Программа 8 класс изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Программа по учебнику Ермолинской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 34.27 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству (Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8(9) классы/Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. – М.: Вентана – Граф. 2014.
Нормативные документы
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Министерства Образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Базисный учебный план Брянской области, утвержденный приказом Департаментом образования и науки Брянской области для 5-7 на 2017-2018 учебный год.
- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска.
Рабочая программа для 5-7 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013). Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ / - М. : Вентана – Граф, 2014.
Цель и задачи курса
Цель уроков изобразительного искусства в основной школе - реализация фактора общего и эстетического развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений.
- Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии.
- Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приемов работы с различными художественными материалами.
- Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями.
Место курса в базисном учебном плане
Данная рабочая программа составлена на основе программы по изобразительному искусству, которая разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Общее число учебных часов за четыре года обучения – 140, по 35 часов в год (1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:
- социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
- развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.
- воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
- развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
- бережное отношение к духовным ценностям
Метапредметные результаты освоении программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
- освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления и творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
- развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
- развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
- развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
- активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
- развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
- формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
- воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способно-
сти принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;
- овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
- развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
- освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
- формирование целостного, гармоничного восприятии мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Предметные результаты освоения программы oсновнго общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
- сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его ДуХОВНО-нравственном развитии;
- сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие традиций родного края;
- развитость устойчивого интереса к изобразительному
творчеству; индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цветя и фор мы в творческих работах;
- развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
- проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
- развитие фантазии и воображения детей;
- использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
- сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
- использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
- нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Учебно – методический комплекс
- Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5- 8 (9) классы/ Л.Г Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова.- М.Вентана-Граф, 2014. – 200 с.
- Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова ;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2012.-332 с.:ил.
- Ермолинская Е.А. Уроки изобразительного искусства : 5 класс 6 методические рекомендации / Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.
- Содержание учебного предмета (8 класс)
Раздел 1. Искусство в жизни человека – 4 ч.
Тема 1. Искусство как способ познания окружающего мира. Пространство окружающей жизни: природа, предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.
Тема 2. Форма в искусстве.
Художественная форма произведения. Ритм, динамика, гармония, «мелодика» произведения (непрерывность линии), пластика.
Тема 3. Содержание и форма.
Выразительность художественной формы. Искусство — это «мыслеобразы» художника.Символ — единство формы и содержания.
Тема 4. Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве.
Композиция произведения и равновесие её частей (пятен, форм, линий) между собой и относительно центра. Динамика, покой.
Раздел 2. Средства художественного выражения в искусстве – 6 ч.
Тема 5. Язык изобразительного искусства.
Выразительно-изобразительные средства передачи художественного образа (линия, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактура и др.).
Тема 6. Композиция.
Законы композиции: равновесие, подчинение объектов композиционному центру, доминанта господствующей идеи, эмоциональное напряжение, пространственная организация всех объектов композиции.
Тема 7. Тень — один из главных элементов композиции.
Тёплое и холодное в картине. Игра света и тени.
Тема 8. Человек и цвет: особенности цветового восприятия.
Символика цвета.
Тема 9. Цвет и свет в пространстве интерьера.
Использование цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного и пространственного образа интерьера.
Тема 10. Как нужно воспринимать картину.
Первое впечатление от картины — ориентир для «путешествия» по пространству холста.
Раздел 3. Виды и жанры искусства – 6 ч.
Тема 11. Портрет на фоне эпохи.
Портрет реалистический и портрет условный. Классические пропорции в изображении лица и головы человека.
Тема 12. От портрета к автопортрету.
Психологический портрет в изобразительном искусстве. Выражение в портрете индивидуальности.Особенности работы над автопортретом: возможность экспериментирования в поиске нужного ракурса, колорита и др.
Тема 13. Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн..
Знание законов композиции, соблюдение соотношения форм и пропорций, способность художника видеть интересное и необычное в разных вещах, его фантазия и чувство гармонии — необходимые условия для создания натюрморта.
Выделение пространства предметов и между предметами в объёмно-пространственной композиции.
Тема 14. Графика: линия в искусстве.
Средства выразительности в графике: точка, линия, пятно, штрих.
Тональный контраст, образность силуэта, разнообразие форм и масс.
Тема 15. Декоративно-прикладное искусство: орнамент.
Орнамент — одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов: растительный, каллиграфический, фантастический, предметный, пейзажный, животный (зооморфный), астральный, геометрический.
Тема 16. Скульптура.
Скульптура — древнейший вид изобразительного искусства, который требует от художника-скульптора способности передавать предметы в объёме, продумывая его форму (динамику и статику, соотношение форм и частей) с разных точек зрения.
Раздел 4. В мастерской художника – 2 ч.
Тема 17. Манера письма и интерпретация одной темы.
Индивидуальная манера письма художника выражается в его темпераменте, особенностях организации пространства, технике работы (мягкости и пастозности мазка), колорите и др.
Тема 18. Творческая импровизация в искусстве.
Импровизация в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино.
Раздел 5. Художник и время – 2 ч.
Тема 19. Отображение в искусстве исторической эпохи.
Историческое время, историческое пространство и культура. Художественный образ в музыке, живописи, графике, скульптуре, танце и др.
Тема 20. Связь времён: преемственность в художественном творчестве.
Искусство — отражение реальности в художественных формах и символах.
Раздел 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи –2ч.
Тема 21. Понятие художественного стиля в искусстве.
Стиль. Стиль в определённые периоды, отмеченные единством системы художественных приёмов в разных видах искусства (живописи, литературе, архитектуре, скульптуре, графике, хореографии, театре)
Тема 22. Основные художественно-стилевые направления в архитектуре.
Архитектура. Архитектурный стиль.
Стили, которые рассматриваются как равноправные в истории стилей: романский, готика, барокко, классицизм, ампир.
Раздел 7. Образы искусства -13 ч.
Тема 23. Искусство Древнего Египта и Месопотамии.
Культура Древнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф.
Тема 24. Античное искусство.
Античность.Рациональное начало, идея гармонии и центральной симметрии в античной архитектуре. Система греческих ордеров
Тема 25. Христианское искусство Средневековья.
Христианство. Объединение культуры Византии и Западной Европы в период европейского Средневековья (V–XVI века). Равенство всех людей перед лицом Бога. Восточная и западная модель христианства. Романская базилика, готический храм.
Тема 26. Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков.
Архитектура Ренессанса. Возведение законов механики в ранг космических законов божественного мира.
Тема 27. Барокко.
Мировоззренческие основы барокко. Барокко в живописи (Микеланджело, Г. Гольбейн-младший, М. ванХемскерк) и литературе (У. Шекспир). Контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств — отличительные черты барокко.
Тема 28. Классицизм.
Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях —усадьбах России и Англии. Архитекторы К.И. Росси, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе; художники Н. Пуссен, Ж. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов.
Темы 29–30. Романтизм, реализм, импрессионизм.
Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы в искусстве романтизма.
Импрессионизм как крайнее проявление в искусстве принципов реализма.
Темы 31–32. Символизм, постимпрессионизм и модерн.
Попытка художников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемого образа через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А. Бёклина, Э. Мунка.
Тема 33. Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму.
Прогресс в науке (А. Эйнштейн, Н.И. Лобачевский, Б. Риман, З. Фрейд, К. Юнг).
Эксперименты в искусстве модернизма — К.С. Малевич, В.В. Кандинский; фовизма — А. Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балл; кубизма — П. Пикассо; абстракционизма — В.В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали; примитивизма — А. Руссо.
Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм (оп-арт, поп-арт, граффити, лендарт).
Тема 34. Творческий проект.
Организация и проведение самостоятельных творческих проектов на темы по выбору или согласованию. Индивидуальные и коллективные проекты.
Тема 35. Великие имена в искусстве.
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников К.С. Малевича, Микеланджело, В.В. Кандинского, Д. Веласкеса, П.Н. Филонова, Рембрандта.
Календарно - тематическое планирование по учебному предмету
«Изобразительное искусство» 8 класс
35 ч. (1 ч. В неделю)
№ п/п | Раздел, тема, урок | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Искусство в жизни человека – 4 ч. | |||
1 | Искусство как способ познания окружающего мира. | 1 | |
2 | Форма в искусстве. | 1 | |
3 | Содержание и форма. | 1 | |
4 | Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве. | 1 | |
Раздел 2.Средства художественного выражения в искусстве – 6 ч. | |||
5 | Язык изобразительного искусства. | 1 | |
6 | Композиция. | 1 | |
7 | Тень — один из главных элементов композиции. | 1 | |
8 | Человек и цвет: особенности цветового восприятия. | 1 | |
9 | Цвет и свет в пространстве интерьера. | 1 | |
10 | Как нужно воспринимать картину. | 1 | |
Раздел 3. Виды и жанры искусства – 6 ч. | |||
11 | Портрет на фоне эпохи. | 1 | |
12 | От портрета к автопортрету. | 1 | |
13 | Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн. | 1 | |
14 | Графика: линия в искусстве. | 1 | |
15 | Декоративно-прикладное искусство: орнамент. | 1 | |
16 | Скульптура. | 1 | |
Раздел 4. В мастерской художника – 2 ч. | |||
17 | Манера письма и интерпретация одной темы. | 1 | |
18 | Творческая импровизация в искусстве. | 1 | |
Раздел 5. Художник и время – 2 ч. | |||
19 | Отображение в искусстве исторической эпохи. | 1 | |
20 | Связь времён: преемственность в художественном творчестве. | 1 | |
Раздел 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи –2ч. | |||
21 | Понятие художественного стиля в искусстве. | 1 | |
22 | Основные художественно-стилевые направления в архитектуре. | 1 | |
Раздел 7. Образы искусства -13 ч. | |||
23 | Искусство Древнего Египта и Месопотамии. | 1 | |
24 | Античное искусство. | 1 | |
25 | Христианское искусство Средневековья. | 1 | |
26 | Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков. | 1 | |
27 | Барокко. | 1 | |
28 | Классицизм. | 1 | |
29-30 | Романтизм, реализм, импрессионизм. | 2 | |
31-32 | Символизм, постимпрессионизм и модерн. | 2 | |
33 | Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму. | 1 | |
34 | Творческий проект. | 1 | |
35 | Великие имена в искусстве. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Класс гитары"
Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха. Программа рассчитана на 2 года обу...
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...
Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....
Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....
Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....
Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
Воспитательная программа класса
Воспитательная программа класса...