«Развивающая технология солевой и акварельной техник в изобразительном искусстве» с использованием ИКТ
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)

Огаркова Елена Юрьевна

Не секрет, что детям надоедает рисовать на бумаге. Что еще можно успешно использовать, на чем можно рисовать? Эту проблему можно эффективно решить, если предложить учащимся попытаться использовать для рисования другие материалы, отличные от бумаги, например шелк. В 7-х классах можно провести урок (или серию уроков, в зависимости от наличия учебного времени) с применением солевой и акварельной техники. Как обучить школьников такому мастерству?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solev_tehnika.rar466.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класc «Обучение солевой и акварельной технике

в изобразительном искусстве»

Огаркова Е.Ю.

Учитель изобразительного

 искусства Высшей категории 

МОУ гимназии № 23 г. Челябинска

Технология развивающего обучения

        Не секрет, что детям надоедает рисовать на бумаге. Что еще можно использовать, на чем можно рисовать? Эту проблему можно эффективно решить, если предложить учащимся попытаться использовать для рисования другие материалы, отличные от бумаги, например шелк. В 7-х классах можно провести урок (или серию уроков, в зависимости от наличия учебного времени) с применением солевой и акварельной техники. Как обучить школьников такому мастерству?

Цели учебного занятия:

  1. Обучить школьников росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.
  2. Развивать технические навыки использования приемов росписи в солевой и акварельной техниках
  3. Способствовать воспитанию интереса к росписи как виду прикладного искусства .

Задачи:

  1. Познакомить школьников с историей возникновения «солевой и акварельной» видов росписи.
  2. Обучить технике нанесения цвета на ткань при исполнении «солевой» и «акварельной» росписей
  3. Научиться применять технику для росписи бытовых принадлежностей.

План учебного занятия.

1. Орг. момент                                                                         2 мин

2. Вводная часть (история развития батика)                                        3 мин.

3. Солевая техника (последовательность выполнения работы)                 15мин

4. Акварельная техника (последовательность выполнения работ)                15 мин.

8.  Подведение итогов. Выставка работ.                                                    5мин.

         Начать следует с исторической справки о данном виде искусства. История декорирования ткани уходит в глубокую древность. Роспись по шелку или батик – одно из древнейших ремесел, родиной которого является Индонезия, где использовались натуральные краски, изготовлявшиеся на растительной основе. Очевидно, с незапамятных времен в человеке жила необходимость сделать свою одежду более нарядной. Но натуральный шелк совсем не является обязательным атрибутом лишь восточного стиля. Панно на шелке уместны и в классической обстановке и в авангардном интерьере. Они всегда эффектны, выразительны и несомненно будут притягивать к себе взгляд, особенно в ясную погоду, когда подсвеченный солнцем шелк создает ощущение тепла и уюта. Панно на шелке, выполненные талантливым художником несут в себе определенную световую гармонию, свободную вибрацию света и линий. Этими картинами хочется любоваться снова и снова.

   

        Новизна учебного материала, а следовательно, и источник мотивации к учению заключается в способе передачи цвета на ткани. Практическая значимость – в многофункциональности объекта рисования

(картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье)

Вопросы к учащимся (актуализация темы):

1.  Чтобы вы выбрали сюжетом своей работы? (вопрос к учащимся)

2.  Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые? (вопрос к учащимся)

3.  Что вам нравится больше? Работать с жанровой композицией или плоскостной? (вопрос           к учащимся)

4.   Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах – как с плоскостной так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.

Знакомство с холодным батиком (солевая техника)

 

        Изучение техники росписи по ткани начинаем с солевой техники. Рассмотрим воздействие соли при росписи шелка. Структуры возникающие, в результате использования соли при росписи картин, платков одежды в этой технике завораживают. Причина этому – гигроскопические свойства соли: она поглощает влагу. Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть, нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты - и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.

1. Материалы .

Роспись по шелку – одно из самых увлекательных творческих занятий. И успех его в значительной степени зависит от качества купленных Вами материалов и их правильного использования. Стремясь облегчить Вашу задачу и дать Вам возможность в точности повторить наши модели, мы расскажем Вам о тех материалах, которые были использованы для их изготовления.

Шелк – для росписи годиться любой вид ткани.

Краски – одни краски разводятся только спиртом, другие разбавляются также и водой. Отличаются они по способу закрепления – утюжкой, горячим воздухом, влагой или паром.

Соль – ей посыпают расписанные и еще влажные участки ткани. Обладая свойством притягивать влагу, соль связывает растворенные в воде красящие вещества – пигменты.

Рама – один из самых необходимых предметов при росписи шелка, обеспечивающий тугое натяжение ткани.

Кисти – важнейший рабочий инструмент для росписи по шелку. От их свойств и качества зависит результат работы.

2. Солевая техника (Последовательность выполнения работы)

Предлагаем учащимся натянуть на раму шелковую ткань при помощи кнопок.

Предлагаем учащимся подготовить дистиллированную воду. На литр воды – ½ чайной ложки соды. Не пользуйтесь для окраски ткани водой из под крана – даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем некрасивые изменения рисунка.

Для использования солевой техники подходят и акварельные художественные краски.

Как вы считаете – чем отличаются акварельные краски от специальных красок для батика?

(Ответ – краски  для батика в жидком концентрированном состоянии и закрепляются паром)

Предлагаем учащимся увлажнить ткань водой. Сверху вниз, постепенно.

Как вы думаете с какой целью увлажняется поверхность ткани?

Проверяем вместе с учащимися, что ткань увлажнена равномерно.

Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов.

Советуем учащимся при нанесении краски поддерживать постоянное увлажнение ткани.

Что будет с цветами? Смешаются ли они в оттенки?

Один цвет перемещается в другой, создавая новую цветовую гамму.

Предлагаем ученикам на более влажные участки ткани нанести соль. Впитывая влагу, соль осветляет участок ткани.

Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов. Мелкая соль на влажном шелке создает изящную структуру рисунка, для нее типичны относительно темные участки пигментных скоплений. Крупная соль создает четкие световые смещения

Контролируем с классом получившийся результат от воздействия соли на краски и влагу.

На переходных участках хорошо прослеживаются основные цвета и основные краски. Очертания узоров можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если разместить ее на шелке в определенном порядке и затем осторожно нанести краску между кристаллами. Типичными для такого метода являются цветовые смещения, вызванные различной степенью растекаемости отдельных красок, в сочетании с четкими контурами

Что вы узнали о свойствах соли?

Можно ли смешивать на картинной плоскости холодные и теплые оттенки?

Нужно ли вторичное нанесение краски при высыхании работы?

Предлагаем учащимся оформить работы в паспарту

Предлагаем учащимся оформить работы в раму

Рефлексия

1.  Чем понравилась вам солевая техника?

2.  Что нового вы почерпнули из прошедшего задания?

3.  Где еще можно применить солевую роспись?

4.  Экологична ли такая роспись?

Солевая техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство. Прежде всего поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. И все же при таком обилии сочетаний цвета рисунков, можно классифицировать в три основные группы. Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.

Акварельная техника

1. Последовательность выполнения работы с применением акварельной техники

Акварельная техника – эта техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих цветовые сочетания.

1. Для натягивания шелка редлагаем учащимся использовать для натягивания шелка  ступенчатую батичную раму,  раму раздвинуть и закрепить по размеру картины по всем сторонам детали, в нашем случае  - квадратной.

.

2. для окрашивания ткани мы используем высококонцентрированную краску для росписи «Малибу». Она применима в любой технике, имеет 30 великолепных, легкосмешивающихся друг с другом и не меняющихся после закрепления, цветовых оттенков.

3. в акварельной технике пишут «сырым по сырому». Предлагаем ученикам увлажнить кистью натянутую поверхность ткани. Это не значит, что поверхность шелка должна быть покрыта лужами воды. Просто он должен быть хорошо пропитан влагой и оставаться таковым все время пока Вы на нем работаете, -в противном случае краска ляжет неровно.

4.Многие профессионалы пишут пейзаж сверху вниз, начиная с фона неба, - так делаем мы. Таким образом, легче строить композицию картины. Предлагаем учащимся  разделить пространство линией горизонта  в композиции картины.

5. На влажном шелке краска растекается равномерно. Получается плавный переход от одного цветового тона к другому.

6. Предлагаем учащимся нанести кистью синий светлый кобальт, образующий с фиолетовой краской гармоничное световое сочетание, добавляя теплых оттенков.

7. Для получения особенно мягких тональных переходов место, где должно находиться скрытое в тумане солнце мы еще хорошо смочили водой.

8. Если какой либо участок на ткани, необходимо высветлить, берем маленький фрагмент губки и высветляем  нужный участок круговыми движениями. Предлагаем классу выполнить эту часть работы.

9. Процесс высыхания образует изумительные цветовые переходы, не знающие границ. Еще раз убедитесь в том, что Ваш шелк не высох, в противном случае придется увлажнить нижнюю часть детали, что бы провести кистью линию горизонта: для этого мы смешали цвет охры с черной краской.

10. При пространственном делении композиции следует исходить из правил: 1/3 – картины занимает фон и 2/3 передний и средний планы. Это дает ощущение пространственной глубины, чем в случае, если бы линия горизонта делила композицию пополам.

11. При постепенном высыхании,  убираем кистью излишки влаги на ткани. Прописываем детали на втором и на первом планах.

12. При полном высыхании шелка делаем акценты на втором плане в  виде силуэтов деревьев и птиц  влажной кистью. Также влажной кистью наносим отражения деревьев на воде.

13. Затем предлагаем учащимся на первом плане сухой кистью прописать деревья и птиц  черным оттенком, чтобы создать иллюзию пространства, прописать на воде теплым оттенком отражение листьев.

14. Завершая картину, наносим  сухой кистью желтую стронциановую краску на ветки деревьев.

15. При высыхании работы предлагаем учащимся оформить работу в паспарту, затем в раму.

Вопросы для рефлексии занятия.

1.  Чем понравилась вам акварельная техника?

2.  Что нового вы почерпнули из прошедшего задания?

3.  Где еще можно применить акварельную роспись?

4.  Экологична ли такая роспись?

Подведение итогов

        Панно на шелке уместны и в классической обстановке и в  авангардном интерьере. Они всегда эффектны, выразительны, и несомненно, будут притягивать к себе взгляд, особенно в ясную погоду, когда подсвеченный солнцем шелк создает ощущение тепла и уюта. Панно на шелке, выполненное талантливым художником несут в себе определенную световую гармонию, свободную вибрацию света и линий. Этими картинами хочется любоваться снова и снова.

Выводы.

Индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства означает также обязательный учет интересов и склонностей детей. В практике преподавания можно часто наблюдать, как отдельные увлекаются изображением событий в пейзаже, бытовых сцен, составлением эскизов, узоров, орнаментов, причем даже в свободное время дома они посвящают рисованию любимых сюжетов. В этих случаях учитель должен направить изобразительную деятельность детей, подсказать новое, интересное и оригинальное решение композиции, предложить порядок работы над темой, помочь в сборе материала и на соответствующих занятиях по изобразительному искусству дать конкретные задания на эти темы.

        Таким образом, учитель изобразительного искусства должен всегда помнить, что умелый индивидуальный подход к учащимся служит залогом успешного развития у них творческого отношения к изобразительному процессу, необходимым средством формирования их художественных способностей.

        Как только появляются некоторые навыки в работе, роспись не кажется уже трудной, более того, при желании можно внести свои изменения. Единственное, что для этого требуется – мужество и творческая фантазия.

Огаркова Елена Юрьевна учитель ИЗО и черчения

МОУ гимназия № 23 г. Челябинска

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий 6 класс, IVчетверть "Городской пейзаж"

На этом уроке  школьники познакомятся с изображением образа города в живописи и графике, с особенностями изображения  городского пейзажа в истории искусств, будут выполнять городской п...

«Развивающая технология солевой и акварельной техник в изобразительном искусстве» с использованием ИКТ

 Не секрет, что детям надоедает рисовать на бумаге. Что еще можно успешно использовать, на чем можно рисовать? Эту проблему можно эффективно решить, если предложить учащимся попытаться использовать дл...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству с использованием ЭОР

Презентация направлена на учащихся 6 класса,изучающих тему:"Портрет в изобразительном искусстве".Цель презентации-заинтересовать учащихся портретной живописью.Задачи:познакомить с видами портрета,прои...

Урок изобразительного искусства с использованием художественно-творческих технологий

Целью урока является знакомство учащихся с образом города в живописи и графике....