Художник в театре кукол 8 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
Предварительный просмотр:
Художник в театре кукол
Кукла - это пластическое обобщение Живого существа (человек, животное). Кукла - это скульптура. Театральная кукла - своеобразная маска актера, помогающая выражать задуманный образ. Процесс оживления куклы кажется зрителям чудом. Кукла может быть обличительной и жестокой, может быть нежной и мягкой, стремительной или романтической. Кукла обладает свойством создавать образы особой обобщающей силы. В кукольном театре можно создавать спектакли, которые нельзя поставить в других театрах.
Искусство театра - искусство коллективное. В создании спектакля участвуют драматург, композитор, режиссер, художник, актеры, постановочные работники, даже гардеробщики и билетеры. Художники в театре кукол работают в нескольких направлениях: изготавливают декорации для сцены и изготавливают непосредственно "актеров" - кукол.
В древнейшие времена люди делали кукол, изображающих богов: бог войны, воды, охоты и др. И до сих пор в странах Южной Африки, Южной Америки, Юго-Восточной Азии существуют подобные представления.
Первые представления зафиксированы и сохранились в памяти людей как игровые рассказы человека о жизни, любви и страдании богов, показанные в XXI в. до н. э. на территории Египта. Потом, уже в Древней Греции и Древнем Риме, люди, работавшие с куклами, - кукольники - играли не только инсценировки легенд на божественные темы, но и светские истории, веселя и потешая зрителей. А наши современники и вовсе забыли "божественное" происхождение этого искусства.
На Руси кукол делали из глины, дерева, соломы, ткани. В них играли и дети, и взрослые. Первое упоминание о кукольном театре в России относится к 1609 году. Бродячие кукольники разыгрывали интермедии, сценки, где главным героем был любимый персонаж - Петрушка. Такие же герои были у многих народов: в Германии - Ганс Вурст, в Англии - Панч, Франции - Полишинель, Испании - Дон Кристобаль, Италии - Пульчинелла, Чехии - Кашпарек.
Петрушка - кукла в красном колпачке, с большим носом, пронзительным голосом. Он всегда участник ярмарочных сценок.
(Кто он? Какой он? Его поведение, характер, выразительность образа)
Петрушка - шире понятий "отрицательный" или "положительный". Народ выдумывал его себе на забаву и на страх власть предержащим. Он негативен, жестко, сатиричен, и в то же время возбуждает к себе какую-то щемящую нежность. Образ его противоречив и трагикомичен: он складывается из неживой природы куклы, ожившей в гневе и смехе народном. В лице Петрушки народ высмеивал своё начальство и господ - их лицемерие, надменность, страсть к вину и лакомствам, пренебрежение к простому народу. Т. е. Петрушке позволялось то, что было запрещено людям. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью.
Существуют несколько видов театральных кукол.
По способу управления куклы делятся на два основных вида - верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы, и зритель его не видит.
Напольные, в отличие от верховых, находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклу в движение на глазах у зрителей. К верховым куклам относятся перчаточные и тростевые, к напольным - марионетки, планшетные и так называемые большие куклы или куклы-великаны.
Перчаточная кукла - самая простая. Она надевается на руку кукловода и управляется пальцами и кистью. Техника управления обусловливает размер перчаточной куклы - чуть больше кисти кукловода.
Разновидностью перчаточной куклы являются куклы пальчиковые. Эти куклы соответственно меньшего размера и используются преимущественно в камерных спектаклях.
К верховым куклам относится и тростевая кукла, получившая свое название от тростей, с помощью которых актер управляет ее движениями. Руки такой куклы сгибаются во всех сочленениях и прикрепляются к плечам ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскировано), так и внутри него. Голова полая, управляется либо так же, как и перчаточная кукла (пальцами кукловода), либо при помощи специальной трости, т. н. гапита, пропущенного внутри головы. Тростевые куклы бывают самых разных размеров, от небольших до гигантских. В этом случае ею управляет не один, а несколько кукловодов. Однако тростевые куклы не всегда работают только на ширме. В том случае, если кукла большого размера и тяжелая (например, знаменитые сицилийские или японские тростевые куклы более метра ростом), актеры водят их по полу сцены, управляя ими сверху.
Большинство кукольных театров нашей страны используют тростевых кукол.
Тростевые куклы используются и в теневом театре, возникшем у народов Азии и Ближнего Востока и позже получившем распространение во всем мире. Теневые куклы, как правило, плоские (бумажные, пластмассовые, кожаные и т. д.); кукловод управляет ими, плотно прижимая к полупрозрачному экрану, расположенному между зрителями и источником света. Теневой театр бывает как черно-белым, так и цветным: ярко окрашенные фигурки отбрасывают на экран цветные тени. Известен и теневой театр объемных кукол (например, традиционный индонезийский театр "ваянг-голек").
Принципиально иначе устроена кукла-марионетка (от франц. Marion, Marionette - название маленьких фигурок, изображавших деву Марию в средневековых кукольных мистериях). Марионетка управляется актером-кукловодом сверху, с помощью нитей или металлического прута. Самая простая марионетка - на пруте. Голова и туловище такой куклы обычно изготавливаются цельными и жестко закрепляются; руки, и ноги свободно раскачиваются. К голове прикреплен металлический прут с рукоятью, при помощи которого кукловод приводит марионетку в движение. Пластические возможности такой куклы ограничены. Более сложную конструкцию представляет собой марионетка на нитях. К подвижным сочленениям в плечах, бедрах, коленях, шее, локтях, кистях рук, ступнях прикрепляются нити, концы которых уходят к специальному деревянному приспособлению-крестовине - т. е. ваге, или коромыслу. Левой рукой кукловод держит и раскачивает вагу, управляя основными передвижениями марионетки, правой - перебирает остальные нити, заставляя куклу совершать более сложные движения.
Планшетная или паркетная кукла - это театральная кукла, которая "умеет ходить" по полу, по паркету, по настилу сцены, который называется "планшет". Отсюда их название.
Куклы-великаны, фактически представляющие собой костюм с маской или кукольной бутафорской головой. Такая кукла делается размером в человеческий рост или выше; актер находится внутри куклы и пластически оживляет ее. Прообразом этих кукол можно считать персонажей античного театра, роли которых исполняли актеры на котурнах и в масках. Сегодня подобные куклы широко распространены в уличных представлениях, в аттракционах (Дисней-Лэнд), а также часто используются в рекламных акциях.
Куклы-автоматы - механические куклы, "оживление" которых происходит с помощью системы рычагов, пружин, пара и т. д. Применения кукол-автоматов на театре довольно ограничены, так как в их работе роль актера сведена к минимуму.
Самым известным кукольным театром в нашей стране является театр имени Образцова С. В., созданный в 1931 году, где Образцов 60 лет был художественным руководителем. Им было поставлено более 70 спектаклей для детей и взрослых. Руководимый им театр давал спектакли более чем в 350 городах СССР и 90 городах зарубежных стран
4.Ответить на вопросы
1 Как вы думаете, нужен ли художник в театре кукол?
2 Когда впервые возникли кукольные театры и куклы?
3 Что должен знать художник о персонаже?
4 Какие виды театральных кукол существуют?
5. Выполнение практической работы.
Читаем отрывок народной сказки или басни, выбираем персонажей, эскизы кукол которых учащиеся будут делать.
Этапы работы
1. Выбор персонажа.
2. Продумывание формы куклы. При создании любой куклы, прежде всего, нужно хорошо представить себе ее типаж - характер фигуры, головы, костюма, движения рук и ног. Они должны решаться в соответствии с действиями и поведением куклы.
3. Цветовое решение также зависит от характера персонажа, от идеи, заложенной автором произведения.
4. Продумывание деталей, дополняющих образ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по изготовлению кукольных персонажей из изолона для театра кукол
Изолон — материал гигиенически безопасный и очень приятный на ощупь. Он мягкий, теплый, упругий, поэтому нравится детям. Изолон не рвется и не ломается, зато очень хорошо режется даже маникюрным...
программа театра кукол "Золотые ручки"
Театр кукол - любим и творим на занятиях кружка «Золотые Ручки». Необходимость создания кружка «Золотые Ручки» обусловлена, прежде всего, отсутствием достаточного приобщения детей к театральной культу...
Виды театра. Театр кукол. Великие драматурги
Для недели Театра, для предметной недели по литературе...
«Основы кукольного театра: распределение ролей по новой пьесе» (План-конспект проведения занятия в детском театре кукол) автор Елена Захарова
План-конспект занятия предназначен начинающим руководителям детских театральных объединений. На примере авторского сценария "Почему проснулся Ёжик" педагог сможет подготовить детску...
программа вреурочной деятельности для 5го (или 6го) класса "Мастерские театра кукол"
Программа внеурочной деятельности для 5х классов "Мастерские театра кукол" создана для развития творческого мышления, активной совместной созидательной деятельности, знакомства и пробы себя в самых ра...
Театр кукол "Сюжет" для 4 класса
Разработала рабочую программу по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов в соответствии с фГОС. Кружок "Театр кукол "Сюжет"....
Художник в театре кукол
Кукла - один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима....