Развитие твлрческих способностей на уроках изобразительного искусства (обобщение опыта)
статья по изобразительному искусству (изо)
Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет «Изобразительное искусство» в силу своей специфики имеет благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог на уроке почувствовать себя успешным, а уроки искусства таят в себе огромный творческий потенциал и дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.
И моя задача, как учителя изобразительного искусства, помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.
Сегодня основная задача современного образования перейти от знаний, умений, навыков к компетенциям и научить обучающихся решать творческие задачи открытого типа, развить творчемкие способности или креативность, которая направлена на понимание логики построения новых идей.
21 год работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, новых приемов, способов, которые делают мой труд результативным, интересным и удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.
За это время в моей практике сложилась своя система работы
Как я это делаю?
Я преподаю изобразительное искусство в параллелях с 5 по 8 классы по программе Неменского Б. М. Когда ко мне в 5 классе приходят учащиеся из начальной школы, где уроки изобразительного искусства велись не учителем-предметником, то адаптироваться приходиться не только обучающимся, но и мне. В целях обеспечения личностного подхода дифференцирую объем и сложность содержания задания в соответствии с возможностями ученика; отбирать формы, методы, приемы, средства, темп обучения в соответствии с учебными возможностями школьников.
Я стараюсь находить такие приемы работы, способствующие повышению уровня художественного образования учащихся и развития их творческих способностей.
Основой развития творческого мышления и способностей традиционно считается системно-деятельностный подход. Применение различных форм, приёмов и метода системно – деятельностного подхода в обучении позволяет мне более эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность, направленную на развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства.
В 5-том классе при изучении темы «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» говорим об особенностях народных игрушек, посуды, народном костюме, вышивке, их значение в жизни, способах и материалах, используемых для их изготовления.
- Для этого в своей работе использую репродуктивный метод-где учащиеся выполняют работу на основе образца или правила. Считаю, такое практическое изучение прекрасных образцов, умение их осмысленно воспроизводить принесет не меньше пользы, чем рисование с натуры или по воображению.
К концу учебного года больше уделяю внимание методам групповых и коллективных работ – это один из важнейших методов активизации мыслительных процессов и деятельности учащихся. Художественная деятельность школьника на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; выставка и обсуждение работ товарищей; результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучения творческого наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
2. В 6 классе очень эффективен метод поэтапных открытых – принцип этого метода заключается в постепенном вживании в тему, в образ и только через личное внутреннее переживание по поводу воспринимаемого художественного объекта можно выразить собственную творческую деятельность. Здесь при изучении тем четвертей «Портрет», «Натюрморт», «Пейзаж» предлагаю нам уроке разнообразные упражнения карандашом, красками, цветными мелками, тушью, (например, кистью проводить линии, напоминающие волны моря, работать по сырому, изображая восход солнца и др.). Учебный материал подобран с учетом постепенного усложнения. Это развивает у детей творческое воображение, фантазию, образное мышление.
3.Так же эффективным методом развития творческого мышления детей выступает технология проектного обучения. И я часто применяю её в своей работе в 7-8 классах, т.к. проектная деятельность развивает познавательные УУД учащихся, умение самостоятельно мыслить и самостоятельно добывать знания, развивает навыки исследовательской работы: творческую инициативу, умение решать проблемы, развивает умения делать прогноз и оценивать результаты своей творческой работы. Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную и групповую формы работы учащихся, что способствует развитию творческих способностей и мышления.
Применение информационных технологий в преподавании изобразительного искусства позволяет более успешно решать задачи по развитию творческого мышления, по воспитанию познавательного интереса, коллективизма и коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных проектов или видеороликов.
4. Через уроки с применением ИКТ удается пробудить познавательный интерес к предмету.
В современных условиях ИКТ являются мощным средством обучения, и это служит серьезным подспорьем для меня в повышении развития творческих способностей. Презентация помогает мне объединить огромное количество демонстрационного материала. Благодаря презентации, ребята учатся рассматривать, анализировать, высказывать своё мнение и отношение к художественным произведениям.
Презентации и видеоролики позволяют создать у детей образное представление об изучаемой теме. Демонстрация на уроке материалов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет им успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, иллюстраций, более ярко отображаются образы, демонстрируемые на экран.
Мною разработан большой банк материалов в программе Power Point для наглядного сопровождения уроков. Компьютерные технологии применяю не только при объяснении нового материала, но и на других этапах урока: при актуализации знаний и умений учащихся, при закреплении нового материала, при обобщении и контроле знаний.
Еще одной из форм помогающих развивать творческие способности на уроке является школьная цифровая платформа. Данная форма реализуется в рамках нацпроекта «Образование» по поручению Президента РФ от 30.01.2019 г. № Пр-118. Ее цель – создать условия для максимальной реализации личностного потенциала каждого ребёнка в российской школе.
«Цифровая платформа поможет учителям обычных школ планировать учебную программу на год, своевременно отслеживать успеваемость учеников и давать им развивающую обратную связь,- разъясняет исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Петр Положевец. – Она позволяет эффективно распределять учебное время учеников и способствовать реализации познавательного и личностного потенциала каждого. Достижение таких результатов становится возможным благодаря наличию учебных целей разного уровня сложности и разнообразному формату заданий, которые способствуют успешному развитию как предметных знаний, так и «гибких» навыков, помогающих ученикам адаптироваться в условиях быстро меняющегося мира XXI века».
Возможности Школьной цифровой платформы в текущих условиях
Для учеников:
- Предоставляет возможность освоения учебных программ по школьным предметам в соответствии с действующими требованиями;
- Содержит необходимые инструменты для оценки и самооценки результатов освоения содержания образования;
- Дает возможность каждому ребенку выбирать для себя полезные и интересные задачи в рамках учебной программы;
- Развивает навыки ХХI века (универсальные компетенции) и цифровые компетенции.
Для учителей:
- Содержит все необходимые инструменты для организации образовательного процесса (от мотивации учащихся до оценивания результатов выполнения каждой задачи);
- Помогает сэкономить время на проверку заданий и подготовку к урокам;
- Учит практическим техникам и предоставляет среду для их реализации;
- Помогает оперативно давать обратную связь ученикам по изучаемому материалу;
- Помогает стать ближе к ученикам, лучше понимать их потребности и интересы.
Для родителей:
- Дает возможность сотрудничать со своим ребенком и его учителем;
- Позволяет оперативно получать обратную связь о процессе обучения ребенка.
- В основе методологии персонализированного образования лежит приоритет мотивации каждого школьника и учитываются индивидуальные особенности учащихся, в чем очень заинтересованы родители.
Мой опыт работы на платформе реализовался 2019-2020 учебном году. Можно сделать промежуточные выводы:
платформа предоставляет школьникам возможность планировать их образовательную траекторию, ставить или выбирать значимые для себя учебные цели и задачи, способы решения и проверки, самостоятельно управлять временем и темпом обучения, работать индивидуально и\или в группе. В Платформу заложены инструменты для развития навыков XXI века: умение ставить цели и достигать их, работать в команде, понимать себя и других, что позволяет обучающемуся быть креативными (творческим) - создавать новое, рождать оригинальные идеи, находить нестандартные решения проблем, анализировать, делать выводы. Согласитесь, что творчество это очень полезное качество, и каждый хотел бы им обладать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ОПЫТА РАБОТЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕД...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства у детей 6-11 лет
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и заканчивая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования яв...
Из опыта работы учителя ИЗО МОУ гимназии №1 г. Серпухова Московской области. « Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования учащихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных учащихся являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образов...
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, произ...
"Формирование и развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства"
Актуальность моей работы в том, что она играет совершенно ссобую роль - развивает эмоционально - нравственную и сенсорную культуру ребёнка, пробуждать способность видеть, ценить и создавать красоту в ...
Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства»
Научно - методическая разработка «Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства» по ИЗО...