Элективный курс «История и основные стили архитектуры».
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«История и основные стили архитектуры».
Пояснительная записка.
В настоящее время в практике обучения изобразительному искусству ставится задачи формирования у детей способности творческого познания окружающего мира. Бесконечен и разнообразен мир искусства. Как разобраться в нем, постичь его тайны, особенности развития.
Учащиеся 9 классов – это мальчики и девочки отроческого и юношеского возраста, когда происходит активный процесс духовного созревания личности, начинают формироваться мировоззрение, убеждения, важнейшие жизненные принципы, эстетические идеалы.
Архитектура непосредственно участвует в формировании предметной среды, окружающей человека. Среда, в которой живут школьники, является одним из важнейших факторов, формирующих мировоззрение. Архитектура окружает нас постоянно, и её образы обладают большой силой психологического воздействия.
Знание истории архитектуры расширяет кругозор, обогащает интеллект приобщением к этой замечательной области человеческого творчества, даёт возможность видеть историю зодчества как закономерный процесс его развития и укрепляет веру в прогресс, силу разума и творческого гения человечества.
Курс “История и основные стили архитектуры” явится основой стремления школьника быть не только потребителем созданных предшествующими поколениями ценностей, но и создателем нового.
Архитектура - самый сложный вид изобразительного искусства, но и наиболее близкий человеку. Ведь архитектура служит человеку не только в плане эстетического наслаждения, а и функционально. Архитектурное искусство является частью культуры России. А сохранение национального культурного достояния, его развитие и переосмысление с позиции нового времени, сохранение и почитание народных традиций является неотъемлемой частью воспитания высоконравственной личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.
Основная цель курса: создать условия для предоставления учащимся возможности проявить себя как творческая личность, умеющая использовать полученные знания и умения в новых жизненных ситуациях: групповой проектной деятельности при создании макетов архитектурных сооружений.
Образовательная цель:
- дать сведения о различных видах архитектурных сооружений;
Развивающая цель:
- развивать умения понимать художественно-выразительные особенности языка архитектурного искусства; находить, выделять и реализовывать полезную информацию в групповой деятельности; развивать художественную эрудицию и грамотность.
Воспитательная цель:
- предоставить учащимся возможность развивать эстетическое восприятие произведений архитектурного искусства, воспитывать чувство прекрасного;
- прививать интерес к профессиям, связанным с архитектурным искусством;
- развивать толерантное отношение друг к другу, умение работать в группе.
Практическая цель:
- создать условия для овладения различными видами макетирования архитектурных сооружений;
- формировать умения создавать архитектурные тематические композиции.
Задачи курса:
- Систематизировать и закрепить знания по многим вопросам школьного курса изобразительного искусства;
- Ознакомить с основными методами художественного макетирования;
- Использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование, аппликация, макетирование).
- Способствовать развитию любознательности, расширять кругозор;
- Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;
- Развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания; работать со справочной литературой, иллюстрациями, эскизами.
- Развивать воображение, творческие способности.
- Изучение эстетического идеала разных исторических эпох, общего художественного стиля;
- Обогащение представлений учащихся лучшими образцами искусства архитектуры разных народов и эпох, воспитание на этой основе ценностных ориентаций.
В результате изучения курса “История и основные стили архитектуры” учащиеся будут иметь представления:
- об истории развития архитектуры с древнейших времен по настоящее время;
- об основных формах архитектурных сооружений: (Древняя Греция, средневековая Европа, Русь);
- об архитектурной композиции;
- об особенностях культуры рассматриваемой эпохи, страны;
- об эстетических идеалах разных исторических эпох, общего художественного стиля данной страны.
Учащиеся должны знать:
-основные стили в архитектурном искусстве
-развитие и изменение основных форм архитектурных сооружений
-основные виды архитектуры
-эволюцию развития архитектурных приёмов.
Учащиеся должны уметь:
- применять знания об основных стилях и направлениях в архитектуре,
- разрабатывать эскизы архитектурных композиций,
- изготавливать своими руками архитектурные макеты,
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями,
- формировать собственную позицию в отношении дизайна архитектурных сооружений в целом,
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Работа учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы работы:
- индивидуальная,
- коллективная,
- творческие задания,
- лекционное занятие,
- выставка творческих работ.
Методы:
- словесные (лекции, беседы, дискуссии);
- наглядные (репродукции произведений архитектурного искусства, фотографии, таблицы, схемы, слайды, презентации).
Формы контроля:
- анализ результатов индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
- анализ проектной деятельности.
Промежуточные формы контроля:
- наблюдение активности учащихся на занятиях, беседы с учащимися.
Занятия могут проходить в школьной мастерской, классе. Принадлежности для работ учащиеся приносят сами. Занятия носят творческий характер, и уважается выбор учащихся в подборе рисунков, цвета, композиций своей работы.
Реализация программы предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся: учёт их возможностей, интересов, развитие творческой самостоятельности.
Итоговый контроль – выставка творческих работ учащихся.
Примерное тематическое планирование рассчитано на 17 часов.
Тематическое планирование элективного курса:
№п/п | Название темы | Количество часов | Форма проведения занятий | Образовательный продукт | ||
всего | лекции | практика | ||||
1. | Введение в элективный курс. Архитектура – как среда жизни человека. | 1 | 1 | - | Обзорная лекция | конспект |
2. | Архитектурный художественный образ: объём, форма, композиция | 1 | 1 | - | Лекция. | конспект |
3. | Выразительные средства композиции | 1 | - | 1 | коллективное творческое задание. | Аппликация |
4 -5. | Несущие и несомые элементы зданий. Разнообразие перекрытий | 2 | 0,5 | 1,5 | лекция, коллективная работа. | макет |
6. | Портал и его эмоционально- образное звучание | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция, творческое задание. | Конструирование из бумаги и пластилина |
7. | «Семь чудес света» - величайшее культурное наследие человечества | 1 | 1 | - | лекционное занятие, дискуссия. | Доклады, конспект, выводы |
8-9. | Архитектура как отражение миропонимания. Древняя Греция | 2 | 0,5 | 1,5 | Индивидуально- групповая работа. | макет древнегреческого храма |
10. | Архитектура средневековья | 1 | 1 | - | лекция, | конспект |
11-12. | Русская архитектура. | 2 | 0,5 | 1,5 | лекция, коллективная работа. | Макет «Древний город» |
13. | Русское деревянное зодчество | 1 | 0,5 | 0,5 | лекция, творческое задание. | Аппликация |
14. | Город будущего | 1 | 0,5 | 0,5 | Дискуссия, творческое задание. | - |
15,1617. | Работа над итоговым проектом | 3 | - | 3 | Творческая работа Защита проектов, | выставка работ. |
Содержание программы:
Занятие1. Введение в элективный курс. Архитектура – как среда жизни человека. 1час
Цель: Ознакомить учащихся с понятием «Архитектура», её значением для человека и общества.
Вопросы для изучения:
-Архитектура- искусство проектировать и строить.
-Три основы, на которых держится архитектура: «Прочность, польза, красота».
-Три основных вида архитектуры: объёмные сооружения, ландшафтная архитектура, градостроительство.
Задание: Записать в тетрадь по искусству определение архитектуры и её видов.
Форма проведения: лекционное занятие.
Занятие2. Архитектурный художественный образ: объём, форма, композиция. 1час
Цель: Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить со свойствами архитектурных объёмов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Ознакомить учащихся со средствами композиции в изобразительном искусстве и архитектуре.
Вопросы для изучения:
- Влияние архитектурного объёма на эмоциональную сферу человека.
-Основные свойства архитектурно- пространственных форм: геометрический вид, размеры архитектурной формы, положение формы в пространстве, масса здания в зрительном восприятии, фактура материала, цвет в архитектурных композициях, светотень.
-Средства композиции (композиционный центр, симметрия, пропорции, масштабность, ритм)
-Виды архитектурных композиций.
Задание: конспект
Форма проведения: лекция.
Занятие3. Выразительные средства композиции 1час
Цель: Сформировать навыки построения фронтальной композиции здания.
Задание: Аппликация фронтальной композиции здания.
1 группа - силуэты в стиле древнерусской архитектуры.
1 группа - силуэты зданий в стиле античной архитектуры.
3 группа - силуэты зданий в средневековом стиле.
4 группа - силуэты современных зданий.
Форма проведения: коллективное творческое задание.
Занятие4-5. Несущие и несомые элементы зданий. Разнообразие перекрытий 2часа
Цель: Ознакомить учащихся с разнообразием несущих и несомых элементов здания.
Проследить эволюцию архитектурных приёмов. Сформировать понимание гармонических
связей архитектуры и человека.
Вопросы для изучения:
-Эволюция опор и перекрытий (Древняя архитектура, Античная архитектура, Средневековая архитектура, Русская архитектура).
Задание: Создание макета разноуровневого сооружения (коллективная работа. 1час-эскиз объёмной композиции; 2час-работа над макетом).
1 группа- Замок зла.
2 группа- Дворец добра.
Форма проведения: лекция, коллективная работа.
Занятие6. Портал и его эмоционально- образное звучание.
Цель: Формировать способность анализировать произведения архитектуры, понимать её образный язык. Формировать навыки работы над архитектурным объёмом в смешанной технике.
Вопросы для изучения:
-Ворота - одна из главных символических форм города.
-«О чём рассказывают ворота»
Задание: Конструирование из бумаги и пластилина порталов различного эмоционального звучания. Вход в «Парк развлечений», «Зоопарк», «Парк дружбы» и т. д.
Форма проведения: Занятие комбинированное: лекция, творческое задание.
Занятие7. «Семь чудес света» - величайшее культурное наследие человечества 1час
Цель: Ознакомить учащихся с выдающимися произведениями искусства. Формировать навыки анализировать произведения архитектуры. Развивать чувство сопричастности к достижениям человечества в области искусства и техники.
Вопросы для изучения:
- Пирамида Хеопса; Висячие сады Семирамиды; Статуя Зевса; Храм Артемиды; Галикарнасский мавзолей; Колосс Родосский; Александрийский маяк (сообщения учеников).
Форма проведения: лекционное занятие, дискуссия.
Занятие8-9. Архитектура как отражение миропонимания. Древняя Греция 2часа
Цель: Обобщить знания о культуре Древней Греции. Формировать навыки моделирования объёмных композиций.
Вопросы для изучения:
-Культура Древней Греции.
-Скульптура и архитектура как синтез искусства.
Задание: Выполнить макет древнегреческого храма по единому модулю.
Форма проведения: Индивидуально- групповая работа.
Занятие10. Архитектура средневековья 1час
Цель: Ознакомить учащихся со стилями в средневековом искусстве. Формировать навыки построения цветовой композиции в имитации витража.
Вопросы для изучения:
-Романский и готический стиль в искусстве средневековья.
Задание: Выполнить имитацию витража.
Форма проведения: Занятие комбинированное: лекция, творческое задание.
Занятие11-12. Русская архитектура 2часа
Цель: Ознакомить учащихся с основными чертами архитектуры Древней Руси. Выявить древние традиции русской архитектуры и влияние на неё западных современных тенденций. Формировать навыки формообразования при работе над материалом.
Вопросы для изучения:
-Возникновение Киевской Руси.
-Владимиро- Суздальская архитектура
-Архитектура Новгорода; Архитектура Московского кремля;
-Архитектурные ансамбли.
Задание: Создание макета «Древний город»
Форма проведения: лекция, коллективная работа.
Занятие13. Русское деревянное зодчество 1час
Цель: Ознакомить учащихся с основными чертами русского деревянного зодчества. Развивать интерес к национальным культурным корням. Формировать навыки построения фронтальной композиции в технике аппликации.
Вопросы для изучения:
-Гражданское зодчество.
-Храмовое зодчество.
Задание: Выполнить работу «Деревянный город» в стиле аппликации с имитацией «бревна».
Форма проведения: Занятие комбинированное: лекция, творческое задание.
Занятие14. Город будущего 1час
Цель: Сформировать у учащихся чувство сопричастности к проблемам города будущего.
Развивать навыки работы с материалом.
Вопросы для изучения:
-Какой он – город будущего???
Форма проведения: Дискуссия, творческое задание.
Занятие15-17. Работа над итоговым проектом. Защита проектов 3часа
Цель: Формировать навыки работы над архитектурным объёмом. Обобщить знания по курсу «История и основные стили архитектуры.
Форма проведения: разработка и создание проекта. Выставка работ
Литература:
Для учителя:
Изобразительное искусство. 8класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского
Авт.-составитель О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Изобразительное искусство. 8класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского.
В 2 частях. Составитель М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель – АСТ. 2005.
В.И. Колякина. «Методика организации уроков коллективного творчества». Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.
«Искусство» Книга для чтения. Составители: М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев, М.Г. Неклюдова
Издательство «Просвещение» Москва 1969г.
Электронное средство учебного назначения «История Искусства»
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006г.
СД диск Энциклопедия школьника «Искусство и архитектура»
СД диск Большая детская электронная энциклопедия. Том 23. Архитектура
Для учащихся:.
«Искусство» Книга для чтения. Составители: М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев, М.Г. Неклюдова
Издательство «Просвещение» Москва 1969г.
Электронное средство учебного назначения «История Искусства»
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006г.
СД диск Энциклопедия школьника «Искусство и архитектура»
СД диск Большая детская электронная энциклопедия. Том 23. Архитектура
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса по теме: "Деловой стиль. Апелляция" в 11 классе.
Апелляция-вид заявления выпускника, недовольного результатом своей работы. В нашей школе мы практикуем написание деловых бумаг на 2-х языках (русском, татарском). Поэтому занятия считаем бинарными....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»
Экзамен по алгебре ГИА 9 все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена, а число...
Методическая разработка «Реализация технологии историзации на уроках геометрии основной школы». Элективный курс «История математики от Древних цивилизаций до наших дней».
При проведении уроков маематики крайне редко удается излагать исторические сведения. Здесь сказывается нехватка учебного времени, желание уделить больше внимания закреплению и многое другое. Поэтому я...
Программа элективного курса «Написание сочинений публицистического стиля речи»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа...
Программа элективного курса «История костюма и основные стили в искусстве» для 7 класса
Данный элективный курс позволяет учащимся изучить, разбираться и использовать разные стили в одежде, чтобы не выглядеть нелепо в потоке модных вещей, предлагаемых молодежи торговлей.Курс следует рассм...
Презентация к уроку ИЗО 7 класса Пути развития современной архитектуры. Основные стили архитектуры XX-XXI
УМК Питерских А.С. Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс....
Конспект урока по ИЗО для 7 класса Пути развития современной архитектуры. Основные стили архитектуры XX-XXI века.
Конспект урока к презентации по ИЗО для 7 класса....