Театр кукол "Сюжет" для 4 класса
рабочая программа на тему
Разработала рабочую программу по внеурочной деятельности для учащихся 4 классов в соответствии с фГОС. Кружок "Театр кукол "Сюжет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_kukol_syuzhet.docx | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
-лицей №13 п. Краснообск
.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ФГОС)
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
для учащихся 4 классов
Кукольный театр «Сюжет»
Бурнакова Зинаида Петровна
учитель музыки и
изобразительного искусства
2017
1.Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание ребенка определяется, как вид деятельности, развивающий способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, воспитывающий стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщающий к художественной деятельности и развивающий креативность.
Художественно-эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.
Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонические развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания. Это и есть принцип всестороннего и гармоничного развития личности, к которому мы все так стремимся.
Проблема содержательного досуга детей сегодня очень актуальна. Дети не всегда способны распорядиться своим свободным временем. Общение детей и родителей происходит преимущественно во время телепередач, обсуждение школьных проблем, значительно реже при обсуждении книг и журналов, еще реже в совместных прогулках и играх.
Из всего разнообразия занятий, которые предлагаются детям, одна из наиболее интересных и близких для детей – театр.
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуются артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Приобщаясь к театру, ребята начинают мыслить шире, у них появляется интерес к литературе, истории. Возрождение детских народных театров, театров кукол – это поворот к истокам русских традиций. Театральная деятельность помогает заложить основы духовности и нравственности.
Рабочая программа «Кукольный театр «Сюжет» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности В.А. Горского.
Цель программы: раскрытие творческих способностей посредством кукольного театра; формирование эстетического вкуса, культуры, основ гражданственности, патриотизма через освоение явлений мировой художественной культуры; осмысление этапов развития национальной культуры, символов, образов, хореографии, праздников, быта, рода занятий.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемые в опыте мастеров искусства;
- сформировать представление о национальной русской культуре;
- сформировать понимание нравственных категорий: добро и зло, ложь и правда.
2.Общая характеристика
Предлагаемая программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и направлена на активизацию интереса детей к искусству театра, к разным его видам, на развитие фантазии, памяти, внимания, восприятия чувства слова, и других психологических составляющих личности. Программа имеет художественную направленность. В содержании рабочей программы осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления. Кукольный театр необходим школе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.
Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.
В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления.
Актуальность программы обусловлена тем, что театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра - исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Новизна рабочей программы внеурочной деятельности «Школьный театр «Сюжет» определена содержанием федерального государственного стандарта начального общего образования 2010 года, и реализуется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся.
Условия реализации программы
В процессе реализации программы внеурочной деятельности «Кукольный театр «Сюжет» используются нетрадиционные формы занятий: экскурсии в музеи, посещение выставок, концертных залов, театров, творческие вечера, школьные мероприятия.
Итоги каждого года обучения подводятся в форме отчётного спектакля юных артистов с приглашением родителей, детей, друзей, педагогов образовательных учреждений, воспитанников дошкольных учреждений.
3. Описание места курса в учебном плане
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления. Кукольный театр необходим школе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.
Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения (по 1 часу в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
В результате изучения данного курса у выпускников начальной школы будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- знание основных моральных норм;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения различных задач;
- строить речевое высказывание как в устной, так и письменной форме;
- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные УУД
- допускать возможность существования различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные
По завершении года учащиеся должны:
- получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;
- овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;
- научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
- овладеть навыком вождения планшетной куклой;
- научиться переносить образ героя в рисунок;
- овладеть культурой общения со сверстниками и со взрослыми;
- осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля;
- знать фольклор русского народа: сказки, предания, легенды, сказания.
Формы подведения итогов и контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
- итоговый – спектакли.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
6. Содержание курса
- Вводное занятие. Особенности театральной терминологии
Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в России. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете. Особенности организации работы театра «Петрушка». Понятие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управления движения куклы (движение головы, рук куклы). Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.
Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.
- Устройство ширмы и декораций
Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки работы с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свойствах материалов для изготовления театрального реквизита.
Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций.
- Особенности изготовления кукол
Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления различных частей куклы (куклы-девочки, зайца, волка, медведя и др.). Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.
Практическая работа: изготовление различных кукол.
- Речевая гимнастика
Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т. п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.
Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи.
- Особенности работы кукловода
Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движений куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.
Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, гримёр, осветитель и др.)
Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля.
- Выбор пьесы
Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (по два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Посещение кукольных спектаклей в театре. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли.
Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предполагаемых обстоятельствах на сцене.
- Знакомство с произведениями русского народа
Знакомство с разнообразным русским фольклором, героические сказания, герои, богатыри. Русские народные сказки.
Практическая работа: посещение областного театра кукол в г. Новосибирске, встреча ребят с мастерами по изготовлению кукол, демонстрация различных видов кукол и показ конструкции кукол.
- Генеральная репетиция. Спектакль
Подготовка помещения для презентации кукольного спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и музыкальное оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.
Практическая работа: организация и проведение спектакля; организация и проведение гастролей; показ спектакля учащимся начальной школы, дошкольникам; участие в школьных мероприятиях.
Учебный план на год обучения
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Особенности театральной терминологии | 2 | 1 | 1 |
2 | Устройство ширмы и декораций | 3 | 1 | 2 |
3 | Особенности изготовления кукол | 6 | 2 | 4 |
4 | Речевая гимнастика | 4 | 2 | 2 |
5 | Особенности работы кукловода | 8 | 2 | 6 |
6 | Выбор пьесы | 2 | 1 | 1 |
7 | Знакомство с пьесой | 4 | 1 | 3 |
8 | Репетиция, спектакль | 5 | 1 | 4 |
ВСЕГО: | 34 | 11 | 23 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Дидактическое и техническое оснащение занятий:
- Планшетные куклы.
- Атрибуты для игр.
- Элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций.
- Ширма.
- Фонотека детских песен, стихов, сказок.
- Методическая литература.
- Планы и конспекты занятий.
- Подборка детских стихов, пьес и сценариев.
- Карточки диагностики творческой деятельности детей (см. приложение).
- Компьютер, подключенный к интернету.
- Мультимедийное оборудование
Наглядный материал:
- иллюстрации разных видов кукол
- инструкции по изготовлению кукол
Оборудование для организации образовательного процесса:
- ширма
- сценарии спектаклей, этюдов, сценок
- материал для самостоятельного изготовления кукол
- краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков
- цветная бумага, картон, клей, ножницы для изготовления несложных декораций.
Методическая литература для учителя
- Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю. Бабин // Я вхожу в мир искусств. 2001. – №6. – С. 59 – 69.
- Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
- Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
- Кузнецова, Т. Театр кукол: Программа обучения детей [Текст] / Т. Кузнецова // Я вхожу в мир искусств. - 1999. - №9. - С. 85 - 96.
- Михеев Л.Н. Молодежный любительский театр Л.М. Михеева. – М., 2006
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.
- Речь. Речь, Речь: Книга для учителя / под. ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
- Рымалов Э.Л. Бумажный кукольный театр. М.: Мнемозина, 1995.
- Театр, где играют дети [Текст]: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
Литература для учащихся
1.Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю. Бабин // Я вхожу в мир искусств. 2001. – №6. – С. 59 – 69.
2. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.Рымалов Э.Л. Бумажный кукольный театр. М.: Мнемозина, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку ИЗО «Театр» 3 класс
1 урок из цикла "Театр ". Материал содержит презентацию "Театр" и текстовый документ с конспектом урока....
Конспект и презентация к уроку ИЗО «Театр» 3 класс
1 урок из цикла "Театр ". Материал содержит презентацию "Театр" и текстовый документ с конспектом урока....
Тест по краеведению «Театры» 8 класс
тестовые задания по "Культуре края" для 8 класса...
Урок немецкого языка "Большой театр", 11 класс
Здесь представлен конспект урока аудирования по теме "Большой театр" для 11 класса с презентацией в программе SMART Notebook....
Урок "Знакомство с музыкальным театром" 2 класс
Краткое описание: Урок проводится во 2 классе, III четверть. Раздел "В музыкальном театре". Урок посвящен получению новых знаний о музыкальном театре, детской опере. Использу...
Курчак театр 3 класс
Урок марийского(государственного)языка в 3 классе...
Презентация "Детский музыкальный театр" (2 класс)
Данная презентация предназначена для урока музыки 2 класс, раздел "В музыкальном театре"....