Самоанализ урока в 5 классе по теме:"Изразцы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
В материале даётся подробная карта самоанализа урока, который должен правильно выполнять каждый педагог. Самоанализ позволяет выявить умение учителя выбрать подходящую к данному классу форму проведения урока, методы обучения. И, наконец, не забывать, что мы на уроке искусства, т. е. строить урок в соответсвии с методом погружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_v_5_klasse_na_temu_izraztsy.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: "Изразцы".
Учитель: Гражданинова Л. И.
1. Характеристика класса:
Урок был дан в 5-ом классе, учащимся, занимающимся по программе Б. Неменского пятый год обучения. У детей сформированы умения и навыки работы с различными художественными материалами, композиционные навыки, умение соотносить образ и цвет, эмоциональное восприятие искусства. Для некоторых учащихся эта тема будет представляться сложной, так как в силу объективных причин, у них доминирует репродуктивный способ мышления и изображения, поэтому учитель должен снять страх перед пустым листом в процессе объяснения, используя наглядные пособия.
В целом , в классном коллективе преобладает атмосфера сотрудничества, дети умеют взаимодействовать друг с другом. По этой причине в классе весьма успешно проходят такие формы урока как коллективная работа. Дети комфортно себя ощущают при выборе любых коллективных форм (индивидуально-взаимодействующая, совместно-взаимодействующая. последовательно-взаимодействующая). Для восприятия искусства класс подготовлен и в эмоциональном плане.
2. Место урока в изучаемой теме.
Урок по данной теме "Изразцы" является одним из последних уроков раздела «Связь времён в народном искусстве», который посвящен народным промыслам, сохранению древних традиций в искусстве мастеров нашего времени. На предыдущих и последующих уроках учащиеся знакомятся не только с промыслами, но и с культурой и традициями наших предков. При изучении раздела дети должны понять, что без сохранения традиций невозможно дальнейшее развитие искусства ( последующий раздел изучения будет называться «Декоративное искусство в современном мире»). На данном уроке дети еще раз вспомнят и повторят уже известные им по предыдущим занятиям семантические образы народного искусства, композиционные схемы орнамента в квадрате, цветовой строй и увидят новое применение своих навыков кистевой росписи в изразце.
3 Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной. развивающей и воспитательной.
Приоритетными целями любого урока искусства является
воспитательный аспект:
способствовать формированию эмоционально-ценностного восприятия детьми изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры через использование презентации о видах изразцов;
воспитывать чувство сопричастности к материально-духовному наследию наших предков;
содействовать повышению уровня проявления индивидуальности и самостоятельности учащихся через организацию коллективной ( совместно-индивидуальной) творческой работы.
Художественно-творческий аспект (развивающий ): познакомить с первыми страницами истории русской культуры (изразцом как общенациональным явлением и как элементом декора), развивать умение передавать красоту, используя условный язык стилизации,. развивать чувство цвета и умение смешивать краски;
создать условия для развития воображения учащихся на основе творческих принципов народного искусства через выдвижение занимательной проблемы, индивидуальную работу по карточкам;
создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов
содействовать развитию мелкой моторики пальцев и техники работы с пластическим материалом через организацию совместно-индивидуальной работы в группах.
Обучающий аспект: организовать знакомство учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства, изразцом, через эмоциональный рассказ учителя, использование наглядности и применение ИКТ;
учить приемам стилизации ;
учить приемам компоновки орнамента в квадрате.
4. Характеристика плана урока:
№ этапа | СУМ | МО | ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ | ФОПД |
1. Экспозиция. Организационный момент. | Настрой на творчество, проверка подготовки к уроку. | словесный | беседа | фронтальная |
2. Актуализация опорных знаний. (Завязка) | 1.Актуализация знаний о нар. промыслах. 2.Настрой на творчество, погружение в атмосферу ис-ва. | Эвристический; информационно-рецептивный(объяснительно-иллюстративный) | Лит. эпиграф; Эвристическая беседа | фронтальная |
3. Восприятие искусства. | 1. Учитель организует знакомство учащихся с новым видом декоративно-прикладного искусства, изразцами) | объяснительно-иллюстративный; | Беседа по вопросам учителя
| фронтальная |
4. Погружение в искусство | 2. Знакомство с приемами стилизации 3. Первичная проверка понимания материала | проблемное изложение; частично поисковый словесный | Работа по карточкам беседа | Разноуровневая индивидуальная работа самостоятельная работа; фронтальная |
5. Творческая работа. Кульминация. | 1.Учитель выдвигает перед классом занимательную проблему: Представить себя мастером изразцов и украсить печь. Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается разноуровневое задание. 2.Монтаж коллективного панно из индивидуальных работ. 3. Творческая защита работы | проблемное изложение; творческий (исследовательский) словесный | Самостоятельная творческая работа по группвм беседа | коллективная совместно-индивидуальная форма Индивидуальная работа |
6. Итог урока. (Последействие). Выставка. | Анализ деятельности (детей и собственной) на уроке. | Словесный; объяснительно-иллюстративный | Беседа, анализ | фронтальная |
5.Как был построен урок в соответствии с планом
1. Организационный момент. (Экспозиция).
Задачи: подготовить новую психологическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения учащихся на урок, развивать умственную привычку быстрого перехода к рабочему состоянию сознания, способствовать сознанию необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися.)
2. Актуализация опорных знаний. (Завязка)
Мотивация. С помощью эпиграфа на экране ребята активно включаются во фронтальную форму познавательной деятельности, отвечают на вопросы. Фронтальная беседа развивает память, внимание. УВЗ этого УВМ - организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, создать условия для воспроизведения имеющихся знаний и усвоения новых, подвести к осознанному формулированию темы и цели урока.
Говоря о внутреннем убранстве дома, о назначении печи в избе, вспоминаем пословицы, загадки и сказки. Таким образом, создаю условия для расширения привычных представлений о печи,
использование стихов создает эмоциональный настрой, необходимый для предстоящей творческой работы;
Фронтальная работа, начинающаяся с вопроса, который должен заинтересовать учащихся, позволяет им самим определить тему урока и направляет познавательную активность класса на осознанное получение новых знаний.
3. Восприятие искусства. (Формирование новых знаний и умений).
В процессе демонстрации презентации наглядность формирует образное мышление,
рассматривая содержание изразцов, ученики называют сказочные сюжеты, их героев, т.е. словами передают то, что они видят на экране, что способствует формированию связанной речи.
Через применение наглядной презентации ( наглядно-объяснительный метод)формируется эмоционально-ценностное восприятие детьми изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры. Использование ИКТ позволяет повысить мотивацию учащихся, а значит, повысить увлеченность процессом деятельности и уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе.
4. Погружение в искусство. Закрепление знаний.
На этапе закрепления ставлю следующие задачи: Воспроизвести и закрепить в памяти учащихся знания, которые будут необходимы им для самостоятельной творческой работы; создать условия для развития воображения учащихся; оказать им помощь в выборе сюжета изразца, который они будут изготовлять самостоятельно. Цель этой работы - воспроизведение и упрочнение в памяти знакомых сведений. Методом фронтальной беседы через использование наглядности решается задача создания условий для развития цветового видения детей и их творческих способностей. Фронтальный опрос активизирует память, включает всех учащихся в активную мыслительную деятельность. В ходе опроса осуществляется коллективная познавательная деятельность всех учащихся.
5. Творческая работа. Кульминация. 6. Структурный аспект самоанализа урока.
Учитель выдвигает перед классом занимательную проблему:
(- А теперь давайте мы с вами представим себя народными умельцами-художниками, а наш класс станет мастерской по изготовлению изразцов. У нас и печь есть, которая пока совершенно обычная и ждет, когда мы ее украсим).
Выдвижение перед классом занимательной проблемы содействует повышению уровня проявления индивидуальности и самостоятельности учащихся.
Каждому ребенку выдается квадрат 10*10, вырезанный из картона, а на доске "печь" сделанная из бумаги, имитирующая настоящую с пустым полем для готовых изразцов)
Класс разбивается на 4 группы, каждой группе предлагается творческое задание - создать изразцы для русской печи из пластилина.
1 гр. - (У этих ребят хорошо развито образное мышление, творческое воображение, они самостоятельны в выполнении творческих работ. Задание: создать на изразцах сюжеты, используя образы сказочных птиц, животных, диковинные деревья, причудливые цветы)
2 гр. -. (Ребята активные имеют средние художественные способности, у них есть желание и возможность развить свои умения и навыки. Задание: создать изразцы, учитывая символическое значение цвета)
3 гр. -. (Обладают слабой памятью и фантазией, у них слабо развита самостоятельность, но они добросовестны и исполнительны. Задача: создать изразцы, изобразив на них один из видов орнамента)
4 гр. -. (У этих учащихся отсутствует мотивация, отсутствует активное внимание, они имеют слабые навыки самостоятельной работы. Задача: создать изразцы по предложенным образцам)
Характеристика главного этапа урока.
Поскольку драматургия урока строится по театрально – художественному методу, то и его этапы соответствуют построению художественного произведения ( экспозиция, завязка, восприятие-погружение, разработка, кульминация, развязка-последействие ).
Главный этап урока – кульминация всего занятия, когда дети, наконец, могут почувствовать себя наедине со своим произведением самостоятельными творцами. Этот этап готовится учителем тщательно, так как дети не должны почувствовать себя беспомощными перед заданием. Помогает главный принцип обучения - «удивить, заинтересовать, научить», что и происходит на предыдущих этапах урока. К моменту главного этапа дети уже узнали об изразцах, увидели, какие бывают композиционные схемы, построенные на основе стилизации, увидели, как они работают на примерах упражнений. Этап кульминации позволяет каждому ребенку проявить себя, выразить свое понимание произведения, то есть быть художником. Направляющая роль учителя на этом этапе может заключаться в контрольных обходах для оказания помощи слабым ученикам и ответах на вопросы.
На данном этапе уроке решается задача создания условий для развития творческих способностей каждого ученика. Эта задача выполняется через организацию групповой работы, что предусматривает достижение общей цели через дифференцированный подход. Работа в группах строится с учетом стремления определенного количества учащихся к общей цели, обусловленного осознанными потребностями каждого из них получить желаемый для себя лично результат, который, тем не менее, важен и для других.
Для достижения результата - создания коллективной композиции - выбрала совместно-индивидуальную форму работы. Она характеризуется тем, что дети вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится общей частью композиции. Эта форма позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Каждый, выполняя свое задание, знает, что чем лучше он это сделает, тем лучше будет работа коллектива. Это позволяет мобилизовать творческие личные возможности каждого ученика. Учитель в ходе творческой работы учащихся руководит их творческим поиском, дает индивидуальные консультации о композиции, сюжете орнаментов, выборе цвета и корректирует работу учащихся в зависимости оттого, что сделано другими.
Выполнив задание полностью, ученик делает творческую защиту своей работы перед классом, рассказывая что, как и почему он изобразил на своем изразце. Далее изразец помещается на символическую печь. Так постепенно печь приобретает совершенно другой вид, а именно становится необычной, сказочной, волшебной. Группа сильных учащихся, кто быстрее других справился с заданием, помогает в составлении коллективной композиции, благодаря этому у учителя есть возможность оценить работы учеников.
6. Итог урока. Последействие.
На данном этапе ставлю следующие задачи: дать оценку успешности достижения цели, развивать умение анализировать и делать выводы, оценивать собственную деятельность и работу других.
На 6 этапе (последействие) присутствует МО - беседа, анализ (дети имеют возможность увидеть результат своего творчества и обсудить его), что важно, так как каждый учится говорить и слушать товарища, делать выводы.
Дидактические цели (ДЦ) – СУМ – МО – ФОПД - РР
8. Аспект оценки конечного результата.
Формирование УУД:
Личностные действия:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом ( мотив - изображение фриза печи, цель - выполнение стилизованного орнамента изразца.
нравственно-этическая ориентация на воспитание чувства прекрасного.
Регулятивные действия: постановка учебной задачи;
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
предвосхищение результата и уровня его усвоения;
сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
внесение необходимых дополнений и творческих изменений в план и способ действия;
осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Познавательные действия:
общеучебные - преобразование объекта из наглядной формы ( фото) в стилизованную;
умение использовать художественные материалы (гуашь);
умение применять основные средства художественной выразительности живописи (по воображению);
умение правильно строить речевое высказывание в устной форме;
выбор способов решения задачи( фон, детали, цвет ) для передачи образа;
рефлексия способов действия;
способность оценки результатов деятельности;
логические -развитие мыслительных операций анализа, сравнения
постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока английского языка по теме "Education in Great Britain"
После проведения урока по теме "Education in Great Britain" в 9 классе ( учебник О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой English VIII, тема Education: The World of Learning) мне было предложено дат...
Самоанализ урока физической культуры по теме Баскетбол 5 класс
Урок по теме "Баскетбол" является началом изучения нового материала. Цель:Передача и ловля мяча двумя руками от груди и совершенствование ведения мяча....
учебно-методический материал Самоанализ урока физической культуры по теме "Подвижные игры в 3 классе"
Использование национальных игр, нестандартного оборудования приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, без...
Самоанализ урока по физике на тему "Диффузия твердых тел жидкостей и газов" 7 класс
Самоанализ урока по физике на тему "Диффузия твердых тел жидкостей и газов" 7 класс...
Самоанализ урока английского языка по теме Animal Planet для 3 класса
Самоанализ открытого урока,проведенного в 3 классе....
Урок истории с самоанализом в 5 классе на тему "Начало Римской истории"
Это первый урок в разделе "Древний Рим" о географическом положении, населении и их занятиях, а также о легенде об основании Рима...
Самоанализ урока "Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное"" в 7 классе
Урок Обобщение по теме «Имя прилагательное»» - завершающий в изучении данной темы. Ему предшествовал целый ряд...