Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Черкасских Анастасия Олеговна

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5- 8 классов (далее Рабочая программа), разработана на основе авторской программы по «Изобразительному искусству» для 5-8 классов под редакцией Б. М. Неменского (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.)

Цель Рабочей программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи Рабочей программы:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-  развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

В авторскую программу внесены следующие изменения: уменьшено количество часов в последних разделах планирования 5-8 классов с 35 до 34 в связи, с тем, что авторская программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 часов в год) в каждом году обучения, а в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение основ безопасности жизнедеятельности по учебному плану -34 учебных недели (1 час в неделю, 34 часа в год).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_5-7.doc95 КБ

Предварительный просмотр:


Приложение №1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №9»

Приложение № 1

к основной образовательной программе

основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

(5-8 классы)

2019г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5- 8 классов (далее Рабочая программа), разработана на основе авторской программы по «Изобразительному искусству» для 5-8 классов под редакцией Б. М. Неменского (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.)

Цель Рабочей программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи Рабочей программы:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

-  развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;

- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

В авторскую программу внесены следующие изменения: уменьшено количество часов в последних разделах планирования 5-8 классов с 35 до 34 в связи, с тем, что авторская программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 часов в год) в каждом году обучения, а в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение основ безопасности жизнедеятельности по учебному плану -34 учебных недели (1 час в неделю, 34 часа в год).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Выпускник научится:

5 класс:

  • Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • знать несколько народных художественных промыслов России;
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы 17 века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик );
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

    6 класс:

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни чело
    века и общества;
  • знать о существовании изобразительного искусства во все времена,
    иметь представления о многообразии образных языков искусства и
    особенностях видения мира в разные эпохи;
  • понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь
    представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • называть имена выдающихся художников и произведения искусства
    в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечествен
    ном искусстве;
  • понимать особенности творчества и значение в отечественной куль
    туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета
    и натюрморта;
  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

     7 класс:

  • уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна: знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно- образных начал и их социальную роль;
  • знать основные этапы развития в истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
  • конструировать объёмно- пространственные композиции, моделировать архитектурно- дизайнерские объекты (в графике, объёме);
  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

8 класс:

  • Освоить азбуку фотографирования;
  • анализировать фото произведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
  • усвоить принципы построения изображения и пространственно- временного развития в построении видеоряда (раскадровки);

Выпускник получит возможность научиться:

5 класс:

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства ( используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы ) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж ит.п.).

6 класс:

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

7 класс: 

  • конструировать основные объёмно- пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно- пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях, ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • Создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • Использовать разнообразные художественные материалы.

8 класс:

  • усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
  • осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видео работами;
  • быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусстве кино, телевидения, видео.  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.       Декоративное искусство в современном мире.                                        Современное выставочное искусство.

Ты сам — мастер.

6 класс

Виды изобразительного искусства и основы образного языка.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.      Художественные материалы.

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт.                                                                         Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.                           Изображение головы человека в пространстве.

Портрет в скульптуре.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты прошлого.

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

Человек и пространство. Пейзаж.                                                                         Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в русской живописи.

Пейзаж в графике.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

7 класс

Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры.

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Прямые линии и организация пространства.

Цвет- элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и тоновые пятна.

Буква - строка-текст. Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства.

Композиция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Красота и целесообразность.

Вещь как сочетание объёмов и образ времени  

Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Вещь в городе и дома. Городской дизайн

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера

Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства

Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

Мой дом- мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.

Интерьер, который мы создаём.

Пугало в огороде, или…Под шёпот фонтанных струй.

Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.

Встречают по одёжке, Дизайн современной одежды.

Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.

Моделируй себя - моделируешь мир.

8 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (34 ч.)

 Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч.)

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.

Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.

Безграничное пространство сцены. Сценография- особый вид художественного творчества. Сценография- искусство и производство.

Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы»

Привет от Карабаса- Барабаса! Художник в театре кукол.

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

 Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч.)

Фотография- взгляд, сохранённый навсегда. Фотография- новое изображение реальности.

Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

Фотография- искусство светописи. Вещь: свет и фактура.

«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и интерьера.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фоторепортажа.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.

Фильм- творец и зритель

 Что мы знаем об искусстве кино? (11 ч.)

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.

Художник- режиссёр – оператор. Художественное творчество в игровом фильме.

От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм- «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.

Бесконечны мир кинематографа. Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник. Живые картинки на твоём компьютере.

Телевидение- пространство культуры?

Экран- искусство- зритель (7 ч.)

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.

Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально – зрелищных искусств в жизни человека и общества. Искусство- зритель-современность.

ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Древние образы в народном искусстве

8

2

Связь времен в народном искусстве

8

3

Декор - человек, общество, время

12

4

Декоративное искусство в современном мире

6

Итого:

34

 

6 класс

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

12

4

Человек и пространство. Пейзаж.

6

Итого:

34

7 класс

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.

Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

8

2

В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

8

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

12

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование.

6

Итого:

34

8 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении  

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

8

2

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

8

3

Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

11

4

Телевидение- пространство культуры?

Экран-искусство-зритель.

7

Итого:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...