Народный праздничный костюм
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема: «Народный праздничный костюм» 5 класс
Учитель: Ляпина Елена Михайловна
(Технологическая карта урока)
Тема | Народный праздничный костюм | ||
Тип урока | Освоение новых знаний (комбинированный) | ||
Задачи: | Познакомить учащихся с русским народным костюмом; формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закреплять навыки работы с декоративной композицией; развивать эстетическое мировосприятие; способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
научатся анализировать образный строй народного праздничного костюма; соотносить особенности декора женского костюма с мировосприятием наших предков; объяснить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разной регионов России; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия; объяснить значение традиционного праздничного костюма, как бесценного достояния культуры народа | регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане познавательные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности коммуникативные:умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | развитие эстетической потребности в общении с народным ДПИ, наблюдательности, зрительной памяти | |
Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийная презентация |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Организационный момент. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта | Настраивает на учебную деятельность | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует заслушивание сообщений учащихся по теме: «Анализ картины Б. Кустодиева «Ярмарка» | Принимают участи в обсуждении | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
III. Повторение изученного материала | - Какие знаки-символы мы можем встретить в узорах? - Что украшали вышивкой? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
IV. Актуализация жизненного опыта учащихся | А сейчас, ребята, давайте представим, что живем мы в России не в двадцать первом веке, а где-то в восемнадцатом! Что мы можете сказать о жизни русской семьи? Какой она была? Как жили летом, а как зимой? Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом - тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовки на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. А какую одежду тогда носили? Она отличалась от нашей одежды? Из чего состояла? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
V. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Совместное формирование с учащимися цели и задач урока. На уроке вы познакомитесь с русским народным костюмом, его элементами, узнаете значение символики и колорита в одежде | участвуют в формировании целей и задач урока | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
VI. Мотивация учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационного опроса: Перед вами два изображения женщин в русских народных костюмах. Что вы можете сказать о них? | Отвечают на мотивационные вопросы. Используют условия для успешной учебной деятельности | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
VII. Изучение нового материала | Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание. Одежда каждой области (губернии) России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны. В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах. Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний северорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села. Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. | Смотрят слайды с изображением мужчин и женщин в народной одежде, разных по статусу, с целью определения различий в одежде. Отвечают на вопросы: - Как украшена одежда? -Чем отличается северный комплект костюма от южного? -Что было обязательным элементом костюма? - Для чего одежда украшались вышивкой? | Поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. |
VIII. Закрепление изученного материала | Организует практическую работу. Наблюдает и при необходимости оказывает помощь в выполнении задания. Организует обсуждения ответа на вопрос: - Рассмотрите изображения людей в народных костюмах. Что вы можете рассказать о людях по костюмах, в которые они одеты? | Выполняют практическую работу (учебник с. 57) | Выделение главного в информации. Умение решать учебную и трудовую задачи на основе заданных алгоритмов. |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока учащимися. Побуждает учащихся к размышлению над вопросам, используя формулировки: - Было интересно… - Теперь я могу… - Я научился… -Меня удивило… - Мне захотелось… | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку. | Адекватная оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки |
Домашнее задание | Учебник: стр.50-57 Найти информацию о народных праздничных обрядах | Записывают домашнее задание | Поиск и выделение необходимой информации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Русский народный праздничный костюм"
Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Можно использовать на уро...
"Народный праздничный костюм"
г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...
Презентация по теме "Народный праздничный костюм". 5 класс
Народный праздничный костюм...
5 класс "Народный праздничный костюм"
презентация основана на ранее полученных знаний.Для быстрого выполнения задания использую трафарет человека....
Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС
Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...
Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...
Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)
В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...