Конспект урока «Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента». 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Урок помогает по новому увидеть традиционное народное искусство, способствует знакомству со смысловым обозначением элементов орнамента ( на примере мезенской росписи). Предмет: изобразительное искусство Место урока в системе уроков: урок объяснения нового материала в процессе изучения раздела «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)». Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения) Цель урока: Способствовать знакомству со смысловым обозначением элементов декоративного традиционного орнамента и умению расшифровать орнамент (мезенский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasshifrovka_ornamenta.konspekt.docx | 30.77 КБ |
rasshifrovka_ornamenta_tehnologicheskaya_karta-rutkovskaya.docx | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Рутковская Анна Антоновна, учитель предмета изобразительное искусство
ГБОУ гимназия №631 Приморского района Санкт-Петербурга
Тема урока «Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента».
4 класс
Предмет: изобразительное искусство
Место урока в системе уроков: урок объяснения нового материала в процессе изучения раздела «Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)».
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с элементами повторения)
Цель урока: Способствовать знакомству со смысловым обозначением элементов декоративного традиционного орнамента и умению расшифровать орнамент (мезенский).
Формируемые УУД:
- личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач);
- регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция);
- познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической
Форма урока: проблемно-поисковое занятие
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский
Технология: исследовательские и проектные методы, развивающее обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, технология развития критического мышления
Форма организации учебной деятельности: групповая деятельность
Продолжительность урока: 45 минут
Учебные материалы урока: презентация, значение знаков орнамента
Оборудование:
персональный компьютер (программа Power Point), мультимедийный проектор, экран для проектора, фрагменты орнамента древними знаками (мезенская роспись);
Часы
Зрительный ряд – авторская презентация учителя
Оборудование для учащихся:
Индивидуальная карта учащегося,
Наглядный иллюстративный материал «Знаки мезенской росписи» для исследовательской работы (на каждуюгруппу),
Художественные материалы:
бумага для индивидуальной работы, ручка, фломастеры,
акварель, кисти.
Метапредметные задачи урока:
- формировать регулятивные универсальные учебные действия (УУД): формулировать учебную задачу, создавать алгоритм деятельности при решении самостоятельно поставленных задач; осуществлять рефлексию по результатам учебной работы;
- формировать познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы и всего класса.
- развивать личностные УУД: воспитывать у учащихся осознанное понимание принадлежности к русской культуре; углублять представление о месте человека и его отношениях с окружающим миром.
- развивать коммуникативные УУД: осуществлять взаимодействие в группе, вести конструктивный диалог, производить информационный взаимообмен; сотрудничать для достижения общезначимой для коллектива цели; брать на себя ответственность за деятельность группы.
Предметные задачи урока:
- через личный опыт учащихся, работая с народными и современными знаковыми символами, дать представление о смысловой и философской функциях славянского орнамента,
- оттачивание навыков построения орнамента,
- через работу со знаками подвести учащихся к осознанию эстетической функции орнамента и развивать эмоционально-ценностные отношения к традиционному искусству.
Урок проводится для учеников 4 класса. Урок проводится с применением интерактивных технологий.
План урока.
1. Индуктор
2. Вступление.
3. Работа с новым материалом. Обзор демонстрационного материала. Работа в группах.
4. Обсуждение. Функции орнамента:
- Смысловая нагрузка и основа письменности;
- Философская функция (мировоззрение);
- Эстетическая (красота)
5. Перевод орнамента в зрительный образ пейзажа.
6. Завершение урока. Рефлексия.
Индивидуальная карта
Фамилия и имя…………………………………………………………………………
Обозначение проблемы.
Верите ли вы, что орнамент – это зашифрованное письмо предков об окружающем их мире? Да или Нет – обведите, с чем согласны | |||
Начало урока | Да | Начало урока | Нет |
Конец урока | Да | Конец урока | Нет |
Рефлексия.
Напиши своё мнение
Что нового я узнал на уроке | Что мне было интересно на уроке | Чему я научился на уроке |
Задания для группы.
1.Разгадать, прочитать роспись, обратить внимание:
Когда - время года,
Где - место действия – ландшафт пейзажа,
Какое состояние природы:
- солнце
- дождь
- пасмурно
- гроза
- солнце сквозь тучи и т.д.
2.Творческая работа учащихся группы
Участники группы должны разделиться на подгруппы с учетом возможностей и интересов. Каждая подгруппа выбирает задание, которое должна выполнить:
- Написать небольшой рассказ о том, что рассказывает орнамент.
- Перевести орнамент в живописную или графическую композицию в жанре пейзаж.
- Составить из мезенских знаков орнамент-рассказ о природе, которая вас окружает.
Оценочная деятельность работы в группах «Отметка моей группы»
Вид деятельности | Балл |
Участие в названии темы урока | |
Участие в формулировании цели урока | |
Работа по выполнению заданий | |
Уровень взаимодействия | |
Представление презентации результатов работы | |
Среднее арифметическое |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | Состав группы: |
Ход урока.
Этап 1 – Индуктор
Учитель: Часы идут. Стрелки двигаются. Что это значит для человека? А для страны? Что показывают часы?
Ученики отвечают: время, часы показывают нам как время идет, время уходит.
Учитель: Какое бывает время?
Ученики: прошедшее, настоящее, будущее.
Этап 2 – Введение в тему урока
Учитель: Мы – люди 21 века. Каким образом мы можем узнать о том, как жили люди в нашей стране в прошедшем времени, давно и очень давно, что может хранить память?
Ученики отвечают: былины, песни, сказки, книги, предметы быта.
Учитель обобщает, иллюстрируя и подчёркивая правильность ответов детей слайдом презентации, постепенно раскрывая на экране слова: устное народное творчество, книги, предметы быта.
Учитель: Вот они, предметы быта. К какому виду изобразительного искусства они относятся?
Ученики: декоративно-прикладное искусство.
Учитель: Что вы можете рассказать о них?
Ученики: Они красивые, они разукрашены разными узорами.
Учитель: Посмотрите на эти произведения декоративно-прикладного искусства. Это Мезенская роспись. Очень древние знаки. На стенах пещер близ Онежского озера были найдены аналогичные знаки, и их возраст более 2000 лет, то есть корнями мезенская роспись уходит в языческие времена, во времена древних славян. С такой древностью работают только археологи.
Как вы думаете, зачем наши предки наносили узоры и орнаменты на предметы быта?
Ученики: Для красоты.
Учитель: Эстетическая функция. А может быть народный узор выполнял ещё какую-то роль? Предположите.
Ученики: называют (охранная, эстетическая)
Учитель: Верите ли вы, что орнамент – это зашифрованное письмо предков об окружающем их мире? Запишите свое мнение.
Учитель: Нам надо сформулировать тему урока. Обратите внимание на подсказки, на столах что-то лежит. Чем будем заниматься?
Ученики: будем расшифровывать орнамент, называют тему
Учитель: а какова цель урока, чему каждый из вас должен научиться?
Ученики: научиться расшифровывать орнамент.
Этап 3. Работа с новым материалом.
Учитель: «Сегодня вы будете учёными-археологами, и вам предстоит, работая вгруппе, прочитать орнамент». У каждого ученика имеется индивидуальный лист с пояснениями значений знаков росписи, и каждой паре предлагается для работы свой фрагмент орнамента Мезенской росписи.
Пользуясь индивидуальными листами с пояснениями значений знаков орнамента, вы должны расшифровать роспись и понять, о чём орнамент рассказывает. Народный узор (орнамент) имеет смысл, он состоит из знаков. Каждый знак заключает в себе определённое понятие, имеет значение, но при незнании значений смысл орнамента нам недоступен. Презентация подтверждает слова учителя.
Ученики знают значение знаков, и, выступая на этом уроке в роли учёных-археологов, расшифровывают фрагменты орнаментов, узнают, какую информацию о своём мироощущении оставили предыдущие поколения потомкам.
Этап 4. Творческая работа учащихся
Учитель демонстрирует на слайде презентации и раздает задания для группы:
- Написать небольшой рассказ о том, что рассказывает орнамент.
- Перевести орнамент в живописную или графическую композицию в жанре пейзаж. Перевод орнамента в зрительный образ пейзажа.
- Составить из мезенских знаков орнамент-рассказ о природе, которая вас окружает.
Этап 5. Презентации работы групп. Функции орнамента
Учитель: о чем рассказывает орнамент?
Ученики представляют результаты своей работы:
- зачитывают рассказы, которые написали как итог расшифровки орнамента, при этом показывая значения на слайде с орнаментом;
- демонстрируют итог работы по переводу орнамента в живописную или графическую композицию в жанре пейзаж;
- показывают орнамент-рассказ о природе, которая их окружает.
Учитель: Верите ли вы, что орнамент – это зашифрованное письмо предков об окружающем их мире? Загляните в ваши ответы начала урока, напишите ответ еще раз.
Ученики отвечают и сравнивают с предположением.
Учитель: «Как по вашему, для чего современному человеку необходимо иметь именно такое представление об орнаменте?»
Ученики говорят о том, что после такого погружения в языческий мир древних славян, они знают, что хотел показать древний художник – уважительное отношение людей к природе. Мать-земля. То есть орнамент имеет в первую очередь смысловую и информационную нагрузку. И орнамент имеет эстетическую и эмоциональную нагрузку.
Учитель:
- передаёт информацию о мировоззрении древних людей,
- является этапом развития письменности, орнамент - понятийное письмо,
- знак-понятие называется идеограммой.
Учитель: И это произведение народного декоративно-прикладного искусства.
Этап 6. Завершение урока. Рефлексия.
Ученики заполняют в таблицу индивидуальных листов свои мнения. Группа проводит оценочную деятельность.
Учитель: большое спасибо за работу. Вы молодцы. Старайтесь относиться к природе так, как относились наши предки.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Учреждение: ГБОУ гимназия № 631 Приморского района Санкт- Петербурга
Автор: учитель: Рутковская Анна Антоновна
Название урока | Расшифровка орнамента. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента | |||
Предмет | ИЗО | |||
Класс | 4 класс | |||
Тип урока | Комбинированный урок | |||
Технологии урока | Исследовательские и проектные методы, развивающее обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии | |||
Образовательная среда урока | Ручка, бумага, фломастеры, акварель, кисти. Презентация, мультимедийный проектор. | |||
Цели урока | Главная дидактическая цель урока | Способствовать знакомству со смысловым обозначением элементов декоративного традиционного орнамента и умению расшифровать орнамент (мезенский). | ||
Обучающие цели | Способствовать формированию навыка анализа при работе с произведениями искусства; Способствовать формированию навыка анализа при работе с теорией изобразительного искусства. | |||
Развивающие цели | Способствовать развитию логики и речи, внимания, усидчивости. | |||
Воспитывающие цели | Способствовать пробуждению у учащихся эмоционального отклика на произведения искусства и действительности, связанных с культурой русского народа; Прививать художественный вкус; Способствовать воспитанию чувства ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса. | |||
Этапы урока: | время | деятельность | прогнозируемые результаты | |
учителя | ученика | УУД | ||
1.Организационный | 0,5 мин | Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. | Готовят рабочее место. | Регулятивные УУД:
|
2.Актуализация и проверка имеющихся знаний | 5 мин. | Сопровождает учащихся при актуализация и проверке имеющихся знаний. Память о прошлом, что может хранить память? Устное народное творчество, книги, предметы быта. Повторение ранее пройденного материала «Виды изобразительного искусства». Предметы быта. Народный орнамент. Произведения декоративно-прикладного искусства. Как мы можем узнать о жизни людей? Формулирование названия и цели урока. | Думают, вспоминают виды изобразительного искусства, называют. | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
3.Основная часть урока | 1 мин. | Динамическая пауза: физминутка, демонстрирует простейшие физические упражнения. | Выполняют упражнения по примеру учителя. | Регулятивные УУД:
|
14 мин | Сопровождает учащихся при выполнении задания «расшифровка орнамента» | Выполняют задание. Анализируют, работают с раздаточным материалом. Высказывают своё мнение | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
| |
4 мин | Сопровождает учащихся при обсуждение функций орнамента. О чем рассказывает орнамент? (рассказывает о природе, которая окружала людей). Что или кто являются главными действующими лицами (небо, земля, всё живое). Рассказ о природе, в которой жили люди. Рассказ об отношении людей к природе. Народный узор – это зашифрованное письмо предков. Мезенская роспись – это стадия развития письменности – | Высказывают своё мнение, обобщают. Знакомятся с новыми понятиями. | Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Личностные УУД: нравственно-эстетическое оценивание | |
15 мин. | Сопровождает учащихся при выполнении задания «перевод орнамента в пейзаж» | Создание продукта, практическая работа. Работают над созданием индивидуальной композиции «перевод орнамента в пейзаж» | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
| |
4.Заключительная часть урока. Рефлексия. | 4,5 мин. | Что для вас было самым интересным, что нового узнали на уроке? Чему вы научились на этом уроке? | Заполняют в таблицу | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Оценочная деятельность. | Обсуждение деятельности учащихся на уроке. Оценивают. Заполняют в таблицу | Познавательные УУД:
Личностные УУД:
| ||
Домашнее задание | 0,5 мин. | Принести материалы, необходимые для следующего урока (гуашь) | Записывают задание в дневник. | Регулятивные УУД: выполнение учебного задания в соответствии с целью. |
Организованный конец урока | 0,5 мин. | Благодарность за сотрудничество. Контроль за уборкой рабочего места. | Уборка рабочего места. | Регулятивные УУД:
|
Источники информации | Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство». Учебник для общеобразовательных учреждений 4 класс– М.: Вентана-Граф, 2012 | |||
Приложение | Авторская компьютерная презентация |
Оценочная деятельность и рефлексия. Индивидуальная карта
Фамилия и имя…………………………………………………………………………
Напиши своё мнение
Что нового я узнал на уроке | Что мне было интересно на уроке | Чему я научился на уроке |
Оценочная деятельность «Моя отметка»
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по трудовому обучению в 4 классе "Коллективная композиция "Новогодний орнамент"
Коллективная композиция "Новогодний орнамент" выполнена из яичной скорлупы.Целью урока:- дать учащимся представление о приемах работы с бросовым материалом;- учить составлять композиции, правильно выб...
конспект урока по новым стандартам "Роль декоративного искусства в жини человека" 5 класс
конспект урока, разработан по новым государственным стандартам. Урок обобщающий, по программе Б.М.Неменского....
Тест "Условные обозначения элементов электрической цепи" 8 класс
Тест по теме "Принципиальные и монтажные электрические схемы" для 8 класса выполнен в программе easyQuizzy и предназначен для индивидуального тестирования с выставлением оценки. Используя подгот...
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Конспект урока "Обозначение множественности и ведение счета. Лексика. Множественное число существительных", 2 класс
Разработан в рамках курса повышения квалификации "Разработка урока английского языка по технологии АМО (активные методы обучения)", представлен в табличной форме. Помимо самого конспекта урока, содерж...
Конспект урока математики в 5 классе "Угол. Обозначение и сравнение углов"
Конспект урока в 5 классе«Угол, обозначение. Сравнение углов», разработанный с использованием технологии критического мышления.Урок разработан для того, чтобы сформировать поняти...
Конспект урока в 5 классе "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".
Конспект урока на тему "История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды".Класс: 5.Предмет: родной язык (русский)....