Мода как социокультурный феномен
статья по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Баранцова Александра Николаевна

Мода - явление многогранное.  Не удивительно потому, что до сих пор не существует единого строгого определения этого феномена, при одновременном наличии разнообразных его трактовок с различных точек зрения - политической, экономической, психологической, философской, эстетической. Одно из возможных синтетических определений моды: «мода – это вечное возвращение нового, социальный и культурный механизм, характеризующийся краткосрочностью и изменчивостью, влияющий на людей в различных сферах жизни и, отражающий индивидуальные качества в общем социальном аспекте» .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moda_kak_sotsiokulturnyy_fenomen.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мода как социокультурный феномен

Мода - явление многогранное.  Не удивительно потому, что до сих пор не существует единого строгого определения этого феномена, при одновременном наличии разнообразных его трактовок с различных точек зрения - политической, экономической, психологической, философской, эстетической. Одно из возможных синтетических определений моды: «мода – это вечное возвращение нового, социальный и культурный механизм, характеризующийся краткосрочностью и изменчивостью, влияющий на людей в различных сферах жизни и, отражающий индивидуальные качества в общем социальном аспекте» .

Традиционные трактовки социальных функций моды, как отмечает американский социолог Г. Дж. Блумер, как правило, подчеркивают, что «мода обеспечивает возможность:

1) безобидной игры фантазии и каприза;

2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;

3) социально санкционированного вторжения в сферу новизны;

4) демонстрации и выставления напоказ своего я;

5) замаскированного выражения сексуальных интересов;

6) вызывающей зависть демаркации элитарных классов;

7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами» .

По мнению исследователя, «на различных фазах своего развития «моды» служат различным целям, однако [...] в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она “способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей”» .

Обращаясь к этому же вопросу, А.Б. Гофман выделяет следующие функции моды как социокультурного феномена:

- Созданиея и поддержаниея единообразия и разнообразия в культурных образах.  Данная функция проявляется именно благодаря моде, создавая тот или иной культурный образ (художественный стиль, покрой, материал и т.д), мода начинает применяться различными группами людей, отличающимися социальным статусом. Апогей единообразия достигается на высшей ступени модного цикла, охватывая наибольшее число сторонников.

- Инновационная функция. Является самой наглядной функцией моды, ведь она привносит с собой новизну. Будь то общество или социальная группа, везде существует определенная степень готовности к нововведениям.  Инновационные функции часто предстают в форме актуализации культурной традиции, модными значениями наделяются элементы культурного наследия. Например, это можно проследить в творчестве Ив Сен-Лорана, опирающегося на традиционные черты народной одежды разных стран мира.

- Коммуникативная – как все прочие знаковые системы, действующие в обществе, мода выступает средством коммуникации между людьми.

- Функция социальной дифференциации и нивелирования. Большое значение уделяется времени подключения участников к определенному стандарту. На начальной стадии модного цикла преобладает дифференцирующая сторона, на высших стадиях, при большом охвате людей – нивелирующая.

- Функция социализации – мода выступает в роли посредника между индивидом и обществом. При этом от других видов социализации, как отмечает Т.Б. Любимова, «мода отличается тем, что она обращена на общедоступные образцы» .

- Престижная функция – мода выступает одним из факторов повышения или понижения престижа, ценностей. «Вхождение в моду» или «выход из моды» говорит о росте или падении статуса (престижа). Но в тоже время, выход из моды не всегда служит показателем понижения статуса, так как может иметь высокий престиж и благодаря другим факторам.  

- Психофизиологическая разрядка. Однообразие повседневной жизни, ведет к утомляемости нервной системы. Мода может послужить психологической и психофизиологической разрядкой, убирая из жизни монотонность и эмоциональную бедность, так, С. Кирсанов писал: «Мода – это праздник глаз на фоне будничной жизни» .

Отметим, что все исследователи выделяют коммуникативную функцию моды. В широком смысле коммуникация – это обмен информацией между индивидами с помощью общей системы символов. Так, в архаической культуре амулеты и украшения информировали окружающих о принадлежности, носящего их, к определенному племени. Кроме этого, они являлись средством общения с потусторонними силами, попыткой защитить себя: таким образом, люди показывали своё поклонение и просили защиту от злых духов. С появлением классового общества роль моды в жизни людей становилась более значительной, соответственно возрастала коммуникативная роль моды. Теперь она стала сообщать окружающим уже не о родовой или племенной, а о классовой принадлежности человека.

Начиная с Древнего Рима, мода имела большое социальное, культурное и экономическое значение, влияя на все сферы жизни людей, являясь показателем статуса и власти. В средневековье костюм становится важной частью формирования образа нового светского человека.  Строгая иерархия тканей, мехов, цвета одежды и т.п., утвердившаяся в средние века, служила различению сословий и поддержанию в каждом из них чувства собственного достоинства в соответствии с положением или саном. В позднее средневековье стремление к единообразию в одежде заметно ослабевает, мода начинает всё сильнее вторгаться в жизнь, прежде всего, придворную.

Заметный интерес к феномену моды проявили философы XVIII века, когда мода уже стала обладать реальной силой в обществе. Немецкий философ И. Кант в своём сочинении «О вкусе, отвечающем моде» дает одно из первых определений моды. Человек, отмечает он, склонен сравнивать себя с более значимыми и авторитетными людьми и подражать им; закон этого подражания и есть мода. Кант причислял её к тщеславию, но считал, что лучше всё же следовать моде, чем не следовать.

Сходные мысли можно найти и в работе шотландского философа и экономиста А. Смита «Теория нравственных чувств» (1759). По его мнению, моду можно определить, как нашу склонность восхищаться богатыми и великими, а, следовательно, и подражать им.

Наиболее полные и интересные работы, посвященные анализу социального статуса моды, появились позднее. Одна из них принадлежит перу немецкоязычного социолога и философа прошлого рубежа веков Георга Зиммеля (1859-1918), который в своей работе «Созерцание жизни избранное второй том» (глава «Мода»), чётко разграничил моду и одежду.

 Мода – это важный социальный феномен, который проявляет себя во всех сферах жизни общества, а одежда всего лишь одна из этих сфер. Речь, манеры и многое другое тоже подвержены влиянию моды. Мода является подражанием данному образцу и этим она удовлетворяет потребность в социальной опоре, приводит отдельного человека на путь, означает: «присоединение к равным по положению, единство характеризуемого ею круга и именно этим объединение этой группы от ниже ее стоящих, определение их как не принадлежавших к ней» .

 Стоит заметить, что мода также удовлетворяет потребность в различии, способствует изменению и выделению из общей массы. Особенность моды состоит в том, что ей следует всегда лишь часть группы, группа же в целом находится только на пути к ней. Как только мода полностью принята, она больше не называется модой. Можно сделать вывод, что мода - это некая гонка, создающая процесс постоянного движения, создавая постоянно чего-то новое, для определённого круга лиц.

Во второй половине XX в. распространились концепции, рассматривающие моду как знаковую систему. Самая масштабная работа по семиотическому осмыслению моды принадлежит французскому семиологу Р. Барту (1915-1980). В своем исследовании «Система моды» (1963) он определяет совокупность социальных отношений и действий, необходимых для существования моды. «Социология моды, исходит из некоторой воображаемой модели, и прослеживает ее осуществление в серии реальных вещей, то есть стремиться систематизировать типы поведения, соотнося их с социальным положением» .

Соотечественник Р. Барта, социолог, философ и культуролог Ж. Бодрийяр, в своей работе «Система вещей» (1967) рассматривает моду как часть символического потребления. Человек начинает приобретать не необходимые ему вещи, а престижные, которые в большинстве случаев попросту не нужны. Также покупатель начинает ориентироваться не на потребительскую, а на символическую стоимость товара, вследствие чего таковая вещь выступает уже в роли знака  господства, власти, статуса.

Для рассмотрения моды как социально-культурного феномена важно показать её связь с различными сферами жизни общества: культурой, экономикой, политикой. В рамках подхода к моде как части культуры представляется продуктивным рассмотрение ее в контексте теории игры Й.Хёйзинга. В труде «Homo Ludens: Статьи по истории культуры» (1938) он рассматривает теорию игры, представляя способ человеческой деятельности, как некую категорию человеческого существования. В качестве таковой игры всегда присущи некоторые признаки: это добровольное поведение или занятие, происходит внутри некоторых установленных границ места и времени, разыгрывается по добровольно взятым на себя, но обязательным правилам, внешней цели у игры нет, она заключается в ней самой. Игра не принадлежит к сфере этического, она не относится ни к добру, ни к злу. Также она избыточна по своей природе и создаёт собственную реальность. Все эти признаки можно выделить и при рассмотрении моды.  

Действительно, мода не навязывает обязательного подражания образцу, следование индивида ей (моде) – сугубо индивидуально и добровольно. Другое дело, если индивид стремится влиться в определённую социальную группу, тогда он вынужден принимать определённые правила игры, соответствующие нормам данного общества. Всё зависит от конкретных заданных обстоятельств (место, время). Так же, как игра, мода не зависит от каких-то утилитарных целей. Она как «вещь в себе» подчиняется только своим законам – цветовой гармонии, комбинаторики. Чаще мода зависит только от фантазии художника, его видения реальности. И её принимают или нет. Мы не можем сказать, что мода вносит позитив или негатив в отношения между людьми, она, как и игра, не рассматривается в категориях этики. Часто мода может быть эпатажной, она бросает вызов обществу, только единицы следуют ей и это тоже игра, свободный выбор индивида.

Наиболее интересно соотношение моды и искусства. Мода и искусство тесно взаимосвязаны, искусство является источником идей, художники сотрудничают с творцами моды. Так, в 2012 году в парижском Музее д̀ Орсэ состоялась выставка художников-импрессионистов «Импрессионизм и мода», где вместе с полотнами, написанными в период с 1860 по 1885 гг., было представлено большое количество женских и мужских туалетов того периода, журналы мод и множество фотографий.

Во времена импрессионистов начало складываться такое явление, которое сегодня называется «модная индустрия» - массовое производство модного платья, ставшего доступным для буржуазии, тогдашнего среднего класса. Дега, Моне, Мане находились под впечатлением от современной модной индустрии, набиравшей силу в ту эпоху. Так появились «Мюлен де ла Галетт», «Женщина за клавиром» и «Танец в городе» Пьера-Огюста Ренуара, «Дама с зонтиком» и «Дамы в саду» Клода Моне, «Завтрак на траве» и «Балкон» Эдуарда Мане, «Продавщица» Джеймса Тиссо и «Парижская улица в дождливый день» Гюстава Кайботта. А вместе с ними — бесчисленные свидетельства моды того времени: отображённые в мельчайших подробностях, изящные батистовые белые платья с пышными юбками, шёлковые чёрные дневные туалеты с турнюрами, наряды для балов нежных оттенков с украшенным лентами и бутоньерками корсажем и длинным шлейфом. Импрессионисты «растиражировали» образ парижанки как законодательницы мод. И сегодня трудно представить современную моду без «цитат» из стилей, которые были популярны в эпоху расцвета импрессионизма. Они читаются в длинных платьях-робах Acne, белых шёлковых платьях Francesco Scognamiglio, украшенных на груди воланами и вышивками, хлопковых, сочетающих кружева и клетку платьях с заниженной линией плеча в бежево-розовой гамме и летних пальто Rodarte и других дизайнеров.

Бодрийяр считает, что мода – это вызов обществу, и начав в нее играть «нельзя просто так бросить игру» . Необходимо соблюдать все правила и завершить игру.

Мода также связана с экономикой, влияет на процесс производства и часто выступает показателем статуса личности, а также способом выражения общественной позиции, политических идей. Наша повседневная жизнь всё больше и больше соприкасается с коммерческими ценностями, мы живём в «обществе потребления», и мода сегодня представляет собой именно индустрию, т.е. производство и последующую реализацию предметов. Ещё одним показателем того, что мода переместилась из сферы культуры в сферу экономики, является использование в моде рекламы и пиар-технологий. Мода является продуктом общества и служит его развитию. Она является мотором экономики, создаёт у человека новые потребности, поощряет  торговлю, увеличивает спрос и тем самым способствует росту производства.

Ключевым в связи моды и политики является феномен власти. Мода отражает политические взгляды, в классовых обществах с чёткой общественной иерархией статусные различия, а, соответственно, и наличие власти, строго закреплены в костюме. Признаками власти в разных культурах были определённые цвета, фасоны, ткани и т.п. Нередко такие отличительные признаки были не только символом власти среди своих поданных, но и означали связь с сверхъестественным миром, указывали на обладание сверх способностями или даже божественную природу правителя.

Костюм монарха имел не только отличительную, но и символическую миссию. Царь соотносился с магом, волшебником, и это можно было отметить не только по одежде, но и украшениям. Вышитые звезды и солнце на одеянии монарха говорили о власти над миром. Екатерина II на парадном портрете изображена на фоне карты с ее владениями, платье с пышным подолом олицетворяет магический круг, подчеркивая власть над территорией.   Однако стоит отметить, что это характерно только для архаических и раннеклассовых обществ. Сейчас разница между одеждой людей, причастных к власти, и не имеющих к ней отношения минимальна.

Мода в политике может играть роль формы протеста или, наоборот, проявления патриотизма. Можно отметить, в тяжёлые времена потрясений люди начинают чаще использовать в одежде цвета национального флага, традиционные наряды, так, например, во время войны  1812 года многие русские дамы отказались не только от французского языка, но и от туник, облачившись вновь в сарафаны.  

Таким образом, с течением времени менялось как отношение общества к моде, и она сама. Из возникшего стихийно явления социального бытия человека она постепенно превращается в полностью контролируемый и сознательно используемый социумом феномен, отражающий потребности своего исторического времени. Современный мир становиться единым, сохраняя многообразие культуры, социальную жизнь, тем самым подчеркивая, что мода не может предстать в каком-то одном стиле или направлении, требуя постоянного развития и поиска новых технологий в индустрии мод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая подборка фотоматериала по темам: "Современные тенденции моды", "Авангардная мода", "Этническая мода".

Молодые модельеры: Маша Пухова, Анастасия Курбатова, Анна и Алексей Бородулины, Диана Дорожкина, Диана Павловская, Таисия Кирцова....

Влияние моды времен Ренессанса на современную моду

Проект учеников 8 класса по теме "Мода.Стиль.Силуэт"...

мода модой, а здоровье?

проектная работа...

Участие коллектива театра моды "Школьные модницы" в окружном этапе краевого конкурса "Мода и время" в п. Благовещенка 05.04.2015

Представлены 2 коллекции одежды "Зимушка-Зима" и "В мире много сказок".Коллекция одежды "Зимушка-Зима" в номинации "Традиции и современность" награждена дипломом первой степени. Коллекция одежды "В ми...

Участие театра моды "Школьные модницы в межрегиональном когнкурсе юных модельеров "Мода и время" в г. Барнауле 26.04.2015

Представлена коллекция "Зимушка-Зима". Коллекция награждены специальным дипломом за целостность композиции....

ФГОС: Развитие социокультурных умений учащихся (социокультурной осведомлённости) через участие в конкурсах эссе на английском языке.

Рассматривая перечень коммуникативных умений по предмету «Иностранный язык» по видам речевой деятельности (Программа к УМК «Английский в фокусе» , которые учащиеся развивают за курс основного общего о...