МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
консультация по изобразительному искусству (изо) на тему
Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из основных задач учителя. В чем сущность эмоционального интереса в знаниях? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся стремления к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Мотивация обучения и стимулирование деятельности учащихся – это одна из основных задач учителя. В чем сущность эмоционального интереса в знаниях? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся стремления к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны им и приобретали значимость для учащегося и нашли отклик и опорную точку в его переживании.
Следует различать понятия мотив и мотивация. Мотив - это то, что побуждает деятельность(является формой проявления потребности). Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.
Любого нормального человека не мотивирует выполнение бессмысленной работы, дети не исключение, скорее, наоборот. Постановка, в соответствии с технологией модерации, ясных и понятных целей урока, выяснение ожиданий обучающихся, учет этих ожиданий и встраивание их в канву урока делает процесс обучения понятным и желанным для детей. Поставленные цели сами по себе обладают притягивающим, мотивирующим действием. Знание перестает быть чем-то искусственным, пугающим, навязанным извне. Освоение новых знаний и умений становится естественным процессом достижения понятных и важных для обучающихся целей.
Работа в команде – это один из мощных мотивирующих факторов. Спрятавшись за спины, легко можно поиграть в телефоне, поболтать с одноклассником и т.д. В мини-команде просто не до этого. Перед каждой командой поставлена конкретная цель, от каждого, без исключения, члена команды зависит успех в достижении цели, никому не хочется быть хуже других, наоборот, мотивирует признание твоего вклада в общий труд, в достижение общей цели, ощущение твоей нужности команде. Отклонения, если таковые в работе намечаются, корректируются зачастую самими участниками команды. В итоге - значительный рост мотивации обучающихся, концентрация на образовательных целях, раскрытие и развитие потенциала каждого участника команды.
Использование игровых методов обучения, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся – эти компоненты обеспечивают сохранение и развитие мотивации на протяжении всего урока, делают урок желанным, ожидаемым детьми.
Различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей. Активное использование визуальных форм при подаче нового материала учителем, для представления итогов работы в малых группах обучающимися, обеспечивают наглядность и доходчивость новой темы, закрепление и устойчивое сохранение полученных знаний. Превращение скучного образовательного процесса в эмоционально яркий красочный праздник знаний несет в себе потрясающий мотивирующий эффект.
Смена напряженной работы увлекательными разминками, когда учитель выступает в роли организатора активного поведения во время урока, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения.
Положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу. Позитивный настрой учителя, поддерживающего самостоятельную работу обучающихся, инициативу, творчество, командную игру, соревнование, разнообразные формы обучения, а также его новая роль (не начальника, а старшего товарища) – оказывают сильное мотивирующее действие, позволяют детям и педагогу сохранить работоспособность и хорошее настроение на весь школьный день.
Использованные источники:
- http://www.moi-universitet.ru/
- http://saburovka.narod.ru/motivacija.htm
- http://festival.1september.ru/articles/508288/
Таким образом, использование модерации уже само по себе приводит к повышению мотивированности обучающихся, устойчивой активизации познавательных мотивов, сохранении живого интереса к обучению на протяжении всего учебного года. Конечно, применение модерации не исключает необходимости создания и внедрения в школе системы мотивирования обучающихся, однако технология модерация в этой системе будет играть одну из ключевых ролей.
Колмогорцева Ирина Николаевна, а что из мотивирующих факторов Вы используете на своих уроках? Что еще, кроме оценок Вы используете в образовательном процессе для мотивирования обучающиеся? Как они реагируют на это?
Колмогорцева И.Н. МБОУ «СШ №7» г. Новый Уренгой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивация учебной деятельности учащихся
Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями....
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Основой успешной учебной деятельности любого учащегося является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Кроме того, важной частью работы преподавателя, я считаю изучение и использо...
Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся
Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...
Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации
Презентация исследований по данной теме представлена на педсовете.Задачи:1.Исследовать особенности мотивации учебной деятельности учащихся начального, среднего и старшего звена школы как фактора...
Статья "Информационные подходы и технологии как фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся"
Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо:...
«Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках математики»
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...
Урок-квест для повышения мотивации учебной деятельности учащихся
Урок-квест для повышения мотивации учебной деятельности учащихся...