Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство»
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 5-8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-8 кл. | 28.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство» Лахина Наталья Андреевна
Рабочая программа разработана для обучающихся 5 –8 х классов.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения ООП основного общего образования с учетом Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) , авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 5-8 классы. ФГОС ООО Москва: «Просвещение», 2016год.
Изменения в рабочей программе для 5 класса
«Древние образы в народном искусстве»
Тема урока «Древние образы в народном искусстве» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.
Тема урока «Убранство русской избы» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.
Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.
Тема «Народный праздничный костюм» переносится в раздел «Декор – человек, общество, время», где проходит связь с темой «Одежда говорит о человеке».
Тема «Народные праздничные обряды» заменяется на тему: урок – викторина «Древние образы». Эта тема необходима для проверки качества знаний учащихся. Она дает возможность детям в соревновательной форме активизировать мыслительную деятельность, укрепить уверенность в своих способностях.
«Связь времен в народном искусстве»
Добавилась тема «Мезенская роспись» вместо темы «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте». Эта тема более доступная для учащихся 5-х классов. Она расширяет представление учащихся о видах народной росписи, легко выполняется, что немало важно для укрепления уверенности ребенка в своих способностях.
Вместо темы «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» проходит урок – викторина – «Народные промыслы России», он подытоживает темы всей 2 четверти, являясь проверкой знаний учащихся.
«Декор – человек, общество, время»
Тема «Народный праздничный костюм» расширяет кругозор учащихся, дает информацию о русских национальных традициях, предопределяет следующую тему «Одежда говорит о человеке». Проходит сравнение русского народного костюма с костюмом Средневековья.
«Декоративное искусство в современном мире»
Тема «Народные промыслы родного края - воронежская матрешка» актуальна краеведческой направленностью. Дети узнают о необычной форме матрешки, о ее костюме – он повторяет русский народный костюм, что добавляет особый колорит общему образу воронежской матрешки.
Тема «Повторение изученного материала» подводит итог знаниям, полученным за год. В игровой соревновательной форме учащиеся проверяют свои познания в области изобразительного искусства. Проводится выставка лучших работ по пройденным темам.
Изменения в рабочей программе для 6 класса
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
Две темы «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств» и «Художественные материалы» объединяются одним уроком. Это обосновано, как продолжение начатой беседы.
Тема «Цвет. Основы цветоведения» требует дополнительного времени для ее основательной разработки. Вместо 1 часа запланировано – 2.
«Мир наших вещей. Натюрморт»
Вместо темы «Выразительные возможности натюрморта» рассматривается тема «Творчество Ильи Машкова». Это связано с информацией о художнике, который уделял особое место в своем творчестве жанру натюрморт. Дети учатся философствовать, размышлять о простых вещах натюрморта.
Тема урока «Реальность и фантазия в творчестве художника. Монотипия» представляется оригинальным образом. На основе образа, полученного от окрашенной нити домыслить рисунок, использовать свои творческие возможности. Соединить фантазию и реальность в единое целое.
Темы « Освещение. Свет и тень» и « Натюрморт в графике» объединены в один урок. Это обосновано тематическим единством и продолжением изучаемого материала.
«Вглядываясь в человека. Портрет»
Тема «Роль цвета в портрете» требует углубленного изучения. За 1 час отведенный программой сложно в должной мере основательно выполнить работу. Надо научить школьников смешивать цвета для показа цвета кожи, выполнять объемное решение портрета.
Тема «Изображение головы в пространстве» не изучается, и это время отдается теме «Роль цвета в портрете»
Тема «Повторение изученного материала» подводит итог знаниям, полученным за год. В игровой соревновательной форме учащиеся проверяют свои познания в области изобразительного искусства. Проводится выставка лучших работ по пройденным темам.
Изменения в рабочей программе для 7 класса
«Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры»
Для темы урока «Буква – строка – текст. Искусство шрифта» предусмотрен дополнительный урок. Первый отводится для создания композиции из прямоугольников, линий, круга и буквы – доминанты. На следующем уроке учащиеся эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной или двух букв и символического изображения. Углубленное изучение этой темы дает учащимся совершенствовать навыки при работе со шрифтом.
«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека»
Тема урока «Пути развития современной архитектуры и дизайна» проходит в форме урок – виртуальная экскурсия. Это позволяет учащимся больше погрузиться в тему и рассмотреть урок в широком диапазоне.
Урок «Дизайн пространственно - вещной среды».
Учащимся предлагается сделать аппликацию коллаж по теме «Натюрморт. Посуда» с единым стилевым решением. Эта тема рассчитана на 2 урока.
Тема «Замысел архитектурного проекта и его осуществление» проходит как урок - исследование. Детям предлагается выступить в роли архитектора. Вместе исследуем проблемы и достоинства современной архитектуры. Второй урок на эту же тему проходит как коллективная работа «Город будущего». В реальность воплощаются идеи современной молодежи.
Тема «Городской дизайн» рассматривается на 2 уроках. Первый урок проходит в парной работе над оформлением витрины магазина. Второй урок проходит над созданием коллажно – графической композиции. Расширенное представление о городе необходимо современному ученику.
«Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование»
Тема «Функционально – архитектурная планировка своего жилища» интересна своей практической направленностью, применением в жизни, что необходимо современному человеку. Для этой темы отводятся 2 часа.
Тема «Дизайн современной одежды», в которой поднимается проблема удобства и красоты школьной формы. Этот урок привлекает своей актуальностью. Придумываются различные вариативные модели для мальчиков и для девочек. Дети выступают в роли конструкторов – модельеров. Этой теме необходимо запланировать 2 часа.
Тема «Автопортрет на каждый день» проходит в форме анализа проблемы. Попытаться рассмотреть образы современной молодежи, ее интересы, пристрастия, перегибы в поисках своего я.
Учебно - методический комплект для ученика 5 класс:
1. Учебник 5класс. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Под редакцией Б. М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2014 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
2. Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Школа Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2016 год.
Учебно - методический комплект для учителя:
1. Методическое пособие 5 класс. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека Н.А. Горяева. Под редакцией Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2010 год.
2. Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8 классы. М. В. Сластникова Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.
3. Учебник 5 класс. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Под редакцией Б. М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2014 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
4. Комплекс уроков по ИЗО 5 класс - диск СД
Учебно - методический комплект для ученика 6 кл.:
1. Учебник 6 класс. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Л.А. Неменская. Под редакцией Б. М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Школа Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2016год.
Учебно - методический комплект для учителя:
1. Учебник 6 класс. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Л.А. Неменская. Под редакцией Б. М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
2.Методическое пособие 6 класс. Искусство в жизни человека Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.А.Мухина. Под редакцией Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2010 год.
3.Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8 классы. М. В. Сластникова Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.
4. Поурочное планирование. Изобразительное искусство6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. Автор И.Н. Клочкова Волгоград: «Учитель» 2016 г.
5. Комплекс уроков по ИЗО 6 класс - диск СД
Учебно - методический комплект для ученика 7 кл.:
1. Учебник 7 класс. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека
А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б. М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебно - методический комплект для учителя:
1. Учебник 7 класс. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека
А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б. М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
2. Планирование учебной деятельности. Изобразительное искусство. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова 7 класс. Линия УМК под редакцией Б.М. Неменского. Автор И.Н. Клочкова Волгоград: Учитель 2016 г.
3. Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8 классы. М. В. Сластникова Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.
4. Комплекс уроков по ИЗО 7 класс - диск СД
Основные цели и задачи
Цели предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи:
• Формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;
• Развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
• Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
• Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
• Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – нравственной оценки;
• Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и формирования школьной, бытовой, и производственной среды.
Количество часов на изучение данной дисциплины
Рабочая программа рассчитана на реализацию в 4 года в 5-6-7-8 классах
Количество часов в неделю- 1ч. по каждому классу.
Количество часов в год- 34ч. по каждому классу.
Всего – 136 ч.
Содержание тем учебного предмета
5 класс ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА- 9 ч.
«Древние образы в народном искусстве» - 2 ч.
«Убранство русской избы» - 2 ч.
«Внутренний мир русской избы» - 1 ч.
«Конструкция и декор предметов народного быта» - 2 ч.
«Русская народная вышивка» - 1 ч.
Урок – викторина - «Древние образы» - 1 ч.
СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ- 7 ч.
«Древние образы в современных народных игрушках» - 1 ч.
«Искусство Гжели» - 1 ч.
«Городецкая роспись» - 1 ч.
«Хохлома» - 1 ч.
«Жостово» - 1 ч.
«Мезенская роспись» - 1 ч.
Урок – викторина – «Народные промыслы России» - 1 ч.
ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ - 9 ч.
«Зачем людям украшения» - 1 ч.
«Украшение в жизни древних обществ» - 2 ч.
«Народный праздничный костюм» - 2 ч.
«Одежда «говорит» о человеке» - 2 ч.
«О чём рассказывают гербы и эмблемы» - 2 ч.
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» - 1 ч.
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ- 9 ч.
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» - 1 ч.
«Современное выставочное искусство» - 1 ч.
«Ты сам – мастер» - 5 ч.
«Народные промыслы родного края - воронежская матрешка» - 1 ч.
«Повторение изученного материала» - 1 ч.
6 класс
1 часть Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 9 ч.
« Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы». - 1 ч.
«Рисунок - основа изобразительного творчества» - 1 ч..
«Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий». - 1 ч.
« Пятно как средство выражения. Ритм пятен». - 1 ч.
« Цвет. Основы цветоведения» - 2 ч.
« Цвет в произведениях живописи» - 1 ч.
«Объемное изображение в скульптуре» - 1 ч.
«Основы языка изображения» - 1 ч.
2 часть «Мир наших вещей. Натюрморт» - 7 ч.
«Реальность и фантазия в творчестве художника. Монотипия» - 1 ч.
«Изображение предметного мира – натюрморт». - 1 ч.
«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира». - 1 ч.
« Изображение объема на плоскости и линейная перспектива». - 1 ч.
«Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике». - 1 ч.
«Цвет в натюрморте» - 1 ч.
«Творчество Ильи Машкова» - 1 ч.
3 часть «Вглядываясь в человека. Портрет». - 10 ч.
«Образ человека - главная тема в искусстве». - 1 ч.
«Конструкция головы человека и ее основные пропорции» - 1 ч..
«Портрет в скульптуре». - 1 ч.
«Графический портретный рисунок». - 1 ч.
«Сатирические образы человека». - 1 ч.
«Образные возможности освещения в портрете» - 1 ч.
« Роль цвета в портрете». - 2 ч.
«Великие портретисты прошлого» - 1 ч.
«Портрет в изобразительном искусстве 20 века» - 1 ч.
4 часть «Человек и пространство. Пейзаж» - 8 ч.
«Жанры в изобразительном искусстве». - 1 ч.
« Правила построения перспективы. Воздушная перспектива». - 1 ч.
«Пейзаж – большой мир» - 1 ч.
« Пейзаж – настроение. Природа и художник». - 1 ч.
«Пейзаж в русской живописи» - 1 ч.
«Пейзаж в графике». - 1 ч.
« Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства». - 1 ч.
«Повторение изученного материала» - 1 ч.
7 класс
1 часть «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» - 9 ч.
«Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции». - 1 ч.
«Прямые линии и организация пространства». - 1 ч.
«Цвет – элемент композиционного творчества». - 1 ч.
«Свободные формы: линии тоновые пятна». - 1 ч.
«Буква – строка – текст. Искусство шрифта» - 2 ч.
«Композиционные основы макетирования в графическом дизайне» - 2 ч..
«Многообразие форм графического дизайна» - 1 ч.
2 часть «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» - 7 ч.
«От плоскостного изображения к объемному макету». - 1 ч.
«Взаимосвязь объектов в архитектурном макете». - 1 ч.
«Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля». - 1 ч.
«Важнейшие архитектурные элементы здания». - 1 ч.
«Вещь как сочетание объемов и образ времени» - 1 ч.
«Форма и материал». - 1 ч.
«Роль цвета в формотворчестве». - 1 ч.
3 часть «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека» - 10 ч.
«Образы материальной культуры прошлого». - 1 ч.
«Пути развития современной архитектуры и дизайна». - 1 ч.
«Город, микрорайон, улица». - 1 ч.
«Городской дизайн». - 1 ч.
«Интерьер и вещь в доме». - 2 ч.
«Организация архитектурно – ландшафтного пространства». - 2 ч.
«Замысел архитектурного проекта и его осуществление» - 2 ч.
4 часть «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование» 8ч.
«Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом».-2 ч.
«Интерьер, который мы создаем». - 1 ч.
«Дизайн и архитектура моего сада» - 2 ч.
«Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды». - 1 ч.
«Дизайн современной одежды. Школьная форма. Автопортрет на каждый день» - 1 ч.
«Повторение изученного материала».- 1 ч.
8 класс
Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.
1 часть «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах» - 9 ч
Искусство зримых образов- 1 ч.
Права и магия театра- 2 ч.
Безграничное пространство сцены- 2 ч.
Тайны актерского перевоплощения- 1 ч.
Привет от Карабаса – Барабаса- 1 ч.
Третий звонок- 1 ч.
2 часть «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий» - 7ч.
Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. - 1 ч.
Грамота фотокомпозиции и съемки. - 1 ч.
Фотография – искусство светописи. - 1 ч.
На фоне Пушкина снимается семейство. - 1 ч.
Человек на фотографии. - 1 ч.
Событие в кадре. - 1 ч.
Фотография и компьютер. - 1 ч.
3 часть «Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?» - 10 ч.
Многоголосый язык экрана. - 3 ч.
Художник – режиссер - оператор- 2 ч.
От большого экрана к твоему видео. - 2 ч.
Бесконечный мир кинематографа. - 3 ч.
4 часть «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель». – 8 ч.
Мир на экране: здесь и сейчас. - 1 ч.
Телевидение и документальное кино. - 2 ч.
Жизнь врасплох, или Киноглаз. - 1 ч.
Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? - 2 ч.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. - 1 ч.
Повторение изученного материала - 1 ч.
Формы текущего контроля знаний
1. Устный опрос
2. Викторины
3. Кроссворды
4. Художественно-практические задания
5. Защита проектов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» уровень Основного общего образования
Программа разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы.» – М.: Просвещение, 2014.»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год
Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...