Программа 8 класс изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Зинкина Марина Александровна

Программа по учебнику Ермолинской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству (Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8(9) классы/Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. – М.: Вентана – Граф. 2014.

Нормативные документы

- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

- Приказ Министерства Образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

- Базисный учебный план Брянской области, утвержденный приказом Департаментом образования и науки Брянской области для 5-7 на 2017-2018 учебный год.

- Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска.

Рабочая программа для 5-7 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013). Учебно – методический  комплект  рекомендован Министерством  образования  РФ  / - М. :  Вентана – Граф, 2014.

Цель и задачи курса

Цель уроков изобразительного искусства в основной школе - реализация фактора общего и эстетического  развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений.
  • Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии.
  • Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приемов работы с различными художественными материалами.
  • Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями.

Место курса в базисном учебном плане

Данная рабочая программа составлена на основе программы по изобразительному искусству, которая разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Общее число учебных часов за четыре года обучения – 140, по 35 часов в год (1 час в неделю).

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Требования к личностным результатам освоения программы основного общего образования по изобразительному искусству отражают:

  1. социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  2. формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
  3. развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  4. мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
  6. развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
  7. развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.
  8. воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
  9. развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  10. бережное отношение к духовным ценностям

Метапредметные результаты освоении программы основного общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

  1. освоение способов решения проблем поискового характера, развитие продуктивного проектного мышления и творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
  3. развитие способности понимать причины успеха/неуспеха учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха на основе объективного анализа и самоанализа;
  4. развитие способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
  5. развитие визуально-образного мышления, сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
  6. активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач саморазвития и самовыражения;
  7. развитие способности понимать и использовать в своей творческой работе художественные, поэтические, музыкальные образы в соответствии с целями и задачами урока; осознанно строить речевое высказывание и уметь передать другому своё представление об увиденном, услышанном, прочувствованном в разных видах искусства; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
  8. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); овладевать логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей в построении рассуждений;
  9. воспитание умения и готовности вести посильный диалог по поводу искусства и на языке искусства, способно-

сти принимать различные точки зрения, умения аргументированно излагать своё мнение, накапливать знания и представления об искусстве и его истории;

  1. овладение способами ведения коллективной творческой работы; умение договариваться, распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать возникающие конфликты;
  2. развитие пространственного ощущения мира; формирование представления о природном пространстве и предметной среде разных народов; развитие интереса к искусству других стран, понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; формирование представлений об освоении человеком пространства Земли;
  3. освоение выразительных особенностей языка разных видов искусства;
  4. формирование целостного, гармоничного восприятии мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.

Предметные результаты освоения программы oсновнго общего образования по изобразительному искусству должны отражать:

  1. сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его ДуХОВНО-нравственном развитии;
  2. сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие традиций родного края;
  3. развитость устойчивого интереса к изобразительному

творчеству; индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цветя и фор мы в творческих работах;

  1. развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
  2. проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
  3. развитие фантазии и воображения детей;
  4. использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
  5. сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
  6. умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
  7. использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
  8. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

Учебно – методический комплекс

  1.  Изобразительное искусство: интегрированная программа: 5- 8 (9) классы/ Л.Г Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С.Медкова.- М.Вентана-Граф, 2014. – 200 с.
  2. Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова ;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2012.-332 с.:ил.
  3. Ермолинская Е.А. Уроки изобразительного искусства : 5 класс 6 методические рекомендации / Е.А. Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 80 с.

 

  1. Содержание учебного предмета (8 класс)      

Раздел 1. Искусство в жизни человека – 4 ч.

Тема 1. Искусство как способ познания окружающего мира. Пространство окружающей жизни: природа, предметный мир, созданный руками человека, мир культуры.

Тема 2. Форма в искусстве.

Художественная форма произведения. Ритм, динамика, гармония, «мелодика» произведения (непрерывность линии), пластика.

Тема 3. Содержание и форма.

Выразительность художественной формы. Искусство — это «мыслеобразы» художника.Символ — единство формы и содержания.

Тема 4. Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве.

Композиция произведения и равновесие её частей (пятен, форм, линий) между собой и относительно центра. Динамика, покой.

Раздел 2. Средства художественного выражения в искусстве – 6 ч.

Тема 5. Язык изобразительного искусства.

Выразительно-изобразительные средства передачи художественного образа (линия, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст, нюанс, фактура и др.).

Тема 6. Композиция.

Законы композиции: равновесие, подчинение объектов композиционному центру, доминанта господствующей идеи, эмоциональное напряжение, пространственная организация всех объектов композиции.

Тема 7. Тень — один из главных элементов композиции.

Тёплое и холодное в картине. Игра света и тени.

Тема 8. Человек и цвет: особенности цветового восприятия.

Символика цвета.

Тема 9. Цвет и свет в пространстве интерьера.

Использование цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного и пространственного образа интерьера.

Тема 10. Как нужно воспринимать картину.

Первое впечатление от картины — ориентир для «путешествия» по пространству холста.

Раздел 3. Виды и жанры искусства – 6 ч.

Тема 11. Портрет на фоне эпохи.

Портрет реалистический и портрет условный. Классические пропорции в изображении лица и головы человека.

Тема 12. От портрета к автопортрету.

Психологический портрет в изобразительном искусстве. Выражение в портрете индивидуальности.Особенности работы над автопортретом: возможность экспериментирования в поиске нужного ракурса, колорита и др.

Тема 13. Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн..

Знание законов композиции, соблюдение соотношения форм и пропорций, способность художника видеть интересное и необычное в разных вещах, его фантазия и чувство гармонии — необходимые условия для создания натюрморта.

Выделение пространства предметов и между предметами в объёмно-пространственной композиции.

Тема 14. Графика: линия в искусстве.

Средства выразительности в графике: точка, линия, пятно, штрих.

Тональный контраст, образность силуэта, разнообразие форм и масс.

Тема 15. Декоративно-прикладное искусство: орнамент.

Орнамент — одно из главных выразительных средств в декоративно-прикладном искусстве. Виды орнаментов: растительный, каллиграфический, фантастический, предметный, пейзажный, животный (зооморфный), астральный, геометрический.

Тема 16. Скульптура.

Скульптура — древнейший вид изобразительного искусства, который требует от художника-скульптора способности передавать предметы в объёме, продумывая его форму (динамику и статику, соотношение форм и частей) с разных точек зрения.

Раздел 4. В мастерской художника – 2 ч.

Тема 17. Манера письма и интерпретация одной темы.

Индивидуальная манера письма художника выражается в его темпераменте, особенностях организации пространства, технике работы (мягкости и пастозности мазка), колорите и др.

Тема 18. Творческая импровизация в искусстве.

Импровизация в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино.

Раздел 5. Художник и время – 2 ч.

Тема 19. Отображение в искусстве исторической эпохи.

Историческое время, историческое пространство и культура. Художественный образ в музыке, живописи, графике, скульптуре, танце и др.

Тема 20. Связь времён: преемственность в художественном творчестве.

Искусство — отражение реальности в художественных формах и символах.

Раздел 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи –2ч.

Тема 21. Понятие художественного стиля в искусстве.

Стиль. Стиль  в определённые периоды, отмеченные единством системы художественных приёмов в разных видах искусства (живописи, литературе, архитектуре, скульптуре, графике, хореографии, театре)

Тема 22. Основные художественно-стилевые направления в архитектуре.

Архитектура. Архитектурный стиль.

Стили, которые рассматриваются как равноправные в истории стилей: романский, готика, барокко, классицизм, ампир.

Раздел 7. Образы искусства -13 ч.

Тема 23. Искусство Древнего Египта и Месопотамии.

Культура Древнего Египта: культ камня, основа представлений о мире — миф.

Тема 24. Античное искусство.

Античность.Рациональное начало, идея гармонии и центральной симметрии в античной архитектуре. Система греческих ордеров

Тема 25. Христианское искусство Средневековья.

Христианство. Объединение культуры Византии и Западной Европы в период европейского Средневековья (V–XVI века). Равенство всех людей перед лицом Бога. Восточная и западная модель христианства. Романская базилика, готический храм.

Тема 26. Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков.

Архитектура Ренессанса. Возведение законов механики в ранг космических законов божественного мира.

Тема 27. Барокко.

Мировоззренческие основы барокко. Барокко в живописи (Микеланджело, Г. Гольбейн-младший, М. ванХемскерк) и литературе (У. Шекспир). Контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств — отличительные черты барокко.

Тема 28. Классицизм.

Воплощение идей классицизма в архитектурных ансамблях —усадьбах России и Англии. Архитекторы К.И. Росси, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков; скульптор Э. Фальконе; художники Н. Пуссен, Ж. Давид, К.П. Брюллов, А.А. Иванов.

Темы 29–30. Романтизм, реализм, импрессионизм.

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы в искусстве романтизма.

Импрессионизм как крайнее проявление в искусстве принципов реализма.

Темы 31–32. Символизм, постимпрессионизм и модерн.

Попытка художников выразить тайны бытия языком наглядного и чувственно воспринимаемого образа через символ. Творчество У. Блейка, К. Фридриха, О. Редона, А. Бёклина, Э. Мунка.

Тема 33. Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму.

Прогресс в науке (А. Эйнштейн, Н.И. Лобачевский, Б. Риман, З. Фрейд, К. Юнг).

Эксперименты в искусстве модернизма — К.С. Малевич, В.В. Кандинский; фовизма — А. Матисс; экспрессионизма — Ф. Марк; футуризма — Дж. Балл; кубизма — П. Пикассо; абстракционизма — В.В. Кандинский; сюрреализма — С. Дали; примитивизма — А. Руссо.

Постмодернизм, абстрактный экспрессионизм (оп-арт, поп-арт, граффити, лендарт).

Тема 34. Творческий проект.

Организация и проведение самостоятельных творческих проектов на темы по выбору или согласованию. Индивидуальные и коллективные проекты.

Тема 35. Великие имена в искусстве.

Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников К.С. Малевича, Микеланджело, В.В. Кандинского, Д. Веласкеса, П.Н. Филонова, Рембрандта.


Календарно - тематическое  планирование по учебному предмету

«Изобразительное искусство» 8 класс

35 ч. (1 ч. В неделю)

№ п/п

Раздел, тема, урок

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Искусство в жизни человека – 4 ч.

1

Искусство как способ познания окружающего мира.

1

2

Форма в искусстве.

1

3

Содержание и форма.

1

4

Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве.

1

Раздел 2.Средства художественного выражения в искусстве – 6 ч.

5

Язык изобразительного искусства.

1

6

Композиция.

1

7

Тень — один из главных элементов композиции.

1

8

Человек и цвет: особенности цветового восприятия.

1

9

Цвет и свет в пространстве интерьера.

1

10

Как нужно воспринимать картину.

1

Раздел 3. Виды и жанры искусства – 6 ч.

11

Портрет на фоне эпохи.

1

12

От портрета к автопортрету.

1

13

Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн.

1

14

Графика: линия в искусстве.

1

15

Декоративно-прикладное искусство: орнамент.

1

16

Скульптура.

1

Раздел 4. В мастерской художника – 2 ч.

17

Манера письма и интерпретация одной темы.

1

18

Творческая импровизация в искусстве.

1

Раздел 5. Художник и время – 2 ч.

19

Отображение в искусстве исторической эпохи.

1

20

Связь времён: преемственность в художественном творчестве.

1

Раздел 6. Художественные направления и стили в различные исторические эпохи –2ч.

21

Понятие художественного стиля в искусстве.

1

22

Основные художественно-стилевые направления в архитектуре.

1

Раздел 7. Образы искусства -13 ч.

23

Искусство Древнего Египта и Месопотамии.

1

24

Античное искусство.

1

25

Христианское искусство Средневековья.

1

26

Ренессанс (Возрождение) ХIV–ХVII веков.

1

27

Барокко.

1

28

Классицизм.

1

29-30

Романтизм, реализм, импрессионизм.

2

31-32

Символизм, постимпрессионизм и модерн.

2

33

Искусство ХХ века: от модернизма к постмодернизму.

1

34

Творческий проект.

1

35

Великие имена в искусстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Класс гитары"

Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха.     Программа рассчитана на 2 года обу...

Воспитательная программа класса"Мы вместе"

Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"

Программа  представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"

Программа деятельности  классного руководителя  "Я - среди людей"  на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"

Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"

Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...

Воспитательная программа класса

Воспитательная программа класса...