Общекультурные компетенции на уроках ИЗО
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Шмаргун Виктория Владимировна

Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общекультурные компетенции на уроках изобразительного искусства Презентацию подготовила Шмаргун Виктория Владимировна

Слайд 2

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Общекультурные компетенции

Слайд 3

смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций; проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации; коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия. Компетентность включает следующие аспекты:

Слайд 4

Ф ормирование ключевых компетенций на уроках ИЗО Компетенция Характеристика компетенции Формирование компетенции учителем Формирование компетенции учеником Поведение в обществе, этикет, национальные традиции. Коммуникативная компетенция Работа по формированию навыков на теоретических и практических занятиях. Сообщения по выбранной теме, использование знаний в рисунке при выполнении творческой работы.

Слайд 5

« КАЖДЫЙ НАРОД ХУДОЖНИК». Работа в группах. Руководство во время работ и практических занятиях в группах. Распределение обязанностей в группах, оценка друг друга и самооценка, приобретение навыка коллективного творчества . «КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПОНЯТИЕ ФОРМЫ». Приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества. Применять основы конструирования. Обучение основам конструирования, моделирования, умению читать технологические карты. Контроль и помощь во время практических занятий. Отработка полученных навыков на практических занятиях . «ОТ РОДНОГО ПОРОГА - В МИР КУЛЬТУРЫ ЗЕМЛИ». Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Слайд 6

«ЗНАКОМСТВО СО ШРИФТАМИ» . Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира. Выработка навыков работы со справочной литературой. Умение пользоваться компьютерными технологиями, справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов. «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ УКРАШЕНИЯ?». Умение пользоваться технологической картой, оформление сообщений и творческих проектов. Выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору художественных материалов и техники для задуманного или предложенного для работы . «ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ». Формирование компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для учителя является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ИЗО.

Слайд 7

Показателем развития ключевых компетенций на уроках ИЗО является стабильный уровень качества знания, ежегодные победители и призёры проводимых в районе и в области конкурсов.

Слайд 8

На уроках изобразительного искусства происходит развитие эстетического восприятия мира, воспитание художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве. Учащиеся получают определенный уровень эрудиции в сфере искусства. Учатся делать сознательный выбор видов художественно-творческой деятельности, в которых можно проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. «В искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимания без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо». Б.М . Неменский

Слайд 9

1. Продолжите цепочку слов . Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка ... 2. Объясните значение слова. Например : ритм — это…, дизайн — это…, архитектура – это… 3. «Вспомни слово »: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д . 4. Назовите основные, дополнительные, составные цвета . 5. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур . 6. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?». 7. Составьте из геометрических фигур изображения животных. Простые игры на уроках ИЗО

Слайд 10

« Художник – это глаза человека » - говорил М. Волошин . И хотелось бы, чтобы «эти глаза» видели лишь прекрасное, истинно человеческое.



Предварительный просмотр:

Общекультурные компетенции на уроках ИЗО

Слайд 1

          Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Слайд 2

Общекультурные компетенции - определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.

ОКК  направлены  на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным   является самовыражение личности.

Слайд 3           

Компетентность включает следующие аспекты:

  • смысловой аспект - адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
  • проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
  • коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

        Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

      Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Компетентностный подход на уроках ИЗО заключается, прежде всего, в формировании системы универсальных ЗУНов, который осуществляется через личностно-ориентированный подход к учащимся и приоритетное направление в работе, а именно, практико-прикладное, т. е. ученик должен знать, как выполнить работу и как в дальнейшем практически использовать либо это знание, либо результат.

Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

Слайд 4

Общекультурная компетенция определяется как "круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека... сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира".

Слайд 5

На основании выше сказанного, представляется логически обоснованным рассматривать общекультурное содержание уроков изобразительного искусства, в которое входят вопросы гармоничного взаимодействия общества и природы, включающие ценностные установки по взаимодействию с природой, а также теории, законы, понятия, быт и культурные традиции, объекты культуры и пр., как "фундамент" формирования общекультурной компетенции в процессе школьного художественного образования.        
          Едва ли не с тех пор, как на Земле появились первые люди, человек начал использовать природу, чтобы обеспечить всем необходимым не только свою жизнь, но и жизнь своих потомков. Искусство помогает изучать взаимоотношения между человечеством и его природным окружением для его наиболее целесообразного использования.
Таким образом, роль изобразительного искусства в подготовке учащихся к жизни, к поведению в обществе, государстве огромна, и поэтому трудно переоценить значение получаемых на уроках знаний и  культуры как составной части общей культуры человека, основы которых закладываются в школе, в процессе формировании общекультурной компетенции учащегося.

Например, цикл уроков в разделе «Каждый народ художник», в которой ученик узнаёт особенности национальной культуры народа (поведение, обычаи, особенности общения и т. д.) и отображение их в художественных произведениях.

Работа в группах.

Руководство во время работ и практических занятиях в группах.

Распределение обязанностей в группах, оценка друг друга и самооценка, приобретение навыка коллективного творчества.

Например, в 6 классе в теме «Конструирование и понятие формы». Когда этапу выполнения коллективной композиции предшествует индивидуальная работа и работа в группах.

Социокультурная компетенция.

Применение на практике и в жизни ЗУНов: Приобретение навыков художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимания особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества. Применять основы

конструирования.

Профориентационная работа, связь с учебными учреждениями художественного профиля.

Обучение основам конструирования, моделирования, умению читать технологические карты.

Контроль и помощь во время практических занятий.

Отработка полученных навыков на практических занятиях.

Например,

в 3 классе главная идея программы «От родного порога - в мир культуры Земли».

В разделах «Художник и зрелище», «Художник и музей», даётся понимание места и роли изобразительного искусства в синтетических искусствах (кино, театр, телевидение).

Ценностно – смысловая компетенция.

Умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.

Получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирования авторской позиции и поиски способа её выражения.

Помощь при выборе темы проекта, творческой работы и при его создании.

Исследовательская

деятельность при создании проекта, индивидуально и в группах.

Слайд 6

Например, в 6 классе в теме «Знакомство со шрифтами» (показ), в 9 классе в теме

« Геральдика, герб семьи» (показ).

Информационная компетенция.

Самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации: книг, учебников, справочников, энциклопедий, каталогов, CD-Rom, Интернета. Владение навыками использования информационных устройств: компьютера, принтера, модема, копира.

Выработка навыков работы со справочной литературой.

Умение пользоваться компьютерными технологиями, справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений проектов (по заданию учителя и по собственной инициативе).

Культуроведческая и природоведческая

Знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов.

Использование краевого компонента в образовании.

Поисковая деятельность, выполнение эскизов национальных костюмов и т.п.

Например, в 5 классе в разделе «Для чего нужны украшения?», тема «Одежда». Рассматривается знаковая роль одежды (положение в обществе) и национальный костюм.

Учебно – познавательная компетенция.

Межпредметная связь: география, биология - в материаловедении (знакомство с различными видами волокон и их происхождением); черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература-оформление сообщений и творческих проектов; технология - при выполнении эскизов изделий, музыка - как эмоциональный фон и как мотив творческой деятельности учащихся.

Инструктаж по выполнению и построению чертежей конструкций, ознакомление с видами волокон, типами и видами бумаги, правилами и особенностями работы с ними. Использование демонстрационного материала.

Умение пользоваться технологической картой, оформление сообщений и творческих проектов. Выполнение эскизов изделия, исследовательская работа по выбору художественных материалов и техники для задуманного или предложенного для работы.

Например, в 7 классе в разделе «Сюжет и содержание» в теме «Защита окружающей среды».

Формирование компетенций невозможно без положительной мотивации обучения, поэтому важнейшей задачей для учителя является создание системы формирования мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по ИЗО, формирование положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания художественно-эстетического образования.

Культурологический подход в изобразительном искусстве позволяет рассматривать окружающий мир среду через призму культуры, определяя меру человечности по отношению к природе, к социуму, глубину духовности и уровень гуманистических качеств личности, что на наш взгяд также ответственно за формирование общекультурной компетенции.

         Так же применение культурологического подхода способствует формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства.

Слайд 7

Хочу отметить, сейчас учителя ИЗО, как и представители остального педагогического сообщества, активно обсуждают: развитие каких ключевых компетенций должно стать приоритетным на уроке.

Я считаю, на уроках ИЗО, как на любом уроке творчества, нужно и есть все возможности формировать ключевые компетенции в целом, не отделяя их друг от друга и, тем более, не определяя их значимость в учебном процессе; другой вопрос, если в силу определённых причин (местность - культурный центр, промысловый, художественных предпочтений учителя, его достижений в художественной деятельности) учитель будет больше работать в выбранном им определённом направлении.

Слайд 8

            Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями и впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает автор учебников по изобразительному искусству

Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимания без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.                                                                                                                          

            Эстетическая компетенция предполагает, что человек не только владеет нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно может производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень. Личность учащегося невозможно формировать как что-то заданное, можно лишь способствовать развитию его разносторонних качеств, что осуществляется в процессе формирования компетенций. Выполнение практических заданий на уроках изобразительного искусства учит понимать прекрасное и безобразное; развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.                                                                                                                                         

            Например, выполняя задание по мотивам работ великих художников, учащиеся не только близко знакомятся с манерой живописи, но и проводят поисковую работу о судьбе и творчестве художников. Учащиеся выполняют натюрморты, портреты, пейзажи, тематические (сюжетные) композиции,иллюстрации.                                                                                                                                               Искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Слайд 9

             Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Игра – это путь познания своих возможностей. Включение в урок игр и упражнений, способствующих усвоению новых терминов и понятий позволяет сформировать общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.

Например: 1. Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию.

Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...

2. Объясните значение слова. Например: ритм — это…, дизайн — это…, архитектура – это… 3.Диагностическое упражнение «Вспомни слово». Задание постепенно усложняется.

 Такое упражнение часто использую в начале урока.

Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и т. д.

Игры и упражнения по цветоведению способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий по темам:

Цвет в произведениях живописи. Освещение. Свет и цвет.

2. Назовите основные, дополнительные, составные цвета.

Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами при закреплении следующих тем:

Цвет в произведениях живописи. Изображение предметного мира - натюрморт. Цвет в натюрморте. Роль цвета в портрете. Пейзаж настроение. Природа и художник.

3. Холодные и теплые цвета.

Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

Такое задание можно провести при изучении тем: Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения.

4. Игра-соревнование «Кто больше?».

На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской черного цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д.

Побеждает тот, кто сделает больше накрасок различной светлоты. Эта игра на закрепление понятий о разбеливании цвета в теме «Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен».

Также на уроках ИЗО в 5-6 классах можно провести игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы, которые способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение, логическое мышление.

1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.

Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).

 2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».

Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения. Темы, при изучении которых может быть использована данная игра: Выразительные возможности натюрморта. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Цвет в натюрморте.

3. Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных (задание носит творческий характер). Упражнение помогает развитию творческого воображения.

4. Назовите предметы, похожие на геометрические тела. Упражнение на логическое мышление. Темы для упражнения: Форма. Рисование с натуры предметов простой формы. Выполнение натюрморта с натуры .

          Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Устойчивый познавательный интерес формируется и через занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.

           Для этого на уроках используются компьютерные презентации, в которых зрительный ряд преподносится таким образом, чтобы у учащихся возникало четкая уверенность в том, что им под силу данное задание, появлялось острое желание его сделать и главное узнать о данной теме больше.

Художественная деятельность всегда воспитывала личность человека в прошлом, воспитывает с помощью информационных технологий, формируя ее эмоциональный мир – в настоящем.

           Единственный предмет в своем роде, который раскрывает духовный мир человека – это изобразительное искусство. И его пониманием, окружающий мир вокруг детей становится миром их изображения.

Слайд 10

              Применение компетентных технологий на уроках ИЗО создает эмоциональный настрой, воспитывает эмоции, развивает эстетический вкус и творческие способности. Изображения, созданные на компьютере, стремительно проникли во все сферы современной жизни, в том числе и в художественные профессии, чем облегчили труд художников – художников-дизайнеров. В своей работе я использую интерактивные методы обучения на уроках ИЗО.

             Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

              Главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время

В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...

Статья по теме"Развитие общекультурной компетенции на уроках математики и во внеклассной работе"

В современном мире стала особенно очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования. Ее главным результатом, как было ск...

Формирование общекультурной компетенции на уроках математики

   Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей....

статья на тему "Формирование общекультурных компетенций на уроках физики".

В настоящее время перед школой стоит проблема: как повысить мотивацию учащихся к изучению предметов школьного курса, в том числе одного из наиболее сложных– физики. Одним из важнейших мотивов, п...

Формирование общекультурной компетенции на уроках математики

Методические рекомендации адресованы педагогам общеобразовательных школ. Данные материалы могут быть использованы преподавателем при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике для фор...

формирование общекультурной компетенции на уроках математики

Методические рекомендации адресованы педагогам общеобразовательных школ. Данные материалы могут быть использованы преподавателем при подготовке к урокам и факультативным занятиям по математике для фор...