«Африканская живопись»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми. Методическая разработка адресована педагогам дополнительного
образования, учителям изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского творчества»
«Африканская живопись»
Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми
Назначение: методическая разработка адресована педагогам дополнительного
образования, учителям изобразительного искусства.
Пугачева Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования
2019 г.
Методическая разработка занятия с применением инновационных технологий при работе с детьми
«Африканская живопись»
Занятие по теме «Африканская живопись» проводится в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная палитра», рассчитанной на 4 года обучения.
Программа содержит два уровня 1-2 год базовый, 3-4 углубленный.
Занятие разработано для учащихся 4 года обучения. Возраст учащихся 9-10 лет.
Цель занятия: познакомить учащихся с художественным направлением в живописи «Тинга-Тинга», заинтересовать детей творческой деятельностью.
Учебное занятие включает в себя три основных этапа:
- Организационный этап направлен на создание положительного настроя и мотивацию детей на учебную деятельность. (Приветствие).
- Основной этап включает в себя теоретическую и практическую часть. Последовательность определяется от простого к сложному. В начале занятия проводится опрос, который подводит учащихся к теме занятия. Затем учащиеся знакомятся с новой техникой Тинга-Тинга. В процессе выполнения практической работы повторяют и закрепляют рад тем, изученных по программе «Волшебная палитра» на базовом уровне: «Силуэт в изобразительном искусстве», «Анималистический жанр», «Линия горизонта». При выполнении техники Тинга-Тинга учащиеся отрабатывают приём цветовой растяжки, и особенности использования не традиционных приспособлений губки и ватной палочки для выполнения узора на животных и деревьях.
- Итоговый этап включает рефлексию практической деятельности и всего занятия.
Учебный материал способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, опираясь на ранее приобретённые знания, умения, навыки. При планировании и проведении занятия учитываеся уровень развития, объём знаний и умений, которыми владеет каждый ребёнок на данном возрастном этапе. Работа с воспитанниками строится так, чтобы максимально заинтересовать детей, способствовать расширению и обогащению их знаний.
Для снятия зрительного напряжения и укрепления глазных мышц в ходе занятия проводится гимнастика для глаз. Она включает упражнение «Рисование в воздухе» — изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца. Этот прием помогает вучащимся ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.
Во время занятия уделяется внимание оптимальному использованию времени, чередуются виды деятельности (просмотр видеоролика, беседа, практическая работа, упражнения для снятия напряжения), создается положительная психологическая атмосфера.
План-конспект занятия «Африканская живопись»
Цель занятия: знакомство учащихся с африканской живописью. Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей африканской живописи;
- познакомить с основными способами и приёмами выполнения живописи тинга-тинга;
- научить выполнять композицию по мотивам африканской живописи;
- применять цветовую растяжку при работе над фоном;
- закрепить навыки работы по заданному алгоритму, оценки и коррекции результатов.
Развивающие:
- развивать пространственное, ассоциативное и образное мышление;
- развивать творческое воображение и фантазию;
- формировать чувство пропорции, ритма и точность глазомера;
- развивать моторную память, общую и мелкую моторику;
- формировать чувство цветового и тонового восприятия.
Воспитывающие:
- формировать социальную активность;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
- формировать адекватную самооценку;
- формировать позитивное мировосприятие;
- воспитывать бережное отношение к рабочим материалам;
- формировать основы здорового образа жизни;
Тип занятия: комбинированный (повторение и объяснение нового материала).
Педагогические технологии:
-личностно-ориентированного подхода;
- развивающего обучения;
- технология сотрудничества;
-здоровье сберегающая технология;
-информационные технологии;
-игровые технологии;
- технологии создания ситуации успеха.
Методы обучения:
-словесный (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
-наглядный (,демонстрация, выставочная экспозиция);
-объяснительно-иллюстративный (компьютерная презентация)
-практический (практическая работа, выставки работ обучающихся, анализ и обсуждение);
Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая
Межпредметные связи:
Окружающий мир – отображение окружающей действительности
(африканские животные) при помощи воображения и фантазии.
История, география - история возникновения и особенности африканской живописи.
Технология - алгоритм действий, умение работать с материалами и инструментами.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-знать историю возникновения африканской живописи Тинга-Тинга ;
- компоновать изображение предметов на листе определённого формата (А4);
- применять законы композиции в работе;
- составлять тематическую композицию;
- изображать животных;
- правильно и рационально организовать рабочее место;
-работать в определённой цветовой гамме;
Метапредметные результаты
Регулятивные метапредметные результаты:
- выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач;
- самоанализ, оценка результатов учебной деятельности.
Познавательные метапредметные результаты:
- ориентирование в своей системе знаний;
- осознание необходимости нового знания;
- переработка информации для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Коммуникативные метапредметные результаты:
- умение принимать правильные решения и их реализация;
- умение точно выражать свои мысли;
- уважение к мнению собеседника.
Личностные результаты:
-устойчивый интерес к изобразительному искусству;
- способность учащихся к анализу и синтезу объектов окружающего мира;
- умение выражать своё отношение к окружающему миру в творческих работах;
- творческие способности и воображение учащихся в разработке и создании художественных композиций;
- пространственное воображение;
- композиционное и конструкторское мышление;
- воля, самоанализ, самокритичность, адекватная самооценка.
Оборудование для педагога: компьютер, мольберт, лист бумаги формата А 4, кисть (белка) № 5, палитра, гуашь.
Оборудование для учащихся: бумага формата А 4, шаблоны, кисть (белка) № 2, палитра, гуашь, салфетка для кисти, баночка с водой, простой карандаш, ластик, ватные палочки.
Структура занятия:
этап | продолжительность | |
1. | Организационный | 2 мин. |
2. | Основной | 38 мин. |
2.1 | Теоретическая часть | 8 мин. |
2.2 | Практическая часть | 27 мин. |
2.3 | Физ. пауза | 3 мин. |
3. | Итоговый (рефлексия) | 5 мин. |
Итого | Продолжительность занятия. | 45 мин. |
Ход занятия
- Организационный. Приветствие.
Здравствуйте ребята. Рада вас видеть.
Сегодня мы познакомимся с необычным, очень интересным, ярким, направлением в живописи.
2. Основной этап
Теоретическая часть – 8 минут
Психологический настрой. Беседа
Учитель:
- Готовы? И так, внимание
- Посмотрите на эти картины.
- Ваши первые впечатления, что вы подумали, увидев их? (красивые, яркие, добрые картины).
-Что изображено на картинах? (животные, птицы, ).
- Сюжет – фантазия или реальность?) (фантазия основанная на реальности).
- Как вы думаете, откуда к нам могло прийти это искусство? (Подсказка – обратите внимание на животных). (Из Африки)
- Как можно назвать это направление где изображают африканских животных, птиц? (африканская живопись).
- Вы готовы отправиться в Африку? Тогда вперёд. (ролик «красивая природа Африки»)
- И так, мы, действительно, в Африке! Африканское искусство долго считалось примитивным, но в начале XX века живопись стала рассматриваться как серьёзное искусство, которое требует особого внимания.
Давайте познакомимся поближе с направлений африканской живописи «Тинга-Тинга».
Основатель Эдуардо Тингатинга. По его имени и было названо направление.
Живопись тинга-тинга появилась в Танзании 60-х годах ХХ века. Первые картины рисовались на картоне, а прежде всего – на стенах домов простыми эмалевыми красками которыми красят автомобили. Позже живопись стали выполнять на холсте акриловыми красками. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тинга-тинга именуется «квадратная живопись».
Несмотря на то, что это искусство постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты:
Наводящие вопросы.
- Кто является главным объектом в этом стиле живописи? (животные, птицы)
- Как называется жанр в изобразительном искусстве отражающий это направление? (анималистический)
- Рассмотрим подробнее картины.
- Какие цвета использовал художник для фона? ( как правило напоминают о ярком африканском Солнце).
- Изображение реалистичное объёмное или плоское? (плоское)
-Посмотрите, окрас животных может быть и фантастическим и реальным.
Обобщение сказанного детьми.
- Животные изображены плоско, без объёма. Цвета яркие, насыщенные. Животные нарядны. Рисунок покрывающий изображение животных выполнен одним или несколькими цветами, который выглядит как орнамент.
- Фигуры животных так же украшены контуром.
- Какого цвета контур?
- Обратите внимание, все ли фигуры обведены контуром? (Контуром может быть обведена как вся фигура, так и только часть). (Контур красный, черный).
Практическая часть – 25 мин.
А теперь давайте попробуем создать картину по мотивам техники тинга-тинга.
Для выполнения работы нам понадобятся:
- бумага А4;
- гуашь;
- кисть №2, № 5
- баночка с водой;
- салфетка для кистей;
- палитра;
- ватные палочки.
Техника безопасности.
Во время выполнения работы необходимо:
- поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;
- во время работы нужно быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
- аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
- не пробовать краски на вкус;
- не делать резких движений во время работы.
Учитель: Ребята, приступаем к выполнению нашей работы.
- Тонируем лист бумаги. В нижней части листа проводим линию желтой краской и наметим контур солнца.
- Как называется эта линия?- (линия горизонта).
Начинаем заполнять фон неба, с красного, затем оранжевый и жёлтый. Делаем плавный переход от красного к оранжевому, а затем к желтому. Солнце закрашиваем белым, а фон воды белым с добавлением капельки желтого и красного. Тонкой кистью рисуем травку тёмно-зелёным цветом выше линии горизонта. И травку в отражении воды. (Приложение 1) Откладываем работу в сторону и выполняем гимнастику для глаз, затем встаем и выполняем упражнения «рисование в воздухе». Вы все умеете рисовать животных, но сегодня я предлагаю воспользоваться шаблонами.
Карандашом переводим животных на фоне неба и не забываем в перевёрнутом виде в отражении. (Приложение 2)
Далее заполняем черным цветом сами силуэты, а в отражении, черный смешаем с белой краской, чтобы изображение получилось чуть светлее. Рисуем ствол дерева. При помощи губки заправленной в трубочку, рисуем крону дереву методом " тычка". И можно добавить птичек на фоне неба. (Приложение 3)
- Ребята, почему рисуем тёмной краской?- потому что вечер и изображение расположено против солнечного света.
- Как мы можем назвать такое изображение?- (силуэтным).
- Давайте повторим, что такое силуэт? (Силуэт - плоскостное однотонное изображение любого объекта).
Теперь украсим наших животных белыми точками в стиле тинга-тинга. Используем ватные палочку и обратную сторону кисти.
Проявляем фантазию и воображение. Наша картина завершена. (Приложение 4)
3. Итоговый этап (рефлексия).
- Ребята, подскажите, с каким стилем в живописи мы сегодня познакомились? (Тинга-Тинга).
- Кто основал этот вид живописи? ( Эдуардо Тинга-тинга).
- Какие материалы первоначально использовали художники? (картон, эмалевые краски).
- Какие материалы используют сейчас? (холст, акрил)
- Что изображают художники на картинах? (африканские пейзажи с животными, птицами).
- Какие цвета используют для фона? (Яркие одноцветные, либо с цветовой растяжкой).
- Изображение реалистичное или плоское силуэтное? (плоское силуэтное, одноцветное).
- Как украшают животных? (точками, штрихами, линиями).
Молодцы всё верно! К нам на занятие прилетела очень красивая африканская птица. Только пёрышки на хвосте не окрашены.
Давайте украсим птице хвост.
- Красное перо (у меня всё получилось, занятие понравилось).
- Жёлтое перо (у меня были трудности, но занятие понравилось).
- Синее перо (мне было не понятно и занятие не понравилось). (Приложение 5)
Выполненные картины забираем себе на память. (Приложение 6)
Занятие окончено. До новых встреч, ребята!
На последующих занятиях продолжается формирование интереса учащихся к художественному творчеству, знакомство с нетрадиционными материалами и техниками рисования, совершенствуются и усложняются приемы работы, обогащаются представления детей об окружающих предметах и объектах природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Африканский стиль. Искусство чёрной Африки. Основные черты..ppt
http://ru.calameo.com/read/0004985199e54037786e1?editLinks=1Африканский стиль. Искусство чёрной Африки. Основные черты.Publish at Calameo or read more publications....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/08/picture-57187.jpg)
Мастер класс "Африканские бусы из бумаги"
Африканские бусы из бумаги. Бусины можно сделать не только из бумаги, но и из коровьего рога, банановых листьев. Цветовая гамма - яркая разноцветная радуга. Форма бусин может быть не только кла...
Урок географии в 7 классе по теме "Человек на Африканском пространстве"
Урок по УМК "Сферы". Форма урока- виртуальная экспедиция....
Голод на Африканском континенте
Социальный видеоролик по теме" Население Африки"...
Стихотворение "Африканская считалка"
В стихотворении перечислены все страны Африки, что упрощает их запоминание. Автор - Украйченко Александр Анатольевич....
Граница между Европой и Азией. Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России.
Граница между Европой и Азией.Удивительные истории в географических названиях.Первопроходцы - инки, покорители вершин Южной Америки.Знакомство с африканской народностью ибо.Ремесла России....
Африканский стиль в искусстве. Основные черты.
Африканское искусство коренится в повседневной жизни. Это проявляется в том значении, которое придается таким обыденным предметам, как чашки, выдолбленные из тыквы, табуреты, посуда, гребни, ножи, коп...