Конспект урока
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Пысенко Любовь Михайловна

Жостовская роспись

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhostovskaya_rospis_plan_uroka.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

"Жостовская роспись"

Предмет: изобразительное искусство, 5 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели:

предметные – продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; ознакомление с особенностями художественного промысла России – Жостово и жостовской росписи, основными приёмами жостовского письма и принципами постороения композиции, формирование умения создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

метапредметные – развитие умения ставить учебную задачу на основе соотнесение того, что известно и что ещё не известноразвитие умения планировать и организовывать собственную деятельность; развитие умения грамотного интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла;

личностные – развитие морального сознания и ориентировки учащихся в сфере нравственно – этических отношений, овладение национальным наследием отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением жостовской росписи; музыкальный ряд : вариации на темы русских народных песен, жостовские подносы; музыкальное сопровождение; бумага; кисти; гуашь.

Формы и методы: фронтальные и групповые формы обучения; деятельностный метод, рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа.

Ожидаемые результаты: учащиеся овладеют основными приёмами жостовского письма, принципами построения композиции, научатся создавать создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы; развитие умения ставить учебную задачу, развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность; развитие умения грамотного интегрироваться в группу сверстников, развитие морального сознания.

План урока :

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4. Построение проекта выхода из затруднения.
  5. Реализация построенного проекта.
  6. Первичное закрепление во внешней речи.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  8. Включение в систему знаний и повторение. Творческое задание.
  9. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- За окном давно зима и всё белым – бело. Глядя на эту однотонность, всё чаще вспоминается лето. Когда говорим о лете, то какие ассоциации у вас возникают? (Солнце, тепло, цветы.)

- Цветы на лугу, в саду, на городской площади, в букете … Цветы – чудо природы, вершина её растительного бытия, они всегда были воплощением всего прекрасного на земле. Лучшие моменты в жизни и делах человека определяют словами «расцветёт», «цветение», «процветание».

- Что привлекает нас в цветах? ( Яркость красок, многообразие форм, запах, красота).(Слайд 1)

-Ребята, а какие виды цветов вы знаете?(Комнатные, луговые, садовые).

-Ведь каждому из вас нравяться какие то цветы больше. Выбирите себе любимый цветок и разделитесь по группах (на комнатные, луговые, садовые).( Класс делится на группы.)

- Совершенство форм, изящество линий, игра цвета и тени, прячущейся в изгибах лепестков, разнообразие красок – эти свойства цветов дарят нам наслаждение и радость, чаруют нас красотой. Цветы прекрасны, но недолговечны, они живут почти мгновения, и многие вянут сразу же после того, как их сорвали. Продлить цветение, остановить прекрасный миг расцвета, заставить изменчивую красоту постоянно сопровождать человека – вот задача искусства. Нарисованные или написанные цветы особенно охотно «обживают» предметы быта – произведения декоративно – прикладного искусства. Прялки, сани, мебель, посуда, народный костюм – мало ли изделий, украшенных цветами. Но во всех этих изделиях цветы встречаются как отдельный элемент росписи. Однако существовали определённые виды предметов, которые украшали преимущественно цветочным узором. О том, какие это изделия и об особенностях такой росписи и пойдёт речь сегодня на уроке.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Сегодня мы продолжим узнавать тайны народных промыслов.

- Какие виды народных промыслов вы знаете? (роспись по керамике - Гжель, по дереву – Городец и Хохлома, глиняная игрушка – Дымковская, Филимоновская, Каргопольская) (Слайд2,3,4,5)

- Что мы сейчас повторили? (Виды народных промыслов)

-Почему эти промыслы называют народными художественными промыслами? (Изготавливали обычные люди и промысел был характерен для нескольких деревень – народный и у промысла нет конкретного автора, все промыслы связаны с украшением, росписью красками – художественный).

- Мы повторили то, что уже знаем. Каким будет следующий этап? (Задание «с затруднением»).

- С какой целью предлагаю вам задание с затруднением? (Чтобы мы поняли, что мы не знаем.)

Задание на пробное действие.  (Слайд 6)

Нарисовать ромашку в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма.

- Что нового в задании? (Надо нарисовать в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма ).

- Сформулируйте своё задание. (Нарисовать ромашку в технике жостовской росписи с использованием основных приёмов жостовского письма).

- Выполните задание (Мы не можем выполнить задание , мы не можем доказать, что правильно выполнили задание ).

- Кто не выполнил заданиие? Что вы не смогли сделать? (Мы не можем нарисовать в технике жостовской росписи , не знаем приёмов жостовского письма) .

3. Выявление места и причины затруднения.

Теперь вы должны выполнить следующий шаг - определить, почему не смогли выполнить задание (на доску).

- Что помешало вам выполнить задание? (Мы не знаем жостовскую роспись и её особенности (как составляется, из чего состоит композиция и т.д.) и не знаем основные приёмы жостовского письма.)

(Слайд 7)

- Сформулируйте тему урока. (На доске фиксируем: Жостовская роспись.)

- Сформулируйте цель урока. (Познакомиться с жостовской росписью, её особенностями и узнать приёмы жостовского письма.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Теперь вы должны сделать следующий шаг – сформулировать цель своей работы , составить план достижения цели.

- Уточните цель своей деятельности.

(Слайд 8)

(1. Познакомиться с жостовской росписью.

2.Узнать основные приёмы жостовского письма.)

- Как можно действовать? (Можно с помощью эксперимента или прочитать в справочнике, энциклопедии, учебнике).

5. Реализация построенного проекта.

Рассказ учителя сопровождается мультимедийной презентацией .

СЛАЙД 9-26

История возникновения

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.

В 1825 г. Художник О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла.

 В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную  артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово.

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном фоне(иногда на красном, синем, зеленом, серебряном фоне),причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.

Существует несколько сложившихся типов композиций.

Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса,

собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах.

Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку, для придания жесткости бортам

После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию

Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре)

После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

- А теперь вам предстоит самостоятельно познакомиться с особенностями жостовского промысла.

(Ребята самостоятельно работая в парах находят ответ в учебнике.)

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- Назовите приемы жостовского письма (замалёвка, тенёжка, бликовка, уборка)(слайд 27)

- В чём особенность каждого приёма?( Слайд28-32)

1. Замалёвка – в неполную силу краски, обобщённо – пятном прорисовка силуэтов будущих цветов и листьев.

2. Тенёжка - прокладка теней, прописка затенённых мест тем же цветом, но более тёмным.

3. Бликовка – прокладка бликов, оживки на выступающих частях цветов, подчёркивая объёмность и многослойность письма.

4. Привязка – введение тонкие травки, стебельков, усиков между цветами и листьями, смягчая переход от росписи к фону.

5. Уборка – украшение изделия орнаментальной рамкой, изящной линией, отводкой. Уборки подчёркивают форму изделия.

- Теперь вы можете выполнить задание?(да)

Физкультпауза

Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем.

Вправо, влево - повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх, руки в бок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы мы, ребятишки!

Замедляем дружно шаг.

И на месте стой, вот так!

А теперь мы сядем дружно

Нам еще работать нужно.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Какие изделия изготавливали жостовские мастера? (Подносы).

-Какой формы? (Различной: круглые, прямоугольные, гитарные, восьмиугольные и т.д.)

- Какие основные формы композиций используются в жостовской росписи?

- Как составляется, из чего состоит композиция в жостовской росписи? (Из цветов различного размера. Крупные цветы – садовые, мелкие – луговые. Цветы различных видов: розы, георгины, пионы и т.д.)

- Где мастер берёт образы и примеры? (Он работает по вдохновению, использует фантазию).

Слайд 47

8. Включение в систему знаний и повторение. Творческое задание. (Слайд 48)

-Выполните фрагмент по мотивам жостовской росписи с включением крупных, мелких и средних форм цветов .

( Выполняют задание. Учащиеся работают в трех группах. У каждой группы свой цвет подноса (лист формата А3 ). Работу выполняют гуашью. Рисуют цветы и листочки. Затем вырезаем  цветы и составляем  на подносе общую цветочную композицию).

 Во время работ ы играет музыка(осенний вальс)

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Какова была тема урока? (Жостовская роспись)

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (приёмы жостовской росписи: размалёвка, тенёжка, бликовка, уборка.)

- Из чего состоит композиция жостовской росписи? (Цветы, букеты)

- Почему жостовскую роспись можно назвать народным художественным промыслом?

- Почему это искусство много лет живёт и не умирает.

- Неувядающее искусство жостовской росписи преодолевает законы неумолимого времени и надолго сохраняет прекрасный миг природного расцвета.

В России почти не было таких мест, где люди с давних времён не занимались бы каким–нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства. Народные умельцы радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Их труд и талант приумножают славу Росси. Теперь и вы, ребята, знаете эти секреты и при желании можете стать настоящими мастерами жостовского народного художественного промысла.

Сколько сказочных мест у России! 
Городов у России не счесть! 
Может где-то бывает красивей, 
Но не будет роднее, чем здесь!

К следующему уроку: по желанию можно расписать собственный поднос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...