Методическая разработка. Программа "Художественное проектирование"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Методическая разработка. Программа "Художественное проектирование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._hudozhestvennoe_proektirovanie.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Программа: «Художественное проектирование»
Учебно-тематический план
«Художественное проектирование»
Педагога дополнительного образования
Ильиной Наталии Олеговны
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа
№ п/п |
| Первый год обучения | Второй год обучения | ||||
Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | ||
Комплектование группы | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
Навыки работы с инструментами, материалами | 18 | 4 | 14 | 18 | 4 | 14 | |
Геометрические формы. Линейный рисунок | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Цветоведение. | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Живопись | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Аппликация | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Графика. Навыки работы в иллюстрации | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Моделирование из пластилина | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Шрифт. Навыки оформительских работ | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Свободная тема по выбору учащихся | 16 | 2 | 14 | 18 | 3 | 15 | |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 152 | 22 | 130 | 152 | 22 | 130 |
Зам.директора по УР _____________
Педагог ДО _____________Н.О. Ильина
Пояснительная записка
- Направленность дополнительной общеразвивающей программы
Программа «Художественное проектирование» художественной направленности разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, программой «Столичное образование». Программа «Художественное проектирование» является обобщением опыта работы педагога в области преподавания художественного проектирования детям 7 – 15 лет. Программа планомерно развивает умения и навыки дизайна, формирует творческую личность ребенка, пробуждает его индивидуальность и инициативность.
- Уровень освоения программы
Программа относится к ознакомительному уровню.
Программа реализуется на следующих условиях:
- Дети, имеющие право на социальные льготы, осваивают программу за счёт бюджетных средств.
- Дети, не имеющие право на социальные льготы, осваивают программу за счёт внебюджетных средств.
- Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Занятия художественным проектированием имеют большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру являются художественной деятельностью. Специфика занятий художественного проектирования дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Художественное проектирование - это начало творческого пути, формирование личности с особым типом образованности, личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, обладающей знаниями, умениями и навыками профессионального художественного творчества, умеющей ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, проектирующей и художественно преобразующей деятельность, способной к самореализации и саморазвитию. Для наиболее одаренных закладывается фундамент для продолжения художественного образования в области архитектуры и дизайна. .
- Отличительные особенности программы
Ключевая идея занятий “Художественным проектированием“ – формирование у учащихся особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей. Обоснованы и экспериментально подтверждены условия формирования дизайнерского мышления учащихся. На основе теоретико-эмпирического анализа проанализирована степень “желательности” использования данной программы в педагогической практике.
- Цель программы
Целью курса является социализация детей и формирование их дизайнерского мышления, направленного на преобразование окружающей среды, посредством обучения основам графического дизайна, моделирования, макетирования из бумаги в процессе проектной деятельности, воспитания трудолюбия и эстетического отношения к действительности, развития творческих способностей.
1.6. Задачи программы
Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:
Воспитывающие
- Воспитание интереса и увлеченности ребёнка художественно-проектной деятельностью.
- Формирование художественного вкуса воспитанников.
- Воспитание творчески активной художественной личности воспитанника.
- Воспитание основ культуры труда: аккуратность, прилежание, усидчивость, умение доводить работу до завершения.
Обучающие
- Расширение у воспитанников круга знаний об искусстве.
- Освоение детьми технических приемов и навыков художественно-проектной деятельности.
Развивающие
- Развитие художественных способностей детей. Развитие пространственного мышления. Развитие понимания основ современного искусства и материальной культуры.
1.7. Категория обучающихся
Программа адресована детям 7 – 15 лет.
1.8. Срок реализации программы
Программа осваивается в течение 2-х лет обучения, объемом 152 часа в год.
1.9. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Для реализации программы используется групповая форма работы с детьми.
Занятия проводятся с группой детей не более 12 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Виды занятий:
- Вводное занятие – проводится с целью знакомства с новыми детьми, определения их исходного уровня подготовки, ознакомления с планом работы на учебный год. Проводятся игры на точное соблюдение правил поведения на занятиях и технике безопасности.
- Основные занятия тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей и интересов детей.
- Занятия – просмотры, на которых осуществляется сравнительный анализ детских творческих работ и последующий их отбор на возможные выставки.
- Обсуждение работ учащихся, результатов собственного, коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках.
- Итоговое занятие – обобщение полученных знаний, умений и навыков.
- Учебный вернисаж – активизирует трудолюбие, работоспособность, точность и способность завершать начатую работу до конца.
1.10. Планируемые результаты освоения программы
Воспитанник среднего уровня подготовки демонстрирует следующие достижения:
Воспитательные
- Проявляет интерес к художественно-проектной деятельности;
- Основы художественного вкуса позволяют отличать красивое от уродливого, завершённое от недоработанного;
- Проявляет основы культуры труда: аккуратность, прилежание, усидчивость, умение доводить работу до завершения;
- Проявляет к ребятам и педагогу уважение и доверие.
Обучающие
- Начальные знания о художественном проектировании и процессе работы над проектом;
- Освоение основных технических приемов и навыков художественно-проектной деятельности;
- Умение работать различными графическими и живописными материалами и инструментами;
- Умение выполнять декоративные композиции в разной технике (рисунка, аппликации, лепки);
- Моделировать из пластилина, бумаги, картона, используя разные способы соединения материалов;
- Умение участвовать в коллективно творческой работе;
Развивающие
- Использование знаний об особенностях реалистического, декоративного и абстрактного изображения, как основы для творческой деятельности в художественном проектировании.
- Творческая активность проявляется в стремлении. вносить свои нюансы в заданные условия изготовления проекта.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п |
| Первый год обучения | Второй год обучения | ||||
Всего | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | ||
Комплектование группы | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | |
Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
Навыки работы с инструментами, материалами | 18 | 4 | 14 | 18 | 4 | 14 | |
Геометрические формы. Линейный рисунок | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Цветоведение. | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Живопись. | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Аппликация. | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Графика. Иллюстрация | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Моделирование из пластилина | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Шрифт. Навыки оформительских работ | 16 | 2 | 14 | 16 | 2 | 14 | |
Свободная тема по выбору учащихся | 16 | 2 | 14 | 18 | 3 | 15 | |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 152 | 21 | 131 | 152 | 21 | 131 |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
1. | Комплектование группы | ||
1 год обучения | Собеседование с детьми и родителями. Набор учеников. | ||
2. | Вводное занятие. Техника безопасности | ||
1 – 2 год обучения | Рассказ о предстоящей работе, перспективах творческого объединения, пользе занятий художественным проектированием. Знакомство с основными видами деятельности объединения. Правила поведения на занятиях, рабочая гигиена, обращение с колюще-режущим инструментом, подбор материалов. | Ознакомление с образцами работ предыдущей группы. Освоение правил обустройства и гигиены рабочего стола. | |
3. | Навыки работы с инструментами, материалами | ||
1 год обучения | Инструменты, материалы для работы в техниках: графика, живопись, аппликация, моделирование из пластилина. | Отработка навыков работы с инструментами, материалами. Практические работы по темам уроков: «Карандаш-первый друг дизайнера», «Фломастер, маркер - графические инструменты», «Как использовать линнер и гелевую ручку», «Рисуем углем», «Пастель», «Какие бывают кисточки и какие «следы» они оставляют», «Какая бывает бумага и для каких техник она применяется», «Свойства красок», «Гуашь», Акварель», «Пластилин и его свойства», «Рельеф из пластилина», «Объемное изделие из пластилина», «Обращение с колюще-режущим инструментом» «Ножницы», «Макетный нож» | |
2 год обучения | Инструменты, материалы для работы в техниках: графика, живопись, аппликация, моделирование из пластилина, макетирование. | ||
4. | Геометрические формы. Линейный рисунок | ||
1 год обучения | Геометрические формы. Какие бывают линии. Ось симметрии. Орнамент. | Отработка навыков работы графическими инструментами: простой карандаш(мягкий-твердый), цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветовыделители, Практические работы по темам уроков: «Линейный рисунок», «Геометрический кот», «Сказка-путаница», «Витраж» | |
2 год обучения | Композиция из геометрических фигур. Композиция из природных форм. | Отработка навыков работы графическими инструментами: простой карандаш(мягкий-твердый), цветные карандаши, фломастеры, маркеры цветовыделители уголь. Практические работы по темам уроков: «Листья», «Фруктово-овощной портрет», «Накрываем праздничный стол» «Графический рисунок животного». | |
5. | Цветоведение | ||
1 год обучения | Откуда берутся цвета. Цветовой круг. Правила расположения цветов в цветовом круге. | Отработка навыков работы графическими инструментами: простой карандаш(мягкий-твердый), цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветовыделители, Практические работы по темам уроков: «Радуга», «Фазан», «Аленький цветочек», «Цветовой круг» | |
2 год обучения | Основные и смешанные цвета. Контрастные и нюансные цвета. Пастель. . | Использование выразительности тональных и цветовых контрастов и нюансов. Практические работы по темам уроков: «Волшебное дерево», «Веселые краски», «Калейдоскоп флаконов", «Цветочная сюита» | |
6. | Живопись | ||
1 год обучения | Виды живописи. Гуашь. Акварель. Жанры живописи. Пейзаж. Натюрморт. Использование выразительности тональных и цветовых контрастов и нюансов. | Навыки работы с гуашью, акварелью. Просмотр репродукций. Разбор художественных произведений. Практические работы по темам уроков. Гуашь: «Зимнее дерево», «Хоромы Зимушки-Зимы» Акварель: «Завтрак», «Натюрморт с цветами» | |
2 год обучения | Виды живописи. Гуашь. Акварель. Жанры живописи. Пейзаж. Натюрморт. Портрет. Бытовая живопись. Анималистический жанр. Понятия об особенностях реалистического, декоративного и абстрактного изображения. | Навыки работы с гуашью, акварелью. Просмотр репродукций. Разбор художественных произведений. Практические работы по темам уроков. Гуашь: «Зимний лес», «Сказка», «Мое хорошее настроение» Акварель: «Фантазии», «Автопортрет» | |
7. | Аппликация | ||
1 год обучения | Аппликация и где она применяется. Инструмент - ножницы. | Навыки работы с цветной бумагой и ножницами. Соединение материалов. Практические работы по темам уроков. «Дизайн - открытка», «Веселый человечек», «Дизайн-проект «Натюрморт для мамы» | |
2 год обучения | Аппликация и где она применяется. Инструмент – макетный нож. | Навыки работы с макетным ножом. Практические работы по темам уроков. Коллективный проект: панно «Подводный мир», «Дом, в котором я живу», «Город будущего» | |
8. | Графика. Иллюстрация | ||
1 год обучения | Сюжет в литературном произведении. Как сюжет изобразить графически. Сочинение сюжета. | Просмотр репродукций. Просмотр мультфильмов. Навыки работы графическими инструментами, материалами Практическая работа: книжка - иллюстрация в 5-7 листах «Моя первая история в картинках» «Мир вокруг нас» | |
2 год обучения | Сюжет в литературном произведении. Как сюжет изобразить графически. Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Понятия о многообразии текстур и возможностей применения их в декоративной графике. | Просмотр репродукций. Просмотр мультфильмов. Практическая работа: книжка – иллюстрация в 5-10 листах «Иллюстрация к литературному произведению». Создание текстур и применение их в декоративной графике. | |
9. | Моделирование из пластилина | ||
1 год обучения | Инструменты для работы с пластилином. Этапы и способы изготовления поделок из пластилина. Рельеф. Объем. | Просмотр мультфильмов. Этапы и способы изготовления поделок из пластилина. Лепка частей-заготовок. Соединение частей в целое. Вытягивание или углубление деталей из целого куска пластилина, проработка мелких деталей. Лепка персонажей по описанию и представлению. | |
2 год обучения | Коллективный проект. Объемная инсталляция. | Прослушивание отрывков сказок, просмотр видеоряда. Этапы и способы изготовления поделок из пластилина. Лепка частей-заготовок. Соединение частей в целое. Вытягивание или углубление деталей из целого куска пластилина, проработка мелких деталей. Использование репродукций при лепке. Лепка персонажей по описанию и представлению. Коллективный проект: объемная инсталляция «Сказка» | |
10. | Оформительская работа | ||
1-2 год обучения | Способы оформительской работы. Тушь, перо. Шрифт. | Способы оформительской работы. Тушь, перо. Учимся работать плакатным пером, тушью. Шрифт. Обложка. Логотип. Практические работы по темам уроков: «Космические фантазии», «Город будущего» | |
11. | Свободная тема по выбору учащихся | ||
1-2 год обучения | На основе того, что было сделано за год, можно выбрать понравившуюся тему на выбор, и дополнить её своей идеей. Решение поставленной задачи происходит совместно с педагогом. | Принести свою домашнюю заготовку (репродукцию, эскиз). Применять при выполнение задуманной работы любую из пройденных тем и техник.
| |
12 | Итоговое занятие | ||
. | 1 год обучения | Подведение итогов учебного года. Итоговая выставка работ. | Творческое задание на лето. |
2 год обучения | Подведение итогов. Итоговая выставка работ. | Поощрение детей. |
Раздел 3. Формы контроля и оценочные материалы
Механизм оценки достижений воспитанников взят из оценочной системы Императорской Академии Художеств г. Санкт-Петербурга и используется с целью:
- Соблюдения объективности в подходе ко всем детям объединения
- Дифференциации по уровням продвижения в мастерстве
- Активизации мотивации в обучении детей
- Развития самооценки и самоконтроля воспитанников
Для оценки результатов деятельности проставляются баллы. Количество баллов совпадает с количеством учеников в группе. Воспитанник, получивший за свою работу балл № 1, считается лучшим. Баллы №№ 2, 3, 4, 5 и т.д. слабее.
Воспитанник, получивший за полугодие 6 оценок от 1 до 5 баллов имеет право участвовать в выставке школы.
Ученик, получивший 6 высших оценок от 1 до 3 может участвовать в районных и городских конкурсах.
Формы оценки достижений воспитанников
1. Анализ и самоанализ – проводится во время работы над проектом. С помощью вопросов педагога, направленных на обнаружение ребенком недостатков работы, осуществляется коррекция его творческой деятельности.
2. Сравнительный анализ – проводится на фазе доработки, доведения, завершения работы-проекта. Педагог предлагает сравнить свою работу с образцами других ребят с целью выявления в них положительных качеств, недостающих в собственной работе.
3. Учебный вернисаж – проводится в конце работы над проектом. Воспитанники выставляют на обозрение свои работы для оценки ребятами и педагогом. Мнение ребят педагог учитывает при вынесении своей оценки.
Способы оценивания образовательных результатов обучающихся
Анализируя с ребенком качество его работы, используется система критериев, определяющих достоинства и недостатки проекта.
Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данной образовательной программе.
Критерии развития информационно-графической культуры учащихся:
1. Мотивационная готовность к художественно-творческой деятельности;
2. Возможность творческого решения поставленных задач различными средствами художественной выразительности. На основе данных критериев выявлены следующие уровни освоения навыков у учащихся: низкий, средний, высокий. Низкий уровень представлен слабым продуктивным творческим характером, неглубокими знаниями дизайн-технологий. Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в дизайнерской среде. Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих задач, посредством знаний и умений в области дизайна
Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы
Литература для педагога
1. Инновационно-экспериментальная программа “Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся” Макаровой О.В., учителя технологии и ИЗО. 2002.
2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. Академия, 2002.
3. Щичанкова Э.Г. У истоков дизайна. – Москва, Наука 1977.
4. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
5. Калмыкова З.И. Особенности продуктивного мышления. Вопросы психологии.
6. Малиновская Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. – Москва. 1994 (автореферат).
7. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск. Высшая школа,1984.
8. Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ. Из сборника "Дизайн в общеобразовательной системе".
9. Методические пособия “Школа Б.Н. Неменского”
10. Популярное пособие для родителей и педагогов “И учеба, и игра ИЗО-искусство” М.В. Трофимова, Т.Н. Тарабарина.
11. Методическое пособие “Секреты мастеров” Н.М. Конышева
Обновление программы
Список печатной литературы:
1. «Цвет», Александр Жирар, Глория Фовлер (Alexander Girard, Gloria Fowler, Color), издательство «AMMO Books», 1973;
- 2. Архитектура для детей/История мирового дизайна от Памелы Пиис. (Design Dossier: Architecture/For Kids Pamela Pease), издательство «Paintbox Press»;
- 3. «Янг Франк, архитектор», Франк Вива (Young Frank, Architect. Frank Viva);
- 4. «Слова и Птицы» Чарльз Харпер, юбилейное издание (anniversary edition of Charles Harper’s Birds & Words), издательство AMMO Books;
- 5. «Детский дизайн», Г.Н. Пантелеев, ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006;
- 6. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006.
- 7. Архитектура глазами голубей, Спайк Ли Тэйлфитер (Architecture According to Pigeons, Spike Lee Tailfeather), издательство «Phaidon Press».
- Список интернет-ресурсов:
- 1. Мастер-Класс. "Основы композиционного моделирования" 19.10.2013 г.\https://www.youtube.com/watch?v=1WQeWU-q4Ok;
- 2. Уроки курса макетирования для детей\https://www.youtube.com/watch?v=Ad_iurOrPIA;
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующее оборудование и материалы:
- Мебель: Столы – 6 шт.; Стулья – 12 шт., доска
- Оснащение: Таблицы, книги, плакаты. Мольберты, дополнительное освещение. Материалы, инструменты: бумага д.эскизов ф.а4/бумага д.акварели ф.а3/бумага цветная, тонированная в ассортименте/картон /кисти/клей/фломастеры/маркеры/карандаши цветные/карандаши простые/ластики/точилки/цветовыделители/маркеры черные/пастель/гелевые ручки/краски гуашь/акварель/пластилин/доски под пластилин/ножницы/ макетные ножи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс
Настоящая методическая разработка может быть предложена преподавателям профелирующего учебного заведения СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...
РАЗРАБОТКА ФОРМАТОК ДЛЯ КОНСТРУКТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ Методическая разработка к лабораторным работам по МДК 01.02. “ Проектирование цифровых устройств“
В пособии рассмотрен метод разработки необходимых для конструкторских документов основных надписей (по ...
Методическая разработка «МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫОГО УРОКА, СОЗДАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ»
Пошаговая методическая разработка интегрированного урока....
Методическая разработка по проектированию дополнительной общеобразовательной программы для кадетских классов
В данной собственной методической разработке, представлено ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
В данной учебно-методической разработке рекомендованы основные приёмы и методы используемые при проектировании уроков в условиях ФГОС общего образования....
Методическая разработка занятия " Проектирование простейших композиций ландшафтного дизайна"для дистанционного обучения.
разработка предназначена для самостоятельного изучения, содержит теоретическую и практическую часть....
Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.
В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...