"Художественное воспитание" Долгосрочный социально -значимый проект
проект по изобразительному искусству (изо)

Мой проект,о том что ,нужно сотрудничать художественным школам и муниципальным образовательным заведениям...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Художественное воспитание"109 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный социально-значимый проект

"Художественное воспитание "




Автор : Бойко Кристина Владимировна













Пгт.Мостовской
Мостовский район


ПЛАН:

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Социальная значимость проекта
  4. Педагогическая  целесообразность проекта
  5. Особенности репертуара школьного возраста
  6. Методические рекомендации по организации  творческих встреч в учреждениях и подбору репертуара
  7. Технология проведения творческих встреч
  8. Этапы реализации проекта
  9. Ожидаемые результаты
  10. Приложения


Паспорт проекта

Какую проблему решает проект

Современное культурно-информационное пространство из подрастающего поколения формирует, главным образом, потребителя. Это определяет необходимость воспитывать ценностные ориентиры в сфере современной культуры у подрастающего поколения. Таким образом, необходимо сделать акцент на развитие эмоционально-эстетической сферы личности ребенка, уровень развития именно этой сферы  в будущем во многом определит  степень развития творческих способностей и ценностных категорий личности.

Цель проекта

Формирование системы востребованных событийных мероприятий для детей младшего школьного  возраста в сфере культуры и искусства; сохранение и развитие детского эстетического просветительства, воспитание у детей системы ценностных ориентиров в сфере культуры и искусства. 

Целевая аудитория проекта

Дети образовательных и воспитательных учреждений, учреждения культуры Мостовского района.

Основные мероприятия

Ежегодные концерты, творческие встречи,  ориентированные  на реальные запросы учреждений и  направленные на повышение уровня культуры обучающихся и населения района.

Период реализации

2020-2025 учебный год.

Итог (ожидаемый итог)

Повышение интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди детей школьных образовательных учреждений, предоставление возможностей  обучающимся школы  реализовать себя  на сцене, создание единого культурно-образовательного пространства между образовательными учреждениями и учреждениями культуры.













Актуальность

Актуальность проектной  деятельности обусловлена тем, что эстетическая направленность играет определяющую роль в гуманизации образования и воспитания, пронизывает как учебную, так и внеурочную  деятельность и позволяет на эмоциональном уровне развивать нравственные начала и эстетические потребности личности. Однако, развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой виды искусства преподносятся чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления, не способствует развитию эстетической культуры современных детей. Ребенок растет и развивается в окружающей его культурной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существуют прекрасное, высокохудожественное творчество, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких зрителей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. В результате этого у детей снижается познавательная активность, креативность мышления,  уровень коммуникативных способностей.

Поэтому так важно уже в младшем школьном возрасте приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их ценностных ориентиров. Помочь ребенку не потеряться и не пойти по ложному пути в пространстве современной культуры, способствовать развитию системы ценностных ориентиров  - это главные задачи современной эстетической деятельности в образовательном процессе.

Изобразительное искусство в силу своей природы обладает огромным потенциалом в сфере эстетического воспитания. Репертуар каждой художественной школы обладает особой эстетикой, патриотической направленностью, знакомство обучающихся, младших  школьников с неординарной программой художественной школы станет эмоционально-эстетическим событием в жизни детей. Концерты или творческие встречи организованные обучающимися музыкальной школы произведут на младших школьников яркое впечатление, активизируют их интерес к разнообразию художественного искусства, будут способствовать развитию  творческой активности.

Цель проекта: сформировать систему востребованных событийных мероприятий для детей младшего школьного возраста в сфере культуры и искусства используя возможности коллектива детской художественной школы.

Задачи:

  • сохранение и развитие детского художественно-эстетического просветительства;
  • воспитание у детей системы ценностных ориентиров в сфере культуры и искусства.  
  • развитие эмоционально-эстетического восприятия и формирование творческой активности у детей и подростков.

Проект "Художественное воспитание " успешно сочетает две важные функции:

- дает возможность учащимся художественной школы  проявить себя, способствует их творческой самореализации;

- зарождает у своей публики интерес к художественному искусству, готовит  ее к большому искусству с детских лет, воспитывая духовную потребность в искусстве.






































Социальная значимость проекта

Современные процессы обновления жизни нашего общества изменили и социокультурную ситуацию. Практика и социологические исследования показывают наличие самых разнообразных интересов у населения.  Несмотря на это разнообразие в пгт.Мостовском наблюдается приоритет  учреждений, предоставляющих населению широкий спектр культурно-досуговых услуг, выполняющих, как правило, развлекательные функции, а не развивающие.  

Многочисленные объекты и субъекты социально-культурной деятельности (ДМШ, ДШИ, ДСЮШ, центр досуга «ВИТА», студия дизайна «ФЕОДОР», библиотеки, студия «ТВОЙ МИР»), осуществляющие разнообразные функции в досуговой сфере пгт.Мостовскоко охватывают детей, младшего школьного возраста и реализуют образовательные и воспитательные программы раннего развития. Однако деятельность данных учреждений во многом не обеспечивает соприкосновения юного зрителя с  миром искусства, его погружение в атмосферу прекрасного, в поселке городского типа нет детской музея, театра, галереи . Для детей не хватает событийных мероприятий, которые бы стимулировали формирование потребности  в эмоционально-эстетическом развитии и освоении художественных ценностей. Эта проблема в культурно-досуговой сфере поселка легла в основу проекта "Художественное воспитание ".
























Педагогическая целесообразность

Возникновению проекта послужил ряд причин, одна из которых снижение нравственно-эстетических ориентиров среди подрастающего поколения. С целью изучения эмоционально-эстетической культуры у современных детей и в рамках реализации проекта была проведена диагностика уровня эмоционально-эстетического развития первоклассников.

Цель  диагностики - выявление уровня эмоционально-эстетического развития первоклассников для обоснования социально-педагогической значимости проекта "Художественное воспитание "

Опытно-исследовательская деятельность осуществляется по средствам  специально  организованных педагогических  воздействий по эмоционально-эстетическому развитию детей. Диагностика эмоционально-эстетического развития первоклассников проходит в естественных условиях (в игровой форме на занятиях изобразительного искусства).

Результаты показали, что дети в целом с интересом участвуют в выполнении заданий, однако уровень их эмоционального и эстетического развития достаточно неоднороден и зачастую непредсказуем. Дети произвольно выполняют рисунки, не задумываясь над передачей его характера.

Анализируя результаты диагностики, следует отметить, что в исследуемой группе 15% детей с высоким уровнем эмоционально-эстетического развития. Эти дети находятся в позиции активного участия, то есть вступают в контакт, поскольку происходящее вызывает не только интерес, но и эмоционально адекватные реакции на происходящее.

Больше всего детей со средним уровнем эмоционально-эстетического развития –
60%  У этих детей наблюдается желание участвовать в деятельности, они вступают в контакт в зависимости от обстоятельств. Следует отметить их пассивность в отношении к происходящему.

25% Детей с низким уровнем эмоционально-эстетического развития составляют. Для таких детей характерна закрытая позиция, иногда отчуждение или безразличие по отношению к происходящему. Они не любят общаться со сверстниками, предпочитают играть в одиночестве.

Таким образом, по итогам диагностического исследования можно отметить что большая часть детей (а это 85% от исследуемой группы) находится в позиции пассивного участия, не проявляет заинтересованности  и активного эмоционального реагирования. Это обуславливает актуальность, значимость проекта и педагогическую целесообразность проекта "Художественное воспитание ".






         Особенности жанра художественной школы

и его значимость для детей школьного возраста

Тематика постановочной работы  с детьми весьма обширна, и открывает большие творческие перспективы как для постановщика, так и для исполнителей. Однако статус художественной школы во многом определяет репертуар.

Репертуар является одним из показателей развития художественно-эстетического развития, определяет его основную воспитательную и творческую жизнь, несет в себе определённые педагогические функции. Поэтому подбор направления в художественной школе требует четкого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых творческих и воспитательных задач в области патриотического воспитания.

Основная особенность учебно-воспитательного процесса в художественной школе   состоит в том, что главный акцент делается на освоение бытовых, сценических видах    искусства.

Таким образом, репертуар выстроен главным  образом на основе народной, классической, современной живописи .

Как правило, основным репертуаром является живопись, так как этот жанр доступен большинству учащихся, дает возможность разнообразно строить репертуар, формировать его по степени сложности для каждой возрастной группы.  За несколько лет работы художественная школа  накопила интересный и востребованный репертуар.
Репертуар художественной школы  на данный момент стабилен. Стабильность репертуара создает наглядную перспективу роста и движения коллектива художественной школы.  Младшие участники видят на примере старших, каких результатов они могут добиться, к чему они могут придти через некоторое время. Такая преемственность   имеет огромное значение для учащихся, способствует развитию в нем творческой атмосферы и стремлению к активным занятиям.  Однако стабильность не означает, что репертуар должен быть  неизменным. Жанр постоянно обновляется. Художественная школы обладает особой эстетикой, патриотической направленностью, несет в себе элементы гендерного воспитания, все эти качества репертуара неизменно важны для младших школьников в их эмоционально-эстетическом развитии.








Методические рекомендации по организации творческих встреч в учреждениях дошкольного образования и подбору репертуара

Основными требованиями при отборе репертуара для проведения творческих встреч с детьми являются требования художественности и доступности.

Художественность предполагает отбор разнообразных  произведений по жанру и характеру исполнения.  Гармония образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность картины - именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.

Доступность традиционно трактуется следующим образом: · содержание художественных произведений должно быть представлено яркими, понятными образами; художественное произведение должно  соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка, возможностям детского восприятия. Практика показывает, что в ряде случаев младших школьников знакомят с шедеврами художественного искусства, образный мир которых включает такие чувства и переживания, до которых дети просто «не доросли». Поэтому так важен строгий отбор художественных работ, их соответствие возрастным возможностям.

С точки зрения концепции ребенка как субъекта детской художественной  деятельности требования к отбору работ для творческих встреч могут быть конкретизированы рядом принципов.

Принцип учета детского эмоционально-эстетического опыта и изобразительных интересов детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным опытом изображения, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение искусству. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход к подбору жанра.

Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия - в рисунке, слове, игре. Кроме того, изобразительное искусство  может допускать интерактивное включение ребенка - его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу просмотра и прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой художественная активность ребенка.

Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия изобразительных произведений. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка, а с другой - многомерной природой художественного творчества.







Технология проведения творческих встреч.

"Творческие встречи" как форма культурной деятельности, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию.

Цель: сохранение и развитие детского художественного просветительства, воспитание у детей системы ценностных ориентиров в сфере культуры и искусства. 

Задачи:

  • организация социально-значимой полезной деятельности (проектов) и вовлечение в ее реализацию детей и подростков;
  • обеспечение волонтерской практики в  деятельности школы;
  • организация досуга для детей младшего школьного возраста.

Основные этапы организации и проведения мероприятий:

  1. определить тему (форму проведения) творческой встречи;
  2. определить дату, время и место проведения;
  3. составить программу или сценарий мероприятия;
  4. просмотреть и отобрать номера из репертуара или поставить новые;
  5. продумать текст подготовить ведущих;
  6. провести репетицию мероприятия;
  7. организовать и провести творческую встречу со школьниками;
  8. последействие.

Рассмотрим подробнее работу на каждом названном этапе:
1 этап. При определении темы (формы проведения) творческой встречи необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории.

2 этап. Определяя дату и время проведения выставки, необходимо учесть:

  • режим учебы школьников;
  • день недели, выходные и праздничные дни;
  • каникулярный период;
  • возможность посещения мероприятия родителями;
  • тему мероприятия.

3 этап. При составлении программы или плана проведения мероприятия необходимо соблюдать следующие правила:

  • творческая встреча должна стать запоминающимся событием для дошкольников, младших школьников, поэтому ее необходимо начать и закончить «ярко»;
  • сценарий лучше наполнять работами по жанрам и стилям;  нельзя ставить подряд однотипные картины, нельзя в сопровождение громкую музыку.

Следует также учитывать возраст участников - начать  лучше с работ младших детей, а закончит работами участников старшего возраста.

4 этап. При отборе выставочных работ нужно предъявлять к ним следующие требования: работы должны иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) выставки, содержание работ должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.

5 этап. Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого мероприятия.

Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках мероприятия и выставочных работах, дополнить выступления тематической информацией, сгладить организационные недочеты при проведении к мероприятия.

В качестве конферансье на детские мероприятия лучше всего подготовить двух детей – мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях организационных недоразумений в ходе проведения выставки.

6 этап. Репетиция – необходимый этап организации творческой встречи, позволяющий решать целый ряд организационный задач. В ходе репетиции следует: каждую включенную в программу выставочную работу просмотреть; отрепетировать с каждым участником выставки; проговорить с выступающими требования (во всех деталях); назначить время сбора участников мероприятия.

7 этап. Правила организации творческой встречи в ДОУ, МБОУ, СОГАУ:

  1. За день  до начала мероприятия необходимо уточнить организационные вопросы о проведении творческой встречи в ДОУ, МБОУ, СОГАУ.
  2. Необходимо назначить ответственных педагогов,  классных руководителей за участниками выставки.
  3. Программу мероприятия (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и проинформировать выступающих и ответственных педагогов о порядке выставочных работ.
  4. Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников мероприятия, а также настроить их на предстоящее выступление(описание своей работы).
  5. Организатору мероприятия необходимо постоянно находиться рядом с выступающими, чтобы контролировать все происходящее.

По окончании концерта следует поблагодарить всех детей и педагогов за участие (вне зависимости от качества выступления).

8 этап. Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив творческой деятельности в ДОУ, МБОУ, СОГАУ.





Этапы реализации проекта

  1. Стадия планирования (август 2020 – сентябрь 2020 г.): Эта стадия является основой всего проекта. Чтобы обеспечить быстрое продвижение на последующих стадиях, прорабатываются все вопросы, связанные с планированием и организацией, определяется объем работ, распределяются ресурсы, подробно планируется деятельность, определяется концепция. Стадия планирования должна быть полностью завершена перед переходом к стадии реализации.

-  обоснование социально-педагогической  значимости проекта, организация опытно-исследовательской работы; подведение результатов, анализ диагностических материалов;

-  теоретическое обоснование  проекта  «название»;

- планирование действий, необходимых для реализации творческих встреч.

  1. Стадия подготовки (октябрь 2021 г.). Эта стадия предваряет реализацию проекта. Выверяется технология проведения творческих встреч в ДОУ, МБОУ, СОГАУ.

-  прописана технология проведения мероприятий со школьниками, постояльцами;

-  подобраны  сценарии творческих встреч с младшими школьниками, постояльцами;

- произведен отбор репертуара и постановка номеров доступных  для восприятия младших школьников, постояльцев;

- организованы встречи с заведующими ДОУ, директором МБОУ, СОГАУ с целью информирования о целях и задачах данного проекта.

  1. Стадия реализации (ноябрь 2020г. – май 2025г.). Стадии реализации и подготовки частично пересекаются, некоторые действия из стадии подготовки могут начинаться еще и во время стадии реализации.

- проведены репетиции номеров для творческих встреч;

- подготовлены ведущие мероприятия;

- проведена генеральная репетиция творческой встречи;

- организованы и проведены мероприятия в общеобразовательных школах.












Ожидаемые результаты

Такие яркие культурные мероприятия, оставляют в памяти всех его участников заметный след, повышают настроение, создают атмосферу праздника. Они будут   обязательно обсуждаться с педагогами и родителями. Зрители с удовольствием вспомнят услышанное и увиденное на выставке, расскажут о своих впечатлениях. Можно предложить им различные творческие задания: воплотить свои впечатления от рисунков. Тогда дети с нетерпением будут ждать следующей встречи с красками и кистями , профессиональными рабатами.

Творческая деятельность исполнителей концертной программы, участников проекта во многом способствовала их самореализации, так как именно в творчестве рождаются модели взрослой самостоятельной жизни, развиваются новые эстетические потребности, формируются социальные установки, определяются профессиональные интересы и жизненные планы.  

Таким образом проект, построенный на принципе "дети детям" обладает огромным воспитательным потенциалом как для субъектов, так и объектов социально-педагогического воздействия в рамках реализации данного проекта.

Реализация проекта также обеспечит взаимосотрудничество с учреждениями поселка,  поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива.

Перспективность проекта:  предполагается, что мероприятия, реализуемые в ходе проекта, будут способствовать конструктивному взаимодействию художественной школы  с учреждениями ДОУ, МБОУ, СОГАУ поселка и области. 





















Приложение №1

Диагностическое обеспечение проекта "Художественное воспитание "

Диагностика эмоционально-эстетического развития первоклассников[1]*

Для опытно-исследовательской деятельности использовались адаптированные диагностические задания эмоционального развития, а также задания по эстетическому самовыражению К.В.Бойко .

Материалы для проведения исследования

Соматическое выражение эмоций

Задание 1. Адекватная интерпретация эмоциональных состояний людей. Каждому ребенку предлагалось нарисовать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку).

Задание 2. Детям предлагалось передать в рисунке под музыку эмоциональные состояния: веселое и грустное и др.

Вербальное выражение эмоций

Задание 3. Интонационное выражение эмоций. Каждому ребенку предлагалось произнести одну и туже фразу радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Задание 4. Детям предлагалось выразить прилагательными эмоциональные состояния двух контрастных изображениях произведений.

Критерии и показатели эмоционально-эстетического развития детей

Критерии

Уровни

Баллы

Соматическое выражение эмоций

Не выражает эмоции в мимике и жестах.

низкий (неэстетический)

1

Не всегда адекватно передает эмоции в мимике и жестах.

средний (предэстьетический)

2

Мимика и жесты выразительны, соответствуют передаваемой эмоции.

высокий (эстетический)

3

Вербальное выражение эмоций

Не может передать выразительно в речи эмоциональное состояние, не может

подобрать прилагательное для передачи характера произведения.

низкий (неэстетический)

1

Может адекватно передать в речи эмоциональное состояние при помощи

педагога, подбирает 1- 2 слова для передачи эмоциональных состояний.

средний (предэстьетический)

2

Речь интонационно выразительна, подбирает 3 и более прилагательных,

соответствующих эмоциональному состоянию.

высокий (эстетический)

3






































Приложение №2

Примерные сценарии и материалы для организации творческих встреч

Литература

  1. Брусницына, А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход. М., 2008.
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  3. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб., 2006.
  4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1999.
  5. Яфальян А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. Екатеринбург, 2000.  

Интернет сайты

  1. http://www.admugansk.ru/


[1]*Опытно-исследовательская деятельность была организована в соответствии с диагностическими материалами:  Яфальян А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к человеку. Екатеринбург, 2000. и  Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

Метод проектов на уроках технологии и реализация социально значимых проектов учащихся

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Современные образовательные технологии в общеобразовательной школе на уроках обслуживающего труда"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2014. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2015. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"

Социально-значимый проект "Трудовое лето - 2013. Работа бригады старшеклассников по реализации социально-значимых дел "Добрая сила"...

Социально-значимый проект художественно-эстетического направления «ЦВЕТ ВОКРУГ НАС»

Цель проекта: изучение влияния цветовой гаммы на эмоциональное состояние обучающихся и выработка рекомендаций для администрации школы по оформлению учебных помещений....