Рабочая программа по ИЗО
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Мотолова Наталья Ивановна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005.

            Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 34 урока.

            В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

            Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Планирование ИЗО 5 класс44.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 3 г.Кызыла

 

Принята и рекомендована

Утверждена

к утверждению  методическим советом  приказом №____

Протокол №____    от «___»___________2016г.

от «___»___________2016 г.

Директор                                  Л.А.Муравьева

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 5  класса

на 2016-2017 учебный год

Учитель: Мотолова Н.И.

 

 

Пояснительная записка

 

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.) и авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2005.

        Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ – 34 урока.

        В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

        Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

        В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

        Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Рабочая программа содержит в себе 5 разделов: «Рисование с натуры»(14ч), «Тематическое рисование»(6ч), «Беседы»(1ч) ,«Тренировочные упражнения»(3ч), «Декоративное рисование» (12ч).

Рабочей программой по изобразительному искусству в 5 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

  1. Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок) –20 часов
  2. Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники) – 12 часов
  3. Наблюдение за видимым миром (беседа) – 1 час

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы средней школы как: литература, русский язык, музыка, технология, история, биология, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации  художественной деятельности по направлениям  по предмету изобразительное искусство

        Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

        Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

        Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

        Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

        Дизайн, в отличие от других  видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как  это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

        Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

        Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся         любимыми. В этом процессе учащиеся познают  радость созидания         и         приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и         творческие         таланты.

        В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности  и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

        В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

        Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, беседа по картинам художников и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

        В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить теоретические основы  изобразительной грамоты.

        В 5 классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

 

Формы организации образовательного процесса – урок смешанного типа

Технология обучения – наглядная форма обучения

Формирование ключевых компетенций обучающихся: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность.

 

Виды и формы контроля – качественно выполненные работы

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года :

-  анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

-  ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-    восприятия и оценки произведений искусства;

-   самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

 

 

Содержание программы

 

1.Цветовой круг (1ч)

Вид занятий: живопись, изучение основ цветоведения.

Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге.

Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета». Подборки оттенков разных сочетаний цвета.

 

2-3. «Декоративный цветок» (2ч)

Вид занятия: декоративное рисование, обработка живописных приемов – техника «мазок»

Цели и задачи: учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнить свой рисунок с натурой, графических навыков; развитие художественного вкуса, наблюдательности; развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей; межпредметная связь (чтение, биология)

Оборудование: для учащихся – альбом, художественные материалы, краски; для учителя – букеты цветов в разных вазах, в разных местах класса – натурные постановки, открытки.

Зрительный ряд: японская, китайская графика (растения); Т.Яблонская «На окне весна»; Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой»; А.Герасимов « После дождя.Мокрая терраса»; «Натюрморт полевые цветы», «Роза», «Полевой букет»; ЦиБайши «Пион», А.Пластов «Колокольчики и ромашки»; Ф.Толстой « Букет цветов, бабочки и птицы», «Стрекоза», «Ветки липы в цвету»; Ван Гог «Подсолнухи», Кончаловский « Осенний букет»; авторские работы художников, детские рисунки.

 

4.Экскурсия в осенний парк (1ч).

Вид занятия: урок-наблюдение.

Цели и задачи: наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.

Литературный ряд: стихи об осенней природы, осени.

 

5.  Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы» (1ч)

Вид занятия: тренировочные упражнения.

Цели и задачи: совершенствование графических навыков; развитие воображения, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, взаимопомощи, усидчивости, товарищества; развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей.

Оборудование: для учащихся – акварель (предпочтительно), гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты (подстелить); для учителя – то же, методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».

 

6. «Золотая осень», рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти(1ч).

Вид занятия: рисование с натуры и по памяти.

Цели и задачи: изучение строения дерева, кустарников, передача в воображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком»; обобщение впечатлений учащихся от экскурсии в парк.

Оборудование: для учащихся – альбом, простой карандаш, акварель, гуашь, цветные карандаши, фломастеры; для учителя – листья разных деревьев (клена, березы, каштана и др); методические таблицы «Палитра осеннего леса» , «Как дерево растет», детские рисунки, фотографии.

Зрительный ряд: И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», В.Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцеве», А.Остроумова-Лебедева «Пруд в Павловске», И.Бродский«Опавшие листья», И.Шишкин « Лес зимой», « Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Перед грозой», И.Грабарь «Февральская лазурь», Левитан «Золотая осень»;

Литературный ряд: Г. Скребицкий «Художник-осень», загадки и стихи о деревьях.

Музыкальный ряд: П. Чайковский «времена года», А. Вивальди «Времена года».

 

7.Рисование фруктов и овощей (1ч).

Вид занятия: рисование с натуры и по памяти

Цели и задачи: получение смешанных цветов на палитре, развитие творческих способностей, развитие стимулов к учебе, самоконтроля, дисциплины.

Оборудование: для учителя- методические таблицы «Цветовой круг», палитра, краски, бумага, кисти; для учащихся- альбом, краски, палитра,, кисти.

Зрительный ряд: фотографии, открытки с фруктами и овощами;  репродукции: Стожаров «Квас», Хруцкий « Цветы и плоды», И.Машков « Ананасы и бананы», Грабарь «Рябинка», АюЛентулов «Овощи. Натюрморт» Поль Сезан « Фрукты», Г.Попов «Ягоды и овощи», П Кузнецов «Утро», Дейнеко «Клубника», И. Репин «Яблоки и листья», Шишкин « Мухоморы. Этюд»

8.Хохлома. «Золотые узоры». (1ч)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели и задачи: провести викторину-путешествие по местам художественных народных промыслов с опорой на выставку ( Палех, Дымовская игрушка, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Жостово и др); сходство и отличие, выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации, формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления, фантазии, навыки деления на равные части, эмоциональная разрядка, воспитание коллективных качеств. Взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Оборудование: для учителя – учебные таблицы и пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, шаблоны, трафареты – формы доски под роспись; для учеников – акварель или гуашь, кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, цветные восковые мелки, палитра, тряпочка и подставка для кистей.

Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др;

 

9.Рисуем отгадки к народным загадкам.(1ч)

Вид занятия: рисование по памяти

Цели и задачи: знакомство с устным народным творчеством, грамотное владение композицией, линией, цветом; развитие ассоциативного мышления.

Оборудование: для учителя и учеников- методические таблицы, книжки-загадки, альбомы, графические материалы.

 

10-11.Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.(2ч)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели и задачи: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством,; формирование понятий об элементах орнамента, его видах.

Оборудование: для учеников- бумага, графические материалы, краски; для учителя- натурный материал, методические таблицы «Цветовой круг», « Контрастные цвета».

Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др; фотографии.

 

12. «Рыжий  кот».(1ч)

Вид занятия: рисование с натуры ,по памяти.

Цели и задачи: знакомство с анималистическим жанром в искусстве, художники анималисты; совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении; герои- животные в литературе, устном народном творчестве; общее и индивидуальное в строении тела животных.

Оборудование: для учеников- бумага, графические материалы, краски; для учителя-то же, методические таблицы.

Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений (Киплинг «Маугли», чарушин «Томка» и др.).

Зрительный ряд: работы Ватагина, Е. Чарушина, В. Серова, Леонардо да Винчи, К. Петрова-Водкина, фотографии животных.

 

13.Мультгерой.(1ч)

Вид занятия: тематическое рисование.

Цели и задачи: разговор о мультипликации, о художниках-мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильма; развитие графических умений и навыков, развитие образного представления, фантазии; эмоциональная разрядка; воспитание взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Оборудование: для учеников- бумага, графические материалы, краски; открытки с героями мультфильмов, детские книги; для учителя- иллюстративный материал, книги о мультипликации.

 

14.Веселый Дед Мороз.(1ч)

Вид занятия: декоративная работа, аппликация из цветной бумаги, других доступных материалов.

Цели и задачи: овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов; развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства, волевых качеств, сосознательности и активности в обучении.

Оборудование: для учеников и учителя- иллюстрации с изображением Деда Мороза, новогодние открытки, бумага, цветная бумага, вата, мишура, клей, ножницы.

 

15.Раппорт ткани.(1ч)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели и задачи: овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету; воспитание художественного вкуса, творческих способностей, изобразительных навыков.

Оборудование: для учителя- куски ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, клей, куски белой ткани; для учеников- белая ткань, лоскутки ткани из дома, гуашь, клей, шаблоны, трафареты.

Зрительный ряд: фотографии и репродукции о создании тканей.

 

16-17.Гравюра на картоне ( по аппликации).(2ч)

Вид занятия: печатная графика, аппликация.

Цели и задачи: знакомство с тиражной графикой; межпредметные связи (литература, история, естествознание);развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учебе.

Оборудование: бумага, картон, клей, кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка.

Зрительный ряд: авторские работы детей, А.Дюрер « Кролик» и др., И. Билибин- иллюстрации к русским народным сказкам; Ю. Васнецов.

 

18-19.работа в технике «Граттаж».(2ч).

Вид занятия: тематическое рисование, освоение художественной техники, графические упражнения.

Цели и задачи: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; межпредметные связи ; развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учебе; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха.

Оборудование: таблицы, иллюстрации, желток, черная тушь; бумага, кисть, вода, булавки, циркуль, вязальные спицы.

Зрительный ряд: черно-белые фотографии (пейзажи), репродукции печатной графики, методические таблицы.

 

20.наброски с фигуры человека.(1ч).

Вид занятия: : рисование с натуры ,по памяти.

Цели и задачи: анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цветовая разработка формы, совершенствование умений, последовательного ведения работы; формирование  умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека.

Оборудование: для учителя- методические таблицы; фотографии спортсменов, людей в легкой одежде, куклы объемные и бумажные; для учащихся- куклы объемные и бумажные, бумага, графические материалы, книги с иллюстрациями о спортсменах.

Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И. Репина, В. Серова и др.; П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», Ф. Решетников «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»,Б. Кустодиев « Портрет Федора Шаляпина» и др.

 

21.Русские богатыри.(1ч)

Вид занятия: тематическое рисование и аппликация- смешанные тени.

Цели и задачи: воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества ,Родине; творческое восприятие мира, творческий подход к работе; совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; межпредметные связи.

Оборудование: для учеников- бумага, графические материалы, краски; для учителя-то же, методические таблицы.

Литературный ряд: былины.

Зрительный ряд: М.Врубель «богатырь», «Микула Селянинович», П .Корин « Александр Невский», В. Васнецов « Богатыри», «Витязь на распутье» и др., иллюстрации к былинам.

 

22.транспорт.(1ч)

Вид занятия: : рисование с натуры ,по памяти.

Цели и задачизнакомство с техникой, машинами; рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели; анализ формы сложного объекта до простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему.

Оборудование: для учеников- бумага, графические материалы, краски; модели машин         ( игрушки), книги, фото, для учителя- модели машин  ( игрушки), книги, фото, методические таблицы, альбомы и каталоги автомобилей.

 

23-24.Натюрморт из 2-3 геометрических тел.(2ч)

Вид занятия: рисование с натуры.

Цели и задачизнакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема ;понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения; рисование от общего к деталям, развитие памяти, умения комбинировать детали; укрепление межпредметных связей.

Оборудование: для учеников- бумага, графические материалы, для учителя- натуральная постановка из гипсовых геометрических тел либо из бумажных моделей, методические таблицы, рисунки детей, различные модели.

 

25-26.Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей.(2ч)

Вид занятия: рисование с натуры.

Цели и задачирисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера; первоначальные сведения о форме предметов; простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения; рисование с натуры, доступными графическими средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки; использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит.

Зрительный ряд: таблицы и пособия «Этапы рисования с натуры геометрических тел»; И.Хруцкий «Цветы и плоды»,В.Стожаров «Натюрморт . Лен.», М. Врубель « Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан» и др.

 

27-28.Наброски модели домика с натуры.(2ч)

Вид занятия: рисование с натуры.

Цели и задачиформирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности; сообщение простейших сведений о линейной перспективе; межпредметные связи.

Оборудование: бумага, графические материалы, натурный материал, методические таблицы, кинофильм « Линейная перспектива».

Зрительный ряд: И.Левитан « Осенний день. Сокольники»., И. Репин «Невский проспект» и др., фотографии архитектурных памятников.

 

29.Старинный терем.(1ч)

Вид занятия: рисование по представлению, графика.

Цели и задачи: развитие зрительной памяти и воображения, формирование умения рисовать по представлению; беседа об архитектуре, основных материалах этого вида искусства; умение анализировать форму, конструировать.

Оборудование: бумага, графические материалы, геометрические тела, фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами – Кижи, Москва и др.

Зрительный ряд: В. Суриков « Утро Стрелецкой казни», А. Лентулова «Собор Василия Блаженного»; В.Васнецов «Картины о старой Москве».

 

 

30.Буквица.(1ч)

Вид занятия: декоративное рисование.

Цели и задачи: рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений и навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности; творческое восприятие мира, творческий подход к работе; межпредметные связи.

Оборудование: бумага, графические материалы.

Зрительный ряд: образцы шрифтов; детские работы; образцы рисованных букв.

 

31-32.Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок».(2ч)

Вид занятия: тематическое рисование.

Цели и задачи: освоение закономерностей композиции, основ  цветоведения; знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка, ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников; знакомство с книжной графикой как разновидностью графики.

Оборудование: бумага, графические материалы, краски, репродукции народных лубков, работ художников, детские книги с красочными иллюстрациями, книга П. Ершова «Конек-Горбунок».

 

33.Портрет.(1ч)

Вид занятия: лепка из пластилина.

Цели и задачи: лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления; систематизация знаний о скульптуре, отличие ее от других видов изобразительного искусства.

Оборудование: клеенка, пластилин, стеки, баночки, подставки, гипсовые головы и модели, методические таблицы.

Зрительный ряд: В.Мухина « Рабочий и колхозница», «Портрет доктора А. Замкова», Ж. Гудон « Статуя Вольтера», Мирон «Дискобол», древнегреческие скульптуры и др.

 

34. Четыре разных портрета.(1ч)

Вид занятия:  рисование с натуры ,по памяти.

Цели и задачи: изучение пропорций и мимики лица; развитие графических навыков и умений; развитие умения найти координатные точки лица; развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления.

Оборудование: бумага, графические материалы, краски, фотографии, рисунки лица, методические таблицы.

Зрительный ряд: А. Венецианов «Знахарка», В. Серов  «Девочка с персиками», «Мика Морозов», З. Серебрякова «За завтраком», Рибера «Хромоножка».

 

 

3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

-особенности образного языка изобразительных, декоративно – прикладных искусств, дизайна, архитектуры и их использование при создании пластических работ в живописи, рисунке, декоративных работах;

-основные этапы истории развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном искусстве, архитектуре; искусство и памятники культуры родного края; традиционность и новаторство;

-выдающихся представителей изобразительных искусств своей страны и мира, их главные произведения, основные музеи изобразительного искусства, архитектуры и их роль в развитии и сохранении культуры России и человечества;

-роль и особенности русского искусства в мировом художественном процессе;

-значение изобразительных искусств для формирования образных языков синтетических искусств (театр, кино, телевидение);

-взаимосвязь реальной действительности с её изображением (выражением) в искусствах;

-главные художественно – изобразительные средства графики, живописи, скульптуры, декоративно – прикладных искусств, архитектуры и дизайна;

-основные закономерности конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, цветоведения, композиции.

Учащиеся должны уметь:

-видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно – прикладного искусства, архитектуры; передавать в своих рисунках эмоциональное отношение к изображаемому;

-использовать язык изобразительного искусства при создании графических, живописных работ; работать с цветом, тоном, линией, пространством, формой; самостоятельно использовать основы цветоведения, светотени, перспективы и композиции;

-владеть навыками изображения отдельных предметов, натюрморта, пейзажа, интерьера, фигуры человека, животных;

-высказывать аргументированные суждения о произведениях изобразительного искусства «золотого фонда» отечественных и зарубежных художников;

-при иллюстрировании литературных произведений в рисунках, живописи, скульптуре передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т.п.), ландшафта, интерьера, и времени действия;

-в тематической композиции применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящее для воплощения замысла, основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

 

Литература и средства обучения

 

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2009.

а) основная литература:

Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.

Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. 6 класс: Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина./ – Волгоград: Учитель - АСТ, 2006. – 186 с.

Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение,2008. – 136 с.

б) дополнительная литература для учителя

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Шпикалова Т. Я. Метод.пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.

в) дополнительная литература для учащихся:

Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 5 классе

№п/п

Тема урока.

Кол-во

часов

планово

фактически

Требования к подготовке обучающихся

знать

уметь

1

Цветовой круг.

 

1

 

-основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

 

-основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);

 

-особенности образного языка изобразительных, декоративно – прикладных искусств, дизайна, архитектуры и их использование при создании пластических работ в живописи, рисунке, декоративных работах;

 

-выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

 

-наиболее крупные художественные музеи России и мира;

 

-значение изобразительного искусства в художественной культуре.

-применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

-анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);

-ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению) в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера)

2

Декоративный цветок.

 

1

3

Декоративный цветок.

 

1

4

Урок – экскурсия в осенний парк.

1

5

Живописные украшения, монотипия  « Веселые кляксы».

1

6

Золотая осень.

 

1

7

Рисование фруктов, овощей.

 

1

8

« Золотые узоры».

 

1

9

Рисуем отгадки к народным загадкам.

1

10

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

1

11

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

1

12

« Рыжий кот».

 

1

13

Мультгерой.

 

1

14

« Веселый Дед Мороз».

 

1

15

Рапорт ткани.

 

1

16

Гравюра на картоне (по аппликации).

1

17

Гравюра на картоне (по аппликации)

1

18

Работа в технике « Граттаж».

 

1

19

Работа в технике « Граттаж».

 

1

20

Наброски с натуры фигуры человека.

1

21

Русские богатыри.

 

1

22

Транспорт

 

1

23

Натюрморт из 2-3 геометрических тел.

1

24

Натюрморт из 2-3 геометрических тел.

 

1

25

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей.

1

26

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей.

1

27

Наброски модели домика с натуры.

1

28

Наброски модели домика с натуры.

1

29

Старинный терем.

 

1

30

Буквица.

 

1

31

Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конек-Горбунок».

1

32

Иллюстрация к сказке П.Ершова «Конек-Горбунок».

33.

Портрет.

 

1

34

4 портрета( рисование 4-х лиц по одной схеме)

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...