Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5- 8 классов (далее Рабочая программа), разработана на основе авторской программы по «Изобразительному искусству» для 5-8 классов под редакцией Б. М. Неменского (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.)
Цель Рабочей программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи Рабочей программы:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
В авторскую программу внесены следующие изменения: уменьшено количество часов в последних разделах планирования 5-8 классов с 35 до 34 в связи, с тем, что авторская программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 часов в год) в каждом году обучения, а в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение основ безопасности жизнедеятельности по учебному плану -34 учебных недели (1 час в неделю, 34 часа в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5-7.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №9»
Приложение № 1
к основной образовательной программе
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(5-8 классы)
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5- 8 классов (далее Рабочая программа), разработана на основе авторской программы по «Изобразительному искусству» для 5-8 классов под редакцией Б. М. Неменского (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия под редакцией Б. М. Неменского. 5-8 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015.)
Цель Рабочей программы: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи Рабочей программы:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирования способности к самостоятельным действиям в состоянии неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в его архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
В авторскую программу внесены следующие изменения: уменьшено количество часов в последних разделах планирования 5-8 классов с 35 до 34 в связи, с тем, что авторская программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 часов в год) в каждом году обучения, а в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение основ безопасности жизнедеятельности по учебному плану -34 учебных недели (1 час в неделю, 34 часа в год).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Выпускник научится:
5 класс:
- Знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- знать несколько народных художественных промыслов России;
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы 17 века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик );
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
6 класс:
- знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни чело
века и общества; - знать о существовании изобразительного искусства во все времена,
иметь представления о многообразии образных языков искусства и
особенностях видения мира в разные эпохи; - понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
- знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь
представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; - называть имена выдающихся художников и произведения искусства
в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечествен
ном искусстве; - понимать особенности творчества и значение в отечественной куль
туре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета
и натюрморта; - знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
- знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
7 класс:
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна: знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно- образных начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития в истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
- конструировать объёмно- пространственные композиции, моделировать архитектурно- дизайнерские объекты (в графике, объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно- производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
8 класс:
- Освоить азбуку фотографирования;
- анализировать фото произведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно- временного развития в построении видеоряда (раскадровки);
Выпускник получит возможность научиться:
5 класс:
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства ( используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы ) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж ит.п.).
6 класс:
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
- конструировать основные объёмно- пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно- пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях, ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- Создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- Использовать разнообразные художественные материалы.
8 класс:
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видео работами;
- быть готовым к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусстве кино, телевидения, видео.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Декоративное искусство в современном мире. Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств
Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции- основа дизайна и архитектуры.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Прямые линии и организация пространства.
Цвет- элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква - строка-текст. Искусство шрифта
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Композиционная организация пространства.
Композиция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность.
Вещь как сочетание объёмов и образ времени
Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица
Вещь в городе и дома. Городской дизайн
Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно- вещной среды интерьера
Природа и архитектура. Организация архитектурно- ландшафтного пространства
Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом- мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом.
Интерьер, который мы создаём.
Пугало в огороде, или…Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.
Встречают по одёжке, Дизайн современной одежды.
Автопортрет на каждый день. Грим и причёска в практике дизайна.
Моделируй себя - моделируешь мир.
8 класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении (34 ч.)
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 ч.)
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография- особый вид художественного творчества. Сценография- искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или магическое «если бы»
Привет от Карабаса- Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии
Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч.)
Фотография- взгляд, сохранённый навсегда. Фотография- новое изображение реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография- искусство светописи. Вещь: свет и фактура.
«На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и интерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фоторепортажа.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
Фильм- творец и зритель
Что мы знаем об искусстве кино? (11 ч.)
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник- режиссёр – оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм- «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечны мир кинематографа. Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник. Живые картинки на твоём компьютере.
Телевидение- пространство культуры?
Экран- искусство- зритель (7 ч.)
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально – зрелищных искусств в жизни человека и общества. Искусство- зритель-современность.
ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Древние образы в народном искусстве | 8 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 8 |
3 | Декор - человек, общество, время | 12 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 6 |
Итого: | 34 |
6 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет. | 12 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж. | 6 |
Итого: | 34 |
7 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек. Художник-дизайн-архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры | 8 |
2 | В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 8 |
3 | Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. | 12 |
4 | Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование. | 6 |
Итого: | 34 |
8 класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. | 8 |
2 | Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 8 |
3 | Фильм- творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 11 |
4 | Телевидение- пространство культуры? Экран-искусство-зритель. | 7 |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...