«Африканская живопись»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми. Методическая разработка адресована педагогам дополнительного  

   образования, учителям изобразительного искусства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afrikanskaya_zhivopis_metodicheskaya_razrabotka.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского творчества»

«Африканская живопись»

Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми

Назначение: методическая разработка адресована педагогам дополнительного

образования, учителям изобразительного искусства.

Пугачева Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

                                                        2019 г.

Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми

«Африканская живопись»

                 

Занятие по теме «Африканская живопись» проводится в рамках общеобразовательной  общеразвивающей программы «Волшебная палитра»,  рассчитанной на 4 года обучения.

Программа содержит два уровня 1-2 год базовый, 3-4 углубленный.

Занятие разработано для учащихся 4 года обучения. Возраст учащихся  9-10 лет.

Цель занятия:  познакомить учащихся с  художественным направлением в живописи «Тинга-Тинга», заинтересовать детей творческой деятельностью.

Учебное занятие включает в себя три основных этапа:

  • Организационный этап  направлен на создание положительного настроя и мотивацию детей на учебную деятельность. (Приветствие).
  • Основной этап включает в себя теоретическую и практическую часть. Последовательность определяется от простого к сложному. В начале занятия проводится опрос, который подводит учащихся к теме занятия. Затем учащиеся знакомятся с новой техникой Тинга-Тинга. В процессе выполнения практической работы повторяют и закрепляют рад тем, изученных по программе «Волшебная палитра» на базовом уровне: «Силуэт в изобразительном искусстве», «Анималистический жанр», «Линия горизонта». При выполнении техники Тинга-Тинга учащиеся отрабатывают приём цветовой растяжки, и особенности использования не традиционных приспособлений губки и ватной палочки для выполнения узора на животных и деревьях.
  • Итоговый этап включает рефлексию практической деятельности и всего занятия.

Учебный материал способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, опираясь на ранее приобретённые знания, умения, навыки. При планировании и проведении занятия учитываеся уровень развития, объём знаний и умений, которыми владеет каждый ребёнок на данном возрастном этапе. Работа с воспитанниками строится так, чтобы максимально заинтересовать детей, способствовать расширению и обогащению их знаний.

Для снятия зрительного напряжения и укрепления глазных мышц в ходе занятия проводится гимнастика для глаз. Она включает упражнение «Рисование в воздухе» — изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца. Этот прием помогает вучащимся ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

Во время занятия уделяется внимание оптимальному использованию времени, чередуются виды деятельности (просмотр видеоролика, беседа, практическая работа, упражнения для снятия напряжения), создается положительная психологическая атмосфера.

План-конспект занятия «Африканская живопись»

Цель занятия: знакомство учащихся с  африканской живописью.            Задачи:

Образовательные: 

- познакомить учащихся с историей африканской живописи;

- познакомить с основными способами и приёмами  выполнения живописи тинга-тинга;

- научить выполнять композицию по мотивам африканской живописи;

- применять  цветовую растяжку при работе над фоном;

- закрепить навыки работы по заданному алгоритму, оценки и коррекции результатов.

Развивающие: 

-  развивать пространственное, ассоциативное и образное мышление;

- развивать творческое воображение и фантазию;

- формировать  чувство пропорции, ритма и точность глазомера;

- развивать  моторную память, общую и мелкую моторику;

- формировать  чувство цветового и тонового восприятия.

 Воспитывающие:

-  формировать  социальную активность;

- воспитывать  ответственность и дисциплинированность;

- воспитывать  усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

- формировать адекватную самооценку;

- формировать позитивное мировосприятие;  

- воспитывать  бережное отношение к рабочим материалам;

- формировать  основы здорового образа жизни;

Тип занятия: комбинированный (повторение и объяснение нового материала).

Педагогические технологии:

-личностно-ориентированного подхода;

- развивающего обучения;

- технология сотрудничества;

-здоровье сберегающая технология;

-информационные технологии;

-игровые технологии;

- технологии создания ситуации успеха.

Методы обучения:

-словесный  (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);

-наглядный (,демонстрация, выставочная экспозиция);

-объяснительно-иллюстративный (компьютерная презентация)

-практический (практическая работа, выставки работ обучающихся, анализ и обсуждение);

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая

Межпредметные связи:

Окружающий мир –  отображение окружающей действительности

(африканские животные) при помощи воображения и фантазии.

История, география - история возникновения и  особенности африканской живописи.

Технология - алгоритм действий, умение работать с материалами и инструментами.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

-знать историю возникновения африканской живописи Тинга-Тинга        ;

- компоновать изображение предметов на листе определённого формата (А4);

- применять законы композиции в работе;

- составлять тематическую композицию;

 - изображать животных;  

 - правильно и рационально организовать рабочее место;

-работать в определённой цветовой гамме;

Метапредметные результаты

Регулятивные метапредметные результаты:

- выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач;

- самоанализ, оценка результатов учебной деятельности.

Познавательные метапредметные результаты:

- ориентирование в своей системе знаний;

- осознание необходимости нового знания;

- переработка информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Коммуникативные метапредметные результаты:

- умение принимать правильные решения и их реализация;

- умение точно выражать свои мысли;

- уважение к мнению собеседника.

Личностные результаты:

-устойчивый интерес к изобразительному искусству;

- способность учащихся к анализу и синтезу объектов окружающего мира;

- умение выражать своё отношение к окружающему миру в творческих работах;

- творческие способности и воображение учащихся в разработке и создании художественных композиций;

-  пространственное воображение;

- композиционное и конструкторское мышление;

- воля, самоанализ, самокритичность, адекватная самооценка.

Оборудование для педагога: компьютер, мольберт, лист бумаги формата А 4, кисть (белка) № 5, палитра, гуашь.

Оборудование для учащихся: бумага формата А 4, шаблоны, кисть (белка) № 2, палитра, гуашь, салфетка для кисти, баночка с водой, простой карандаш, ластик, ватные палочки.

Структура занятия:

              этап

продолжительность

1.

Организационный

2 мин.

2.

Основной

38 мин.

2.1

Теоретическая часть

8 мин.

2.2

Практическая часть

27 мин.

2.3

Физ. пауза

3 мин.

3.

Итоговый (рефлексия)

5 мин.

Итого

Продолжительность занятия.

45 мин.

Ход занятия

  1. Организационный. Приветствие.

Здравствуйте ребята. Рада вас видеть.

Сегодня мы познакомимся с необычным, очень интересным, ярким, направлением в живописи.

2.  Основной этап

 Теоретическая часть – 8 минут

Психологический настрой. Беседа

Учитель:

- Готовы? И так, внимание

- Посмотрите на эти картины.

- Ваши первые впечатления, что вы подумали, увидев их? (красивые, яркие, добрые картины).

-Что изображено на картинах? (животные, птицы, ).

- Сюжет – фантазия или реальность?) (фантазия основанная на реальности).

- Как вы думаете, откуда к нам могло прийти это искусство? (Подсказка – обратите внимание на животных). (Из Африки)

- Как можно назвать это направление где изображают африканских животных, птиц? (африканская живопись).  

- Вы готовы отправиться в Африку? Тогда вперёд. (ролик «красивая природа Африки»)

-  И так, мы, действительно, в Африке! Африканское искусство долго считалось примитивным, но в начале XX века живопись стала рассматриваться как серьёзное искусство, которое требует особого внимания.

Давайте познакомимся поближе с  направлений африканской живописи «Тинга-Тинга».

Основатель Эдуардо Тингатинга. По его имени и было названо направление.

Живопись тинга-тинга появилась в Танзании 60-х годах ХХ века. Первые картины рисовались на картоне, а прежде всего – на стенах домов простыми эмалевыми красками которыми красят автомобили.  Позже живопись стали выполнять на холсте акриловыми красками. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тинга-тинга именуется «квадратная живопись».
Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты:

Наводящие вопросы.

- Кто является главным объектом в этом стиле живописи? (животные, птицы)

- Как называется жанр в изобразительном искусстве  отражающий это направление? (анималистический)

- Рассмотрим подробнее картины.

- Какие цвета использовал художник для фона? ( как правило напоминают о ярком африканском Солнце).

- Изображение реалистичное объёмное или плоское? (плоское)

-Посмотрите, окрас животных может быть и фантастическим и реальным.

Обобщение сказанного детьми.

- Животные изображены плоско, без объёма. Цвета яркие, насыщенные. Животные нарядны. Рисунок покрывающий изображение животных выполнен одним или несколькими цветами, который выглядит как орнамент.

- Фигуры животных так  же украшены контуром.

- Какого цвета контур?

- Обратите внимание, все ли фигуры обведены контуром? (Контуром может быть обведена как вся фигура, так  и только часть). (Контур красный, черный).

Практическая часть – 25 мин.

А теперь давайте попробуем создать картину по мотивам техники тинга-тинга.

Для выполнения работы нам понадобятся:

- бумага А4;

- гуашь;

- кисть №2, № 5  

- баночка с водой;

- салфетка для кистей;

- палитра;

- ватные палочки.

Техника безопасности.

Во время выполнения работы необходимо:

- поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;

 - во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

- аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.

- не пробовать краски на вкус;

- не делать резких движений во время работы.

Учитель: Ребята, приступаем к выполнению нашей работы.

  1. Тонируем  лист бумаги. В нижней части листа проводим линию желтой краской и наметим контур солнца.

- Как называется эта линия?- (линия горизонта).  

Начинаем заполнять фон неба, с красного, затем оранжевый и жёлтый. Делаем плавный переход от красного к оранжевому, а затем к желтому. Солнце закрашиваем белым, а фон воды белым с добавлением капельки желтого и красного. Тонкой кистью рисуем травку тёмно-зелёным цветом выше линии горизонта. И травку в отражении воды. (Приложение 1)  Откладываем работу в сторону и выполняем гимнастику для глаз, затем встаем и выполняем упражнения «рисование в воздухе». Вы все умеете рисовать животных, но сегодня я предлагаю воспользоваться шаблонами.

 Карандашом переводим животных на фоне неба и не забываем в перевёрнутом виде в отражении. (Приложение 2)  

Далее заполняем черным цветом сами силуэты, а в отражении, черный смешаем с белой краской, чтобы изображение получилось чуть светлее. Рисуем ствол дерева. При помощи губки заправленной в трубочку, рисуем крону дереву методом " тычка". И можно добавить птичек на фоне неба. (Приложение 3)  

- Ребята, почему рисуем тёмной краской?- потому что вечер и изображение расположено против солнечного  света.

- Как мы можем назвать такое изображение?- (силуэтным).

- Давайте повторим, что такое силуэт? (Силуэт - плоскостное однотонное изображение любого объекта).

Теперь  украсим наших животных белыми точками в стиле тинга-тинга. Используем ватные палочку и обратную сторону кисти.

     Проявляем фантазию и воображение. Наша картина завершена. (Приложение 4)  

3. Итоговый этап (рефлексия).

  1. Ребята,  подскажите, с каким стилем в живописи мы сегодня познакомились? (Тинга-Тинга).
  2.  Кто основал этот вид живописи? ( Эдуардо Тинга-тинга).
  3. Какие материалы первоначально использовали художники? (картон, эмалевые краски).
  4. Какие материалы используют сейчас? (холст, акрил)
  5. Что изображают художники на картинах? (африканские пейзажи с животными, птицами).
  6. Какие цвета используют для фона? (Яркие одноцветные, либо с цветовой растяжкой).
  7. Изображение реалистичное или плоское силуэтное? (плоское силуэтное, одноцветное).
  8. Как украшают животных? (точками, штрихами, линиями).

Молодцы всё верно! К нам на занятие прилетела очень красивая африканская птица. Только пёрышки на хвосте не окрашены.

Давайте украсим птице хвост.

  1. Красное перо (у меня всё получилось, занятие понравилось).
  2. Жёлтое перо (у меня были трудности, но занятие понравилось).
  3. Синее перо (мне было не понятно и занятие не понравилось). (Приложение 5)  

Выполненные картины забираем себе на память. (Приложение 6)  

Занятие окончено. До новых встреч, ребята!

           

На последующих занятиях продолжается формирование интереса учащихся к художественному творчеству, знакомство с нетрадиционными материалами и техниками рисования, совершенствуются и усложняются приемы работы, обогащаются представления детей об окружающих предметах и объектах природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Африканский стиль. Искусство чёрной Африки. Основные черты..ppt

http://ru.calameo.com/read/0004985199e54037786e1?editLinks=1Африканский стиль. Искусство чёрной Африки. Основные черты.Publish at Calameo or read more publications....

Мастер класс "Африканские бусы из бумаги"

Африканские бусы из бумаги. Бусины можно сделать не только из бумаги, но и из коровьего рога, банановых листьев. Цветовая гамма -  яркая разноцветная радуга. Форма бусин может быть не только кла...

Урок географии в 7 классе по теме "Человек на Африканском пространстве"

Урок по УМК "Сферы". Форма урока- виртуальная экспедиция....

Голод на Африканском континенте

Социальный видеоролик  по теме" Население Африки"...

Стихотворение "Африканская считалка"

В стихотворении перечислены все страны Африки, что упрощает их запоминание. Автор - Украйченко Александр Анатольевич....

Граница между Европой и Азией. Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России.

Граница между Европой и Азией.Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России....

Африканский стиль в искусстве. Основные черты.

Африканское искусство коренится в повседневной жизни. Это проявляется в том значении, которое придается таким обыденным предметам, как чашки, выдолбленные из тыквы, табуреты, посуда, гребни, ножи, коп...