановка проблемы.

5. Решение проблемы у художников.

6. Выявление недостающих знаний.

7.Формулиров-ка задания.

Физминутка

8.Самостоятельная работа учащихся.

9. Анализ работ.

10. Итог урока.

-Организовать

активный диалог.

В нашей стране любят и ценят книгу. Ее читатель – многомиллионный народ. Именно поэтому роль книжной графики в изданиях, роль их художественного оформления особенно важна и ответственна В нашей стране любят и ценят книгу. Ее читатель – многомиллионный народ. Именно поэтому роль книжной графики в изданиях, роль их художественного оформления особенно важна и ответственна

Что же такое книжная графика? Это понятие очень широкое. Книжная графика – это иллюстрации, сюжетные рисунки. Они бывают как однотонные, так и цветные, и в книге нередко располагаются на отдельных вклейках, а подчас украшают переплет или обложку; Книжная графика – это разного рода декоративные украшения, орнаментация, виньетки, предваряющие главы рисунки (заставки) или завершающие их (концовки).

Ребята, а кто знает, что такое иллюстрация? Где можно увидеть иллюстрации? Рисунки в книгах называются иллюстрациями.

Иллюстрация – освещение, наглядное изображение. Вид книжной графики иллюстрация поясняет текст путем демонстрации

Их значение – помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

 Что изображают в иллюстрациях? (Героев, события, о которых рассказывается в книге).

Как создаются иллюстрации? Прежде всего, художник читает рукопись будущей книги, иногда по нескольку раз. Так он мысленно знакомится с героями повести, рассказа, сказки. Самое главное – это понять их характеры, представить себе их лица, фигуры, их манеры и жесты.

Художник делает много предварительных рисунков, ищет среди окружающих его людей лица, которые кажутся ему похожими на героев произведения. Если в книге описан, какой  – нибудь  город или село, горы или реки, художник едет в те места, чтобы самому их увидеть и зарисовать. Когда автор рассказывает о прошлом, художник изучает  ту эпоху, о которой идет речь. Все, что художнику придется изобразить, он должен знать очень точно, до мельчайших подробностей.

- Сегодня у нас очень интересная и необычная тема. Но я пока не буду её называть, возможно, вы сами сможете об этом догадаться.

- Ребята, кто знает, что такое  ЛЕГЕНДА? (это  вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный). Э́пос (др. греч), «повествование» — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

- Многие из вас родились и живут в на Урале, но некоторые ваши родители приехали сюда из других мест. Расскажите, откуда родом ваша семья? А вы знаете, откуда появились названия сёл и деревень в нашем районе? 

- Вы ещё не догадались, какова же тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «Легенды башкирского народа».

-Как правило, названия поселений возникают на основе какой-нибудь красивой древней легенды. А как же можно нарисовать, проиллюстрировать легенду?

- Многие произведения изобразительного искусства берут своё начало из сюжетов преданий и легенд местного или национального  характера. Перед вами картина башкирского художника «Яшел куль» («Зелёное озеро»).  Она создана по мотивам старинной легенды, которую художник услышал в детстве. Говорят, около реки Уяза есть старые озера. Но люди боялись ходить туда. Они верили, что в овраге, между двух гор, в высокой траве прячется огромная змея Ашдаха. Однажды поползла она по оврагу ( местные жители даже видели её след), забралась на гору, подплыли к ней два облака, подхватили и унесли в небо. Освобождение от чудовища казалось людям настоящим чудом.

- Ребята, а вы знаете истории, легенды, связанные с нашим районом?

- Ребята, а вы когда-нибудь рисовали иллюстрации к сказкам, легендам?

Сегодня мы должны выполнить иллюстрации к произведениям башкирского народного эпоса, вы предварительно ознакомились с текстами произведений, и их героями;

Для достижения поставленной цели предполагаю решение следующих задач:

  • выделить сюжеты для иллюстрирования, выполните поисковые наброски и эскизы;
  • выбрать для работы художественные материалы графики;
  • выполнить окончательный вариант иллюстраций.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать со следующих позиций: (работа с раздаточным материалом: иллюстрации, как художник передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время;

  • как художник ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения;
  • что художник предпочитает, моделируя форму: линию и пластику или свет и цвет;
  • как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту;
  • какими композиционными принципами преимущественно пользуется;
  • как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д.

Как вы заметили, размеры, и техника выполнения иллюстрации находятся во взаимосвязи с содержанием текста.

- Теперь пришло время приступить к практической работе. Пусть каждый из вас нарисует иллюстрации к легендам, о которых мы с вами сегодня говорили.

Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел     художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

Это лёгкая забава –

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно.

(Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

(Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

(Ходьба на месте.

Звучит башкирский эпос Урал-батыр.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

-контроль за организацией рабочего места;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль качества выполняемой работы.

- Посмотрите, ребята, какие замечательные работы у вас получились. Все очень разные, но каждая по-своему интересна. Довольны ли вы остались своими рисунками? Вы все большие молодцы, и хорошо сегодня потрудились.

 - Ребята, можем ли мы считать народные предания и легенды окружающей средой? (Да, только эта среда не природная, а духовная). Как мы должны относиться к окружающей  среде? (Очень бережно, защищать и охранять).

-Я надеюсь, вы также бережно будете относится к народным традициям и охранять памятники нашей культуры. Чтобы и ваши дети, внуки, правнуки помнили о своих корнях, бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение истории о своем родном крае.

Эмоционально-образный

настрой на урок.

Ответы детей.

Внимательно слушают.

Отвечают на

поставленные вопросы.

Работают с репродукциями,

рассматривают картины,

формулируют тему урока,

используя ассоциации.

Дети вспоминают легенды, рассказывают о том, что им больше всего понравилось и запомнилось. Выбирают понравившиеся сюжеты из легенд, анализируют поведение героев.

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

решать творческую задачу, используя известные средства;

 включаться в самостоятельную творческую деятельность  (изобразительную, декоративную и конструктивную).

решать творческую задачу, используя известные средства;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

участвовать в коллективном обсуждении;

Л: развитие эмоционально-

Нравственной отзывчивости.

Р: контролируют правильность

ответов учащихся

П: умение структуировать

знания, умение осознанно строить

речевое высказывание.

Л: нравственно- эстетическое

оценивание.

К: выражение своих мыслей,

формулирование и аргументация

своего мнения.

Л: проявляют интерес к учебной деятельности.

П: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск информации из разных источников.

К: слушают учителя и одноклассников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Л: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы.

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи.

Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы рисования

Л: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Р: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Л: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы.

Л: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать со следующих позиций: (работа с раздаточным материалом: иллюстрации, схемы ответа)

  • как художник передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время;
  • как художник ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения;
  • что художник предпочитает, моделируя форму: линию и пластику или свет и цвет;
  • как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту;
  • какими композиционными принципами преимущественно пользуется;
  • как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта системно-деятельностного урока.

Учитель ИЗОискусства: Костюченко Тамара Николаевна

Место работы: Моу Аргаяшская СОШ № 1.

Тема: Иллюстрации к легендам башкирского эпоса (урок № 1)

Тип урока: Комбинированный

Цели: Образовательная:

          - Научить выполнять иллюстрации к произведениям;

Развивающая:

          - Развить образное представление и воображение;

Воспитательная:

          -Привить интерес к изобразительной деятельности;

Планируемые результаты: 

Личностные результаты. Обучающиеся научатся:  положительно относится к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность  (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Оборудование:

            а) для учителя: иллюстрации из книг разных изданий, книга башкирский эпос, альбом, акварельные краски, карандаши, кисточки.

            б) для учащихся:  Альбом, карандаш, акварельные или гуашевые краски, кисточка, резинка, банка с водой.

        

Этапы урока

Задачи этапов

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организацион-ный этап

-Настрой обучающихся на урок.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к

уроку.

Проверка явки учащихся.

Проверка готовности рабочих мест.

Приветствие присутствующих.

Л: самоорганизация

Р: способность регулировать свои действия

1.Этап мотивации и актуализации знаний

2. Вхождение в тему.

3. Погружение в тему.

4. Постановка проблемы.

5. Решение проблемы у художников.

6. Выявление недостающих знаний.

7.Формулиров-ка задания.

Физминутка

8.Самостоятельная работа учащихся.

9. Анализ работ.

10. Итог урока.

-Организовать

активный диалог.

В нашей стране любят и ценят книгу. Ее читатель – многомиллионный народ. Именно поэтому роль книжной графики в изданиях, роль их художественного оформления особенно важна и ответственна В нашей стране любят и ценят книгу. Ее читатель – многомиллионный народ. Именно поэтому роль книжной графики в изданиях, роль их художественного оформления особенно важна и ответственна

Что же такое книжная графика? Это понятие очень широкое. Книжная графика – это иллюстрации, сюжетные рисунки. Они бывают как однотонные, так и цветные, и в книге нередко располагаются на отдельных вклейках, а подчас украшают переплет или обложку; Книжная графика – это разного рода декоративные украшения, орнаментация, виньетки, предваряющие главы рисунки (заставки) или завершающие их (концовки).

Ребята, а кто знает, что такое иллюстрация? Где можно увидеть иллюстрации? Рисунки в книгах называются иллюстрациями.

Иллюстрация – освещение, наглядное изображение. Вид книжной графики иллюстрация поясняет текст путем демонстрации

Их значение – помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.

 Что изображают в иллюстрациях? (Героев, события, о которых рассказывается в книге).

Как создаются иллюстрации? Прежде всего, художник читает рукопись будущей книги, иногда по нескольку раз. Так он мысленно знакомится с героями повести, рассказа, сказки. Самое главное – это понять их характеры, представить себе их лица, фигуры, их манеры и жесты.

Художник делает много предварительных рисунков, ищет среди окружающих его людей лица, которые кажутся ему похожими на героев произведения. Если в книге описан, какой  – нибудь  город или село, горы или реки, художник едет в те места, чтобы самому их увидеть и зарисовать. Когда автор рассказывает о прошлом, художник изучает  ту эпоху, о которой идет речь. Все, что художнику придется изобразить, он должен знать очень точно, до мельчайших подробностей.

- Сегодня у нас очень интересная и необычная тема. Но я пока не буду её называть, возможно, вы сами сможете об этом догадаться.

- Ребята, кто знает, что такое  ЛЕГЕНДА? (это  вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный). Э́пос (др. греч), «повествование» — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

- Многие из вас родились и живут в на Урале, но некоторые ваши родители приехали сюда из других мест. Расскажите, откуда родом ваша семья? А вы знаете, откуда появились названия сёл и деревень в нашем районе? 

- Вы ещё не догадались, какова же тема нашего сегодняшнего урока? Правильно, «Легенды башкирского народа».

-Как правило, названия поселений возникают на основе какой-нибудь красивой древней легенды. А как же можно нарисовать, проиллюстрировать легенду?

- Многие произведения изобразительного искусства берут своё начало из сюжетов преданий и легенд местного или национального  характера. Перед вами картина башкирского художника «Яшел куль» («Зелёное озеро»).  Она создана по мотивам старинной легенды, которую художник услышал в детстве. Говорят, около реки Уяза есть старые озера. Но люди боялись ходить туда. Они верили, что в овраге, между двух гор, в высокой траве прячется огромная змея Ашдаха. Однажды поползла она по оврагу ( местные жители даже видели её след), забралась на гору, подплыли к ней два облака, подхватили и унесли в небо. Освобождение от чудовища казалось людям настоящим чудом.

- Ребята, а вы знаете истории, легенды, связанные с нашим районом?

- Ребята, а вы когда-нибудь рисовали иллюстрации к сказкам, легендам?

Сегодня мы должны выполнить иллюстрации к произведениям башкирского народного эпоса, вы предварительно ознакомились с текстами произведений, и их героями;

Для достижения поставленной цели предполагаю решение следующих задач:

  • выделить сюжеты для иллюстрирования, выполните поисковые наброски и эскизы;
  • выбрать для работы художественные материалы графики;
  • выполнить окончательный вариант иллюстраций.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать со следующих позиций: (работа с раздаточным материалом: иллюстрации, как художник передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время;

  • как художник ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения;
  • что художник предпочитает, моделируя форму: линию и пластику или свет и цвет;
  • как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту;
  • какими композиционными принципами преимущественно пользуется;
  • как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д.

Как вы заметили, размеры, и техника выполнения иллюстрации находятся во взаимосвязи с содержанием текста.

- Теперь пришло время приступить к практической работе. Пусть каждый из вас нарисует иллюстрации к легендам, о которых мы с вами сегодня говорили.

Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел     художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части.

Это лёгкая забава –

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно –

Там стена, а там окно.

(Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать.

(Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно.

(Ходьба на месте.

Звучит башкирский эпос Урал-батыр.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

-контроль за организацией рабочего места;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль качества выполняемой работы.

- Посмотрите, ребята, какие замечательные работы у вас получились. Все очень разные, но каждая по-своему интересна. Довольны ли вы остались своими рисунками? Вы все большие молодцы, и хорошо сегодня потрудились.

 - Ребята, можем ли мы считать народные предания и легенды окружающей средой? (Да, только эта среда не природная, а духовная). Как мы должны относиться к окружающей  среде? (Очень бережно, защищать и охранять).

-Я надеюсь, вы также бережно будете относится к народным традициям и охранять памятники нашей культуры. Чтобы и ваши дети, внуки, правнуки помнили о своих корнях, бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение истории о своем родном крае.

Эмоционально-образный

настрой на урок.

Ответы детей.

Внимательно слушают.

Отвечают на

поставленные вопросы.

Работают с репродукциями,

рассматривают картины,

формулируют тему урока,

используя ассоциации.

Дети вспоминают легенды, рассказывают о том, что им больше всего понравилось и запомнилось. Выбирают понравившиеся сюжеты из легенд, анализируют поведение героев.

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

решать творческую задачу, используя известные средства;

 включаться в самостоятельную творческую деятельность  (изобразительную, декоративную и конструктивную).

решать творческую задачу, используя известные средства;

анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

участвовать в коллективном обсуждении;

Л: развитие эмоционально-

Нравственной отзывчивости.

Р: контролируют правильность

ответов учащихся

П: умение структуировать

знания, умение осознанно строить

речевое высказывание.

Л: нравственно- эстетическое

оценивание.

К: выражение своих мыслей,

формулирование и аргументация

своего мнения.

Л: проявляют интерес к учебной деятельности.

П: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществляют поиск информации из разных источников.

К: слушают учителя и одноклассников, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

Л: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы.

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи.

Познавательные: анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы рисования

Л: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Р: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

К: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Л: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы.

Л: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.

Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу, формулируют ответы на вопросы.

Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать со следующих позиций: (работа с раздаточным материалом: иллюстрации, схемы ответа)

  • как художник передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время;
  • как художник ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения;
  • что художник предпочитает, моделируя форму: линию и пластику или свет и цвет;
  • как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту;
  • какими композиционными принципами преимущественно пользуется;
  • как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель ИЗО искусства МОУ Аргаяшская СОШ № 1. Костюченко Тамара Николаевна

Слайд 2

Цели: Образовательная: - Научить выполнять иллюстрации к произведениям; Развивающая: - Развить образное представление и воображение; Воспитательная : - Привить интерес к изобразительной деятельности;

Слайд 3

Что такое эпос? Эпос - поэтическая история народа, его художественная история. Важные признаки эпоса: героический характер его содержания. Стихотворную форму, тесно связанную с напевом и музыкальное исполнение. В чем содержание национального характера эпоса? борьба героя за интересы рода, племени, народа. Кто является героем башкирского эпоса? народный батыр;

Слайд 4

Что такое кубаи́р ? Кубаи́р ( башк .) — жанр башкирской народной поэзии, короткий поэтический сказ, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент думбыры , реже курая . Кто такой сэсэн ? Сэсэ́н (башкир.) — народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры — традиционного струнного инструмента.

Слайд 5

Назовите имя сэсэна записавшего эпос «Урал-батыр»? «Урал-батыр» — башкирский национальный эпос, записанный в 1910 году Бурангуловым Мухаметшой Абдрахмановичем

Слайд 6

Иллюстра́ция - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Слайд 7

К ак художник передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время; К ак художник ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения; Ч то художник предпочитает, моделируя форму: линию и пластику или свет и цвет; К ак строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту; К акими композиционными принципами преимущественно пользуется; К ак предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д. 1 3 2

Слайд 8

Иллюстрация на обложке

Слайд 9

Разворотная иллюстрация располагается на двух листах (на развороте)

Слайд 10

Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования.

Слайд 11

создание образов героев, которых нужно изобразить не только в точности такими, какими их описал автор, но и вдохнуть в них жизнь, сделать выразительными.

Слайд 12

Этапы работы над композицией Выбор материалов и техники исполнения

Слайд 13

2. Используя воздушную перспективу выделить цветом ближний и дальний планы

Слайд 14

3. С помощью цвета изобразить цветовое богатство национальных башкирских костюмов и орнаментов.

Слайд 16

4.Колористически обобщить иллюстрацию .

Слайд 17

Творческая работа Выполните эскизы иллюстрации к произведению Башкирского народного эпоса в цвете.

Слайд 18

https://www.youtube.com/watch?v=1SxHYuGMnCw https://www.litmir.me/br/?b=189178&p=1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель ИЗО искусства МОУ Аргаяшская СОШ № 1. Костюченко Тамара Николаевна

Слайд 2

Цели: Образовательная: - Научить выполнять иллюстрации к произведениям; Развивающая: - Развить образное представление и воображение; Воспитательная: - Привить интерес к изобразительной деятельности;

Слайд 3

Что такое книжная графика? Это понятие очень широкое. Книжная графика – это иллюстрации, сюжетные рисунки. Книжная графика – это разного рода декоративные украшения, орнаментация, виньетки, предваряющие главы рисунки (заставки) или завершающие их (концовки).

Слайд 4

Иллюстра́ция - рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.

Слайд 5

В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: иллюстрация на обложке; фронтиспис; заставка; концовка; полосная иллюстрация; полуполосная; разворотная; оборочная, рисунки на полях .

Слайд 6

Иллюстрация на обложке

Слайд 7

Разворотная иллюстрация располагается на двух листах (на развороте)

Слайд 8

Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования.

Слайд 9

Пожалуй, самой важной задачей, стоящей перед иллюстратором является создание образов героев, которых нужно изобразить не только в точности такими, какими их описал автор, но и вдохнуть в них жизнь, сделать выразительными.

Слайд 10

Этапы работы над композицией 1. Эскизы. Поиск наиболее выразительной композиции .

Слайд 11

2. Сбор натурного материала (зарисовки персонажей, костюма, интерьера и др.)

Слайд 12

3. Рисунок композиции. От обобщенного рисунка к подробному .

Слайд 13

Творческая работа Выполните эскизы иллюстрации к произведению Башкирского народного эпоса

Слайд 14

Эпос - поэтическая история народа, его художественная история. Важные признаки эпоса: героический характер его содержания. Стихотворную форму, тесно связанную с напевом и музыкальное исполнение. Кубаи́р ( башк .) — жанр башкирской народной поэзии, короткий поэтический сказ, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент думбыры , реже курая .

Слайд 15

Герои башкирского эпоса - это народный батыр; основное содержание – борьба героя за интересы рода, племени, народа. Башкирский эпос бытует не только в стихотворной, но и стихотворно-прозаической и даже прозаической форме. Герои башкирского эпоса - это народный батыр ; основное содержание – борьба героя за интересы рода, племени, народа . Башкирский эпос бытует не только в стихотворной, но и стихотворно-прозаической и даже прозаической форме.

Слайд 16

Сэсэ́н (башкир.) — народный сказитель у башкир, традиционно исполняющий сказания и импровизации в форме песенного речитатива под аккомпанемент думбыры — традиционного струнного инструмента. «Урал-батыр» — башкирский национальный эпос, записанный в 1910 году Бурангуловым Мухаметшой Абдрахмановичем

Слайд 17

«Урал-Батыр» принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии — кубаир ( kобайыр — песнь-восхваление, героическая песнь). В эпосе выражена идея вечной жизни народа.

Слайд 18

В данном эпосе воспевается легенда о двух братьях: Шульген и Урал. Старший брат Шульген был непослушным сыном и им завладели злые силы, а младший, Урал, делал добро и помогал людям.

Слайд 19

Они несколько раз сталкивались на поле битвы, и каждый раз Урал-батыр прощал брата. Шульген лишил всех воды, спрятав ее глубоко под камнями, оставив одно озеро, которое было отравлено. Урал-батыр выпил все озеро, чтоб другие не отравились. Сын его - Идель , взяв меч отца, пробил скалы и победил зло, выпустив воду…

Слайд 20

…Гору мечом он алмазным сечет; Воды, белые, как серебро. Заструились тотчас с горы, Прохладные понесли дары.

Слайд 21

Согласно легенде, так и образовалась пещера Шульган-таш , т.е. «камень Шульгена », где он прятал воду…

Слайд 22

Урал - батыр самый могучий богатырь в башкирской мифологии. Однажды в жестокой схватке с драконом - аждахой он добыл живую воду из родника бессмертия. Он мог бы выпить её сам, но вместо этого разбрызгал воду вокруг себя, даровав бессмертие природе.

Слайд 23

Когда Урал-батыр умер, люди насыпали над его могилой большой, высокий курган, от которого и образовались Уральские горы .

Слайд 24

Легенда «Урал» по-башкирски — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет. В греческих книгах, написанных две тысячи лет тому назад, можно прочесть о далеких « Рифейских горах», где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища. Более пристального внимания заслуживает башкирский народный эпос «Урал-батыр», повествующий о прародителях народов Урала, выживших после Потопа, возникшем конфликте и последующей борьбе Урала со старшим братом Шульганом , выбравшим путь зла и заселении их потомками прилегающих земель. Основные топонимы Южного Урала напрямую связаны с событиями эпоса. Рассматриваются конфликт жизни, милосердия и природного принципа «сильный поедает слабого», тема поиска Живой воды и олицетворённой Смерти для последующего уничтожения её, ради вечной жизни, идея бескорыстного служения людям, равноправия и самопожертвования во благо других.

Слайд 25

Рефлексия Что такое эпос? В чем выражается национальный характер эпоса? Что такое кубаи́р ? О чем повествует кубаир ?

Слайд 26

https://www.youtube.com/watch?v=1SxHYuGMnCw https://www.litmir.me/br/?b=189178&p=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легенды южного Урала. Кунашак.

Одна из презентаций из серии "Легеды седого Урала"Региональный компонент...

Открытый урок в 8 классе по теме "Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала"

Открытый урок проводился по географии в 8 классе, с целью обобщения темы "Урал"...

Р.Шәкүр "Урал батыр иле - сал Урал"

Р.Шәкүр "Урал батыр иле - сал Урал"....

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала"

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала" . Стихи и песни о городах Южного Урала....

Паспорт проекта "Легенды Урала"

Паспорт проекта в рамках конкурса проектов "Мифы, герои, легенды"...

Программа дополнительного образования по изобразительному искусству "Малахитовая шкатулка. Легенды южного урала"

В 4 классе основной задачей приобщения детей к искусству является знакомство и формирование представлений о многообразии художественного наследия своего родного края.Предания и легенды о Земле Уральск...