Формирование духовного мира обучающихся на уроках изобразительного искусства
консультация по изобразительному искусству (изо)

Садовая Елена Леонидовна

Начиная со времен античности, и на протяжении всей истории проблема развития духовного мира ребенка волнует педагогов. Сегодня, как никогда, учителю изобразительного искусства непросто пристало воспроизводить знания, но и управлять процессом нравственного воспитания учащихся. Именно художественное образование, затрагивая струны души ребенка, является двигателем в развитии общества в целом и каждой отдельной личности в частности.

Происходящая в наше время модернизация образования, напрямую связана с идеями гуманизации, а, следовательно, развитием духовности в обществе. Истина, добро и красота – составляющие философского определения «духовный мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000535bf-5a965764_2.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Сажина Светлана Яковлевна

учитель изобразительного искусства, технологии

БОУ «Чекрушанская СОШ»

Sazina1969@mail.ru

8-923-763-93-66

Формирование духовного мира обучающихся на уроках изобразительного искусства

Начиная со времен античности, и на протяжении всей истории проблема развития духовного мира ребенка волнует педагогов. Сегодня, как никогда, учителю изобразительного искусства непросто пристало воспроизводить знания, но и управлять процессом нравственного воспитания учащихся. Именно художественное образование, затрагивая струны души ребенка, является двигателем в развитии общества в целом и каждой отдельной личности в частности.

Происходящая в наше время модернизация образования, напрямую связана с идеями гуманизации, а, следовательно, развитием духовности в обществе. Истина, добро и красота – составляющие философского определения «духовный мир».

Для темы, связанной с развитием духовного мира детей, наиболее актуальной представляется эмоционально-чувственная сфера, наиболее затрагиваемая во время занятий изобразительным искусством.

Однако в последние годы появился ряд исследований, в которых изобразительная деятельность учащихся рассматривается не как сумма накопления изобразительных знаний, умений и навыков, а как отражение их духовного бытия.

Действительно, церковь, как общественная сила, всегда служила опорой праведной жизни для отдельных людей.

Школа, находящаяся в союзе с церковью, служила лучшим образцом истинного воспитания духовного человека. Из всех видов искусства изобразительное искусство выделяется как наиболее эффективное средство для решения задачи воспитания духовности и развития духовного мира школьников. Авторы действующих сегодня общеобразовательных программ по изобразительному искусству, Т.Я. Шпикалова, В.С.Кузин, Б.М. Неменский.

Однако, первенство в данном вопросе, на мой взгляд, принадлежит Б.М. Неменскому.

Неменский Б.М. утверждает, что изобразительное искусство способно стать действенным средством духовного развития учащихся. В концепции Б.М. Неменского особую роль играет освоение искусства и художественно-творческая деятельность учащихся. Программа Б.М. Неменского позволяет мне, как учителю изобразительного искусства, на протяжении всего курса изобразительного искусства с 1 по 8 класс, обращаться к темам, отражающим христианские традиции многократно на протяжении всего курса обучения изобразительному искусству.

Таким образом, обращение к теме христианства возможно на протяжении всего курса обучения изобразительному искусству, то есть носить сквозной характер. «Ни один нормальный человек, живущий в обществе, не может быть чужд религиозным идеям, игнорировать их существование, объект, значение».

Переходя к теме «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве», важно учитывать, что роль учителя изобразительного искусства отлична от роли учителя мировой художественной культуры. Урок изобразительного искусства не ограничивается только рассказом и показом произведений. В ходе этого урока необходимо научить ребенка создавать самостоятельную композицию. Здесь велико искушение предложить детям абсолютную свободу выбора библейской тематики.

Свои уроки по данной теме начинаю с бесед, на которых демонстрирую  иконописи и фрески А. Рублева, Феофана Грека, Симона Ушакова. Затем перехожу к картинам В.Боровиковского, Н. Ге, В.Васнецова, И. Айвазовского, М. Чюрлёниса, А. Егорова, М. Нестерова. Из произведений западноевропейских художников представляю Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Г. Доре, П. Брейгеля – старшего. Сравниваю отношение художников к одному и тому же сюжету. Параллельно с картинами русских художников показываю иконописные изображения. В результате беседы каждый обучающиеся понимают, что картина служит для эстетического наслаждения, а икона есть и предмет эстетический, и предмет молитвенного почитания. Сопровождением во время беседы, для лучшего усвоения темы - мультимедийная презентация, в которую включены не только произведения мастеров, но и фотографии работ учащихся школы по данной теме. Освещение Библейской темы, выстроенное таким образом, не сможет оставить детей равнодушными.

Учитывая особенности содержания Библии, прежде всего, предлагаю детям сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета: «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Ноев ковчег», «Райский сад», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Вавилонская башня», «Предания о Моисее», «Предания о Иосифе», «Царь Соломон» и т.п. Интересны могут быть композиции «Благовещение», «Рождество», «Бегство в Египет». Особо близки детям темы «Ангел Хранитель», «Русские святые», «Вера и Церковь». Считаю, что эти темы также можно предложить детям для создания композиции. Тем более что лучшие работы учащихся, отражающие данную тематику, успешно участвуют в православных конкурсах детского творчества «Красота Божьего мира», «Преображение», «Сибирь казачья», «Рождественское чудо». Практическую часть работы дети выполняют в три этапа: эскиз; перенос эскиза на формат, работа в цвете. Материалы для выполнения рисунка дети выбирают самостоятельно (гуашь, масляные мелки, цветные или простые карандаши. Таким образом,  заинтересовываю детей миром библейских картин и помогаю понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера самостоятельно создающего композицию на определенный самостоятельно сюжет, в самостоятельно выбранной технике. Именно такой подход к данной теме ставит ребенка перед ответственным выбором, не только обучает, но и способствует воспитанию личности.

На своих уроках я знакомлю ребят с историей строительства храмов, церквей в городе Таре и Тарском районе.

На занятиях внеурочной деятельности «Волшебный калейдоскоп» мы продолжаем работать над этими темами, принимая участие не только в творческих конкурсах, фестивалях, но и в научно-практических конференциях. Чтобы ребята активно участвовали в этих мероприятиях педагогу самому надо принимать участие. На ровне с ребятами я принимаю участие в различных конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях, где делюсь опытом работы по духовно-нравственному воспитанию: IV Сильвестровские педагогические чтения «Духовность и нравственность в образовательном пространстве в свете цивилизованного выбора крещения Руси» с темой «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России» в 2015 году. В 2014 году приняла участие в Международном педагогическом марафоне с темой «Содержательный аспект урока изобразительного искусства как средство формирования духовно-нравственных личностных качеств школьника», в V Международных аксиологических чтениях «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи» по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках физики». В 2013 году в  III Сильвестровских педагогических чтениях «Духовность и нравственность в образовательном пространстве: традиции и современность православия» с темой «Русские православные праздники».

В наши дни отовсюду говорят о критической запущенности российской системы образования, о необходимости ее реформирования. Стремясь к «новой школе», внутренне, а не внешне проникнутой началами духовности, важно суметь через «островки» православной культуры воспитать душу ребенка и целого народа. А для этого каждый педагог изобразительного искусства не должен забывать, что из всех видов искусства изобразительное искусство выделяется как наиболее эффективное средство для решения задачи воспитания духовности и развития духовного мира школьников.

Литература

  1. Heменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Heменский Б. М. Познание искусством. М: Издательство УРАО, 2000.
  3. Heменский Б. М. Приглашение к диалогу. М.: Издательство МИОО, 2003.
  4. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2009.
  5. Сластенин В.А. Педагогика. М.: ACADEMA, 2005.
  6. Сосунцов Е.Ф. Религиозно-нравственное воспитание с точки зрения экспериментальной педагогики, с.93., 1913.
  7. Соколов П. . История педагогических систем., с.132, Изд. 1913.
  8. Грахольская О.Г Проблемы теории обучения. Иркутск: Оттиск, 2007.
  9. Библейская энциклопедия. М.: Росс. Библ. общ., 1998.
  10.  Проф. И. А. Сикорский. Душа ребенка., с.99. Изд. 1909 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.

Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация....

Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика....

Формирование универсальных учебных навыков на уроках изобразительного искусства

В проектной работе рассказывается об универсальных учебных навыках и какие методы можно использовать для их формирования на уроках ИЗО. Представлен конспект  и схема урока в 5 классе по теме "Нар...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (статья)...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. презентация

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА...

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...