Рабочая программа_ИЗО__5-8_класс_ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Шиморина Татьяна Анатольевна

Рабочая программа_ИЗО__5-8_класс_ФГОС. Составитель:Шиморина Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП_ИЗО__5-8_класс_ФГОС63.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

 «Рассмотрено»:

 на заседании  методического 

объединения учителей ________________________

Протокол № 5

от «05»  апреля   2018 года

Руководитель методического объединения: ____________

«Согласовано»: 

Заместитель директора по УВР

______________ В.А.Тюрина 

от «30»  августа   2018 года

«Утверждаю»:

Директор МБОУ СОШ

№ 15

____________ Т.М.Измоденова

 от «30» августа   2018 года

Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство» (ФГОС)

для 5 – 9 классов

Автор-составитель:

учитель ИЗО

Афанасьева Т.А.

                                                                                                         

2018 -  2019  учебный год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с

- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577);

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15»;

- Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15».

Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.

В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.

Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.

В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:

  • ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
  • изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
  • декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
  • художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
  • художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.

Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметный результат выпускника 5 класса:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.

Предметный результат выпускника 6 класса:

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
  • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
  • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
  • применять перспективу в практической творческой работе;
  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
  • навыкам создания пейзажных зарисовок;
  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
  • пользоваться правилами работы на пленэре;
  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
  • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
  • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
  • различать и характеризовать виды портрета;
  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
  • использовать графические материалы в работе над портретом;
  • использовать образные возможности освещения в портрете;
  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
  • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения.

Предметный результат выпускника 7 класса:

  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
  • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
  • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
  • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
  • характеризовать временные и пространственные искусства;
  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;
  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна.

Предметный результат выпускника 8 класса:

  • знать об искусстве иллюстрации и характеризовать творчество известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
  • приобретать опыт художественного иллюстрирования и навыки работы графическими материалами;
  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
  • понимать сочетание различных объемов в здании;
  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
  • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
  • различать особенности художественной фотографии;
  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
  • понимать изобразительную природу экранных искусств;
  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
  • различать понятия: игровой и документальный фильм;
  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
  • понимать основы искусства телевидения;
  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

3. Содержание учебного предмета

5 класс

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте). Связь времен в народном искусстве.

НРК  Искусство росписи на Урале. Древние образы в современных народных игрушках современных народных игрушках (таволожская керамическая игрушка). Ювелирное искусство Урала. Посещение городского краеведческого музея.

6 класс

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.

Понимание смысла деятельности художника

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).

НРК  Портрет в скульптурах моего города. Работа на пленэре. Пейзаж родного города.

7 класс  

Изображение фигуры человека и образ человека.

Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

Вечные темы и великие исторические события в искусстве

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.

Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв.

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

8 класс  

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

Искусство полиграфии

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты.

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.

4. Учебно-тематическое планирование

Класс

Кол-во часов

I четверть

Кол-во часов

II четверть

Кол-во часов

III четверть

Кол-во часов

IV четверть

Итог

5

8

8

10

9

35

6

8

8

10

9

35

5 класс

№ урока п/п

№ урока темы

Тема

Кол-во часов     на тему

Дата

Организационные формы обучения и контроля

5 А

5 Б

5 В

I четверть

8

1

1

Древние образы в народном искусстве

1

Работа с учебником. Составление кроссворда.

2

2

Убранство русской избы

1

Работа с учебником. Выполнение рисунка фрагмента украшения деревянного дома.

3

3

Внутренний мир русской избы

1

Просмотр видеоматериалов. Выполнение элементов уральской домовой росписи.

4

4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Работа с учебником. Декорирование уральской прялки.

5

5

НРК Искусство росписи на Урале.

1

Просмотр видеоматериалов. Коллективная работа, композиция «Древо жизни».

6

6

Русская народная вышивка

1

Работа с учебником. Выполнение эскиза вышитого полотенца.

7

7

Народный праздничный костюм

1

Работа с учебником. Выполнение эскиза народного праздничного костюма.

8

8

Народные праздничные обряды 

1

Просмотр видеоматериалов. Оформление выставки.

II четверть

8

9

1

НРК Древние образы в современных народных игрушках

современных народных игрушках.

2

Работа с учебником. Создание из глины (пластилина) своего образа игрушки.

10

2

11

3

Искусство Гжели.

1

Работа с учебником. Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями.

12

4

Городецкая роспись.

1

Работа с учебником. Выполнение эскиза одного из предметов быта.

13

5

Хохлома.

1

Работа с учебником. Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом.

14

6

Жостово. Роспись по металлу

1

Работа с учебником. выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи.

15

7

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

Работа с учебником. Создание эскиза одного из предметов промысла.

16

8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

1

Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине.

III четверть

8

17

1

Зачем людям украшения.

1

Просмотр видеоматериалов. Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме.

18

2

НРК Ювелирное искусство Урала.

1

19

3

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

1

Работа с учебником. Просмотр видеоматериалов. Выполнение эскиза украшения.

20

4

Использование традиций в современных изделиях.

1

21

5

Одежда разных эпох и стран.

1

Работа с учебником. Просмотр видеоматериалов. Выполнение коллективной работы «Бал во дворце».

22

6

Одежда «говорит» о человеке

1

23

7

О чём рассказывают гербы и эмблемы

2

Работа с учебником. Создание эскиза собственного герба, герба своей семьи.

24

8

25

9

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

Выполнение различных аналитически-творческих заданий.

26

10

НРК Посещение городского краеведческого музея.

1

IV четверть

9

27

1

Современное выставочное искусство

1

Просмотр видеоматериалов. Участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.

28

2

Освоение техники коллаж

2

Просмотр видеоматериалов. Выполнение творческой композиции.

29

3

30

4

Лоскутная аппликация

2

Просмотр видеоматериалов. Выполнение творческой композиции.

31

5

32

6

Освоение техники мозаика.

2

Просмотр видеоматериалов. Выполнение творческой композиции.

33

7

34

8

Украсим школу своими руками

1

Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству.

35

9

Обобщение изученного материала

1

6 класс

№ урока п/п

№ урока темы

Тема

Кол-во часов     на тему

Дата

Организационные формы обучения и контроля

6 А

6 Б

I четверть

8

1

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

2

2

Художественные материалы

1

Рисование бабочки в технике монотипия с последующей доработкой графическими материалами.

3

3

Линия и ее выразительные возможности

1

Выполнение рисунка растений линиями разного характера.

4

4

Пятно как средство выражения

1

Выполнение силуэтного рисунка.

5

5

Цвет. Основы  цветоведения

1

Выполнение композиции «Цветовой хоровод».

6

6

Цвет в произведениях живописи

1

Выполнение цветовой композиции.

7

7

Объемные изображения в скульптуре

1

Лепка изображения выбранного животного.

8

8

Основы языка изображения

1

Проверочный тест.

II четверть

8

9

1

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

10

2

Изображение предметного мира – натюрморт

1

Выполнение натюрморта в технике аппликация.

11

3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

Составление формы кувшина из отдельных геометрических фигур.

12

4

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

Зарисовки объемных предметов быта.

13

5

Освещение. Свет и тень

1

Выполнение рисунка распределения светотени на простых геометрических телах.

14

6

Натюрморт в графике

1

Выполнение эскиза натюрморта.

15

7

Цвет в натюрморте.

1

Выполнение натюрморта в технике монотипия.

16

8

Выразительные возможности натюрморта

1

Выполнение натюрморта с учетом характера вещей.

III четверть

8

17

1

Образ человека – главная тема искусства

1

Описание портрета по заданному плану.

18

2

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

Выполнение рисунка головы человека в соответствии с пропорциями.

19

3

Изображение головы человека в пространстве

1

Выполнение портрета в технике аппликация.

20

4

НРК Портрет в скульптурах моего города.

1

Анализ памятников городской скульптуры.

21

5

Графический портретный рисунок

1

Выполнение портретных зарисовок одноклассников.

22

6

Образные возможности освещения в портрете

1

Рисование дружеского шаржа известного человека.        

23

7

Портрет в живописи

1

Выполнение портретных изображений в различных условиях освещения.

24

8

Роль цвета в портрете

1

Выполнение портрета в смешенной технике.

25

9

Великие портретисты прошлого.

1

Выполнение исследовательского портрета.

26

10

Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.

1

Подготовка доклада о художниках-портретистах.

IV четверть

9

27

1

Жанры в изобразительном искусстве. 

1

28

2

Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ.

1

Выполнение графических зарисовок

29

3

Правила линейной и воздушной перспективы

1

Выполнение монохромного пейзажа по правилам линейной и воздушной перспективы.

30

4

Пейзаж в графике.

1

31

5

Стилевое единство. Ритм. Композиция.

1

Рисование городского пейзажа графическими материалами с передачей ритма.

32

6

Пейзаж-настроение. Природа и художник

1

Выполнение пейзажа в разное время суток.

33

7

Пейзаж в живописи художников – импрессионистов

1

Выполнение романтического пейзажа живописными материалами.

34

8

НРК Работа на пленэре. Пейзаж родного города.

1

Выполнение этюдов с натуры

35

9

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

1

Оформление работ, подготовка к выставке.

7 класс

№ урока п/п

№ урока темы

Тема

Кол-во часов     на тему

Дата

Организационные формы обучения и контроля

7 А

7 Б

7 В

I четверть

8

1

1

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

Проверочный тест

2

2

Пропорции и строение фигуры человека

1

Выполнение рисунка фигуры человека в соответствии с классическими пропорциями.

3

3

Лепка фигуры человека

1

Лепка фигуры человека в движении.

4

4

Набросок фигуры человека с натуры

1

Наброски с натуры

5

5

Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества

1

Беседа о восприятии произведений искусства

6

6

Сюжет и содержание в картине

1

Наброски с натуры

7

7

Процесс работы над тематической картиной

1

Выполнение эскизов

8

8

Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве

1

Работа над композицией

II четверть

8

9

1

Мифологические темы в зарубежном искусстве

1

Выполнение эскизов

10

2

Русская религиозная живопись XIX века

1

Работа над композицией

11

3

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1

Анализ картины

12

4

Историческая живопись художников объединения «Мир искусства»

1

Создание композиции в технике коллажа

13

5

Исторические картины из жизни моего города

1

Создание композиции

на темы жизни людей

14

6

Праздники и повседневность в изобразительном искусстве

1

Выполнение эскизов

15

7

Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи.

1

Работа над композицией

16

8

Место и роль картины в искусстве XX века

1

Составление рейтинга наиболее популярных произведений

III четверть

8

17

1

Анималистический жанр

1

Рисунок домашнего питомца

18

2

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность

1

Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

19

3

Архитектура Киевской Руси. Мозаика

1

Выполнение эскизов

20

4

Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси.

1

Работа над композицией в технике мозаика

21

5

Архитектура Великого Новгорода

1

Беседа

22

6

Образный мир древнерусской живописи

1

Проектирование обложки

23

7

Соборы Московского Кремля.

1

Выполнение эскизов

24

8

Шатровая архитектура

1

Работа над композицией

25

9

Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна).

1

Подготовка сообщения

26

10

Московское барокко

1

IV четверть

9

27

1

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века

1

Анализ портрета по плану

28

2

Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге

1

Создание единого стиля интерьера

29

3

Классицизм в русской архитектуре

1

Выполнение эскизов

30

4

Русская классическая скульптура XVIII века

1

Работа над композицией

31

5

Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века «Товарищество передвижников»

1

Анализ картины

32

6

Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века

1

Выполнение эскизов

33

7

Исторический жанр

1

Работа над композицией

34

8

«Русский стиль» в архитектуре модерна

1

Выполнение коллективного проекта

35

9

Монументальная скульптура второй половины XIX века

1

8 класс

№ урока п/п

№ урока темы

Тема

Кол-во часов     на тему

Дата

Организационные формы обучения и контроля

I четверть

8

1

1

Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства.

1

Письменный опрос

2

2

От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов

1

Проектирование мебели в заданной стилистике

3

3

Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Изображение архитектурных сооружений

4

4

Вещь как сочетание объемов и как образ времени

1

Проектирование предметов быта

5

5

Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал

1

Подбор и изображение фактуры

6

6

Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи

1

Выполнение композиции в цвете

7

7

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города

1

Рисунок городской среды

8

8

Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн

1

Проектирование участка

II четверть

8

9

1

Специфика изображения в полиграфии

1

Проектирование логотипа

10

2

Формы полиграфической продукции.

1

Проектирование визитной карточки

11

3

Типы изображения в полиграфии

1

12

4

Искусство книги.

1

Проектирование обложки книги

13

5

Искусство шрифта. Стилевое единство изображения и текста.

1

14

6

Художники книги.

1

Беседа

15

7

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

1

Выполнение упражнений

16

8

Проектирование полиграфической продукции. Компьютерная верстка.

1

Верстка разворота журнала

III четверть

10

17

1

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века

1

Беседа

18

2

Модерн в русской и зарубежной архитектуре

1

Подготовка доклада

19

3

Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре

1

Просмотр видеофильма

20

4

Российские художественные музеи. Художественно-творческие проекты.

1

Анализ проекта

21

5

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.

1

Проверочный тест

22

6

Сценография – особый вид художественного творчества.

1

Выполнение эскиза оформления сцены к школьному празднику.

23

7

Костюм, грим и маска.

1

 Выполнение эскиза персонажа мюзикла по музыкальному фрагменту.

24

8

Театральные художники начала XX века.

1

Диспут

25

9

История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Проектирование исторического костюма

26

10

Опыт художественно-творческой деятельности.

1

IV четверть

9

27

1

Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии

1

Съемка натюрморта

28

2

Выразительные средства фотографии. Изображение в фотографии и в живописи.

1

Анализ репортажного снимка.

29

3

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж.

1

Составление монтажной записи

30

4

Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме

1

Разработка эскизной раскадровки короткометражного фильма

31

5

Документальный, игровой и анимационный фильмы

1

Терминологический диктант

32

6

 Коллективный процесс творчества в кино

1

Подготовка доклада

33

7

Мастера российского кинематографа

1

34

8

Телевизионное изображение, его особенности и возможности

1

Практическая деятельность

35

9

Художественно-творческие проекты.

5. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники:

  1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016.

Литература:

  1. Барадулин В.А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
  2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М.: Высшая школа, 1990.
  3. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю., Русский модерн. – М.: Советский художник, 1990.
  4. Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2008.
  5. Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. – М.: Искусство, 1986.
  6. Даркевич В.П. Памятники древнего искусства. Светское искусство Византии. – М.: Искусство, 1975.
  7. Константинова С.С. Техники изобразительного искусства. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  8. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2009.
  9. Паранюшкин Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
  10. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. – М.: Искусство, 1989.
  11. Шедевры русской живописи в музеях СССР. – Спб.: Аврора, 1989.

CD-DVD – диски:

  • ЭОР Компьютерная графика и дизайн. Министерство образования российской федерации, ООО компания Гиперметод, 2003.
  • BBC: Всемирная история живописи. Великобритания, 1996.
  • Гибель империи. Византийский урок. Телеканал Россия, ООО Видеобаза, 2008.
  • Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. ООО Амфора, 2011.
  • Северная Венеция: Прогулка по рекам и каналам, Блистательный Санкт-Петербург, Жемчужное ожерелье Петербурга, Легендарные крепости. ООО Амфора, 2011.
  • Неизвестный Каменск. Документальный фильм об истории города. ТГ «Дизайн вовремя», г. Каменск-Уральский, МАУК «СКЦ», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по алгебре 8 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 8 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Программа рассчитана на 1 учебный год, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса....

Рабочая программа по информатике 10 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 10 класса. Базовый уровень.

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классах основной школы.Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 к...

Рабочая программа по информатике 11 класс ФГОС к учебнику Семакина И.Г. для 11 класса.Базовый уровень

Данная учебная программа предназначена для преподавания базового курса предмета «Информатика и ИКТ» в 11 классах основной школы. Обучение начинается с 7 класса  и продолжается в 9-11 ...