РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Изобразительное искусство для 8 класса 35 часов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам («Изобразительного искусство 5-8 классы) с учетом авторской программы
Б.М. Неменского Изобразительное искусство: Программа 5-8 классы М: Просвещение, 2015год. Реализуется на основе УМК, созданного под руководством Б.М. Неменского «Изобразительного искусство. Изобразительного искусство в театре, кино, на телевидении" 8класс: учебник для общеобразовательных учреждений М:Просвещение, 2017 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_8klass.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1" п. Пуровск Пуровского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету Изобразительное искусство
для 8 класса
35 часов
Учитель
Мальченко Мария Леонидовна
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка 8класс
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного стандарта основного общего образования с учетом федеральных и примерных программ по учебным предметам («Изобразительного искусство 5-8 классы) с учетом авторской программы
Б.М. Неменского Изобразительное искусство: Программа 5-8 классы М: Просвещение, 2015год. Реализуется на основе УМК, созданного под руководством Б.М. Неменского «Изобразительного искусство. Изобразительного искусство в театре, кино, на телевидении" 8класс: учебник для общеобразовательных учреждений М:Просвещение, 2017 год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета направлены на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями; формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности.
Главный смысловой стержень программы- связь искусства с жизнью человека. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальныхобразах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно - пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
По окончании основной школы учащиеся 8 класса должны:
- освоить азбуку фотографирования;
- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Содержание учебного предмета, курса
«Изобразительного искусство. Изобразительного искусство в театре, кино, на телевидении" (35часов)
Раздел 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8ч)
1. Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.1
Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусств. Исследование визуально-пластического облика спектакля, раскрытие его игрового характера. Жанровое многообразие театральных спектаклей; единство правды и вымысла на сцене; роль художника в содружестве драматурга, режиссёра и актёра в спектакле. Коллективность творчества— основа синтетических искусств.
2. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра1
Изменения театрального здания и сцены вследствие эволюции художественных и общественных задач театра. Устройство сцены и принципы театрального макетирования
Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.
3. Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.1
Различия в творчестве сценографа и художника-живописца. Основные задачи театрального художника: создание пространственно-игровой среды спектакля и внешнего облика актёра (т. е. создание образа места действия и костюма). Типы декорационного оформления спектакля: живописно-декорационное, конструктивное, условно-метафорическое и др. Историческая эволюция театрально-декорационного искусства. Анализ драматургического материала — основа режиссёрского и сценографического решения спектакля. Условность художественно-образного языка сценографии. Отличие бытовой среды от сценической, вещи в жизни от вещи на сцене. Основы режиссёрско-сценографической и актёрской грамоты.
4. Сценография искусство и производство 1
Этапы и формы работы театрального художника: от эскиза и макета до их сценического воплощения.
Производственно-технологическая составная сценографии: как и с кем работает художник. Театральные службы и цеха. Элементы декорационного оформления спектакля. Цвето- световая и динамическая трансформация визуального облика современных зрелищ и шоу. Проекционные и лазерные эффекты на основе компьютерных технологий, требующие новые специальности дизайна сцены.
Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены.
5. Костюм, грим и маска , или магическое « если бы».Тайны актерского перевоплощения1
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма , грима, прически от сценического.
Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма, грима и причёски от сценических. Костюм — средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элементом сценографии. Технологические особенности создания театрального костюма в школьных условиях. Внешнее и внутреннее перевоплощение актёра. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий. Маска как средство актёрского перевоплощения.
6. Художник в театре кукол1. Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актёра в создании образа персонажа.
Единство творческой природы театрального и школьного спектаклей.
Творческие упражнения и этюды — эффективная форма развития театрального сознания учащихся.
7. Привет от Карабаса – Барабаса1. Виды театра кукол и способы работы с ними.Технологии создания простейших кукол на уроке. Игра с куклой — форма актёрского перевоплощения и средство достижения естественности в диалоге.
Задания: выполнение аналитических упражнений, раскрывающих особо значительную роль художника в кукольном спектакле; индивидуальные и групповые художественно-творческие работы на тему «Театр — спектакль — художник» (создание куклы и игры с нею в сценически-импровизационном диалоге).
Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.
8. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.1
Анализ этапов создания театральной постановки: от читки пьесы и макета до генеральной репетиции и премьеры. Важнейшая роль зрителя как участника спектакля. Многофункциональность современных сценических зрелищ и их культурно-общественная значимость.
Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.(8 часов)
1. Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.1
Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность , а новая художественная условность.
2. Грамота фито композиции и съемки. Основа операторского фото мастерства: умение видеть и выбирать.1
Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии.
3. Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура.1
Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фото натюрморта.
4. «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фото пейзажа и фотоинтерьера.1
Образные возможности цветной и черно - белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фото пейзаж – хранилище визуально – эмоциональной памяти об увиденном.
5. Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.1
Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.
6. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.1
Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа.
7. Фотография и компьютер 1.
8. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.1
Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий.
Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (11часов)
1. Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.3ч
Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность
2. Пространства и времени в фильме 1ч.
3. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме 1.
Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.
4. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка 1.
.5. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка 1.
Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции.
6. Воплощение замысла 1ч.
7. Чудо движения: увидеть и снять 1ч.
Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.
8. Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше, чем 1
9. Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ 1.
10. История и специфика рисовального фильма1.
11. Живые рисунки на твоём компьютере1.
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель (8 часов)
1. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.1
Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.
2. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика : от видеосюжета до телерепортажа.1
Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.
3. Киноглаз, или Жизнь в врасплох.1 Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества.
Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.
4. Видео этюд в пейзаже.1
5. Видео этюд в репортаже, очерке, интервью.
6. Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.1
Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.
7. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.1
8. Искусство- зритель- современность.
Тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» уровень Основного общего образования
Программа разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы.» – М.: Просвещение, 2014.»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...