Кружок "Весёлый художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Кладницкая Екатерина Сергеевна
Программа кружка по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vesyolyy_hudozhnik.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  - детский сад №41 «Солнышко» города Смоленска

Программа дополнительного образования

«Весёлый художник»

(художественно-эстетическое развитие)

 

Разработала воспитатель:

Кладницкая Е. С.

Смоленск

2019

                                                                             

 ….Это правда! Ну чего же тут

                                                        скрывать?      

                                                                          Дети любят, очень любят рисовать!

                                                                     На бумаге, на асфальте, на стене

                                                     И в трамвае на окне….      

                                                                                                                                    Э. Успенский

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Все дети талантливы, - это не просто слова, это аксиома.  Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

В период дошкольного детства ребёнок  максимально открыт для новых впечатлений, он испытывает ярчайшие эмоции, самую искреннюю радость и печаль. Именно в этот период  “рисунок, для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен" (О.Новикова).

         Проанализировав результаты работы с детьми  многих педагогов и сопоставив их с личным опытом проведения творческих занятий с детьми, можно сделать вывод о том, что в процессе обучения дети, как правило, хорошо осваивают умение:

  • штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
  • узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • использовать трафареты и печати при работе;
  • убирать за собой рабочее место.

В то же время, большая часть детей испытывает трудности в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе; ожидают  чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования. Так же  недостаточно развито умение экспериментировать с изобразительными материалами; умение передавать личное отношение к объекту изображения и завершение работы декором

Проявление фантазии, художественного творчества, - недостаточны.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Занятия кружка проводятся  под девизом: Я чувствую🡪  Я представляю🡪 Я воображаю🡪 Я творю.

Актуальность программы заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Полагаю нецелесообразным отдавать предпочтение исключительно нетрадиционным техникам рисования, равно как и полностью отказываться от их использования. Поэтому программа кружка “Волшебные краски” включает в себя как обучение детей базовым приёмам классической акварельной живописи, так и нетрадиционные техники и приёмы.

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 4 – 7 лет.

Задачи:

  • Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
  • Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
  • Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
  • Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
  • Учить детей использовать простейшую геометрию рисунка

В ходе  реализации программы дети знакомятся со следующими техниками нетрадиционного рисования:

  • рисование по мокрой бумаге;
  • рисование путем разбрызгивание краски;
  • оттиски штампов различных видов;
  • «точечный рисунок»;
  • батик (узелковая техника);
  • граттаж;
  • кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
  • рисование жесткой кистью (тычок);

Участники программы, - дети в возрасте 4-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Программа составлена по возрастным группам и  рассчитана на три года. Она охватывает: среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.      

Периодичность занятий – один раз в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае.

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

 Ожидаемый  результат:

  • самостоятельно использовать как традиционные, так и нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками различных техник рисования и применять их;
  • самостоятельно передавать  композицию, используя различные техники рисования;
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Содержание план-программы , строится на следующих принципах:

- изобразительная деятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности ( связь обучения с жизнью);

- принцип наглядности- обеспечивает познание детьми предметов и явлений, осознанное восприятие действительности и наблюдение за ней;

- на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала;

интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей ;

- активного включения детей в разнообразные художественно- творческие

деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-

речевую.

индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

- на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников;

бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.

В работе по развитию у детей познавательных способностей, а также их творческих потенциалов, эмоций и интересов, используются такие методы:

1. Информационно - рецептивный- обеспечивает восприятие, осознание и запоминание информации.

2. Репродуктивный - закрепление, углубление знаний и способов деятельности.

3. Эвристический – поэлементное обучение процедурам творческой деятельности.

4. Исследовательский – самостоятельное решение целостных задач.

В организации познавательной деятельности, развитию самостоятельности и творчества детей используются эффективные методы и приемы:

наглядные ( наблюдение, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия);

словесные ( беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово);

игровые ( игровая ситуация, сюрпризный момент, игровой мотив, обыгрывание готового изображения).

План занятий

Сентябрь.

(натюрморт)

  1. «Знакомимся с натюрмортом»

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композицией, дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте, вызвать ассоциации с собственным опытом детей, стимулировать эстетические оценки и суждения.

Оборудование: бумага, карандаши.

2. «Ветка калины»

Продолжать знакомить детей с натюрмортами, учить рисовать их карандашами и красками, совершенствовать технику рисования с натуры ( передача в рисунке строения, формы, пропорций ветки калины), показать один из приемов работы с акварелью: вливание одного цвета в другой, воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Карандаши, палитра, кисти, вода, тонированная бумага с нарисованными заранее вазами, акварель, букет калины на столе, ветка калины в вазе.

Октябрь

(пейзаж)

  1. Рисуем пейзаж»

Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, о пейзаже, дать представление о летнем пейзаже, учить рисовать пейзаж с помощью прозрачной кальки, придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на заднем и переднем плане, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к природе.

2 листа кальки, белая бумага, фломастеры, цветные карандаши.

2. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Учить детей умению отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам, использовать различные способы рисования деревьев

( пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой), закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении, развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение, закрепить умение отличать пейзаж от картин другого содержания, воспитывать интерес к рисованию.

Бумага, краски, кисти, зубные щетки, стеки, репродукции картин И.Левитана.

Ноябрь

1. «Вечерний

город «

( отражение в воде)

Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж», учить передавать в рисунке впечатления от праздника- Дня города: украшенные дома, салют над городом, закреплять умения передавать в рисунке изображение домов разных пропорций, учить детей работать всей кистью и ее концом, применять метод «монотипии», развивать творчество, воспитывать аккуратность.

Листы бумаги темного цвета, согнутые пополам

(улица и море), гуашь разных цветов, вода, кисти, салфетки, печатки для изображения звезд, окон, фонарей, салюта, иллюстрации с изображением праздничного вечернего города, салюта.

  1. «Тайна подводного царства»

Познакомить детей с подводным пейзажем, показать, что изображение моря- труднейший мотив живописи, познакомить с техникой акварели- рисование по сырой бумаге, научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей (графический рисунок выполняется маркером черного цвета, рыбу можно

покрыть чешуей, завить хвост, прорисовать все плавники), воспитывать аккуратность в работе.

Акварельные краски, бумага, маркер черного цвета ( для рисования жителей подводного царства), иллюстрации с изображением рыб, дельфинов, китов, рифов, водной растительности.

Декабрь

(сюжетное

изображение)

1. «Сказочные птицы»

Учить детей рисовать птиц по представлениям ( по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

Тонированная бумага, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, иллюстрации с изображением птиц, голоса птиц в аудиозаписи.

  1. «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

Учить детей создавать сюжетную картину «Пожар»; закрепить правила пожарной безопасности; воспитывать уважение к смелым людям- пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту; учить рисовать огонь, дым, фигуры людей в движении.

Черная бумага, красная, желтая, черная и белая гуашь, тонкий белый картон, вата, ножницы, клей, прозрачная пленка, карандаши.

Январь.

(графика)

  1. «Новое искусство- графика»

Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика, познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи, способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своих творческих работах, воспитывать интерес.

Набор образцов графики различных видов, книжная графика, набор инструментов и изобразительных материалов.

2. «Рисуем штрихом»

Вызвать интерес к такому способу изображения, как штрих; показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа; поупражнять в рисовании данным способом; развивать фантазию, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, творческие способности, воспитывать аккуратность в работе.

Сухие графические материалы, карандаши, фломастеры, ручки, сангина, белая бумага, картинки с животными.

Февраль

(декоративное рисование)

  1. «Золотая Хохлома»

Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров; продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством; учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения; учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным плавным движением; закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.

Хохломские изделия, шаблоны мисок, тонированные черной гуашью, гуашь, кисти, вода, салфетки.

2. «Жостовский поднос»

Познакомить детей с традиционным русским народным промыслом – «жостовская роспись», с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов; учить рисовать элементы орнамента кистью, держа ее тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Гуашь, кисти круглые, вода, салфетка, палитра, жостовские подносы

( шаблоны), тонированные черной гуашью, образцы подносов.

Март

(портрет)

  1. «Мамочка милая, мама моя»

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы; учить передавать в рисунке ее образ доступными средствами выразительности

( деталями костюма, цветом глаз, атрибутами профессии).

Бумага, краски, палитра, вода, кисти тонкие и толстые.

  1. «Портрет друга»

Дать представление о жанре портрета; развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица; учить рисовать портрет друга, правильно изображать черты его лица, воспитывать дружеские чувства.

Пастель, альбомный лист, портреты друзей.

Апрель

 (нетрадиционные

техники)

1.»Полет в космос»

Продолжать учить смешивать различные краски

( синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги, закрепить умение печатать по трафарету, учить рисовать ракеты, летающие тарелки, воспитывать аккуратность в работе.

Картон синего цвета, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, иллюстрации.

2. «Укрась свитер»

Совершенствовать умения в технике- тычок жесткой кистью и печатание печатками, развивать чувство ритма, композиции, воображение, воспитывать аккуратность.

Вырезанные из тонированной бумаги свитера, жесткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки, кукла.

 

Май

1.«Весеннее солнышко».

Закрепить умение рисовать в технике печатание ладошкой, продолжать учить смешивать краски

( желтую, красную, оранжевую), воспитывать эстетический вкус.

Лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации.

2.»Одуванчики»

Закрепить умение детей рисовать восковыми мелками + акварель, печатанием печатками, учить создавать выразительный образ одуванчиков, развивать чувство композиции, воспитывать эстетический вкус.

Лист бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, печатки в форме треугольников, иллюстрации.

Список использованной литературы

1. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М. ,1995.

2. Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М. ,2004.

3. И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.

4. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в д/с»М. ,1986

5. Е. Макарова «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс1996

6. Т. А. Копцева «Природа и художник» М. 2000.

7. В. С. Горичева»Сказку сделаем из глины, снега, теста, пластилина»Яр-ль. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям юного художника

Материал статьи    адресован не только родителям юных художников. Он для тех людей, чьи близкие или друзья занимаются любым творчеством. Почему именно им, а не творцам? Творцам,...

Батальный жанр в произведениях художников. Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».

Урок изобразительного искусства по теме "Изображение войны в произведениях русских художников"...

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью. Художник Сергей Тенин»

Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью.Художник Сергей Тенин»...

«Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник »

quot;Искусство анимации или, когда художник больше,чем художник"...

Методическая разработка «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева, сальского художника, члена Союза художников России»

Аннотация к уроку.        Данный урок развития речи   является методической разработкой (рекомендацией) по теме  «Урок-мастерская по карти...

презентация Лучший космонавт художник, художник лучший космонавт.

Презентация посвященна творчеству космонавта Алексея Леонова....