Рабочая программа факультатива "В мире искусств", 5 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Факультатив «В мире искусств» представляет собой интегрированный курс развивающего обучения в общеобразовательной школе, который формирует систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_mire_iskusstv.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Председатель МО ____________ Карпова Л. А. Протокол №____от «__» _____20___г | «Согласовано» Зам директора по УР МОУ ВСОШ __________ Усова В. В. «__» _____ 20___г | «Утверждаю» Директор МОУ ВСОШ _____________ Золотуева В.М. Приказ № __ от «__»____ 20___г МП |
Рабочая программа
Карповой Людмилы Анатольевны
по элективному курсу «В мире искусств» 5класс
Образовательная область: искусство
Методическое объединение: ЕМЦ
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № _____от
«__»_______ 20___г
Пояснительная записка
Искусство – это огромный мир художественных образов, с помощью которых художники выражают свои наблюдения, представления, мечты и фантазии.
Художественное образование, понимаемое как образование посредством искусства, в единстве своих культурологических, эстетических, художественных, психолого-педагогических аспектов оказывает активное влияние на воспитание учащихся.
Художественная деятельность помогает детям понять и усвоить культуру разных времён и народов, развить свои способности, получить опыт эстетического общения.
Обучение изобразительному искусству предполагает общее развитие творческих способностей, активное формирование эстетического восприятия, целенаправленное формирование приёмов реалистического изображения и навыков художественного выражения.
Художественное творчество пятиклассников – это чаще всего рисование карандашами и красками, лепка, аппликация, т. е. наиболее традиционные, популярные, оптимальные для этого возраста художественные техники.
Для адаптации к процессу обучения в школе, развития творческого потенциала пятиклассников предусмотрены развивающие, формирующие и контрольные задания, а также три упражнения по основам изобразительного искусства. Разработка базируется на современных развивающих методиках и авторских технологиях в области дидактики изобразительного искусства в начальной школе.
Развивать творческие способности школьников следует с учётом их интересов и индивидуальных особенностей.
Введение в процесс обучения дидактических игр и упражнений позволяет вызвать у детей желание учиться искусству, участвовать в творческой деятельности, успешно её реализовывать и получать удовольствие от проделанной работы.
В первую очередь необходимо развивать следующие общие художественные способности:
- к творческому преобразованию, мышлению, логике, комбинаторике, вариативности;
- составлению оптимального плана действий;
- обучению, творческому развитию.
При обучении изобразительному искусству следует развивать и формировать все компоненты художественного творчества: интерес, произвольное внимание, наблюдательность, зрительную память, эмоциональность, фантазию, выразительность, систему «глаз – мозг – рука», графическую подготовку, художественные технологии.
Программа состоит из 6 блоков: «Чем и как работают художники», «Технологии живописи», «Декоративные технологи», «Дизайн», «Современные цифровые технологи», «Любимые технологии».
Необходимость изучения факультатива «В мире художественных технологий» в V классе обусловлена развивающей функцией этих занятий, интересом детей к изобразительному искусству.
Цели факультатива – гармоничное развитие пятиклассников средствами изобразительного искусства, формирование у них устойчивого интереса к изобразительной деятельности и искусству, активной жизненной позиции.
Факультатив «В мире искусств» представляет собой интегрированный курс развивающего обучения в общеобразовательной школе, который формирует систему знаний, умений, навыков в изобразительной деятельности, потребность в художественном творчестве.
Программа определяет систему основных учебно-воспитательных задач:
- формирование эстетической культуры и духовного мира учащихся, умения объективно воспринимать, анализировать произведения искусств всех видов и направлений на основе национальных и общечеловеческих ценностей;
- совершенствование зрительного восприятия, развитие образного мышления, пространственного представления, комбинаторики, фантазии, чувства композиции, формы, цвета, пространства;
- обучение основам изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, овладение образным языком пластических искусств, комплексом средств художественной выразительности;
- развитие способностей и творческой активности учащихся в процессе художественно-практической деятельности.
Требования к содержанию и методам преподавания факультатива «В мире искусств»:
- единство образования и воспитания, связь с жизнью;
- взаимосвязь познания, творчества и общественно полезного труда;
- развитие у школьников интереса к изобразительному искусству;
- разнообразие видов художественной деятельности и ремёсел, интегративность художественной деятельности;
- дифференцированный подход к обучению;
- оптимальное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
Изображение – ведущий вид художественно-практической деятельности, включающий рисование с натуры, по памяти, представлению, наброски, графику, предметную и сюжетную лепку.
Украшение (декорирование) – вид художественно-практической деятельности, предполагающий освоение основ художественных ремёсел (роспись, керамика, плетение, вышивка, вытинанка, аппликация, флористика, витраж).
Конструирование (дизайн) – деятельность по проектированию, моделированию, подразумевающая изучение основных технологий работы с бумагой, картоном, тканью, конструктором и другими материалами.
При обучении искусству детей на занятиях важно использовать игры и упражнения. Групповая и коллективная формы работы помогают вовлечь учащихся в процесс творчества, а также активизировать их интерес. В этом возрасте детям необходимо дать возможность попробовать свои силы в разных видах художественной деятельности и почувствовать своеобразие каждого из них.
В конце блоков предусмотрены контрольные задания, где вид деятельности выбирают учитель и ученики.
Кроме того, на вводных и итоговых занятиях необходимо проводить беседы, в процессе которых учащиеся должны познавать мир и учиться воспринимать искусство.
При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа – изображение, конструирование – украшение и т. д.
В процессе обучения применяются следующие основные техники и материалы: простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, природные материалы.
Предложенное примерное планирование учитель может взять за основу, а при необходимости изменить самостоятельно, составив задания по типу рекомендованных в программе. В этом случае содержание урока должно представлять собой единство разных компонентов: темы урока, вида деятельности, объекта работы, учебных задач, материала и технологии, терминов и понятий.
В качестве домашней работы можно предложить заготовить подсобный материал либо понаблюдать в свободное время за определёнными объектами или явлениями, которые предстоит изображать.
Основное содержание программы составляют практические занятия. Данная программа рассчитана на обучение в объёме не менее 1 часа в неделю. В каждом блоке предусмотрен комплекс учебных и творческих заданий, выполнение которых обеспечит более глубокое освоение учащимися учебного материала.
Количество часов по факультативному курсу – 1 час в неделю из расчета 34 часа в год.
УМК:
- Данилов, В. Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В. Н. Данилов. – Минск : УИЦ БГПУ, 2004.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М., 1998.
- . Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе / Н. М. Сокольникова. – 2-е изд. – М. : Академия, 2002.
- Шалаева Г.П. учимся рисовать/ Г.П. Шалаева.- М.: Филол.о-во СЛОВО, Изд-во ЭКСМО, 2007. – 223.
Дополнительная учебно-методическая литература
Научно- методический журнал «Изобразительное искусство в школе».
Ожидаемые результаты
К концу года учащиеся должны:
познание:
- воспринимать красоту и гармонию в жизни и искусстве;
- знать, как работают разные художники: живописец, график, скульптор, дизайнер;
- иметь представление о народном искусстве и художественных ремёслах;
композиция:
- уметь выбирать формат и положение листа в зависимости от содержания изображения;
- оптимально использовать плоскость листа, изображать предметы крупно;
- иметь начальное представление о декоративной композиции (узор и орнамент);
форма:
- иметь понятие о форме (плоская, объёмная, геометрическая, природная), её пропорциях, конструкции;
- уметь изображать простейшие формы с натуры, по памяти и представлению;
цвет:
- знать названия составных цветов и способы их получения;
- уметь видеть цвет в природе, его красоту и гармонию;
пространство:
- уметь ориентироваться в пространстве и изображать предметы (рядом, над, под, перед, за);
технология:
- знать названия и назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на занятиях; порядок действий, основные операции и приёмы в рисовании, лепке, аппликации, конструировании;
- уметь аккуратно пользоваться художественными принадлежностями.
1. В мире искусства
Искусство – потребность человека. Культура и искусство сопровождают человека в его развитии. Изобразительное искусство — действенное средство воспитания творчески активной личности. Приобщая детей к изобразительному искусству, мы передаём им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный человечеством.
С помощью уроков изобразительного искусства и художественного труда у детей развиваются воображение, фантазия, образное мышление, чувство ритма, цвета, композиции, навыки ручного труда и т. д.
В ходе освоения программы ученики получают знания о роли искусства в жизни общества, основах белорусского и мирового искусства, получают сведения об особенностях различных видов и жанров искусства и взаимосвязи живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры, их художественного языка, а также народного и профессионального искусства.
Благодаря полученным знаниям у детей V класса формируются следующие умения и навыки: сравнивать произведения искусства разных народов, находить характерные особенности различных стилей, правильно строить композицию, приближенно к теме передавать настроение в своих творческих работах и копиях.
2. Чем и как работают художники?
На занятиях факультатива школьники последовательно закрепляют знакомые, уже доступные художественные технологии (рисование, лепка, аппликация, роспись и др.) с использованием разных художественных материалов (карандаши, фломастеры, краски, пластилин). На примере творчества известных художников пятиклассники учатся приёмам и способам работы художника-живописца, графика, скульптора, прикладника, дизайнера.
От учителя требуется дидактически правильная демонстрация произведений искусства, практических приёмов и способов художественной деятельности, материалов технологий.
На занятиях применяются следующие основные техники и материалы:
изображение (рисование, лепка): простые, цветные, акварельные карандаши, восковые, акварельные мелки, шариковая ручка, уголь, фломастеры, гуашь, акварель, аппликация, коллаж, глина, пластилин;
декор (украшение): цветные карандаши, мелки, фломастеры, гуашь, аппликация, коллаж, штамп, трафарет, роспись, флористика, соломка, плетение, вышивка, гобелен, глина, керамика; дизайн (конструирование, проектирование, моделирование): бумага, картон, природные материалы, ткань, дерево, фанера, проволока, поролон, пенопласт, «Лего», «Конструктор» и т. д.
3. Технологии рисунка
Рисунок – основа всякого изображения. Роль и место рисунка в работе графика, живописца, скульптора, архитектора. Виды рисунка: наброски, зарисовки, учебный, творческий, технический.
Технологии рисунка: с натуры, по памяти, представлению, копия.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, уголь, тушь и др.
История рисунка. Художники рисунка. Приёмы рисования.
Технологии изображения с натуры. Выразительные средства: композиция, линия, штрих, пятно, контраст, тон.
Творческий выбор материала: фломастеры, тушь, уголь, цветные карандаши. Творчество художников-графиков. Эскизы. Наброски. Иллюстрации. Способы и приёмы, применяемые художниками-графиками (Дюрер, Домье, Билибин, Врубель, Кашкуревич).
Секреты рисования: «Волшебный карандаш», «Мастер-фломастер», «Чёрная тушь», «Добрый уголь», «Цветные братья», графические упражнения.
4. Технологии графики: фломастер, тушь, уголь
Беседа об особенностях графики. Виды графики (рисунок, книжная графика, шрифты, плакат, гравюра (эстамп), прикладная (промышленная) графика). Показ репродукций с пояснениями учителя.
Искусство оформления книги, искусство плаката, виды эстампа.
Копирование любимых иллюстраций. Графические упражнения различными материалами.
5. Технологии эстампа
История эстампа. Тиражная графика. Виды печати: высокая, плоская, глубокая. Технологии графики.
Высокая печать: ксилография – гравюра на дереве, линогравюра – гравюра на линолеуме; плоская печать: монотипия, литография – гравюра на камне; глубокая печать: офорт – гравюра на металле.
Графические технологии, адаптированные для детей: граттаж, монотипия, гравюра на бумаге, гравюра на картоне, гравюра на оргстекле, плёнке. Приёмы гравирования. Способы печати.
6. Творческая работа в графике
Следует вспомнить все графические технологии. Подготовить эскизы творческих работ, подобрать оптимальный формат, определить композицию, величину, изображение, пометить основу в карандаше. При выполнении графической творческой работы следует обратить внимание на простоту и оригинальность композиции, выразительность и мастерство исполнителя. Графические технологии, адаптированные для детей: монотипия, гратография, гравюры на бумаге, картоне, оргстекле, пластмассе и т. д.
7. Технологии живописи
История живописи. Виды живописи (монументальная, станковая, декоративная). Технологии (материалы, техники и приёмы) живописи. Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, исторический, бытовой, анималистический и т. д.). Материалы. Акварель, гуашь, акварель, темпера, масло.
Этюд в живописи. Натюрморт, пейзаж, портрет.
Художники-живописцы (Рафаэль, Энгр, Мане, Ван Гог, Брюллов, Шишкин, Серов, Грабарь, Жилинский, Хруцкий, Белыницкий-Бируля, Цвирко, Савицкий, Ващенко и др.).
Технологии живописи в детском изобразительном искусстве (акварель, гуашь, акрил). Упражнения в живописи.
8. Техники и приёмы акварели
История и особенности акварельной живописи. Материалы и принадлежности: бумага, краски, кисти. Колористические упражнения. Способы и приёмы акварельной живописи. Лессировка – многослойная прозрачная живопись. «Алла-прима» – акварельная живопись за один приём. Мазок. Заливка. Живопись по-сухому. Живопись по-сырому. Отмывка. Вливание цвета в цвет. Смывка. Прострел. Упражнения в акварельной живописи.
9. Гуашь. Акрил
Расширяем представления учащихся о живописи, её жанрах и живописных технологиях гуашь, акрил. Гуашевые краски обладают большими кроющими возможностями, непрозрачны, хотя и разводятся водой. В технике гуаши художники берут в качестве основы белую и тонированную бумагу, картон, фанеру, ДВП. Работы сохнут и немного светлеют, имеют матовую поверхность. Гуашь часто применяют в сочетании с акварелью. Известны картины, выполненные гуашью художниками В. Серовым, А. Головиным, Б. Кустодиевым, С. Степановым, А. Бенуа, А. Дайнека и др. Очень часто с её использованием выполняют эскизы, этюды, иллюстрации, плакаты, оформительские работы. Следует рассмотреть репродукции произведений, выполненных гуашью, произвести анализ учебных и творческих работ учащихся. Акриловые краски напоминают гуашь, но не смываются водой. Упражнения. Этюды.
10. Творческая работа в живописи
Заранее подготовить эскизы живописных композиций. Уточнить композицию, колорит, детали. Учащиеся подбирают бумагу и краски по желанию, определяют формат, положение листа. Затем помечают карандашом основные предметы, сюжет и самостоятельно выполняют работу красками. Следует применять тонированную бумагу, широкие кисти для больших плоскостей, пользоваться мазком, вести работу от основного к деталям, от главного к второстепенному. При желании можно комбинировать техники: акварель – цветные карандаши; акварель – гуашь; акварель – фломастер и т. д.
11. Скульптура. Материалы и технологии
Из истории скульптуры. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, выбор пропорций, характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой на основе анатомических (скульптурных) особенностей той или иной модели. Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон. По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, станковую, декоративную и так называемую скульптуру малых форм.
12. Приёмы и способы лепки. Пластические упражнения
Способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, заглаживание и т. д.). С помощью таблиц и образцов учащиеся самостоятельно лепят игрушки, фигурки животных, варианты рельефов («рыбка», «бабочка», «флора»). В конце урока организовываются выставка работ и их обсуждение. Подведение итогов, повторение и закрепление способов лепки.
13. Творческая скульптурная работа
Повторение пройденного материала (в начале урока). Виды скульптуры, приёмы и способы лепки. Учитель помогает учащимся задумать варианты творческих работ, например рельефы, игрушки, фигурки животных, человека, определить план работы, её особенности, этапы. В процессе лепки учащиеся добиваются правильности и оригинальности творческих работ. Следует обратить особое внимание на конструкцию (каркас) при лепке фигуры человека и животных. При лепке рельефа следует сделать эскиз в натуральную величину и определить пластический мотив. Для лепки игрушек можно применить, т. е. сохранить, технологию керамической игрушки. Затем уточнить пластику, позу фигуры, её рельеф, поверхность, тон, цвет, декор.
14. Декоративные технологии
Декоративные технологии имеют богатую историю.
Декоративно-прикладное искусство Беларуси отличается национальными традициями и технологиями. Это прежде всего резьба по дереву, соломоплетение, вышивка, ткачество, керамика, гончарство и т. д. Особое внимание нужно уделить изучению народного орнамента. Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются и чередуются элементы. Виды орнаментов: геометрические, растительные, зооморфные, комбинированные. По характеру композиционных схем выделяют следующие орнаменты: ленточный (фриз, бордюр, кайма), в полосе, квадрате, круге, сетчатый. Особенности имеет белорусский орнамент. Геометрическая основа, в которой чаще всего встречается квадрат, ромб. Выразительно он выглядит в ткачестве, вышивке, аппликации и т. д.
15. Аппликация. Коллаж
Аппликация (от лат. applicacio – прикладывание) – распространённая технология декоративно-прикладного искусства. Аппликация – художественная технология в декоративно-прикладном искусстве. Аппликация – изделие, выполнение путём наклеивания (пришивания) бумаги, ткани, кожи, соломки.
Коллаж (от фр. collager – наклеивание) – художественная технология, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, выполненное в этой технике. Реалистический, декоративный, формальный коллаж.
16. Вытинанка
Искусство вытинанок широко распространено в соседних странах: Белариси, Польши, Литвы. Композиция вытинанки: симметричность (осевая и центровая); раппортность (повторяемость); ритмичность. Колорит вытинанок. Технология выполнения вытинанки.
17. Роспись
Роспись: сюжетная, декоративная, орнаментальная. Композиция и тема росписи. Роспись в декоративно-прикладном искусстве: роспись керамики, фарфора (Гжель), дерева (Хохлома, Городец), стекла, тканей, а также лаковая миниатюра (Палех, Мстера, Холуй). Основа росписи имеет элементы флоры, символики, орнамента. Огово – центр белорусский росписи. Копирование образцов росписи.
18. Батик
История и особенности технологии батика. Эскизы на бумаге. Технологии батика. Этапы работы. Светлым или тёмным «резервом» чётко обводим рисунок и даём просохнуть, затем подбираем цвета и закрашиваем прозрачные участки ткани необходимыми оттенками, уточняем рисунок, дополняем детали.
19. Плетение. Гобелен
Повторение декоративных технологий. Технологии плетения. Анализ оптимальных вариантов упражнений (лозоплетение, соломоплетение, гобелен и др.). Изделия (закладки, подкладки, поясок и т. д.) по образцу. Декоративная технология «Гобелен». Особенности технологии, материалы, принадлежности, процесс работы. Упражнения по гобелену (ткачеству).
20. Вышивка
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. Анализ фоторепродукций, рушников, одежды, украшенных вышивкой. Особенности белорусского народного орнамента, традиционные технологии (способы, приёмы) его выполнения, цвет, основные элементы орнамента (крестик, ромб, звезда). Упражнения по вышивке.
21. Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве. Эскизы
Повторение основных понятий («аппликация», «коллаж», «вытинанка», «роспись», «батик», «плетение», «гобелен», «вышивка», «соломка» и др.). Выполнение творческих работ. Выставка эскизов работ «Ярмарка искусств».
22. Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве
Продолжение выполнения творческих работ по выбору учащихся в техниках декоративно-прикладного искусства («аппликация», «коллаж», «вытинанка», «роспись», «батик», «плетение», «гобелен», «вышивка», «соломка» и др.). Оформление работ. Выставка «Ярмарка искусств».
23. Дизайн. Технологии художественного конструирования
Дизайн — это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и красива. Виды дизайна (промышленный, бытовой, графический, фитодизайн). Особая область графического дизайна — дизайн книги, создание книжного оформления и конструкции книги в целом. Визаж как искусство макияжа. Процесс создания вещей, машин, оборудования.
24. Оригами. Бумажная пластика
История и технология оригами, условные обозначения в технологических картах. Основы бумажной пластики и технологии «Оригами», значение условных обозначений, операций, основные правила выполнения изделий. Дифференцированные задания в технологии «Оригами». Основные требования по технологии «Оригами».
25. Чертёж. Технический рисунок
Техническое проектирование с использованием рисунка и чертежа. Решение задач и упражнений по технической графике. Анализ образцов проектов и учебных работ по технической графике. Цикл заданий по элементарному черчению простых и знакомых предметов. Выполнение «заказов» конструкторов-дизайнеров. Технология технического проектирования, его особенности.
26. Технологии проектирования. Клаузура
Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма и конструкция удобны, экономичны, красивы и соответствуют фигуре человека.
Объекты дизайна – предметы быта, посуда, одежда, мебель, машины и т. д. Анализ фоторепродукций и работ учащихся, задания для эскизов (дизайн-проектов). Клаузура (быстрый проект в дизайне).
27. Макетирование. Темы. Эскизы
Виды дизайна в проектировании и макетирования (промышленный, бытовой, дизайн одежды, мебели и т. д.). Этапы работы над эскизом, макетом, моделью.
Анализ дизайн-проектов. Материалы для макетирования (бумага, картон, различные коробочки, клей, краски и т. д.). Выставка макетов.
28. Работа с разными материалами. Групповая работа
Основная тема урока «Город будущего». Учащиеся – художники – дизайнеры коллективно создают макет современного города (дома, магазины, банки, транспорт и т. д.).
Учащиеся объединяются в группы, создают мастерские, распределяют обязанности и делают макеты домов, транспорта и т. д. в ходе урока, под руководством учителя собирают все изделия в один коллективный проект.
29. Современные технологии. Фото. Видео. Компьютер
Современные средства и технологии изображения. В настоящее время оптимизируются и развиваются информационные и технические технологии с использованием цифрового фото, видео, компьютера. Это более современно, доступно, универсально. Эволюция развития современных информационных технологий и технологий изображения. Анализ наглядности.
30. Современные технологии. Цифровое фото
История, теория и технологии современной фотографии. Жанры фотографии. Фотографическое творчество. Фотопроцесс. Фотосъёмка.
Упражнения по цифровой фотографии.
31. Современные технологии. Компьютер
Информация по современным компьютерным технологиям. Взаимосвязь фотографии, видео и компьютера. Знакомство с основным компьютерными программами. Анализ учебных и творческих работ. Программы (CorelDRAW, Photoshop и др.).
32. Любимые технологии. Эскизы по выбору
Этапы работы над композицией. Приёмы и способы изображения, украшения или конструирования, правила размещения объектов на плоскости. Выполнение эскиза рисунка, героями которого являются дети, животные, игрушки, природа. Выполнение композиции в выбранной технике (рисунок, аппликация, плакат, коллаж, панно). Эскизы работ (карандаш, фломастер и др.).
33. Арт-проекты по выбору
Продолжение работы над арт-проектами. Содержание и детали творческих работ.
Учащиеся дорабатывают их в выбранной художественной технологии. Следует создать атмосферу творчества и доверия на уроке. Выполненные работы необходимо оформить к выставке.
34. Итоги. Вернисаж творческих работ
Выставка детских работ по графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, дизайну.
Последний урок проводится в виде фестиваля-ярмарки искусств. На праздник можно пригласить родителей, друзей. Проводится викторина «В мире искусства», к которой дети готовят задания. Класс делится на команды, каждая из них выполняет задания, отвечает на вопросы:
– Чем и как работает художники?
– Какие технологии живописи ты знаешь?
– Какие виды графики существуют?
– Что тебе известно о технологиях эстампа?
– Что ты знаешь о скульптуре?
– Какие декоративные технологии ты знаешь?
– Какая технология по декоративно-прикладному искусству твоя самая любимая?
Учитель подводит итоги викторины, награждает участников. Анализ работы учащихся за год.
Календарно- тематическое планирование
№ | Количество часов | Примечание | |||
По плану | По факту | ||||
1 | В мире искусств | 1 | |||
2 | Чем и как работают художники (5 часов) | 1 | |||
3 | Технологии рисунка: карандаш, цветной карандаш | 1 | |||
4 | Технологии графики: фломастер, тушь, уголь | 1 | |||
5 | Технологии эстампа | 1 | |||
6 | Творческая работа в графике | 1 | |||
7 | Технологии живописи. Акварель, гуашь, акрил, масло | 1 | |||
8 | Техники и приёмы акварели | 1 | |||
9 | Гуашь. Акрил | 1 | |||
10 | Творческая работа в живописи | 1 | |||
11 | Скульптура. Материалы и технологии | 1 | |||
12 | Приёмы и способы лепки. Пластические упражнения | 1 | |||
13 | Творческая скульптурная работа | 1 | |||
14 | Декоративные технологии (9 часов) | 1 | |||
15 | Аппликация. Коллаж | 1 | |||
16 | Вытинанка | 1 | |||
17 | Роспись | 1 | |||
18 | Батик | 1 | |||
19 | Плетение. Гобелен | 1 | |||
20 | Вышивка | 1 | |||
21 | Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве. Эскизы | 1 | |||
22 | Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве | 1 | |||
23 | Дизайн. Технологии художественного конструирования (5 часов) | 1 | |||
24 | Оригами. Бумажная пластика | 1 | |||
25 | Чертёж. Технический рисунок | 1 | |||
26 | Технологии проектирования. Клаузура | 1 | |||
27 | Макетирование. Темы. Эскизы | 1 | |||
28 | Работа с разными материалами. Групповая работа | 1 | |||
29 | Современные технологии. Фото. Видео. Компьютер (3 часа) | 1 | |||
30 | Современные технологии. Цифровое фото | 1 | |||
31 | Современные технологии. Компьютер | 1 | |||
32 | Любимые технологии. Эскизы по выбору (3 часа) | 1 | |||
33 | Арт-проекты по выбору | 1 | |||
34 | Итоги. Вернисаж творческих работ | 1 | |||
Итого | 34 |
Структура курса по элективному курсу «В мире искусства» 5 класса.
№ | Модуль (глава) | Количество часов. |
Гл.1 | Чем и как работают художники | 5 |
Гл.2 | Технологии живописи. Акварель, гуашь, акрил, масло | 7 |
Гл.3 | Декоративные технологии | 9 |
Гл.4 | Дизайн. Технологии художественного конструирования | 5 |
Гл.5 | Современные технологии. Фото. Видео. Компьютер | 3 |
Гл.6 | Любимые технологии. Эскизы по выбору | 3 |
Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО | 34 часа |
Рабочая программа элективного курса «В мире искусства» 5 класс.
№ | Блоки. Темы уроков. | Кол-во часов | Вид занятия | Виды деятельности формы | Ключевые понятия | Опорные знания, умения, навыки. | Контроль ЗУН | Оборудование. |
1 | В мире искусств | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | Рабочее место. Инструменты и приспособления. Охрана труда | Знать: историческую справку по теме, организацию рабочего места, правила техники б/опасности. Уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями. Выполнять и соблюдать правила б/опасности. | с/работа | Образцы рисунков. Инструменты и приспособления |
2 | Чем и как работают художники (5 часов) | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. п/работы | рисование, лепка, аппликация, роспись | Знать: творчества известных художников, приёмы и способы работы художника-живописца, графика, скульптора, прикладника, дизайнера | Практическая работа | Картины художников, Инструменты и приспособления |
3 | Технологии рисунка: карандаш, цветной карандаш | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. п/работы | Виды рисунка: наброски, зарисовки, учебный, творческий, технический. | Знать: Технологии изображения с натуры. Выразительные средства: композиция, линия, штрих, пятно, контраст, тон. Уметь: применять знания на практике | Практическая работа | Инструменты и приспособления Эскизы. Наброски. Иллюстрации. Способы и приёмы, применяемые художниками-графиками |
4 | Технологии графики: фломастер, тушь, уголь | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. п/работы | Виды графики (рисунок, книжная графика, шрифты, плакат, гравюра (эстамп), прикладная (промышленная) графика). Показ репродукций | Знать: Виды графики (рисунок, книжная графика, шрифты, плакат, гравюра (эстамп), прикладная (промышленная) графика). Уметь: выполнять разные виды графики. Искусство оформления книги, искусство плаката, виды эстампа. | Практическая работа | Репродукции картин художников. Инструменты и приспособления |
5 | Технологии эстампа | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. п/работы | История эстампа. Тиражная графика | Знать: Виды печати: высокая, плоская, глубокая. Технологии графики. | Практическая работа | Репродукции картин художников. Инструменты и приспособления |
6 | Творческая работа в графике | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | графические технологии | Знать: все графические технологии. Уметь: определить композицию, величину, изображение, пометить основу в карандаше. При выполнении графической творческой работы следует обратить внимание на простоту и оригинальность композиции, выразительность. | Творческая работа | Инструменты и приспособления Эскизы. Наброски. Иллюстрации. Способы и приёмы, применяемые художниками-графиками |
7 | Технологии живописи. Акварель, гуашь, акрил, масло | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | История живописи. Виды живописи | Знать: . Виды живописи (монументальная, станковая, декоративная). Технологии (материалы, техники и приёмы) живописи. Жанры живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, исторический, бытовой, анималистический и т. д.). Уметь: выполнять Этюд в живописи. Натюрморт, пейзаж, портрет. | Практическая работа | Акварель, гуашь, акварель, темпера, масло. |
8 | Техники и приёмы акварели | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Мазок. Заливка. Живопись по-сухому. Живопись по-сырому. Отмывка | Знать: История и особенности акварельной живописи. Уметь: выполнять «Алла-прима» – акварельная живопись за один приём. Мазок. Заливка. Живопись по-сухому. Живопись по-сырому. Отмывка. Вливание цвета в цвет. Смывка. Прострел. Упражнения в акварельной живописи. | Практическая работа | Материалы и принадлежности: бумага, краски, кисти |
9 | Гуашь. Акрил | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | Живопись. Жанр. Живописные технологии. | Знать: представления о живописи, её жанрах и живописных технологиях гуашь, акрил. Уметь: | с/работа | Известны картины, выполненные гуашью художниками В. Серовым, А. Головиным, Б. Кустодиевым, С. Степановым, А. Бенуа, А. Дайнека и др |
10 | Творческая работа в живописи | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | композиция, колорит, детали. | Знать и уметь: эскизы живописных композиций, применять тонированную бумагу, широкие кисти для больших плоскостей, пользоваться мазком, вести работу от основного к деталям, от главного к второстепенному. | Творческая работа | Материалы и принадлежности: бумага, краски, кисти |
11 | Скульптура. Материалы и технологии | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. п/работы | Из истории скульптуры, две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.) | Знать и уметь: пространство фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки или обработка материала, выбор пропорций, характер силуэта | Практическая работа | Репродукции картин. |
12 | Приёмы и способы лепки. Пластические упражнения | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). | Знать: Приёмы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, заглаживание Уметь: С помощью таблиц и образцов учащиеся самостоятельно лепят игрушки, фигурки животных, варианты рельефов («рыбка», «бабочка», «флора»). | Выставка | Пластилин, глина, соленое тесто. Образцы игрушек. |
13 | Творческая скульптурная работа | 1 | Повторение пройденного материала | Фронтальная, индивид. творческие/ра | Виды скульптуры, приёмы и способы лепки. | Знать и уметь: рельефы, игрушки, фигурки животных, человека, определить план работы, её особенности, этапы, эскиз в натуральную величину и определить пластический мотив. | Творческая работа | Материалы и принадлежности |
14 | Декоративные технологии | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | резьба по дереву, соломоплетение, вышивка, ткачество, керамика, гончарство | Знать: Виды орнаментов: геометрические, растительные, зооморфные, | с/работа | Репродукции орнамента. Материалы и принадлежности |
15 | Аппликация. Коллаж | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. п/работы | . Аппликация. Коллаж | Знать: распространённая технология декоративно-прикладного искусства. Уметь: наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, выполненное в этой технике. | Практическая работа | Образцы работы учителя. бумага, ткани, кожа, соломка. |
16 | Вытинанка | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | Композиция вытинанки: симметричность (осевая и центровая); раппортность (повторяемость); ритмичность. Колорит вытинанок. Технология выполнения вытинанки. | Знать и уметь: Технология выполнения вытинанки. | Практическая работа | Иллюстрация журналов |
17 | Роспись | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. п/работы | Роспись: сюжетная, декоративная, орнаментальная | Знать: Роспись в декоративно-прикладном искусстве: роспись керамики, фарфора (Гжель), дерева (Хохлома, Городец), стекла, тканей, а также лаковая миниатюра (Палех, Мстера, Холуй). | Практическая работа | Иллюстрация журналов |
18 | Батик | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. п/работы | История и особенности технологии батика. | Знать и уметь: Этапы работы. Уметь. подбираем цвета и закрашиваем прозрачные участки ткани необходимыми оттенками, уточняем рисунок, дополняем детали. | с/работа | Материалы и принадлежности: бумага, краски, кисти |
19 | Плетение. Гобелен | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Технологии плетения | Знать: Повторение декоративных технологий. Технологии плетения. Анализ оптимальных вариантов упражнений (лозоплетение, соломоплетение, гобелен и др. Уметь: выполнять Упражнения по гобелену (ткачеству). | Творческая работа | Материалы и принадлежности |
20 | Вышивка | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства | Знать: Особенности народного орнамента, традиционные технологии (способы, приёмы) его выполнения, цвет, основные элементы орнамента (крестик, ромб, звезда). Уметь: выполнятьупражнения по вышивке. | Творческая работа | Материалы и принадлежности |
21 | Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве. Эскизы | 1 | Повторение основных понятий | Фронтальная, индивид. творческие/работы | («аппликация», «коллаж», «вытинанка», «роспись», «батик», «плетение», «гобелен», «вышивка», «соломка» | Знать и уметь: Выполнение творческих работ. Выставка эскизов работ «Ярмарка искусств». | Выставка | Творческие работы детей |
22 | Творческая работа в декоративно-прикладном искусстве | 1 | Продолжение выполнения творческих работ по выбору учащихся в техниках декоративно-прикладного искусства | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Оформление работ. Выставка «Ярмарка искусств». | Творческие работы детей | ||
23 | Дизайн. Технологии художественного конструирования | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | Виды дизайна (промышленный, бытовой, графический, фитодизайн) | Знать: Виды дизайна (промышленный, бытовой, графический, фитодизайн). Особая область графического дизайна — дизайн книги, создание книжного оформления и конструкции книги в целом. | с/работа | Репродукции картин |
24 | Оригами. Бумажная пластика | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | История и технология оригами | Знать: Основы бумажной пластики и технологии «Оригами», значение условных обозначений, операций, основные правила выполнения изделий. Уметь: Дифференцированные задания в технологии «Оригами». Основные требования по технологии «Оригами». | Практическая работа | Иллюстрация журналов. Бумага. |
25 | Чертёж. Технический рисунок | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | Техническое проектирование с использованием рисунка и чертежа | Знать и уметь: Цикл заданий по элементарному черчению простых и знакомых предметов. Выполнение «заказов» конструкторов-дизайнеров. Технология технического проектирования, его особенности. | Практическая работа | Материалы и принадлежност |
26 | Технологии проектирования. Клаузура | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Клаузура (быстрый проект в дизайне). | Знать и уметь: Объекты дизайна – предметы быта, посуда, одежда, мебель, машины и т. д. уметь выполнять Анализ фоторепродукций и работ учащихся, задания для эскизов (дизайн-проектов). | Творческая работа | Репродукции картин. Материалы и принадлежности |
27 | Макетирование. Темы. Эскизы | 1 | Повторение основных понятий | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Виды дизайна в проектировании и макетирования | Знать и уметь выполнение Этапы работы над эскизом, макетом, моделью. : | Творческая работа | Выставка макетов |
28 | Работа с разными материалами. Групповая работа | 1 | Продолжение выполнения творческих работ по выбору учащихся | Групповая | «Город будущего». | Уметь: коллективно создают макет современного города (дома, магазины, банки, транспорт и т. д.). | Творческая работа | Выставка макетов |
29 | Современные технологии. Фото. Видео. Компьютер | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Современные средства и технологии изображения | Знать: Эволюция развития современных информационных технологий и технологий изображения. | с/работа | фото, видео, компьютер |
30 | Современные технологии. Цифровое фото | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | История, теория и технологии современной фотографии | Знать: . Жанры фотографии. Фотографическое творчество. Фотопроцесс. Фотосъёмка. | Упражнения по цифровой фотографии. | фото, видео, компьютер |
31 | Современные технологии. Компьютер | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная, беседа, опрос | Информация по современным компьютерным технологиям | Знакомство с основным компьютерными программами | Творческая работа | фото, видео, компьютер. Программы (CorelDRAW, Photoshop и др |
32 | Любимые технологии. Эскизы по выбору | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная, индивид. творческие/работы | Этапы работы над композицией | Знать: Приёмы и способы изображения, украшения или конструирования, правила размещения объектов на плоскости. Уметь: Выполнение эскиза рисунка, героями которого являются дети, животные, игрушки, природа. Выполнение композиции в выбранной технике (рисунок, аппликация, плакат, коллаж, панно). | Практическая работа | Эскизы работ (карандаш, фломастер и др.). |
33 | Арт-проекты по выбору | 1 | Продолжение работы над арт-проектами | Групповая, индивидуальная | арт-проект | Уметь: выполнять творческие проекты | Творческая работа | Выставка |
34 | Итоги. Вернисаж творческих работ | 1 | фестиваль-ярмарки искусств | Групповая, индивидуальная | викторина «В мире искусства», | Уметь: работать в группах, коллективно | Урок- игра | Выставка детских работ по графике, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, дизайну. |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс
Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....
Рабочие программы факультативов 8, 9 классов
Факультатив "избранные вопросы математики" для 8, 9 классов...
Рабочая программа факультатива для 5 класса Байкаловедение
Программа написана на основе методического пособия для учителя, автор программы Кузеванова Е.Н. Байкаловедение: Программа спецкурса для учащихся 5 (6), 6 (7) классов общеобразовательных учреждений. – ...
Рабочая программа факультатива 9-й класс русский язык
Данный факультатив актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку,к успешн...
Рабочая программа факультатива в 5 классе «Мир Левенгука»
Пояснительная записка Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основног...
Рабочая программа факультатива в 7 классе «Удивительный мир грибов»
Пояснительная записка Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основног...