Урок изобразительного искусства «Геральдика». 5 класс
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Обобщающий урок по теме «Геральдика». 5 класс
Презентации для урока изобразительного искусства «Обобщающий урок по теме «Геральдика». 5 класс
Самоанализ урока урока изобразительного искусства «Обобщающий урок по теме «Геральдика». 5 класс
Дополнительные материалы к урокам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Обобщающий урок по теме «Геральдика». 5 класс | |
Педагог | Федорова Евгения Юрьевна |
Тема занятия | «Обобщающий урок по теме Геральдика» |
Возраст обучающихся | 11-12 лет (5 класс) |
Тип урока | Обобщения знаний |
Цель урока: | Знакомство с символическим языком декоративного искусства на примере гербов; |
Образовательный аспект Воспитательный аспект Развивающий аспект | Формирование навыков составления композиции герба, по законам композиции и цветоведения; Создание проекта «Герб класса» Воспитание интереса к истории, развитие ассоциативно - образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами. Развитие творческих способностей при создании собственного проекта. |
Планируемые результаты : Предметные Метапредметные результаты:
|
|
Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.) | Учителю: презентация, схемы-таблицы с изображением основных элементов классического герба, книги с пословицами и поговорками. Учащимся: художественные материалы. |
УМК (видеоряд) | Горяева Н.А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.Просвещение: 2014, компьютер, мультимедиапроектор, экран, мультимедийная презентация, тексты, наглядные пособия. |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент Цель: мотивация к учебной деятельности | • Приветствие, •Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе; •Настрой на работу. | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний. Постановка цели и задач Целеполагание:
|
Подводит учащихся к самостоятельному определению темы и цели урока Что нам для этого нужно будет сделать? |
(« Гербы») (Гаральдика,3урока) Формулируют цель и задачи урока ( Повторить термины, Обобщить знания об элементах и символике гербов, Закрепить навык создания гербов, Получить за это награду (оценку) | регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время беседы. Слушают собеседника. |
Обобщение знаний Целеполагание: повторение символический языком декоративного искусства на примере гербов | Учитель задает вопросы:
| Отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе | регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: Выдвигают гипотезы. Осознанно строят речевые высказывание ( в устной форме). Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков коммуникативные Инициативное сотрудничество в поисках информации. Умеют публично выступать. |
Систематизация знаний Целеполагание:
|
| Фронтальная работа. Отвечают на вопросы Смотрят презентацию. Принимают участие в беседе.
Принимают участие в беседе, делают выводы. | коммуникативные Инициативное сотрудничество в поисках информации. Личностные: самоопределение познавательные - выполняют учебно - познавательные действия в материализованной и умственной форме регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
Контроль усвоения знаний Цель: проверка знаний обучающихся | Индивидуальное заполнение карточек-заданий: Определите тинктуры и их значение. | Выполняю задание в карточках. Обмениваются карточками и проверяют карточку соседа по парте. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоконтроль познавательные - выполняют учебно - познавательные действия в материализованной и умственной форме выполнение задания в соответствии с поставленной задачей. |
Физминутка Цель: смена деятельности с целью сохранения здоровья | Вы справились с испытаниями, и теперь я посвящаю вас в герольдов! Поприветствуем друг друга! | Ученики в стают и делают различные наклоны. | Личностные: Умение сменять вид деятельности с целью сохранения здоровья |
Применение знаний и умений Цель:
| Работа в группах. Предлагает создать герб класса или школы по выбору группы : - Щит с изображение геральдических символов, - намет или щитодержателей, - девиз (использую книги) Учитель контролирует выполнение работы учащихся. | Готовят рабочие места. Выполняют творческое задание, создают эмблему класса или школы по выбору группы : Щит с изображение геральдических символов, намет, девиз (использую книги) | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение Познавательные: Работа над составлением герба. Умение пользоваться справочной литературой |
Контроль усвоения знаний Итог урока Экспресс – выставка Цель: проверка знаний обучающихся | Герольды готовы? Вам предстоит расшифровать герб команды соперников | Каждый член команды расшифровывает значение какого-то элемента герба соперников, тем самым создается образ класса или школы учащихся. | Личностные: самоконтроль, умение выступать познавательные - выполняют учебно - познавательные действия в умственной форме регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной задачей. |
Рефлексия Целеполагание: Закрепление нового материала, изученного на уроке. Оценивание собственной деятельности на уроке. | Вам предлагается создать синквейна на тему «Геральдика», «Семья» или «Дружный класс» | Пишут синквейны, озвучивают их | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Домашнее задание Целеполагание: понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Рассмотреть гербы одноклассников (индивидуальная). Проанализировать синквейны одноклассников (работа в группе) * Создать герб школы и ли класса | Выполнение домашнего задания | Личностные: самостоятельность, самоконтроль, познавательные - выполняют учебно - познавательные действия регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной задачей. |
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока изобразительного искусства
«Обобщение по теме Гаральдика» в 5 классе.
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Деятельностный подход в обучении изобразительного искусства я рассматриваю как средство развития личности учащихся, т.к. развитие личности происходит только в ее собственной деятельности. Современный урок должен быть личностно-ориентированным. Сущность личностно – ориентированного урока состоит, в постоянном обращении к субъектному опыту школьников, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Поэтому на уроке я использовала личностно – ориентированный подход, который реализовала через элементы педагогики сотрудничества, элементы игровой технологии (игра «герольд»), метода контроля (заполнение таблицы, опрос), метода оценивания (взаимооценка, самооценка), метода проекта, творческой деятельности и использования ИК, здоровье-сберегающие технологии (смена деятельности, физминутка).
Для достижения поставленных цели и задач я использовала такие методы и приемы: по источникам знаний:
- Диалогический (беседа);
- наглядный (наблюдения учащихся, иллюстрации, репродукции);
- практический (создание проекта);
- метод наглядности (просмотр презентации, наглядных пособий).
по характеру познавательной деятельности:
- частично-поисковый;
- проблемное изложение;
- исследовательский (метод самостоятельного художественного творчества).
по степени самостоятельности школьников:
- учебная работа под руководством учителя;
- парная работа;
- индивидуальная работа (создание проекта).
Содержание урока соответствовало основному содержанию программы Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского 5 класс, 3 четверть, "Декор, человек, общество, время" В данном уроке прослеживается связь с жизнью и практической деятельностью, присутствует интеграция межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, история, ОДНКНР). Изучение материала проводится не на основе монолога учителя, а на основе беседы, дискуссии. В процессе урока прослеживалась активность детей, желание задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно находить решения.
Структура урока обобщения и систематизации знаний соответствовала нормам государственного стандарта.
На уроке использовалось несколько форм обучения: фронтальная, парная, индивидуальная формы организации учебной деятельности.
В результате проведения урока учащиеся:
- Повторили и обобщили представления о символическом характере декоративного искусства на примере герба
- Совершенствовали навыки работы в составления композиции герба, по законам композиции и цветоведения;
- Создали 3 мини-проекта «Герб класса», «Герб школы», «Герб кабинета искусств» .
На уроке были созданы условия для формирования ключевых компетенций:
познавательные
- Выполнение учебно-познавательные действий в материализованной и умственной форме;
- Применение полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности.
коммуникативные
- Умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя. Рассуждение о художественных особенностях произведений;
- Умение строит небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
регулятивные
- Принятие и сохранение учебной задачи;
- Планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимых действий .
- Умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
личностные:
- Аргументировано оценивают результат своего труда.
- проявляют интерес к истории, развивают ассоциативно - образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами
- Повышают культуру речевого общения;
- Развивают способности к творческому самовыражению.
Список литературы
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие, - 3е издание, исправленное и дополненное – М.: Педагогическое общество России, 2001;
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. – Ростов - на Дону, 1995;
- Горяева Н.А., Островская О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс./ Под ред. Б.М. Неменского. – М.Просвещение: 2014
- Неменский Б.М. Программа по изобразительному искусству 1-8 класс/Под рук. Б.М.Неменского – М.: Мин. обр., 2008 – 130 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: «Академия», 2005. – 272 с.
- Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя.– М.: Просвещение,2006.-176с.;
- http://f-gl.ru/флаги-стран-мира/index.php?option=com_content&view=article&id=1039&Itemid=1108
- http://gerbroda.ru/history/heraldry_colors.php
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/78690/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1
- http://www.kakprosto.ru/kak-886504-chto-simvoliziruyut-3-korony-na-gerbe-rossii
- http://povelitelnica.com.ua/oberezhnyj-ogon-khranitelnitsy/57-sakralnaya-tema-beregini-roda/1025-ukreplenie-semi-cherez-sozdanie-semejnogo-gerba-chast-1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отважные рыцари и прекрасные дамы! Начнем урок!
Какое понятие объединяет слова? Герб Герольд Эмблема Символ Отличие Знак Г Е Р А Л Ь Д И К А
Цели, задачи урока обобщения знаний Повторить Обобщить Закрепить
Что такое геральдика ? Геральдика - наука, связанная с составлением и изучением гербов Что такое герб ? Первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах. Это были знаки различия. Когда и где появились гербы ? Герб – условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком
Отличительным знаком чего или кого может стать герб? государства, области, района, города, поселения, организации, рода, семьи или человека
Создадим герб класса и школы
Назовите основные элементы герба Корона Шлем с нашлемником Щит (с геральдическими или негеральдическими символами) Намет Щитодержатели Мантия Девиз
Разделите изображения на гербах на геральдические и негеральдические 1 2 3 4 5 7 6
Разделите изображения на гербах на геральдические и негеральдические
Заполните таблицу «Символы в геральдике» Дуб, медведь Факел, книга золото серебро Феникс Дракон, единорог
Заполните таблицу «Символы в геральдике» Дуб, медведь Сила Факел, книга Знание золото власть серебро Достоинство, чистота Трудолюбие Слава храбрость , огонь , любовь, славу, честь, верность, честность Феникс Возрождение Дракон, единорог Могущество Честолюбие, чистота Военные шашаки Храбрость Сила
Создадим герб класса и школы
Приложение: формы гербов
Составим пирамиду слов ( синквейн ) Название (1 слово, существительное) Описание (2 слова, прилагательных) Действие (описание 3 словами) Чувство (фраза, суть) Герб Символичный условный Отличительный знак человека Герб – знак достоинств и чести семьи Семья Дружная крепкая Сохранить честь семьи Семья- хранительница традиций
Домашнее задание: Рассмотреть гербы одноклассников Подготовить художественные инструменты и материалы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В какую эпоху мы попали? Чем она знаменита?
Урок повторения и закрепления: Повторить термины Повторить символику Закрепить изученное
Что такое герб? Условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком Отличительным знаком чего может стать герб? государства, города, рода или человека Какая наука изучает гербы и эмблемы? Геральдика Кто занимается составление гербов? Герольд
Назовите основные элементы герба Корона Шлем с нашлемником Щит (с геральдичеслими или негеральдическими символами) Намет Щитодержатели Мантия Девиз Рязанская область Тюменская область Город Москва Семейный герб
Значение условных изображений Негеральдические изображения Символика Дуб, медведь Факел, книга Пчела Лавр Крылатый змей Дракон Рука
Значение условных изображений Негеральдические изображения Символика Дуб, медведь Сила Факел, книга Знание Пчела Трудолюбие Лавр Слава Крылатый змей Зло, Смута Дракон Могущество Рука Храбрость
Девиз Крестьянин Рыболов Учёный Учитель Доктор Хороший человек
Значение тинктур
Проверка домашнего задания
Домашнее задание: Доделать герб семьи Повторить пройденное
Проверка домашнего задания
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или человека
ГЕРБ
Р о ж д е н и е г е р б о в Яркое и красочное искусство геральдики развилось в мрачные времена упадка культуры и экономики, наступившего в Европе с гибелью Римской империи и утверждением христианской религии, когда возник феодализм и сложилась система наследственной аристократии.
Р о ж д е н и е г е р б о в Несколько факторов способствовало появлению гербов. В первую очередь - феодализм и крестовые походы, но породил их уничтожающий и животворящий огонь войны.
Р о ж д е н и е г е р б о в Первые гербы, изображённые на печатях, приложенных к документам, относятся к XI веку. Древнейшие гербовые печати помещены на брачном договоре 1000г.
Р а н н е е с р е д н е в е к о в ь е Собственно гербы появились в раннем Средневековье, в эпоху Крестовых походов, у закованных в доспехи рыцарей, а со второй половины XIII в. стали обязательным атрибутом любого дворянина.
С XII века доспехи становятся всё более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака.
Р ы ц а р с к и е т у р н и р ы Турниры появились до крестовых походов. Имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию. Нарушение рыцарского кодекса грозило ужасным позором. Около 1292 года были введены новые, более безопасные правила для турниров - "Statutum Armorum".
Геральдика - наука, связанная с составлением и изучением гербов Первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах. Это были знаки различия. Герб был знаком чести рода
Геро́льд ( от лат. heraldus — глашатай или от нем. «Herald») — глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей, крупных феодалов; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире (страж турнира): подавал знак к началу турнира, мог остановить слишком ожесточённый бой. Герольд ведал составлением гербов и родословий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Форма и элементы герба
Геральдические фигуры разделяют щиты на поля Геральдический крест Он же узкий Клинчатый Костыльный С уширенными концами Ступенчатый Лапчатый Андреевский крест Андреевский узкий Укороченный геральдический Латинский Сквозной Антониев крест Вилообразный Опрокинутый вилообразный
Негеральдические фигуры: изображение людей, животных, растений оружия и др.
Значение условных изображений Дуб, медведь Сила Факел, раскрытая книга Знание Пчела Трудолюбие Лавр Слава Крылатый змей Зло, Смута Дракон Могущество Рука Храбрость
Тинкту́ры — название красок и покрытий гербовых тел в геральдике.
Горностаевый мех В старых геральдических описаниях о горностае сказано следующее: «Маленький этот зверек до того чистоплотен , что лучше даст себя поймать, чем перейдет через мокрое и нечистое место, чтобы не замарать своего хорошенького меха» . Беличий мех Название узору дано герольдами, вероятно, по причине сходства с боевыми шапками Средневековой эпохи. Символика цвета в геральдике Меха
Символика цвета в геральдике Пурпур в геральдике традиционно символизирует достоинство, силу, могущество, высокорождённость, императорство, верховенство, верховное господство, власть, благочестие, умеренность, щедрость. В средневековой астрономии пурпурному цвету соответствовала планета Меркурий, в алхимии — аметист. Чёрный цвет (чернь) в геральдике традиционно символизирует печаль, благоразумие, смирение, постоянство в испытаниях, скромность, смерть, траур, мир, покой, землю, холод, образованность, осторожность, мудрость, чёрное поле — мрак. В средневековой астрономии чёрному цвету соответствовала планета Сатурн, в алхимии — диамант. Зелёный цвет в геральдике традиционно символизирует надежду, радость, изобилие, свободу, здоровье. В поле и кайме отождествляется с луговой травой. В средневековой астрономии зелёному цвету соответствовала планета Венера. Финифти, эмали
Символика цвета в геральдике Лазу́рь ( Синий цвет) в геральдике традиционно символизирует красоту, мягкость, величие, славу, честь, верность, честность, искренность, сухость, ясность, целомудрие, безупречность, синее поле — небо. В средневековой астрономии синему цвету соответствовала планета Юпитер, в алхимии — сапфир и олово, стихия — воздух. Че́рвлень ( Красный цвет) в геральдике традиционно символизирует храбрость, смелость, мужество, неустрашимость, право, огонь, теплоту, любовь, великодушие, красное поле — кровь, пролитую за сюзерена , религиозные или политические идеалы. В средневековой астрономии красному цвету соответствовала планета Марс , в алхимии — рубин и железо , стихия — огонь . Финифти, эмали
Серебро в геральдике традиционно символизирует невинность, непорочность, мудрость, безмятежную радость, девственность, благородство, чистоту, откровенность, надежду, правдивость, младшую ветвь рода. В средневековой астрономии серебру соответствовала Луна , в алхимии — жемчуг , стихия — вода . Золото в геральдике традиционно символизирует богатство, справедливость, верховенство, величие, уважение, великолепие, силу, верность, чистоту, постоянство, могущество, знатность, веру, милосердие, смирение. В средневековой астрономии золоту соответствовало Солнце , в алхимии — топаз . Символика цвета в геральдике Металлы
Короны на гербах
Прочтите герб
Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья. Возможные формы гербов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.
Тема :" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть." В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная законо...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Защита педагогического проекта "Искусство геральдики"
Данная работа посвящена изучению геральдики, как отличительного знака любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующей отличие от других объединений....
Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.
Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...
Открытый урок пл МХК " Искусство.Виды искусств. Синтез искусств", 10 класс
Материал содержит разработку урока, презентацию, рабочие материалы, задания....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....