Программа дополнительного образования
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
Программа дополнительного образования детей по изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinki_v_mir_iskusstvo_6-10_let_1.doc | 430.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Тропинки в мир искусства»
Возраст детей 6-10 лет
Срок реализации программы:_2_ года
Санкт-Петербург
2017 год
Пояснительная записка
Программа «Тропинки в мир искусства» разработана в соответствие с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
- Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от.01.03.2017 № 617-Р «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- Положением об ОДОД Гимназии №284 от 10.01.2017 г.
- Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе ГБОУ Гимназии №284 от 05.04.2017 г.
Направленность
Программа «Тропинки в мир искусства» является программой художественной направленности, предполагает общекультурный уровень освоения знаний и практических навыков; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации 2 года. Настоящая программа создана на основе комплексной программы «Визуальный аккорд» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств, утверждённая Научно-методическим центром художественного образования Министерства культуры Российской Федерации 2010 г., а также типовых программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ. Является модифицированной.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций родной страны. Приобретённые умения и навыки воспитанники демонстрируют, выставляя свои работы и участвуя в конкурсах детского творчества.
Объем и сроки реализации
Данная программа рассчитана на 2 года, т.е. на 288 часов учебного времени: 1-й год обучения – 144 часа (4 часа в неделю), 2-й год обучения – 144 часа (4 часа в неделю).
Отличительные особенности
В процессе работы по данной программе учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, о красоте природы и человеческих чувств. А так же знакомятся с творчеством наиболее выдающихся мастеров изобразительного искусства, посещают, как музеи родного края, так и совершают заочные путешествия по музеям России и мира.
Ребенок учится создавать образ, в котором не только сможет отразить действительность, но и выразить себя, может проявить любой психологический аспект своей личности. Задания подобраны как цветомузыка, – когда через ритм, фактуру, характер линий и пятен нужно выразить любые человеческие чувства. Ребенок имеет возможность в социально приемлемых формах – через бумагу, краски, пластический материал – все это выразить, выплеснуть из себя.
Занятия проводятся по всем видам художественной деятельности: живописи, графике, декоративно - прикладному искусству, скульптуре (лепке), истории искусства (занятия проводятся в сопровождении рассказов педагога о великих художниках России и мира, о русских народных промыслах, музеях мира). Разнообразие занятий позволит учащимся выбрать то направление изодеятельности, которое больше понравилось ребёнку или в котором у него больше достижений.
В разделе «Тематическое рисование» заданиям предшествуют упражнения в изображении объектов для композиции.
Раздел «Беседы об изобразительном искусстве» включены в темы занятий, а не выделены в отдельные двухчасовые занятия с учётом психологических особенностей учащихся начальной школы.
Контрольные работы проводятся на последних занятиях раздела.
Адресат программы.
Программа разработана для детей 7-10 лет (1-4 класс), так как именно в этом возрасте дети испытывают потребность в творческой деятельности и особенно восприимчивы к прекрасному в окружающей действительности. В кружок принимаются все дети, желающие учиться рисовать (отбора нет). Прием в группы 2-го года возможен без дополнительных испытаний.
Цели программы:
Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.);
формирование умения изображения различных предметов быта, животных, объектов природы, людей (по принципу: от простого к сложному);
знакомство с жанрами изобразительного искусства и русскими народными промыслами;
знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
овладение основами перспективного построения объектов природы в зависимости от удалённости от наблюдателя;
приобретение умения грамотно строить 1,2-х-3-х фигурную композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие :
развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти);
развитие чувства колорита;
развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
развитие моторики руки и точности глазомера;
формирование умения и планировать свою деятельность;
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные:
формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
воспитание аккуратности.
Условия реализации программы
Количество детей к группах 1-го года – не менее 15 человек, 2-го –не менее 12 человек.
Формы организации деятельности детей на занятии:
фронтальная:
- Беседа;
- Лекция;
- Педагогический рисунок;
коллективная:
- Создание коллективных панно;
- Проведение досуговых мероприятий: конкурсов, викторин, путешествий;
- Организация тематических выставок;
- Организация экскурсий;
групповая:
- Создание коллективной работы модульным методом;
индивидуальная:
- Выполнение индивидуальных работ различной сложности;
- Подготовка индивидуальных работ для участия в конкурсах;
интеграция в базовые образовательные дисциплины.
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
- объяснительно - иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Материально-техническое оснащение:
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, раковиной.
Планируемые результаты обучения:
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов ;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника.
5) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
6) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
7) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
8) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
Предметные результаты освоения программы:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
7) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях изобразительного искусства.
Учебный план
1 год обучения
№ | Наименование раздела, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводный урок. Инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами | 2 | 2 | ||
2 | Раздел «Основы рисунка». | 3 | 11 | 14 | |
1 | Графический ковёр | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
2 | Осенний букет | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Пушистое и колючее | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Кошка на лужайке | 0,5 | 1.5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | Деревья в лесу | 0,5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Раздел «Основы цветоведения» | 7,5 | 26,5 | 34 | |
1 | Цветик – семицветик | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
2 | Радуга-дуга | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Райские птицы | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Осенние деревья. Признаки осени. | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | Сундук с изумрудами | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Блюдо с картофелем | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
7 | Море | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
8 | Золотая рыбка | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
9 | Дождь | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
10 | Кошка-настроение | 0,5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
11 | Сказочный город (добрый или злой) | 0,5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
12 | Снежинки | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
13 | Весёлые снеговики | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
14 | Зимний лес | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Раздел «Орнамент. Стилизация». | 4 | 8 | 12 | |
1 | Разные линии | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
2 | Геометрический орнамент | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Чудо-блюдо | 1,5 | 3,5 | 5 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Контрольная работа | 1 | 1 | Промежуточный: тест-игра на тему раздела. | |
5 | Раздел «Основы декоративно-прикладного искусства». | 6 | 19,5 | 26 | |
1 | Волшебная рыба | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
2 | Лев (аппликация) | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Цветок на поляне (аппликация) | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Сова | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | Платок | 1 | 2,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Добрый флот и злой флот | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ. |
5 | Маска дикаря | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Декоративный натюрморт Контрольное задание | 1 | 5 | 6 | Итоговый: самостоятельное выполнение натюрморта |
6 | Раздел «Жанры изобразительного искусства». | 2,5 | 1 | 8 | |
1 | Беседа о видах и жанрах изобразительного искусства | 1 | 1 | 2 | Текущий: фронтальный опрос |
2 | Беседа о Павлово-Посадском промысле | 1 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | |
3 | Беседа о Хохломском промысле | 1 | 1 | 2 | Текущий: фронтальный опрос |
4 | Беседа о В.М.Васнецове | 1 | 1 | Текущий: фронтальный опрос | |
5 | Контрольное занятие | 2 | 2 | Промежуточный: Искусствоведческая игра-викторина | |
7 | Раздел «Тематическое рисование». | 6,5 | 25,5 | 28 | |
1 | «Муха – цокотуха». Образ персонажа сказки | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
2 | Мышкин домик | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Чудо-юдо рыба кит | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Образ сказочного героя | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | Слоны на водопое | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Терем-теремок | 0,5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
7 | Белки на ветках | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
8 | Раздел «Лепка» Мелкая пластика | 3 | 13 | 16 | |
1 | Знакомство с пластилином | 2 | 2 | ||
2 | Вязаные вещи | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Лошадка | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Птичка | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | Заяц с морковкой | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Что такое лето | 0,5 | 3,5 | 4 | Итоговый: самостоятельное выполнение работы |
7 | Пленэр | 1 | 3 | 4 | |
Всего часов | 33 | 111 | 144 |
Учебный план
2 год обучения
№ | Наименование раздела, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Введение в программу | 1 | 1 | Вводный: тест на выявление навыков | |
2 | Раздел «Основы цветоведения» | 3,5 | 22,5 | 26 | |
1 | Копия картины | 1 | 7 | 8 | Текущий: Коллективный анализ работ |
2 | Рисуем фрукты | 2 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ | |
3 | Натюрморт. | 1 | 5 | 6 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Утренний пейзаж | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | Вечерний пейзаж | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Дождливый день | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
7 | Весна идёт! (контрольное задание) | 4 | 4 | Итоговый: самостоятельное выполнение работы | |
3 | Раздел «Форма и цвет» | 2 | 16 | 18 | |
1 | Летние насекомые. Стрекозы в полете. | 0,5 | 3,5 | 4 | Текущий: Коллективный анализ работ |
2 | Натюрморт. Цветы. | 0.5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Сказочное здание. | 0,5 | 3.5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Натюрморт. Контрольное задание | 0,5 | 5,5 | 6 | Итоговый: самостоятельное выполнение работы |
4 | Раздел «Основы рисунка» | 2.5 | 9,5 | 12 | |
1 | Натюрморт | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
2 | Автопортрет | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Древнерусские храмы. | 1 | 4 | 5 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Контрольное занятие | 1 | 1 | Промежуточный: рисуночный тест | |
5 | Раздел «Тематическое рисование» | 6 | 28 | 34 | |
1 | Что интересного было летом. | 2 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ | |
2 | Грустный ворон, весёлая сова. | 0,5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Морское дно. | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Птицы улетают. | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | В город пришла зима. | 0,5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Ноев ковчег. | 1 | 3 | 6 | Текущий: коллективный анализ работ |
7 | Весенняя капель | 1 | 5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
8 | Иллюстрация к русской народной сказке | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Раздел «Основы декоративно-прикладного искусства». | 6,5 | 25,5 | 32 | |
1 | Дары осени на блюде. | 0,5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
2 | Красивые бабочки | 0.5 | 3,5 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Витраж. | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | У лукоморья. | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | Городецкая роспись (Птица) | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
6 | Весёлый клоун. | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
7 | Модульная аппликация «Волшебная рыбка» | 0.5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
8 | Модульная аппликация «Зимний пейзаж» | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
9 | Вологодские кружева. | 1 | 4 | 5 | Текущий: коллективный анализ работ |
10 | Контрольное задание | 1 | 1 | Промежуточный: викторина по теме раздела | |
7 | Раздел «Скульптура» | 3 | 11 | 14 | |
1 | Знакомство с лепкой из соленого теста | 2 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ | |
2 | Рельеф «Сказочное дерево» | 1 | 3 | 4 | Текущий: коллективный анализ работ |
3 | Барыня | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
4 | Композиция " Медведи". | 0,5 | 1,5 | 2 | Текущий: коллективный анализ работ |
5 | Композиция " На ферме". Коллективная работа | 1 | 3 | 4 | Текущий: совместная работа |
7 | Пленэр | 1 | 3 | 4 | |
1 | Знакомство с пленэром | 1 | 1 | ||
2 | Рисование природы | 1 | 2 | 3 | Текущий: коллективный анализ работ |
Всего часов: | 25 | 119 | 144 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Кол-во учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 04.09.2017 | 28.05.2018 | 36 | 144 | 2раза в неделю по 2 часа |
2 год | 04.09.2017 | 28.05.2018 | 36 | 144 | 2раза в неделю по 2 часа |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Протокол Приказ № __
Педагогического совета № __ от «__» августа 2017 года
от« __» августа 2017 года директор ГБОУ Гимназии №284
______________/Н.Б.Иванова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Тропинки в мир искусства»
1 год обучения 6-8 лет
группа №1
Срок реализации программы : __2017-2018____ учебный год
Разработчик:
Куркэ Ираида Андреевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2017 год
Начало – дело ответственное.
Как начнёшь, так и пойдёт…
Особенности организации образовательного процесса 1-го года обучения.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования художественно-творческой личности. В этой связи особую значимость приобретает приобщение детей к художественно-творческой деятельности и творческое освоение его художественных принципов, средств и приемов выразительности. Художественно-творческая деятельность воздействует на самые разные личностные качества ребенка - эстетические, нравственные, интеллектуальные, трудовые. Рассматривая произведения художественно-творческой деятельности, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. Дети становятся более наблюдательными к объектам окружающей среды, более отзывчивыми к явлениям действительности. Детям хочется изобразить, что увидели, о чём узнали из книг или рассказов педагога. Но как это всё изобразить?
Поэтому особенностью программы «Тропинки в мир искусства» первого года обучения является то, что тематика занятий направлена на приобретение детьми основных навыков в изображении отдельных предметов, животных, людей, объектов природы, а также навыков работы различными материалами, так как, не имея навыков в рисовании, невозможно творческое развитие ребёнка. Допускается рисование с образца (картинки из книг, рисунок учителя), ведь главное – приобретение навыков.
Задачи 1 – го года обучения:
- приобретение детьми основных навыков в изображении отдельных предметов, животных, людей, объектов природы;
- приобретение навыков работы различными материалами
Содержание программы первого года обучения
Раздел «Основы рисунка».
Теория
Разные по толщине и начертанию линии. Понятие фактур и их разнообразие, знакомство с видом изобразительного искусства – графикой, понятие, как разные по характеру линии влияют на рисунок в целом. Способы начертания линий, представление о ритме, материальности, характере линий и пятен, композиции. Тон, тональные разработки. Приёмы работы мягким материалом.
Практика
Подбор фактур для заполнения поверхностей, разнообразные линии для изображения объектов природы, разработка тона: поверхности светлые и тёмные. Изобразить цветы карандашами (цветными) с применением способов смешивания цветов в карандашах. Изобразить кошку мягкими материалами.
Темы раздела: «Графический ковёр», «Осенние деревья. Признаки осени», «Осенний букет», «Пушистое и колючее», «Кошка на лужайке», «Деревья в лесу».
Раздел «Основы цветоведения».
Теория
Понятие цветоведения, знакомство с основными и составными цветами, навыки смешивания цветов для получения новых оттенков. Свойства цвета: насыщенность, цветовой оттенок, цветовые переливы, цветовое пятно, цветовые волны. Способы получения зелёного и коричневого цвета, разнообразие белого цвета (снег). Знакомство с техникой «пастель».
Практика
Подготовка рабочего места к рисованию красками, работа широкой и тонкой кисточками: работа кистью плашмя и точками; смешивание красок. Передать цветом настроение, характер, время года, теплохолодность, цвет воды.
Тематика раздела:«Цветик - семицветик», «Радуга-дуга, «Райские птицы», «Сундук с изумрудами», «Блюдо с картошкой», «Море», «Золотая рыбка», «Дождь», «Кошка - настроение», «Сказочный город (добрый или злой)», «Снежинки», «Весёлые снеговики», «Зимний лес», «Подводное царство».
Раздел «Орнамент. Стилизация».
Теория
Что значит понятие «стилизация», ее роль в декоративном рисовании, в частности, в орнаменте. Виды орнаментов: геометрический, зооморфный, растительный. Правила составления узора в полосе, в круге. Роль цвета в орнаменте.
Практика
Составление геометрического орнамента. Полоса, деление на равные части, рисование элементов по сетке, цветовой акцент.
Тематика раздела: «Геометрический орнамент», «Чудо-блюдо».
Раздел «Основы декоративно-прикладного искусства».
Теория
Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Виды ДПИ. Роль цвета в ДПИ. Симметрия как способ построения узора. Способы заполнения контура рисунка. Символика цвета. Символика зла и добра. Роль аппликации в декоративно-прикладном искусстве. Способы передачи симметрии складыванием пополам бумаги.
Практика
Заполнить узором различные формы: рыба, кит, сова. Придумать форму и узор для маски дикаря, используя знания о назначении масок для вождей племён; выразить через цвет и узор характер вождя; нарисовать натюрморт и заполнить каждый предмет узором. Применить символику зла и добра для выявления характера флота.
Тематика раздела:«Волшебная рыба», «Цветок на поляне», «Чудо-юдо рыба кит», «Сова», «Лев», «Ваза», «Платок», «Добрый флот и злой флот», «Маска дикаря», «Декоративный натюрморт».
Раздел «Жанры изобразительного искусства».
Теория
Знакомство с жанрами и видами изобразительного искусства, с историей хохломского промысла, павлопосадскими платками.
Практика
Определить к какому виду и жанру искусства относится произведение, изображённое на открытке. Определить предметы Хохломы из предложенных.
Раздел «Тематическое рисование».
Теория
Понятие жанровой композиции, в том числе и многофигурной. Законы композиции, помогающие художникам писать картины. Сбор материала для композиции. Знакомство с творчеством художников иллюстраторов, анималистов.
Практика
Построение сюжетных композиций, придумать образы сказочных героев. Расположение элементов композиции на плоскости листа, выдержать масштаб изображения, передать цветом характера события.
Тематика раздела: ««Муха – цокотуха». Образ персонажа сказки», «Мышкин домик», «Образ сказочного героя», «Слоны на водопое», «Терем-теремок», «Белки на ветках».
Раздел «Лепка»
Теория
Виды скульптуры. Мелкая пластика. Простые приёмы лепки. Смешивание пластилина.
Практика
Разделить пластилин на части, скатывание шариков, способы раскатывания полосочек, плетение косичек, лепка предмета из частей.
Тематика раздела: «Вязаные вещи», «Лошадка», «Птичка», «Заяц с морковкой», «Что такое лето».
Конкурсы, выставки, экскурсии.
Планируемые результаты 1 года:
Личностные результаты
- развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
Метапредметные результаты
- развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
Предметные результаты освоения программы:
- использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
Календарно- тематическое планирование
Первый год обучения
Расписание: понедельник 15.00 – 16.30
среда 15.00 – 16.30
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | 04.09.2017 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с материалами. | 2 | Каб.48 | Текущий |
2 | 06.09.2017 | Цветик – семицветик | 2 | Каб.48 | Текущий |
3 | 11.09. | Радуга – дуга | 2 | Каб.48 | Текущий |
4 | 13.09 | Знакомство с пластилином | 2 | Каб.48 | Текущий |
5 | 18.09 | Райские птицы | 2 | Каб.48 | Текущий |
6 | 20.09. | Графический ковёр | 2 | Каб.48 | Текущий |
7 | 25.09 | Осенние деревья. Признаки осени | 2 | Каб.48 | Текущий |
8 | 27.09 | Вязаные вещи (лепка) | 2 | Каб.48 | Текущий |
9 | 02.10 | Вязаные вещи (лепка) | 2 | Каб.48 | Текущий |
10 | 04.10 | Муха – цокотуха. Образ персонажа сказки | 2 | Каб.48 | Текущий |
11 | 09.10 | Муха – цокотуха. Образ персонажа сказки | 2 | Каб.48 | Текущий |
12 | 11.10 | Осенний букет | 2 | Каб.48 | Текущий |
13 | 16.10 | Осенний букет | 2 | Каб.48 | Текущий |
14 | 18. 10 | Цветок на поляне (аппликация) | 2 | Каб.48 | Текущий |
15 | 23.10 | Волшебная рыба | 2 | Каб.48 | Текущий |
16 | 25.10 | Кошка на лужайке | 2 | Каб.48 | Текущий |
17 | 30.10 | Сундук с изумрудами | 2 | Каб.48 | Текущий |
18 | 01.11 | Сундук с изумрудами | 2 | Каб.48 | Текущий |
19 | 08.11 | Пушистое и колючее | 2 | Каб.48 | Текущий |
20 | 13.11 | Море | 2 | Каб.48 | Текущий |
21 | 15.11 | Золотая рыбка | 2 | Каб.48 | Текущий |
22 | 20.11 | Добрый флот и злой флот | 2 | Каб.48 | Текущий |
23 | 22.11 | Добрый флот и злой флот | 2 | Каб.48 | Текущий |
24 | 27.11 | Блюдо с картофелем | 2 | Каб.48 | Текущий |
25 | 29.11 | Кошка - настроение | 2 | Каб.48 | Текущий |
26 | 04.12 | Кошка - настроение | 2 | Каб.48 | Текущий |
27 | 06.12 | Сказочный город (добрый или злой) | 2 | Каб.48 | Текущий |
28 | 11.12 | Сказочный город (добрый или злой) | 2 | Каб.48 | Текущий |
29 | 13.12 | Деревья в лесу (контрольное задание) | 2 | Каб.48 | Итоговый |
30 | 18.12 | Деревья в лесу (контрольное задание) | 2 | Каб.48 | Итоговый |
31 | 20.12 | Снежинки | 2 | Каб.48 | Текущий |
32 | 25.12 | Весёлые снеговики | 2 | Каб.48 | Текущий |
33 | 27.12 | Разные линии | 2 | Каб.48 | Текущий |
34 | 10.01 | Виды и жанры изобразительного искусства. | 2 | Каб.48 | Текущий |
35 | 15.01 | Мышкин домик | 2 | Каб.48 | Текущий |
36 | 17.01 | Мышкин домик | 2 | Каб.48 | Текущий |
37 | 22.01 | Беседа о Павлово-Посадских платках. Платок. | 2 | Каб.48 | Текущий |
38 | 24.01 | Платок. | 2 | Каб.48 | Текущий |
39 | 29.01 | Лошадка(лепка) | 2 | Каб.48 | Текущий |
40 | 31.01 | Зимний лес | 2 | Каб.48 | Текущий |
41 | 05.02 | Лев (аппликация) | 2 | Каб.48 | Текущий |
42 | 07.02 | Дождь | 2 | Каб.48 | Текущий |
43 | 12.02 | Чудо-юдо рыба кит | 2 | Каб.48 | Текущий |
44 | 14.02 | Чудо-юдо рыба кит | 2 | Каб.48 | Текущий |
45 | 19.02 | Беседа о В.М. Васнецове. Образ сказочного героя | 2 | Каб.48 | Текущий |
46 | 21.02 | Образ сказочного героя | 2 | Каб.48 | Текущий |
47 | 26.02 | Сова | 2 | Каб.48 | Текущий |
48 | 28.02 | Сова | 2 | Каб.48 | Текущий |
49 | 05.03 | Слоны на водопое | 2 | Каб.48 | Текущий |
50 | 07.03 | Слоны на водопое | 2 | Каб.48 | Текущий |
51 | 12.03 | Ваза | 2 | Каб.48 | Текущий |
52 | 14.03 | Терем-теремок | 2 | Каб.48 | Текущий |
53 | 19.03 | Терем-теремок | 2 | Каб.48 | Текущий |
54 | 21.03 | Маска дикаря | 2 | Каб.48 | Текущий |
55 | 26.03 | Птичка (лепка) | 2 | Каб.48 | Текущий |
56 | 28.03 | Птичка (лепка) | 2 | Каб.48 | Текущий |
57 | 02.04 | Беседа о Хохломском промысле. Элементы росписи. | 2 | Каб.48 | Текущий |
58 | 04.04 | Чудо-блюдо | 2 | Каб.48 | Текущий |
59 | 09.04 | Чудо-блюдо Контрольное задание по искусству | 2 | Каб.48 | Промежуточный |
60 | 11.04 | Белки на ветках | 2 | Каб.48 | Текущий |
61 | 16.04 | Белки на ветках | 2 | Каб.48 | Текущий |
62 | 18.04 | Геометрический орнамент | 2 | Каб.48 | Текущий |
63 | 23.04 | Геометрический орнамент | 2 | Каб.48 | Текущий |
64 | 25.04 | Заяц с морковкой (лепка) | 2 | Каб.48 | Текущий |
65 | 30.04 | Подводное царство | 2 | Каб.48 | Текущий |
66 | 02.05 | Декоративный натюрморт | 2 | Каб.48 | Текущий |
67 | 07.05 | Декоративный натюрморт | 2 | Каб.48 | Текущий |
68 | 14.05 | Что такое лето. Контрольное задание. | 2 | Каб.48 | Итоговый |
69 | 16.05 | Что такое лето. Контрольное задание. | 2 | Каб.48 | Итоговый |
70 | 21.05 | Заключительное занятие (викторина) | 2 | Каб.48 | Итоговый |
71 | 23.05 | Пленэр | 2 | Школьный двор | Текущий |
72 | 28.05 | Пленэр | 2 | Школьный двор | Текущий |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования детей
ПРИНЯТА УТВЕРЖДАЮ
Протокол Приказ № __
Педагогического совета № __ от «__» августа 2017 года
от« __» августа 2017 года директор ГБОУ Гимназии №284
______________/Н.Б.Иванова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Тропинки в мир искусства»
2 год обучения 9-10 лет
группа №2
Срок реализации программы : __2017-2018____ учебный год
Разработчик:
Куркэ Ираида Андреевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2017 год
Особенности организации учебного процесса 2-го года обучения.
Второй год обучения направлен на закрепление умений и навыков в рисовании, полученных за предыдущий год и на приобретение навыков в изображении более сложных объектов с натуры, по памяти и представлению. По программе предусмотрено рисование с натуры, дающее первоначальные сведения о формообразовании предметов и цветоведении. Усложняются задания по лепке, в декоративно-прикладном искусстве дети выходят на уровень вариации.
Задачи:
-рисование с натуры;
-рисование по памяти.
Содержание программы второго года обучения
Раздел «Основы цветоведения»
Теория
Виды колорита, гармония цвета. Цвет в жизни человека. Цвет в природе. Цветовое многообразие. Законы гармонизации цвета. Разнообразие живописных техник. Взаимодействие красок с чёрным цветом.
Практика
Создание тёплого и холодного колорита; подобрать цвета, передающие вечернее и утреннее время суток (отличие красок утра от красок вечера); гармония цвета в натюрмортах; копировать картину художника с целью изучения манеры письма художника и подбора цвета.
Темы раздела: «Копия картины», «Рисуем фрукты», «Натюрморт», «Утренний пейзаж», «Вечерний пейзаж», «Дождливый день», «Весна идёт!»
Раздел «Форма и цвет»
Теория
Соотношение между величинами, формами, цветом, между светом и тенью. Цвет, подчеркивающий форму. Плавный переход от одного холодного цвета к другому холодному и от тёплого цвета к холодному.
Практика
Рисовать разных насекомых, передать разницу в размерах, составить композицию из жизни насекомых; нарисовать натюрморт с цветами, показать форму цветов, цветовые рефлексы; составить из различных форм здание.
Темы раздела: «Летние насекомые. Стрекозы в полете», «Натюрморт. Цветы», «Сказочное здание», «Натюрморт».
Раздел «Основы рисунка»
Теория
Пропорции предметов, плоскостное и объёмное изображение, правила рисования с натуры предметов; основы рисования головы человека (портрета): первоначальные сведения о пропорциях человеческого лица.
Практика
Нарисовать несложный натюрморт из предметов быта: выбор формата, компановка предметов на листе, построение каждого предмета с учётом пропорций, тональное решение; изобразить автопортрет по правилам изображения человеческого лица; изобразить древнерусский храм.
Темы раздела: «Натюрморт», «Автопортрет», «Древнерусские храмы».
Раздел «Тематическое рисование»
Теория
Линия горизонта, композиционный центр, ритм, движение, пластика. Детали в изображении. Большое и малое. От общего – к частному. Линия, пятно, цвет как средства выразительности.
Практика
Нарисовать тематическую композицию: выбор темы, обсуждение сюжета, выполнение эскиза, рисунок композиции, цветовое решение.
Темы раздела:«Что интересного было летом», «Птицы улетают», «Грустный ворон, весёлая сова», «Морское дно», «В город пришла зима», «Ноев ковчег», «Иллюстрация к русской народной сказке»
Раздел «Основы декоративно-прикладного искусства»
Теория
Орнаменты: растительный и зооморфный; городецкие росписи, элементы городецкой росписи, особенности цвета городца; история витража, тематические витражи, новые витражные техники, дополнительные цвета. Модульная аппликация.
Практика
Изобразить декоративную композицию, подобрать цвета, усиливающие звучание друг друга (дополнительные цвета); составить украшение блюда на тему городецкой росписи; выполнить изображение кружевных узоров белой ручкой по тёмному фону.
Темы раздела: «Дары осени на блюде» (декоративность), «Красивые бабочки», «Витраж», «У лукоморья», «Городецкая роспись.(Птица)», «Весёлый клоун», «Волшебная рыбка», «Зимний пейзаж», «Вологодские кружева»
Раздел «Скульптура»
Теория
Рельеф как разновидность скульптуры, виды рельефа, правила выполнения рельефа из солёного теста.
Практика
Изучить приёмы лепки из солёного теста, лепка рельефа.
Темы раздела: «Знакомство с лепкой из соленого теста», «Сказочное дерево», «Композиция " Медведи", «Барыня», «На ферме».
Планируемые результаты 2 года обучения:
личностные :
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль
предметные :
- закрепит навыки работы различными художественными материалами;
- закрепит навыки работы акварелью и гуашью: равномерное окрашивание, заливка, техника по-сырому, мазок;
- познакомится с новыми художественными приёмами;
- расширит представление о цветоведении, композиции;
- получит знания по основам реалистического рисунка;
- разовьёт образное художественное мышление и способность выразить свой замысел.
Результатом практической деятельности по программе «Тропинки в мир искусства» можно считать следующее: создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения
Группа №2
Расписание: понедельник 16.45 – 18.15
среда 16.45 – 18.15
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | 04.09.2017 | Вводный урок. | 2 | Каб.48 | Текущий |
2 | 06.09.2017 | Что интересного было летом? | 2 | Каб.48 | Текущий |
3 | 11.09 | Дары осени на блюде | 2 | Каб.48 | Текущий |
4 | 13.09 | Дары осени на блюде | 2 | Каб.48 | Текущий |
5 | 18.09 | Волшебная рыбка (аппликация) | 2 | Каб.48 | Текущий |
6 | 20.09 | Летние насекомые. Стрекозы в полёте. | 2 | Каб.48 | Текущий |
7 | 25.09 | Летние насекомые. Стрекозы в полёте. | 2 | Каб.48 | Текущий |
8 | 27.09 | Натюрморт. Цветы | 2 | Каб.48 | Текущий |
9 | 02.10 | Натюрморт. Цветы | 2 | Каб.48 | Текущий |
10 | 04.10 | Грустный ворон, весёлая сова. | 2 | Каб.48 | Текущий |
11 | 09.10 | Грустный ворон, весёлая сова. | 2 | Каб.48 | Текущий |
12 | 11.10 | Морское дно | 2 | Каб.48 | Текущий |
13 | 16.10 | Морское дно | 2 | Каб.48 | Текущий |
14 | 18. 10 | Птицы улетают | 2 | Каб.48 | Текущий |
15 | 23.10 | Красивые бабочки | 2 | Каб.48 | Текущий |
16 | 25.10 | Красивые бабочки | 2 | Каб.48 | Текущий |
17 | 30.10 | Знакомство с лепкой из солёного теста | 2 | Каб.48 | Текущий |
18 | 01.11 | Натюрморт | 2 | Каб.48 | Текущий |
19 | 08.11 | Натюрморт | 2 | Каб.48 | Текущий |
20 | 13.11 | Натюрморт | 2 | Каб.48 | Текущий |
21 | 15.11 | В город пришла зима | 2 | Каб.48 | Текущий |
22 | 20.11 | В город пришла зима | 2 | Каб.48 | Текущий |
23 | 22.11 | Зимний пейзаж | 2 | Каб.48 | Текущий |
24 | 27.11 | Рельеф «Сказочное дерево» | 2 | Каб.48 | Текущий |
25 | 29.11 | Рельеф «Сказочное дерево» | 2 | Каб.48 | Текущий |
26 | 04.12 | Автопортрет | 2 | Каб.48 | Текущий |
27 | 06.12 | У лукоморья | 2 | Каб.48 | Текущий |
28 | 11.12 | У лукоморья | 2 | Каб.48 | Текущий |
29 | 13.12 | Городецкая роспись. Птица | 2 | Каб.48 | Текущий |
30 | 18.12 | Городецкая роспись. Птица | 2 | Каб.48 | Текущий |
31 | 20.12 | Ноев ковчег | 2 | Каб.48 | Текущий |
32 | 25.12 | Ноев ковчег | 2 | Каб.48 | Текущий |
33 | 27.12 | Ноев ковчег | 2 | Каб.48 | Текущий |
34 | 10.01 | Беседа об особенностях древнерусской архитектуры. | 2 | Каб.48 | Текущий |
35 | 15.01 | Древнерусские храмы. Контрольное задание | 2 | Каб.48 | Итоговый |
36 | 17.01 | Древнерусские храмы. Контрольное задание | 2 | Каб.48 | Итоговый |
37 | 22.01 | Древнерусские храмы. Контрольное задание | 2 | Каб.48 | Итоговый |
38 | 24.01 | Копия картины | 2 | Каб.48 | Текущий |
39 | 29.01 | Копия картины | 2 | Каб.48 | Текущий |
40 | 31.01 | Копия картины | 2 | Каб.48 | Текущий |
41 | 05.02 | Копия картины | 2 | Каб.48 | Текущий |
42 | 07.02 | Весёлый клоун. | 2 | Каб.48 | Текущий |
43 | 12.02 | Витраж | 2 | Каб.48 | Текущий |
44 | 14.02 | Витраж | 2 | Каб.48 | Текущий |
45 | 19.02 | Сказочное здание. | 2 | Каб.48 | Текущий |
46 | 21.02 | Сказочное здание. | 2 | Каб.48 | Текущий |
47 | 26.02 | Рисуем фрукты | 2 | Каб.48 | Текущий |
48 | 28.02 | Натюрморт (контрольное задание). | 2 | Каб.48 | Итоговый |
49 | 05.03 | Натюрморт (контрольное задание). | 2 | Каб.48 | Итоговый |
50 | 07.03 | Натюрморт (контрольное задание). | 2 | Каб.48 | Итоговый |
51 | 12.03 | Барыня (лепка) | 2 | Каб.48 | Текущий |
52 | 14.03, | Дождливый день | 2 | Каб.48 | Текущий |
53 | 19.03 | Композиция " Медведи". | 2 | Каб.48 | Текущий |
54 | 21.03 | Весенняя капель | 2 | Каб.48 | Текущий |
55 | 26.03 | Весенняя капель | 2 | Текущий | |
56 | 28.03 | Иллюстрация к русской народной сказке | 2 | Каб.48 | Текущий |
57 | 02.04 | Иллюстрация к русской народной сказке | 2 | Каб.48 | Текущий |
58 | 04.04 | Утренний пейзаж | 2 | Каб.48 | Текущий |
59 | 09.04 | Утренний пейзаж | 2 | Каб.48 | Текущий |
60 | 11.04 | Вечерний пейзаж | 2 | Каб.48 | Текущий |
61 | 16.04 | Вечерний пейзаж | 2 | Каб.48 | Текущий |
62 | 18.04 | Вологодские кружева. | 2 | Каб.48 | Текущий |
63 | 23.04 | Вологодские кружева. | 2 | Каб.48 | Текущий |
64 | 25.04 | Контрольное задание | 2 | Каб.48 | Итоговый |
65 | 30.04 | Композиция «На ферме»(лепка) | 2 | Каб.48 | Текущий |
66 | 02.05 | Композиция «На ферме»(лепка) | Каб.48 | Текущий | |
67 | 07.05 | Весна идёт! | 2 | Каб.48 | Текущий |
68 | 14.05 | Весна идёт! | 2 | Каб.48 | Текущий |
69 | 16.05 | Заключительный урок «Скоро лето!» | 2 | Каб.48 | Итоговый |
70 | 21.05 | Пленэр | 2 | Школьный двор | Текущий |
71 | 23.05 | Пленэр | 2 | Школьный двор | Текущий |
72 | 28.05 | Пленэр | 2 | Школьный двор | Текущий |
Методическое обеспечение программы
№ | Раздел программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Раздел «Основы рисунка». | Комбинир., практические | Приёмы: педагог.рисунок, диалог, решение проблемных ситуаций, упражнения. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, фронтальный, индивидуально-фронтальный. | Таблицы: «Карандашные фактуры», «Виды линий», «Силуэты и контуры предметов», «Этапы рисования предметов», «Этапы рисования натюрморта», «Способы штриховки», «Правила распределения света и тени», презентации, проектор мультимедиа. | Выставка, коллективный анализ работ, самостоятельная работа. |
2. | Раздел «Основы цветоведения» | Комбинир., практические | Приёмы: педагог.рисунок, диалог, решение проблемных ситуаций, упражнения. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, фронтальный, индивидуально-фронтальный. | Таблицы: «Ахроматические гуашевые фактуры», «Основные и дополнительные цвета», «Образование хроматических цветов», «Насыщенность цвета», «Этапы рисования натюрморта», презентации, проектор мультимедиа. | Выставка, коллективный анализ работ, самостоятельная работа. |
3 | Раздел «Орнамент. Стилизация» | Практические | Приёмы: упражнения, работа по образцу. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный. | Таблицы: «Виды орнаментов», «Этапы выполнения орнаментов», презентации, проектор мультимедиа. | Выставка, коллективный анализ работ, самостоятельная работа. |
4 | Раздел «Основы декоративно-прикладного искусства» | Комбинир., практические, беседа, мастерская | Приёмы: беседа, упражнения (изучение элементов), работа по образцу. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный | Таблицы: «Фактурные натюрморты», «Симметрия», детские работы в качестве образца, презентации, проектор мультимедиа. | Выставка, коллективный анализ работ, самостоятельная работа. |
5 | Раздел «Жанры изобразительного искусства». | Беседа | Приёмы: беседа. Методы: наглядный. | Презентации, проектор мультимедиа. | Устный рассказ, ответы на вопросы. |
6 | Раздел «Тематическое рисование». | Традиционный, путешествие, игра (ролевая). | Приёмы: ролевая игра, упражнения, решение проблемных ситуаций. Методы: индивидуально-фронтальный, частично-поисковый, наглядный. | Таблицы: «Пластика и образность человека», «Последовательность отработки техники наброска», «Основные виды компоновок», «Перспектива», детские работы в качестве образца. Презентации, проектор мультимедиа. | Выставка, коллективный анализ работ, самостоятельная работа. |
7 | Раздел «Лепка» | Практический | Приёмы: упражнения, работа по образцу. Методы: наглядный, репродуктивный. | Таблица «Схемы лепки предметов». Презентации, проектор мультимедиа. | Выставка, коллективный анализ работ, самостоятельная работа. |
8 | Раздел «Форма и цвет» | Комбинированный | Приёмы: упражнения, работа по образцу. Методы: наглядный, репродуктивный | Таблицы:«Этапы рисования предметов», «Способы штриховки», «Правила распределения света и тени», презентации, проектор мультимедиа. | Выставка, коллективный анализ работ, самостоятельная работа. |
Формы контроля
Текущий:
- педагогическое наблюдение;
- фронтальный опрос;
- коллективный анализ рисунков и поделок после каждого занятия.
Промежуточный контроль:
- самостоятельное планирование и выполнение тестового задания (рисунка);
- тематические викторины;
- тематические игры.
Итоговый контроль:
- выставки работ;
- участие в конкурсах;
- открытое занятие (мастер-класс для детей и родителей).
Методические пособия
Таблицы:
1.«Карандашные фактуры»,
2.«Виды линий»
3. «Силуэты и контуры предметов»
4. «Этапы рисования предметов»
5. «Этапы рисования натюрморта»
6. «Способы штриховки»
7.«Правила распределения света и тени»
8. «Ахроматические гуашевые фактуры»
9. «Основные и дополнительные цвета»
10. «Образование хроматических цветов»
11. «Насыщенность цвета»
12.«Этапы рисования натюрморта»
13.«Виды орнаментов»
14. «Этапы выполнения орнаментов»
15. «Фактурные натюрморты»
16. «Симметрия»
17. «Пластика и образность человека»
18. «Последовательность отработки техники наброска»
19.«Основные виды компоновок»
20. «Перспектива»
21 «Схемы лепки предметов».
Список литературы для учителя:
1. Неменский Б.М. «Мудрость красоты», - М., 1987 г.
2. Неменский Б.М.., Фомина Н.Н., «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4; 5-8 класс», - 1991г.
3. Волков Н.Н., «Цвет в живописи», -М., 1970г.
4. Билл Мартин «Рисуем с удовольствием», - Минск «Поппури», 2004г.
5. Т.Ф.Беляева «Упражнения по развитию пространственного представления у учащихся», -Москва «Просвещение», 1983г.
6. В.И. Жабинский, А.В. Винтова «Рисунок», Москва, «ИФРА-М», 2014г.
7. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог, школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991
9.Щеблыкин И.К., Романина В.И., Коготкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Интернет ресурсы:
3. http://www.artsait.ru/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...