Биографии известных художников
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо)
Биографии Б. М. Ольшанского и И. И. Левитана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boris_olshanskiy.docx | 17.45 КБ |
i._i._levitan.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольшанский Борис Михайлович
Биография Бориса Михайловича Ольшанского |
Предварительный просмотр:
Введение
Красота – это радость нашей жизни.
Человек стал Человеком потому, что увидел
глубину лазурного неба, розовый разлив
вечерней зари, прозрачную дымку степных
просторов, багровый закат перед ветреным
днём… Остановись и ты в изумлении перед
красотой - и в твоём сердце расцветёт благородство.
(В.Сухомлинский)
Каждый, кто живёт в средней полосе России, не остаётся равнодушным к красоте её природы. Разве где-то есть такая же красивая берёзовая роща со стройными и высокими берёзами, заливные луга, на котором пасётся скот, цветущие ранней весной сады, поля на которых колосится рожь? Всё это я увидел на картинах И.И. Левитана.
Глядя на картины И.И. Левитана, находишь и родную берёзовую рощу, и речку, убегающую вдаль, и заброшенный пруд. Этот замечательный художник с огромной любовью и теплотой писал скромную русскую природу. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека, заставляя его снова и снова возвращаться к картине. Чем больше всматриваешься в его картины, тем больше ощущаешь саму жизнь природы. Кажется, что ты вот-вот переступишь рамку картины и пойдёшь по мокрому песку к заросшему пруду, услышишь шелест листвы белоствольных берёз…
В своей работе я хочу рассказать о жизни и творчестве великого русского художника И.И. Левитана. Прочитав книги, я узнал, что родился Исаак Левитан в Литве в семье бедных, образованных евреев. Для того чтобы дать хорошее образование детям, семья переезжает в Москву. 13 лет Исаак поступил в Московское художественное училище
живописи, ваяния и зодчества. Он был умным и старательным учеником, но рано остался без родителей. Однажды за неуплату денежного взноса, Левитана исключили из училища. Товарищи, услыхав об этом, собрали нужную сумму и уплатили её финансовому инспектору.
К середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье - у него резко обострилась болезнь сердца.
В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года. Волжские пейзажи экспортировались на выставках передвижников в 1889-1890г. Особым успехом пользовались картины «Золотая осень. Слободка» и «Берёзовая роща».
Годы шли. Росла известность Левитана, росла любовь к нему общества. В 1898 году Левитана избрали академиком, затем пригласили преподавать пейзаж в родное Училище, из стен которого он вышел белее 10 лет назад. Левитану досталась трудная жизнь. Быстро прогрессировала неизлечимая болезнь сердца. Врачи не могли спасти Левитана, в то время не умели делать сложнейших операций на сердце. Левитан умер 4 августа 1900 года.
Со дня смерти художника прошло много лет, но его мысли, чувства, настроение мы видим на его картинах. В книге Э.И. Голубева «Беседы о русских художниках» говорится о том, что Левитан никогда не искал эффектных моментов в природе. Левитан говорил: «Что самый простой, бесхитростный мотив достоин изображения, может вырасти до большого поэтического произведения, если художник полюбил его".
Надеюсь, что моя работа заинтересует тех, кто увлекается живописью, кому не безразлична и интересна жизнь знаменитых русских художников.
I. Детство и учёба в художественном училище
Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но Исаак отказался от пути религиозного подвижничества.
Несмотря на бедность и скудность средств, в доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей.
Шли годы, подрастали дети, родители обожали их и часто говорили друг другу : «Наши ребята умные, надо им хорошее образование дать, надо их увезти в большой город, где есть музеи, гимназии, училища. Где много культурных памятников…» В конце 1860-х годов отец перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.
Отец надеялся, что в Москве он будет хорошо зарабатывать, но заработков, о которых мечтали супруги, не получилось. Целыми днями Илья Левитан бегал по Москве от одного банкира к другому, из дома лавочника в хоромы купца. В итоге семья еле-еле сводила концы с концами.. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством . Они не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 13 лет Исаак Левитан написал прошение о принятии его в Училище.
Сначала всё шло отлично. Занятия Исааку нравились, товарищи тоже. В училище он много рисовал, и вскоре его стали хвалить чаще и больше, чем старшего брата, а затем и награждать за успехи всякий раз, когда объявляли конкурс или сдавался экзамен.
Но вот пришёл 1885 год, и посыпались несчастья на семейство Левитана, умерла его горячо любимая мать. Через два года скончался от брюшного тифа отец. Юноша тяжело переживал потерю родителей, сделался печальным и замкнутым.
В это тяжёлое время Исааку и его брату помогла человеческая доброта, прежде всего их товарищей по учёбе. Они часто устраивали чаепитие в складчину. Пичугин и Часовников покупали ему краски, альбомы для набросков, часто приносили домашних пирогов, бутерброды. Часовников боготворил Левитана. Он бережно хранил каждый левитановский набросок, а один рисунок зашил в ладанку и носил на груди в знак преданности таланту Исааку.
Однажды за неуплату денежного взноса, Левитана исключили из училища. Товарищи, услыхав об этом, собрали нужную сумму и уплатили её финансовому инспектору. Левитан вернулся на ученическую скамью, краснея и бледнея, благодаря своих спасителей.
Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели искренне стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, но денежные пособия, кисти, краски и другие художественные предметы, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора, князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.
Одетый донельзя скромно, в какой-то клетчатый поношенный пиджак, коротенькие штанишки, он терпеливо ждал, когда более удачливые товарищи, насытясь у "Моисеича" расходились по классам; тогда и Левитан застенчиво подходил к "Моисеичу", чтобы попросить доброго старика подождать старый долг (копеек 30) и дать ему вновь пеклеванник с колбасой и стакан молока. В то время это был его обед и ужин.
Будущий художник искал заработков, и не отказывался ни от каких предложений. Он делал рисунки с надгробий, писал на заказ копии в галерее Третьякова, даже брался за портреты, в которых был не очень-то силён. А спал иногда на старых пыльных холстах, брошенных на чердаке.
В школьные годы Левитан числился и работал в так называемой саврасовской мастерской. Там работал ряд талантливых учеников. Мастерская Саврасова бы окружена особой таинственностью, там уже писали картины, о чем шла глухая молва среди непосвященных. Саврасовская мастерская должна была поддержать славу первой ученической выставки.
Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой. Левитан работал быстро, скоро усваивая то, на что другие тратили немало усилий. Первая ученическая выставка показала, что таится в красивом юноше. Его неоконченный "Симонов монастырь». На одной из последующих ученических выставок П. М. Третьяков приобрел в галерею небольшую картинку Левитана "Просека" ("Осенний день. Сокольники").
В 1879 году, после покушения террориста Соловьёва на Александра II, в Москве евреям запретили жить. Левитану пришлось переехать в подмосковную усадьбу Салтыковка. Он мучительно переживал, сторонился праздников, весёлых дачников. Больше любил одиночество. Позже удостоверение из училища помогло Левитану получить разрешение жить в Москве.
Пришло время писать дипломную работу, Левитан показал свой характер. Написав дипломное полотно – огромное поле, заполненное копнами сжатой ржи. Преподаватели училища предложили написать новую картину. Это предложение Левитан отверг. Такое имя Левитана, он стал известен, любим, а диплома художник не имел. В 1886 году он получил диплом «внеклассного художника».
II. Путь к успеху
На ученических выставках Левитан имел успех. Москвичи стали охотно приобретать его картины. П.М. Третьяков не выпускал Левитана из своего поля зрения. Левитан работал с огромной энергией, изучал ландшафт в его деталях, в мельчайших подробностях. Одновременно он страстно увлекался охотой. Если он не сидел часами на этюдах, то бродил с ружьем и со своей Вестой по окрестностям Останкина. Он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход, а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса".
В 1885г. Левитан познакомился с А. Чеховым, дружба, которой продолжалась на протяжении всей жизни. Летом Левитан и его друг А.П. Чехов с семейством жили деревне Бабкино. Стояло чудесная пора. Исаак Ильич и Антон Павлович - заядлые грибники - пропадали в лесах.
Только к середине 80-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье - у него резко обострилась болезнь сердца. После болезни Левитан отправился в Крым. Он был очарован красотами южной природы морем, цветущим миндалем. Поездка в Крым укрепила силы. Вернувшись в Москву, Левитан поставил свои крымские этюды на Периодическую выставку, в то время наиболее популярную после Передвижной. Этюды были раскуплены в первые дни. Левитан. Он имел тогда совершенный успех, дарование его стало неоспоримым. В 1900г. Левитан стал членом Товарищества передвижных выставок. До последних дней своей жизни он был постоянным участником экспозиций.
В 1887 году художник, наконец, осуществляет свою мечту, он попадает на Волгу. Волжский период творчества Исаака Ильича Левитана продолжается до 1890 года.
Левитан страстно любил Волгу – самую сильную, самую прекрасную реку России. Первым городком, который показался Левитану удобным для творческой работы, оказался Васильсурск. (Васильсурск расположен на самой границе Нижегородской области с республикой Марий Эл на правом берегу реки Волга при впадении в неё реки Сура. За красивый пейзаж эти места назвали Волжской Швейцарией. В посёлке и его окрестностях много достопримечательностей. Дубовая Петровская роща, по преданию посажённая ещё Петром Первым ) Там он писал голые ещё, весенние деревья, бурую землю, только что освободившуюся от снега, небо, водные просторы, в которых отражалось это небо. Волжские пейзажи экспортировались на выставках передвижнико1889-1890г. Особым успехом пользовались картины «Золотая осень. Слободка» и «Берёзовая роща».
III. Последние годы жизни
Годы шли. Росла известность Левитана, росла любовь к нему общества. В те годы каждое появление картины Левитана было его торжеством. В 1898 году Левитана избрали академиком, затем пригласили преподавать пейзаж в родное Училище, из стен которого он вышел белее 10 лет назад.
Левитан никогда не забывал свою бедную юность, не забывал, как доброта товарищей помогла ему выжить и выучиться. Если профессор Левитан видел, что кто-то из его учеников пишет дешёвыми малярными красками, тихонько давал деньги на покупку масляных красок. Если замечал бедный, истощённый вид студента – находил возможность подкормить, помочь так, чтобы об этом не судачили.
Левитану досталась трудная жизнь. Бедность, нужда, терзавшие художника в детстве и юности, преследования царских чиновников и полиции подточили его здоровье. Известность, достаток, творческая свобода пришли к нему поздно – он бал уже безнадёжно болен. Быстро прогрессировала неизлечимая болезнь сердца. Врачи не могли спасти Левитана, в то время не умели делать сложнейших операций на сердце. Любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая помогла ему жить и творить. И вот именно в этот период, в середине девяностых годов, Левитан создаёт свои самые жизнерадостные картины. Однако болезнь прогрессировала. Картина «Озеро» стала лебединой песней художника. Левитан умер 4 августа 1900 года.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сеченовская средняя школа
Проект
«Жизнь и творчество И. И. Левитана»
Проект выполнил:
ученик 8 «Г» класса
Раззаи Али
Руководитель проекта:
Анохина Н. Ю
Сеченово
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов на уроках литературы на материале биографии известных писателей
Текстовый вариант мастер-класса. В этой работе я обобщила приемы работы на уроках знакомства с биографией писателей. Как сделать урок изучения биографии интересным? Не секрет, что ученики не любят так...
Биография Киселевского художника Селищева М.Г.
Этот материал я использую на уроке, как региональный компонент. Это наш самый извесный художник в городе. На его примере можно показать каких высот можно добиться в изображении родного края....
Биографии известных русских писателей и поэтов XIX - XX вв.
В данном разделе представлены основные вехи биорафии и творчества известных русских писателей и поэтов XIX - XX вв., занимательные факты их творческой биографии....
Он мог бы стать известным художником
Сценарий беседы-презентации к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтовадля участников художественных коллективов...
Краткая биография нашего известного земляка в школьной стенгазете, посвящённой 95-летию Ф.А.Абрамова
Школьная стенгазета, посвящённая 95-летию со дня рождения Ф.А.Абрамова...
Биография, Цитаты известных людей, Воспоминания современников о Л.Н.Андрееве
Биография, Цитаты известных людей, Воспоминания современников о Л.Н.АндреевеУрок Литература...
«Биографии известных людей»
Предметы: английский язык, литератураКласс: 6Количество учебных часов: 5Раздел учебной программы:Литература: «Сообщение о жизни и творчестве писателя (практикум)».Программа по литературе 5...