Искусство, опалённое войной.
материал по музыке (8 класс)
Открытое мероприятие, целью которого является освещение различных видов искусства, связанных с тематикой Великой Отечественной войны: музыки, живописи, литературы, поэзии, кинематографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvoopalyonnoe_voynoy-2.docx | 41.61 КБ |
Используемые материалы | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
« Искусство опалённое войной».
Цель: Воспитание патриотизма, глубокой благодарности воинам, победившим фашизм, формирование чувства гордости за свою страну, чувство уважения к истории страны
Задачи:
• Познакомить с темой Великой Отечественной войны в творчестве художников, композиторов, поэтов, кинорежиссеров.
• Развивать чувство личного сопереживания тем, кто отстоял свободу Отечества, через обращение к произведениям живописи, поэзии, музыки и кино.
Форма проведения: открытое мероприятие.
Оборудование: мультимедийная система, фортепиано
Используемые материалы: репродукции картин о Великой Отечественной войне, портреты композиторов, музыкантов и поэтов, фрагмент кинофильма «Два бойца».
Ход мероприятия
(На экране слайд «Ноктюрн» с названием темы)
Сегодняшняя наша встреча называется «Искусство, опалённое войной». В качестве своеобразного эпиграфа к этой теме выбрана фотография, сделанная в марте 1943 года в только что освобождённом селе Новошахтинском на Южном фронте. Фотография называется «Ноктюрн». Неизвестно, какую музыку исполняют скрипач и баянист, и что, затаив дыхание, слушают бойцы, не успевшие даже выпустить из рук оружие. «Ноктюрн» Шопена или Глинки, «Мелодию» Чайковского или просто напев полюбившейся песни. Главное, что для тех, кто её слушал, она была воплощением всего дорогого, прекрасного, всего, ради чего они сражались, что защищали.
А начнём мы нашу встречу с песни, появившейся до Великой Отечественной войны, в далёком 1938 году и на протяжении более 80-ти лет являющейся одним из главных символов нашей страны. Я веду речь о песне «Катюша». Вы уже знаете, что появилась она в результате случайной встречи поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера и что строки о бойце-пограничнике были навеяны предчувствием надвигающейся войны. Михаил Исаковский вспоминал впоследствии: «Дело в том, что время тогда было всё-таки тревожное: ведь в 1938 году ещё пылало пламя войны в Испании; в том же году Красная Армия вынуждена была вести тяжёлые бои с японскими самураями у озера Хасан; не очень спокойно было и на западных наших границах. По этим причинам тема Родины, тема защиты её от посягательств врага была самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо неё даже в лирической песне». Почему «Катюша» так популярна? Может быть, само это ласковое девичье имя пришлось всем по сердцу, может быть, в простой, бесхитростной мелодии было что-то и от материнского напева…Так или иначе, многие увидели в Катюше воплощение своего чистого и трогательного женского идеала. Ей начали писать письма – тем же стихотворным размером, в той же простодушной манере. Писали пограничники, трактористы, сталевары, моряки…Всенародная переписка с героиней песни, как с живой женщиной – такого ещё не знала история музыки!
Великая Отечественная война призвала «Катюшу» на фронт. У мирной «Катюши» появились сёстры – песни, в которых «проходила берегом Катюша в сапогах, в пилотке боевой». Была она и партизанкой («с автоматом девушка простая»), и медсестрой:
Катя слово раненому скажет,
Так что в сердце песня запоёт,
Катя раны крепко перевяжет,
На руках из боя унесёт.
В 1943 году народ окрестил «Катюшами» новое грозное оружие – реактивные миномёты. «Катюша» нашла приют и у партизанских костров, её пели итальянцы, чехи, болгары, югославы, французы, каждый на своём языке и нередко со своими словами. Давайте и мы её сейчас споём!
(Исполнение песни «Катюша»)
Ребята, прадед вашей одноклассницы, вашей ровесницы, Кати Константиновой – Кошелев Пётр Фролович, человек с непростой судьбой, начал воинскую службу задолго до начала войны, в 1933 году. Участвовал в военном конфликте в Польше, воевал в Финляндии, прошёл всю Великую Отечественную. Он был живым свидетелем рождения песни «Катюша», её триумфального шествия по миру и возможно, его пожелание было учтено при выборе имени его правнучки. Нашим современникам, одевавшим военную форму, «Катюша» особенно близка, ведь все они – и солдаты-срочники, и те, кто побывал в «горячих точках» чувствовали себя «бойцами на дальнем пограничье» и с нетерпением ждали привета от своих Наташ, Ириш и Катюш.
Сегодня песне «Катюша» 82 года! Но для многих поколений она остаётся милой, верной, скромной, любящей, боевой Катюшей, русской женщиной и российской песней.
А сейчас мы вернёмся в самый трагический и героический период нашей истории, в далёкий 1941 год. Говоря словами песни «Баллада о красках»:
В сорок первом,
В сорок памятном году
Прокричали репродукторы беду…
Через два дня после начала войны 24 июня 1941 года, в газета «Известия» и «Красная звезда» было напечатано стихотворение известного поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война» (слайд с портретом). Его прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров (слайд с портретом). Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
- Будем разучивать новую песню!
Печатать слова и ноты не было времени и композитор написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Ансамбля песни и пляски впервые исполнила эту песню «Священная война». По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска.
Эта песня стала эмблемой Великой Отечественной войны! Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу врага. Каждое утро после боя Кремлёвских курантов она звучала по радио. Песня «Священная война» - своеобразный гимн, плач народа, ввязанного в войну и вынужденного защищать свою родину от врагов. Слыша такие строки, как
Не смеют крылья чёрные
Над Родиной летать,
Поля её просторные
Не смеет враг топтать,
каждый русский солдат, превозмогая страх и боль, шёл в атаку, яростно сокрушая врага.
У нынешних ветеранов, свидетелей тех грозных событий, песня «Священная война» неизменно вызывает слёзы на глазах. Сейчас мы с вами её послушаем и перелистаем страницы той драматической и героической эпохи.
(Видеоряд к песне «Священная война»)
Артисты и участники агитбригад военной поры, выступавшие с концертами в госпиталях и на передовой, остро чувствовали «дефицит лирики», который сказывался в жадном внимании фронтовиков и раненых бойцов к ласковому, негромкому слову и к таким же песням: ведь они напоминали о доме, о семье или о любимой, о мирной жизни…Будущие победители фашизма в самой страшной из войн, какие только знала история человечества, нуждались для выражения своих чувств в таких песнях, как «В землянке», «Синий платочек», «Тёмная ночь» и в таких стихотворениях, как «Жди меня» Константина Симонова, написанного в 1942 году.
(чтение стихотворения «Жди меня»)
Уже не первый год наша семья с портретами прадедов выходит на акцию «Бессмертный полк». Одному из них повезло – Фентисов Михаил Яковлевич, призванный на фронт 19-тилетним, вернулся в 22 года живым и невредимым из самого сердца Европы, столицы Австрии Вены. А другой – Лев Григорьевич Попок, навсегда остался 25-тилетним. Я напомню строки «Гимна Бессмертного полка» Михаила Лазарева, над которым мы с вами работаем на уроках музыки:
Бессмертный полк – в одном строю
Кто жив, и кто погиб в бою!
Бессмертный полк – в словах святых
Единство павших и живых!
Бессмертный полк – построил в ряд
И генералов, и солдат!
Бессмертный полк – в нём все равны
В борьбе за жизнь и честь страны!
Песня «Тёмная ночь» Никиты Богословского на слова Владимира Агатова прозвучала в исполнении Марка Бернеса в фильме «Два бойца», вышедшем на экраны в 1943 году. По свидетельству поэта Константина Симонова, она в это время «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что « вместила в себя мысли и чувства миллионов людей». И в тылу, в затемнённых городах, над детскими кроватками её пели тоже, потому что песня помогала ждать. Давайте посмотрим фрагмент фильма.
(просмотр фрагмента из кинофильма «Два бойца»)
После выхода фильма песня была записана на грампластинку. Во время проверки первого экземпляра послышался какой-то хрип, второго – то же самое. Третья, пятая, седьмая пластинка – брак! Оказалось, что испорчена матрица – женщина-техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита её слезами.
Один из лучших современных вариантов песни «Тёмная ночь» принадлежит «отцу» русского рока Борису Гребенщикову. На одном из ближайших уроков мы обязательно послушаем его пронзительное исполнение.
И ещё одна грань нашей темы раскрывается в песнях озорных, шуточных, поднимающих настроение. Как сказал поэт Александр Твардовский в своей поэме «Василий Тёркин»:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Представляем вашему вниманию песню Василия Соловьёва-Седого на слова Алексея Фатьянова «На солнечной поляночке».
(инсценировка песни «На солнечной поляночке»)
А сейчас я передаю слово коллеге – учителю изобразительного искусства Лушонковой Светлане Викторовне.
Каждый год история отсчитывает новый срок, отделяющий ее от победного мая 1945 года. Во время войны вся наша страна в едином порыве поднялась на защиту своей Родины. И подтверждением нашей беззаветной веры в победу было то, что вся страна пела песни, помогающие разгромить врага, что снимались фильмы, в которых жила уверенность в нашей будущей победе. Советские художники не могли остаться в стороне. Их полотна полны патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.
Потому, что эти картины созданы художниками, непосредственными участниками событий военных лет. И с этих полотен на нас смотрят не вымышленные образы, а их друзья, сыны, те, кто сражался рядом, делился последним, видел смерть и боль. Они увековечены в этих полотнах.
Художники сумели так красноречиво описать события В. О. войны, не используя при этом не единого слова. Ведь кто, как не сам участник, свидетель тех страшных событий мог достоверно и правдиво отразить то, что пережил сам.
В годы Великой Отечественной войны многие художники ушли на фронт.
В годы Великой Отечественной войны огромный патриотический подъем придал произведениям художников особый характер - обличительный и призывной, боевой.
Пётр Александрович Кривоногова “Защитники Брестской крепости” ...
Художник Пётр Кривоногов (1910–1967), в действующей армии прошёл всю войну — от Москвы до Берлина. Он стал настоящим летописцем Великой Отечественной и по праву первым получил Золотую медаль имени М.Б. Грекова, которую присуждают за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему.
Художник показал бойцов в разгар обороны. Над крепостью ещё развивается красный флаг. В дыму и пламени трудно отличить живых от мёртвых. В бой идут, не считаясь с ранами. Раним воскресным утром 22 июня в 4 часа 15 минут на город Брест упали тысячи фашистских снарядов и бомб. Героический подвиг совершили пограничники Брестской крепости. Именно, они первыми испытали на себе удар немецкой армии и сражались более месяца, не зная о судьбе фронта. Немцы уже взяли Смоленск, Минск, а в крепости шли бои. У защитников пограничной крепости иссякли боеприпасы, тогда фашисты начали травить бойцов газом. Наступил момент, когда горстка бойцов, выйдя из крепости, пошла в свою последнюю атаку. Мы знаем: все они погибнут. Художник провёл много времени на самом поле боя. Среди руин крепости сделаны сотни зарисовок и этюдов. На законченном полотне художник изображает момент боя у Тираспольских ворот. Запечатлён самый острый момент боя. И есть в этой трагической картине дух Победы. Ведь такие художники, как Кривоногов, восстановили правду подвига и превратили Брестскую крепость в символ непревзойдённой стойкости Красной армии.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейнека « Оборона Севастополя»
250 дней и ночей происходила оборона Севастополя. Отважные защитники города оказывали упорное сопротивление. Однако их силы с каждым днём заметно таяли, не хватало снарядов и патронов. Ценой больших жертв, врагу удалось прорваться в город, но бои продолжались пока у защитников не иссякли патроны.
Художник Александр Александрович Дейнека в 1942 году вернулся с фронта. И на одном дыхании, движимый ненавистью к врагу, пришедшему завоевать его любимый город, написал картину "Оборона Севастополя". Рушатся здания, небо в дыму пожарищ, грохочет ад войны. Моряки сошлись в рукопашной схватке. Сколько силы и ярости в моряке, бросающим связку гранат. Картина передают наивысший предел человеческих сил, героическую борьбу, свидетелем которой был каждый камень города героя.
На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу. Вдали – разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат. Мы как будто чувствуем его частое дыхание и напряженность.
Достигая достоверности изображаемого, Дейнека сдвинул фигуру пехотинца в левый угол картины и оставил перед ней пространство, необходимое для полета связки гранат.
Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь. Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету.
Картина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить.
Серге́й Васи́льевич Герасимов «Мать партизана.» 1943г.
О своих чувствах, побудивших написать картину, Герасимов говорил: «В эти тяжелые годы войны , когда мы все жили только одним чувством любви к Родине, мне захотелось в картине найти выражение этих чувств и настроений моих и всего русского народа. Так возникла в 1943 году картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери , русской женщины – крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа…»
Замысел художника получил воплощение в образе русской женщины- патриотки, волевой , мужественной, сумевшей побороть в себе личное горе ради любви к людям. Персонажи картины - это две противоборствующие фигуры. С одной стороны - русская женщина-крестьянка , с другой - фашист.
Фигура женщины занимает господствующее положение в картине - к ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан - ее сын, ожидая ответа, стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа происходят на фоне разгромленной войной, потерявшей живые краски деревенской улицы.
Художник трудился над полотном долгих 7 лет — начал работу в переломном 1943-м, когда наступление фашистов было сломлено, когда появились первые надежды на победу. Как впоследствии уточнял сам художник, образ матери партизана — собирательный. Герасимов нарочито сосредоточил внимание зрителя на ней — использовал яркие краски, выделил контраст ярким солнечным светом. Мать и враг — главные герои картины. Их противостояние — поражающий в самое сердце сюжет. И видно, как решимость фашиста меркнет, ломается под стойкостью и мужеством обычной русской крестьянки. В 1958 году картина «Мать партизана» экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе. Работа Сергея Герасимова заслуженно была отмечена золотой медалью.
Арка́дий Алекса́ндрович Пластов «Фашист пролетел» 1942 г.
Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка. Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы. Что это?
Припал щекой к сухой колкой траве пастушонок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле малыш. Не встать ему.
Далеко, далеко в ясном небе фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь. На фоне мирной родной природы особенно чудовищным и жестоким выглядит совершенное фашистами преступление.
В ноябре 1943 года картина Аркадия Александровича Пластова «Фашист пролетел», выполняя свою миссию, находилась в зале советского посольства в Тегеране, где проходило совещание глав трёх великих держав антигитлеровской коалиции: Советского Союза, США, Великобритании, и решался вопрос об открытии второго фронта. В 1943 году картина А. А. Пластова "Фашист пролетел" по указанию Сталина экспонировалась на Тегеранской конференции. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль были настолько поражены этим холстом, что это повлияло на их решение об открытии второго фронта. Это был личный вклад художника в великую Победу.
Победу в войне приближали не только крупные сражения и боевая техника, но и отдельные люди, которые совершали подвиги.
Владимир Евгеньевич Памфилов «Подвиг Александра Матросова»
Одним из незабываемых подвигов во славу Родины стал подвиг Александра Матросова, совершенный на великолукской земле. Ему было 19 лет, когда вместе со своей частью он вел бой за деревню Чернушки. 23 февраля 1943 года фашистский дзот преградил дорогу наступающим советским войскам. Несколько попыток уничтожить его оказались безуспешными. Атака захлестнулась. Вдруг из роты бойцов, залегших в снегу, поднялась фигура в маскхалате и метнулась к дзоту. Этот момент и изображен на картине Владимира Евгеньевича Памфилова. Граната, брошенная солдатом, заставила фашистский пулемет замолчать. Часть поднялась и рванулась вперед, но пулемет вновь ожил. Тогда, оставшись без гранат, А.Матросов бросился к вражеской амбразуре и закрыл ее своим телом.
«Кукрыниксы» - «Таня»
Эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы работали и над картинами. 28 января 1942 года в "Правде" был опубликован очерк о героической смерти молодой партизанки Тани, повешенной гитлеровцами в деревне Петрищево, что в нескольких десятках километров от Москвы. Сильное впечатление произвела на них фотография головы казненной девушки – с обрывком петли на шее. Решено было написать картину об этой мужественной партизанке, оказавшейся московской комсомолкой Зоей Космодемьянской. Художники решили поехать в деревню Петрищево, встретиться с жителями, которые были очевидцами расправы над партизанкой. Они узнали о том, как издевались над Зоей, как били и пытали ее, а потом босую выгнали на мороз. Они представили себе, как, с трудом передвигая обмороженными ногами, шла Зоя к месту казни, как, гордо сжав кулаки, стояла она перед фашистами. Картину художники назвали "Таня", так назвала себя юная партизанка.
Целый месяц провисело тело Зои Космодемьянской и немецкие солдаты всячески глумились над телом... Останки Зои захоронены на Новодевичьем кладбище. На надгробье высечены слова Николая Островского (те, что были у нее в записной книжке): «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире-борьбе за освобождение человечества». Когда-то Зоя вписала их в свою записную книжку и оправдала своей короткой и прекрасной жизнью.
Алекса́ндр Ива́нович Лактионов «Письмо с фронта » 1947г.
Война ещё не закончилась, и тысячи семей ждали весточек с фронта от своих близких. Заветные треугольники с родным почерком не просто радовали, они вселяли надежду на скорое окончание самой страшной войны в истории человечества и близкую встречу.
У художника не было чёткого видения, какой должна быть картина. Помогла случайная встреча на улице с раненым фронтовиком, который разыскивал нужный ему адрес. Солдат, только с фронта, должен был передать семье фронтового товарища письмо от него. Художник проводил бойца, по дороге расспрашивая того о жизни на передовой, об успехах Красной Армии. Став свидетелем волнующей сцены встречи солдата с семьёй товарища, художник понял, что решение замысла его будущей картины найдено.
Учитывая период написания картины, именно фронтовик главный герой и картины, и времени, тяжелейшего для советского народа.
Картина Лактионова привлекла к себе искренностью, правдой выражения в ней чувств, простым сюжетом, находившим отклик в сердце каждого человека.
Больше полувека прошло с той поры, как закончилась война, но память о тех событиях живет в наших сердцах. В наше время находятся новые возможности изобразить события Великой Отечественной войны. Вместе с талантливой художницей Ксенией Симоновой, сочетающей самые неожиданные средства выразительности, посмотрим на события этой войны. http://video.yandex.ru/users/alexpopovich/view/3
(видеоролик “Реквием на песке”)
Закончить нашу встречу я предлагаю песней «Дороги» Александра Новикова на слова Льва Ошанина, написанной в 1945 году. Эта песня задумывалась, как итог войны, раздумье о свершившемся, о горечи потерь, обо всём, что произошло на войне. Во время премьеры песни перед солдатами, вернувшимися с фронта, случилось следующее: после того, как отзвучала последняя нота, в зале повисла долгая пауза, а затем зал взорвался аплодисментами и зрители потребовали повторного исполнения песни. Авторы, присутствующие при этом, поняли, что « попали в точку».
Исполнение песни «Дороги» будет сопровождаться демонстрацией рисунков учащихся нашей школы, посвящённых теме «Война глазами детей».
(исполнение песни «Дороги», показ рисунков)
Спасибо за внимание, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строки,опалённые войной
Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....
разработка внеклассного мероприятия по истории "Детство, опалённое войной"
внеклассное мероприятие по истории для средних классов коррекционной школы 8 вида "Детство, опалённое войной"....
Литературный журнал, посвящённый 65-летию победы русского народа в Великой Отечественной войне «Поэзия, опалённая войной».
. Сегодня наш литературный журнал посвящён 65-й годовщине ...
Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)
Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....
Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.
В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10 класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...
Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"
На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...
Урок литературы. Строки, опалённые войной: лирика периода Великой Отечественной войны.
Цели урока:1.Познакомить обучающихся с разными жанрами лирики периода ВОВ.2.Развивать умение слушать учителя, выступления одногруппников. Развивать умение конспектирования основного материала уро...