Рабочая программа_ИЗО__5-8_класс_ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа_ИЗО__5-8_класс_ФГОС. Составитель:Шиморина Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП_ИЗО__5-8_класс_ФГОС | 63.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
«Рассмотрено»: на заседании методического объединения учителей ________________________ Протокол № 5 от «05» апреля 2018 года Руководитель методического объединения: ____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР ______________ В.А.Тюрина от «30» августа 2018 года | «Утверждаю»: Директор МБОУ СОШ № 15 ____________ Т.М.Измоденова от «30» августа 2018 года |
Рабочая программа
по предмету «Изобразительное искусство» (ФГОС)
для 5 – 9 классов
Автор-составитель:
учитель ИЗО
Афанасьева Т.А.
2018 - 2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15»;
- Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15».
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
- изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
- декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
- художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметный результат выпускника 5 класса:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
Предметный результат выпускника 6 класса:
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения.
Предметный результат выпускника 7 класса:
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна.
Предметный результат выпускника 8 класса:
- знать об искусстве иллюстрации и характеризовать творчество известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
3. Содержание учебного предмета
5 класс
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.
НРК Искусство росписи на Урале. Древние образы в современных народных игрушках современных народных игрушках (таволожская керамическая игрушка). Ювелирное искусство Урала. Посещение городского краеведческого музея.
6 класс
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
НРК Портрет в скульптурах моего города. Работа на пленэре. Пейзаж родного города.
7 класс
Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
8 класс
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
4. Учебно-тематическое планирование
Класс | Кол-во часов I четверть | Кол-во часов II четверть | Кол-во часов III четверть | Кол-во часов IV четверть | Итог |
5 | 8 | 8 | 10 | 9 | 35 |
6 | 8 | 8 | 10 | 9 | 35 |
5 класс
№ урока п/п | № урока темы | Тема | Кол-во часов на тему | Дата | Организационные формы обучения и контроля | |||
5 А | 5 Б | 5 В | ||||||
I четверть | 8 | |||||||
1 | 1 | Древние образы в народном искусстве | 1 | Работа с учебником. Составление кроссворда. | ||||
2 | 2 | Убранство русской избы | 1 | Работа с учебником. Выполнение рисунка фрагмента украшения деревянного дома. | ||||
3 | 3 | Внутренний мир русской избы | 1 | Просмотр видеоматериалов. Выполнение элементов уральской домовой росписи. | ||||
4 | 4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 | Работа с учебником. Декорирование уральской прялки. | ||||
5 | 5 | НРК Искусство росписи на Урале. | 1 | Просмотр видеоматериалов. Коллективная работа, композиция «Древо жизни». | ||||
6 | 6 | Русская народная вышивка | 1 | Работа с учебником. Выполнение эскиза вышитого полотенца. | ||||
7 | 7 | Народный праздничный костюм | 1 | Работа с учебником. Выполнение эскиза народного праздничного костюма. | ||||
8 | 8 | Народные праздничные обряды | 1 | Просмотр видеоматериалов. Оформление выставки. | ||||
II четверть | 8 | |||||||
9 | 1 | НРК Древние образы в современных народных игрушках современных народных игрушках. | 2 | Работа с учебником. Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки. | ||||
10 | 2 | |||||||
11 | 3 | Искусство Гжели. | 1 | Работа с учебником. Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями. | ||||
12 | 4 | Городецкая роспись. | 1 | Работа с учебником. Выполнение эскиза одного из предметов быта. | ||||
13 | 5 | Хохлома. | 1 | Работа с учебником. Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом. | ||||
14 | 6 | Жостово. Роспись по металлу | 1 | Работа с учебником. выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи. | ||||
15 | 7 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте | 1 | Работа с учебником. Создание эскиза одного из предметов промысла. | ||||
16 | 8 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 | Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине. | ||||
III четверть | 8 | |||||||
17 | 1 | Зачем людям украшения. | 1 | Просмотр видеоматериалов. Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме. | ||||
18 | 2 | НРК Ювелирное искусство Урала. | 1 | |||||
19 | 3 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 1 | Работа с учебником. Просмотр видеоматериалов. Выполнение эскиза украшения. | ||||
20 | 4 | Использование традиций в современных изделиях. | 1 | |||||
21 | 5 | Одежда разных эпох и стран. | 1 | Работа с учебником. Просмотр видеоматериалов. Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». | ||||
22 | 6 | Одежда «говорит» о человеке | 1 | |||||
23 | 7 | О чём рассказывают гербы и эмблемы | 2 | Работа с учебником. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи. | ||||
24 | 8 | |||||||
25 | 9 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 1 | Выполнение различных аналитически-творческих заданий. | ||||
26 | 10 | НРК Посещение городского краеведческого музея. | 1 | |||||
IV четверть | 9 | |||||||
27 | 1 | Современное выставочное искусство | 1 | Просмотр видеоматериалов. Участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного. | ||||
28 | 2 | Освоение техники коллаж | 2 | Просмотр видеоматериалов. Выполнение творческой композиции. | ||||
29 | 3 | |||||||
30 | 4 | Лоскутная аппликация | 2 | Просмотр видеоматериалов. Выполнение творческой композиции. | ||||
31 | 5 | |||||||
32 | 6 | Освоение техники мозаика. | 2 | Просмотр видеоматериалов. Выполнение творческой композиции. | ||||
33 | 7 | |||||||
34 | 8 | Украсим школу своими руками | 1 | Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству. | ||||
35 | 9 | Обобщение изученного материала | 1 |
6 класс
№ урока п/п | № урока темы | Тема | Кол-во часов на тему | Дата | Организационные формы обучения и контроля | ||
6 А | 6 Б | ||||||
I четверть | 8 | ||||||
1 | 1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | ||||
2 | 2 | Художественные материалы | 1 | Рисование бабочки в технике монотипия с последующей доработкой графическими материалами. | |||
3 | 3 | Линия и ее выразительные возможности | 1 | Выполнение рисунка растений линиями разного характера. | |||
4 | 4 | Пятно как средство выражения | 1 | Выполнение силуэтного рисунка. | |||
5 | 5 | Цвет. Основы цветоведения | 1 | Выполнение композиции «Цветовой хоровод». | |||
6 | 6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Выполнение цветовой композиции. | |||
7 | 7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | Лепка изображения выбранного животного. | |||
8 | 8 | Основы языка изображения | 1 | Проверочный тест. | |||
II четверть | 8 | ||||||
9 | 1 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | ||||
10 | 2 | Изображение предметного мира – натюрморт | 1 | Выполнение натюрморта в технике аппликация. | |||
11 | 3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | 1 | Составление формы кувшина из отдельных геометрических фигур. | |||
12 | 4 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | Зарисовки объемных предметов быта. | |||
13 | 5 | Освещение. Свет и тень | 1 | Выполнение рисунка распределения светотени на простых геометрических телах. | |||
14 | 6 | Натюрморт в графике | 1 | Выполнение эскиза натюрморта. | |||
15 | 7 | Цвет в натюрморте. | 1 | Выполнение натюрморта в технике монотипия. | |||
16 | 8 | Выразительные возможности натюрморта | 1 | Выполнение натюрморта с учетом характера вещей. | |||
III четверть | 8 | ||||||
17 | 1 | Образ человека – главная тема искусства | 1 | Описание портрета по заданному плану. | |||
18 | 2 | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 | Выполнение рисунка головы человека в соответствии с пропорциями. | |||
19 | 3 | Изображение головы человека в пространстве | 1 | Выполнение портрета в технике аппликация. | |||
20 | 4 | НРК Портрет в скульптурах моего города. | 1 | Анализ памятников городской скульптуры. | |||
21 | 5 | Графический портретный рисунок | 1 | Выполнение портретных зарисовок одноклассников. | |||
22 | 6 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Рисование дружеского шаржа известного человека. | |||
23 | 7 | Портрет в живописи | 1 | Выполнение портретных изображений в различных условиях освещения. | |||
24 | 8 | Роль цвета в портрете | 1 | Выполнение портрета в смешенной технике. | |||
25 | 9 | Великие портретисты прошлого. | 1 | Выполнение исследовательского портрета. | |||
26 | 10 | Портрет в изобразительном искусстве ХХ века. | 1 | Подготовка доклада о художниках-портретистах. | |||
IV четверть | 9 | ||||||
27 | 1 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | ||||
28 | 2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. | 1 | Выполнение графических зарисовок | |||
29 | 3 | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | Выполнение монохромного пейзажа по правилам линейной и воздушной перспективы. | |||
30 | 4 | Пейзаж в графике. | 1 | ||||
31 | 5 | Стилевое единство. Ритм. Композиция. | 1 | Рисование городского пейзажа графическими материалами с передачей ритма. | |||
32 | 6 | Пейзаж-настроение. Природа и художник | 1 | Выполнение пейзажа в разное время суток. | |||
33 | 7 | Пейзаж в живописи художников – импрессионистов | 1 | Выполнение романтического пейзажа живописными материалами. | |||
34 | 8 | НРК Работа на пленэре. Пейзаж родного города. | 1 | Выполнение этюдов с натуры | |||
35 | 9 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 | Оформление работ, подготовка к выставке. |
7 класс
№ урока п/п | № урока темы | Тема | Кол-во часов на тему | Дата | Организационные формы обучения и контроля | ||||
7 А | 7 Б | 7 В | 7Г | ||||||
I четверть | 8 | ||||||||
1 | 1 | Изображение фигуры человека в истории искусства | 1 | Проверочный тест | |||||
2 | 2 | Пропорции и строение фигуры человека | 1 | Выполнение рисунка фигуры человека в соответствии с классическими пропорциями. | |||||
3 | 3 | Лепка фигуры человека | 1 | Лепка фигуры человека в движении. | |||||
4 | 4 | Набросок фигуры человека с натуры | 1 | Наброски с натуры | |||||
5 | 5 | Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества | 1 | Беседа о восприятии произведений искусства | |||||
6 | 6 | Сюжет и содержание в картине | 1 | Наброски с натуры | |||||
7 | 7 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | Выполнение эскизов | |||||
8 | 8 | Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве | 1 | Работа над композицией | |||||
II четверть | 8 | ||||||||
9 | 1 | Мифологические темы в зарубежном искусстве | 1 | Выполнение эскизов | |||||
10 | 2 | Русская религиозная живопись XIX века | 1 | Работа над композицией | |||||
11 | 3 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | Анализ картины | |||||
12 | 4 | Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» | 1 | Создание композиции в технике коллажа | |||||
13 | 5 | Исторические картины из жизни моего города | 1 | Создание композиции на темы жизни людей | |||||
14 | 6 | Праздники и повседневность в изобразительном искусстве | 1 | Выполнение эскизов | |||||
15 | 7 | Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. | 1 | Работа над композицией | |||||
16 | 8 | Место и роль картины в искусстве XX века | 1 | Составление рейтинга наиболее популярных произведений | |||||
III четверть | 8 | ||||||||
17 | 1 | Анималистический жанр | 1 | Рисунок домашнего питомца | |||||
18 | 2 | Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность | 1 | Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. | |||||
19 | 3 | Архитектура Киевской Руси. Мозаика | 1 | Выполнение эскизов | |||||
20 | 4 | Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. | 1 | Работа над композицией в технике мозаика | |||||
21 | 5 | Архитектура Великого Новгорода | 1 | Беседа | |||||
22 | 6 | Образный мир древнерусской живописи | 1 | Проектирование обложки | |||||
23 | 7 | Соборы Московского Кремля. | 1 | Выполнение эскизов | |||||
24 | 8 | Шатровая архитектура | 1 | Работа над композицией | |||||
25 | 9 | Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). | 1 | Подготовка сообщения | |||||
26 | 10 | Московское барокко | 1 | ||||||
IV четверть | 9 | ||||||||
27 | 1 | Классицизм в русской портретной живописи XVIII века | 1 | Анализ портрета по плану | |||||
28 | 2 | Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге | 1 | Создание единого стиля интерьера | |||||
29 | 3 | Классицизм в русской архитектуре | 1 | Выполнение эскизов | |||||
30 | 4 | Русская классическая скульптура XVIII века | 1 | Работа над композицией | |||||
31 | 5 | Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века «Товарищество передвижников» | 1 | Анализ картины | |||||
32 | 6 | Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века | 1 | Выполнение эскизов | |||||
33 | 7 | Исторический жанр | 1 | Работа над композицией | |||||
34 | 8 | «Русский стиль» в архитектуре модерна | 1 | Выполнение коллективного проекта | |||||
35 | 9 | Монументальная скульптура второй половины XIX века | 1 |
8 класс
№ урока п/п | № урока темы | Тема | Кол-во часов на тему | Дата | Организационные формы обучения и контроля | ||||
8А | 8Б | 8М | |||||||
I четверть | 8 | ||||||||
1 | 1 | Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства. | 1 | Письменный опрос | |||||
2 | 2 | От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов | 1 | Проектирование мебели в заданной стилистике | |||||
3 | 3 | Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | Изображение архитектурных сооружений | |||||
4 | 4 | Вещь как сочетание объемов и как образ времени | 1 | Проектирование предметов быта | |||||
5 | 5 | Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал | 1 | Подбор и изображение фактуры | |||||
6 | 6 | Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи | 1 | Выполнение композиции в цвете | |||||
7 | 7 | Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города | 1 | Рисунок городской среды | |||||
8 | 8 | Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн | 1 | Проектирование участка | |||||
II четверть | 8 | ||||||||
9 | 1 | Специфика изображения в полиграфии | 1 | Проектирование логотипа | |||||
10 | 2 | Формы полиграфической продукции. | 1 | Проектирование визитной карточки | |||||
11 | 3 | Типы изображения в полиграфии | 1 | ||||||
12 | 4 | Искусство книги. | 1 | Проектирование обложки книги | |||||
13 | 5 | Искусство шрифта. Стилевое единство изображения и текста. | 1 | ||||||
14 | 6 | Художники книги. | 1 | Беседа | |||||
15 | 7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне | 1 | Выполнение упражнений | |||||
16 | 8 | Проектирование полиграфической продукции. Компьютерная верстка. | 1 | Верстка разворота журнала | |||||
III четверть | 10 | ||||||||
17 | 1 | Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века | 1 | Беседа | |||||
18 | 2 | Модерн в русской и зарубежной архитектуре | 1 | Подготовка доклада | |||||
19 | 3 | Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре | 1 | Просмотр видеофильма | |||||
20 | 4 | Российские художественные музеи. Художественно-творческие проекты. | 1 | Анализ проекта | |||||
21 | 5 | Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. | 1 | Проверочный тест | |||||
22 | 6 | Сценография – особый вид художественного творчества. | 1 | Выполнение эскиза оформления сцены к школьному празднику. | |||||
23 | 7 | Костюм, грим и маска. | 1 | Выполнение эскиза персонажа мюзикла по музыкальному фрагменту. | |||||
24 | 8 | Театральные художники начала XX века. | 1 | Диспут | |||||
25 | 9 | История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 | Проектирование исторического костюма | |||||
26 | 10 | Опыт художественно-творческой деятельности. | 1 | ||||||
IV четверть | 9 | ||||||||
27 | 1 | Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии | 1 | Съемка натюрморта | |||||
28 | 2 | Выразительные средства фотографии. Изображение в фотографии и в живописи. | 1 | Анализ репортажного снимка. | |||||
29 | 3 | Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. | 1 | Составление монтажной записи | |||||
30 | 4 | Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме | 1 | Разработка эскизной раскадровки короткометражного фильма | |||||
31 | 5 | Документальный, игровой и анимационный фильмы | 1 | Терминологический диктант | |||||
32 | 6 | Коллективный процесс творчества в кино | 1 | Подготовка доклада | |||||
33 | 7 | Мастера российского кинематографа | 1 | ||||||
34 | 8 | Телевизионное изображение, его особенности и возможности | 1 | Практическая деятельность | |||||
35 | 9 | Художественно-творческие проекты. |
5. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники:
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016.
Литература:
- Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.
- Борисова Е.А., Стернин Г.Ю., Русский модерн. – М.: Советский художник, 1990.
- Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2008.
- Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. – М.: Искусство, 1986.
- Даркевич В.П. Памятники древнего искусства. Светское искусство Византии. – М.: Искусство, 1975.
- Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2009.
- Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. – М.: Искусство, 1989.
- Шедевры русской живописи в музеях СССР. – Спб.: Аврора, 1989.
CD-DVD – диски:
- ЭОР Компьютерная графика и дизайн. Министерство образования российской федерации, ООО компания Гиперметод, 2003.
- BBC: Всемирная история живописи. Великобритания, 1996.
- Гибель империи. Византийский урок. Телеканал Россия, ООО Видеобаза, 2008.
- Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. ООО Амфора, 2011.
- Северная Венеция: Прогулка по рекам и каналам, Блистательный Санкт-Петербург, Жемчужное ожерелье Петербурга, Легендарные крепости. ООО Амфора, 2011.
- Неизвестный Каменск. Документальный фильм об истории города. ТГ «Дизайн вовремя», г. Каменск-Уральский, МАУК «СКЦ», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.
Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....
Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 к...
Рабочая программа по информатике 11 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 11 класса.Базовый уровень
Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах основной школы. Обучение начинается с 7 класса и продолжается в 9-11 ...