Фигура человека. Наброски. 7 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Изображение человеком самого себя в виде схематичных наскальных рисунков, скульптур, высеченных из камня и кости, появилось значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление о художественном творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
figura_cheloveka_urok.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид урока:
Рисование с натуры
Тема урока :
Фигура человека. Наброски.
Цель :
Продолжать изучать особенности фигуры человека.
Развивать пространственное мышление и образное воображение.
Задачи:
Проанализировать особенности фигуры человека, ее пропорции.
Развивать навыки рисования с натуры.
Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, к человеку.
Оборудование:
Для учителя:
Проектор, компьютер, таблицы, репродукции, доска, мел.
Для учащихся: альбомы, карандаш, ластик.
Раздаточный материал: квадраты бумаги, схемы фигуры.
Ход урока.
Фигура человека представляет собой гармоничное сочетание различных форм, изучение пропорций дает возможность точно находить размеры отдельных частей. Мы сегодня попробуем выполнить наброски с фигуры ваших одноклассников.
Вопрос классу:
Ребята, как вы думаете- когда люди впервые заинтересовались изображением себя? Конечно же в древнем мире как только появился человек, ему хотелось передавать информацию. Мужчины уходили на охоту и оставляли наскальные рисунки (слайд и прил.1 )
Изображение фигуры человека является сложной задачей. Посмотрим как художники разных эпох и разных культур решали ее.
В Древнем Египте разработали канон - система пропорций (от лат. « proportio»- соразмерность) фигуры, которая делила изображение на части и позволяла по части определить другую. Египтяне положили в основу деления фигуры 21 ½ части. В это число входили 19 равных частей самой фигуры, а 2 ¼ части приходились на изображение традиционного головного убора (слайд и прил.2 ).
Египтяне использовали сетки- таблицы, которые наносили на поверхность каменной плиты. Установлены определенные размеры для сидящих фигур и изображения разных богов ( одни- выше, другие- ниже).
В древней Греции систему идеальных пропорций фигуры человека создал скульптор Поликлет в 5 веке до н. э. Его сочинение называлось « Канон» (образец), а выражением этой системы- статуя « Дорифор»(копьеносец). Мастер изобразил атлета- юношу, победителя в соревнованиях по метанию копья, в момент, когда после одержанной победы он совершает круг почета по стадиону и его приветствуют восторженные зрители (слайд и прил.3) Скульптор особенно подчеркнул сильные мышцы рук и ног юноши. Прекрасное тело Дорифора изваяно с соблюдением пропорций, которые Поликлет считал правильными. Скульптор считал, что голова человека составляет 1/7 его роста. Лицо и кисть-1/10, а ступня-1/6.
В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи изучал и глубоко анализировал опыт древних. Разрабатывал правила изображения человеческой фигуры. Пытался восстановить «квадрат древних » (слайд и прил.4).
Над выработкой канонов пропорций трудились знаменитые мастера эпохи Возрождения- Боттичелли, Микеланджело.
Если все части тела имеют гармоничное соотношение, то говорят человек пропорционально сложенный.
Практическая работа:
Задание №1: поиграем в прямоугольники. Из прямоугольников (разрезанного квадрата) сложим фигурки человека в разных положениях.(прил.5,6)
Ребята моделируют, складывая из прямоугольников фигуры человека используя схемы фигуры в разных положениях (прил.7)
Задание №2: выполнение наброска с учащегося.
Для наброска выберем «натурщика»- вашего одноклассника. Поставим его в удобное положение (ученик становится перед классом, опершись рукой на угол стола). Работа натурщика тоже имеет свои сложности. Необходимо «застыть»-замереть на минут 10, чтобы мы могли выполнить набросок.
Фигуру можно разделить на две равные части по лобковой кости. Затем наметим величину головы, торса, ног, проверим соразмерность их между собой. Теперь мы можем определить размеры своего рисунка на листе бумаги и перейти к деталям. Итак, за основу выбираем линию позвоночника. Его наклон намечаем на листе. Стоит только человеку произвести какое-нибудь движение (поднять руку) мы сразу понимаем общую согласованность движения всей модели, которая чувствуется во всем теле человека- от головы до пят. Делим фигуру на две равные части. Линия плеча и линия бедер также изменит свой наклон. Пропорции таковы, что голова человека по длине всей фигуры «укладывается» от 7 до 8 раз (прил.8). Учитель выполняет на доске.
Вопрос классу: Во сколько раз « укладывается» голова в фигуру Пети? На вытянутую руку методом прищура глаз ребята измеряют фигуру. В вашем возрасте - в 6-7 раз. Точка колена считается половиной нижней части фигуры, т.е. всей ноги от бедра. Точка локтя- половина расстояния от плеча до запястья. Приложите ладонь к лицу. Размер ладони равен лицу, плечу. Ступня равна величине головы. Зная основные пропорции, мы сможем выполнить набросок фигуры нашего «натурщика».
Учитель выполняет на доске, ребята - карандашом на альбомных листах ф А4. Возможен рисунок, выполненный на доске учеником.
Поменяем через 10-15 минут «натурщика». За урок можно выполнить три наброска с фигуры в разных положениях (прил.9,10).
Вопросы для закрепления:
Как художники разных эпох изображали фигуру человека?
Что такое пропорции?
Каковы пропорции человеческой фигуры?
Итоги урока: цели и задачи достигнуты. Ребятами выполнены наброски фигуры человека. Учитель дает оценку каждой работе.
Литература:
Конев А. Ф. Рисунок для изостудий. - М.: АСТ, Минск: Харвест, 2006
Костерин Н.П. Учебное рисование. – М.: «Просвещение», 1990
Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. - М.: «Просвещение» 1980.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: « Просвещение», 1981.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Учебник для уч-ся 5-8 классов. – Обнинск: «Титул», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»
Цель урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
Разработка урока на тему «Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль».
дать представление о портрете как жанре живописи; познакомить с произведениями выдающихся мастеров-портретистов; учить анализировать пропорции конструктивно-анатомического строения тела человека, объе...
Наброски с натуры фигуры человека
Урок ИЗО в 6 классе....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
Пояснение к домашнему заданию "Наброски одетой фигуры человека в интерьере"
Задачи:Получение начальных навыков в изображении фигуры человека.Передача пропорции, особенностей модели, позы, движения.Изучение принципов выполнения набросков (от общего к частному, от частного к об...
Доклад Наброски и зарисовки фигуры человека
Грамотное изображение фигуры человека является важным аспектом в обучении академическому рисунку, живописи, скульптуры и композиции на художественном отделении ДШИ. В докладе даны методические рекомен...