Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Изобразительное искусство»
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему

Лахина Наталья Андреевна

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана  на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 5-8  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе  по учебному предмету «Изобразительное искусство» Лахина Наталья Андреевна

Рабочая программа разработана для обучающихся 5 –8 х классов.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе требований к результатам освоения ООП основного общего образования с учетом Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) , авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». 5-8 классы. ФГОС ООО Москва: «Просвещение», 2016год.

Изменения в рабочей программе для 5 класса

 «Древние образы в народном искусстве»

Тема урока «Древние образы в народном искусстве» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.

 Тема урока «Убранство русской избы» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.

Тема урока «Конструкция и декор предметов народного быта» требует дополнительного времени для углубленного изучения материала. Вместо 1 часа отведенного на эту тему используется 2 часа.

Тема «Народный праздничный костюм» переносится в раздел  «Декор – человек, общество, время», где проходит связь с темой «Одежда говорит о человеке».

Тема «Народные праздничные обряды» заменяется на тему: урок – викторина «Древние образы». Эта тема необходима для проверки качества знаний учащихся. Она дает возможность детям в соревновательной форме активизировать мыслительную деятельность, укрепить уверенность в своих способностях.

 «Связь времен в народном искусстве»

 Добавилась тема «Мезенская роспись» вместо темы «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте». Эта тема более доступная для учащихся 5-х классов. Она расширяет представление учащихся о видах народной росписи, легко выполняется, что немало важно для укрепления уверенности ребенка в своих способностях.

Вместо темы «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» проходит урок – викторина – «Народные промыслы России», он подытоживает темы всей 2 четверти, являясь проверкой знаний учащихся.

 «Декор – человек, общество, время»

Тема «Народный праздничный костюм»  расширяет кругозор учащихся, дает информацию о русских национальных традициях, предопределяет следующую тему «Одежда говорит о человеке».  Проходит сравнение русского народного костюма  с костюмом Средневековья.

 «Декоративное искусство в современном мире»

Тема  «Народные промыслы родного края - воронежская матрешка» актуальна краеведческой направленностью.  Дети узнают о необычной форме матрешки, о ее костюме – он повторяет русский народный костюм, что добавляет особый колорит общему образу воронежской матрешки.

Тема «Повторение изученного материала» подводит итог знаниям,  полученным  за год.  В игровой соревновательной форме учащиеся проверяют  свои познания в области изобразительного искусства. Проводится выставка лучших работ по пройденным темам.

Изменения в рабочей программе для 6 класса

«Виды изобразительного искусства и основы образного языка»

Две темы «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств» и «Художественные материалы» объединяются одним уроком. Это обосновано, как продолжение начатой беседы.

Тема «Цвет. Основы цветоведения» требует дополнительного времени для ее основательной разработки. Вместо 1 часа запланировано – 2.

 «Мир наших вещей. Натюрморт»

Вместо темы «Выразительные возможности натюрморта» рассматривается тема «Творчество Ильи Машкова». Это связано с информацией  о художнике, который уделял особое место в своем творчестве жанру натюрморт. Дети учатся философствовать, размышлять о простых вещах натюрморта.

Тема урока «Реальность и фантазия в творчестве художника. Монотипия» представляется оригинальным образом. На основе образа, полученного от окрашенной нити домыслить рисунок, использовать свои творческие возможности. Соединить фантазию и реальность в единое целое.

Темы « Освещение. Свет и тень» и « Натюрморт в графике» объединены в один урок. Это обосновано тематическим единством  и продолжением изучаемого материала.

 «Вглядываясь в человека. Портрет»

Тема «Роль цвета в портрете» требует углубленного изучения. За 1 час отведенный программой сложно в должной мере основательно выполнить работу. Надо научить школьников  смешивать цвета для показа цвета кожи, выполнять  объемное решение портрета.  

 Тема «Изображение головы в пространстве» не изучается, и это время  отдается теме «Роль цвета в портрете»

Тема «Повторение изученного материала» подводит итог знаниям,  полученным  за год.  В игровой соревновательной форме учащиеся проверяют  свои познания в области изобразительного искусства. Проводится выставка лучших работ по пройденным темам.

Изменения в рабочей программе для 7 класса

 «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции –основа дизайна и архитектуры»

Для темы урока «Буква – строка – текст. Искусство шрифта» предусмотрен дополнительный урок. Первый отводится для создания композиции из прямоугольников, линий, круга и буквы – доминанты. На следующем уроке учащиеся эскиз эмблемы или торговой марки, состоящей из одной или двух букв и символического изображения. Углубленное изучение этой темы дает учащимся совершенствовать навыки при работе со шрифтом.

 «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  в жизни человека»

Тема урока «Пути развития современной архитектуры и дизайна» проходит в форме урок – виртуальная экскурсия.  Это позволяет учащимся больше погрузиться в тему и рассмотреть урок в широком диапазоне.

 Урок «Дизайн пространственно - вещной среды».

Учащимся предлагается сделать аппликацию коллаж по теме «Натюрморт. Посуда» с единым стилевым решением. Эта тема рассчитана на 2 урока.

Тема «Замысел архитектурного проекта и его осуществление» проходит как урок - исследование.  Детям предлагается выступить в роли архитектора. Вместе исследуем проблемы и достоинства современной архитектуры. Второй урок на эту же тему проходит как коллективная работа «Город будущего». В реальность воплощаются идеи современной молодежи.

Тема «Городской дизайн» рассматривается на 2 уроках. Первый урок проходит в парной работе над оформлением витрины магазина. Второй урок проходит над созданием коллажно – графической композиции. Расширенное представление о городе необходимо современному ученику.

 «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование»

Тема «Функционально – архитектурная планировка своего жилища» интересна своей практической направленностью, применением в жизни, что необходимо современному человеку. Для этой темы отводятся 2 часа.

Тема «Дизайн современной одежды», в которой поднимается проблема удобства и красоты школьной формы. Этот урок привлекает  своей актуальностью. Придумываются различные вариативные модели для мальчиков и для девочек. Дети выступают в роли конструкторов – модельеров. Этой теме необходимо запланировать 2 часа.

Тема «Автопортрет на каждый день» проходит в форме анализа проблемы. Попытаться рассмотреть образы современной молодежи,  ее интересы, пристрастия, перегибы в поисках своего я.

Учебно - методический комплект для ученика 5 класс:

  1. Учебник 5класс. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2014 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

2. Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Школа Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2016 год.

Учебно - методический комплект для учителя:

1. Методическое пособие 5 класс. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека Н.А. Горяева. Под редакцией  Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2010 год.

2. Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8 классы. М. В. Сластникова  Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.

3. Учебник 5 класс. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Н.А. Горяева, О.В. Островская. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2014 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

4. Комплекс уроков по ИЗО 5 класс - диск СД

Учебно - методический комплект для ученика 6 кл.:

1.        Учебник 6 класс. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Л.А. Неменская. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

2.         Рабочая тетрадь. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Школа Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2016год.

Учебно - методический комплект для учителя:

1. Учебник 6 класс. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Л.А. Неменская. Под редакцией     Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

2.Методическое пособие 6 класс. Искусство в жизни человека  Б.М. Неменский, И.Б. Полякова, Т.А.Мухина. Под редакцией  Б.М. Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2010 год.

3.Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8   классы. М. В. Сластникова  Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.

4. Поурочное планирование. Изобразительное искусство6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. Автор И.Н. Клочкова Волгоград: «Учитель» 2016 г.

5. Комплекс уроков по ИЗО 6 класс - диск СД

Учебно - методический комплект для ученика 7 кл.:

1. Учебник 7 класс. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека    

А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебно - методический комплект для учителя:

1. Учебник 7 класс. Изобразительное искусство.   Дизайн и архитектура в жизни человека    

А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б. М.   Неменского. Издательство «Просвещение». Москва 2011 год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

2. Планирование учебной деятельности. Изобразительное искусство. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику А.С. Питерских, Г.Е. Гурова 7 класс. Линия УМК под редакцией Б.М. Неменского. Автор И.Н. Клочкова Волгоград: Учитель 2016 г.

3. Развивающие Образовательные Технологии. Изобразительное искусство 5-8 классы. М. В. Сластникова  Издательство «Учитель». Волгоград 2011 год.

4. Комплекс уроков по ИЗО 7 класс - диск СД

Основные цели и задачи

Цели предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения  и ориентации в художественном  и нравственном пространстве культуры.

Основные задачи:

•        Формирование опыта смыслового и эмоционально – ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

•        Освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

•        Формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;

•        Развитие творческого опыта как формирование  способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

•        Формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

•        Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;

•        Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

•        Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально – нравственной оценки;

•        Овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и формирования школьной, бытовой, и производственной среды.

Количество часов на изучение данной дисциплины 

Рабочая программа рассчитана на реализацию в 4 года в 5-6-7-8 классах

Количество часов в неделю- 1ч. по каждому классу.

Количество часов в год- 34ч. по каждому классу.

Всего – 136 ч.

Содержание тем учебного предмета

5 класс ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА- 9 ч.

 «Древние образы в народном искусстве» - 2 ч.

«Убранство русской избы» - 2 ч.

«Внутренний мир русской избы» - 1 ч.

«Конструкция и декор предметов народного быта» - 2 ч.

«Русская народная вышивка» - 1 ч.

Урок – викторина - «Древние образы» - 1 ч.

СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ- 7 ч.

«Древние образы в современных народных игрушках» - 1 ч.

«Искусство Гжели» - 1 ч.

«Городецкая роспись» - 1 ч.

«Хохлома» - 1 ч.

«Жостово» - 1 ч.

«Мезенская роспись» - 1 ч.

Урок – викторина – «Народные промыслы России» - 1 ч.

ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ - 9 ч.

 «Зачем людям украшения» - 1 ч.

«Украшение в жизни древних обществ» - 2 ч.

«Народный праздничный костюм» - 2 ч.

«Одежда «говорит» о человеке» - 2 ч.

«О чём рассказывают гербы и эмблемы» - 2 ч.

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» - 1 ч.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ- 9 ч.

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» - 1 ч.

 «Современное выставочное искусство» - 1 ч.

«Ты сам – мастер» - 5 ч.

«Народные промыслы родного края - воронежская матрешка» - 1 ч.

«Повторение изученного материала» - 1 ч.

6 класс

1 часть Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 9 ч.

 « Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы». - 1 ч.

«Рисунок - основа изобразительного  творчества» - 1 ч..

«Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий». - 1 ч.

« Пятно как средство выражения. Ритм пятен». - 1 ч.

« Цвет. Основы цветоведения» - 2 ч.

« Цвет в произведениях живописи» - 1 ч.

«Объемное изображение в скульптуре» - 1 ч.

«Основы языка изображения» - 1 ч.

2 часть «Мир наших вещей. Натюрморт» - 7 ч.

 «Реальность и фантазия в творчестве художника. Монотипия» - 1 ч.

«Изображение предметного мира – натюрморт». - 1 ч.

«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира». - 1 ч.

« Изображение объема на плоскости и линейная перспектива». - 1 ч.

«Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике». - 1 ч.

«Цвет в натюрморте» - 1 ч.

«Творчество Ильи Машкова» - 1 ч.

3 часть «Вглядываясь в человека. Портрет». - 10 ч.

 «Образ человека - главная тема  в искусстве». - 1 ч.

«Конструкция головы человека и ее основные пропорции» - 1 ч..

«Портрет в скульптуре». - 1 ч.

«Графический портретный рисунок». - 1 ч.

«Сатирические образы человека». - 1 ч.

«Образные возможности освещения в портрете» - 1 ч.

« Роль цвета в портрете». - 2 ч.

«Великие портретисты прошлого» - 1 ч.

«Портрет в изобразительном искусстве 20 века» - 1 ч.

4 часть «Человек и пространство. Пейзаж» - 8 ч.

«Жанры в изобразительном искусстве». - 1 ч.

« Правила построения перспективы. Воздушная  перспектива». - 1 ч.

«Пейзаж – большой мир» - 1 ч.

« Пейзаж – настроение. Природа и художник». - 1 ч.

«Пейзаж в русской живописи» - 1 ч.

«Пейзаж в графике». - 1 ч.

« Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства». - 1 ч.

 «Повторение изученного материала» - 1 ч.

7 класс

1 часть «Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры» - 9 ч.

«Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции». - 1 ч.

«Прямые линии и организация пространства». - 1 ч.

«Цвет – элемент композиционного творчества». - 1 ч.

«Свободные формы: линии тоновые пятна». - 1 ч.

«Буква – строка – текст. Искусство шрифта» - 2 ч.

«Композиционные основы макетирования в графическом дизайне» - 2 ч..

«Многообразие форм графического дизайна» - 1 ч.

2 часть  «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств» - 7  ч.

«От плоскостного изображения к объемному макету». - 1 ч.

«Взаимосвязь объектов в архитектурном макете». - 1 ч.

«Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля». - 1 ч.

«Важнейшие архитектурные элементы здания». - 1 ч.

«Вещь как сочетание объемов и образ времени» - 1 ч.

«Форма и материал». - 1 ч.

«Роль цвета в формотворчестве». - 1 ч.

3 часть «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры  в жизни человека» - 10 ч.

 «Образы материальной культуры прошлого». - 1 ч.

«Пути развития современной архитектуры и дизайна». - 1 ч.

«Город, микрорайон, улица». - 1 ч.

«Городской дизайн». - 1 ч.

«Интерьер и вещь в доме». - 2 ч.

«Организация архитектурно – ландшафтного пространства». - 2 ч.

«Замысел архитектурного проекта и его осуществление» - 2 ч.

 4 часть «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование» 8ч.

«Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом».-2 ч.

«Интерьер, который мы создаем». - 1 ч.

«Дизайн и архитектура моего сада» - 2 ч.

«Композиционно – конструктивные принципы дизайна одежды». - 1 ч.

«Дизайн современной одежды. Школьная форма. Автопортрет на каждый день» - 1 ч.

 «Повторение изученного материала».- 1 ч.

8 класс

Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении.

1 часть «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах» - 9 ч

Искусство зримых образов- 1 ч.

Права и магия театра- 2 ч.

Безграничное пространство сцены- 2  ч.

Тайны актерского перевоплощения- 1 ч.

Привет от Карабаса – Барабаса- 1 ч.

Третий звонок- 1 ч.

2 часть «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий» - 7ч.

Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. - 1 ч.

Грамота фотокомпозиции и съемки. - 1 ч.

Фотография – искусство светописи. - 1 ч.

На фоне Пушкина снимается семейство. - 1 ч.

Человек на фотографии. - 1 ч.

 Событие в кадре. - 1 ч.

Фотография и компьютер. - 1 ч.

3 часть  «Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?» - 10 ч.

Многоголосый язык экрана. - 3 ч.

Художник – режиссер - оператор- 2 ч.

От большого экрана к твоему видео. - 2 ч.

Бесконечный мир кинематографа. - 3 ч.

4 часть  «Телевидение – пространство культуры? Экран – искусство – зритель». – 8  ч.

Мир на экране: здесь и сейчас. - 1 ч.

Телевидение и документальное кино. - 2 ч.

Жизнь врасплох, или Киноглаз. - 1 ч.

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше? - 2 ч.

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. - 1 ч.

Повторение изученного материала - 1 ч.

Формы текущего контроля знаний

1. Устный опрос

2. Викторины

3. Кроссворды

4. Художественно-практические задания

5. Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-7 классов...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень Разработана Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 - 7 классов базовый уровень    Разработана   Зайцевой Л.П., учителем изобразительного искусства высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» уровень Основного общего образования

Программа разработана на основе программы « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы.» – М.: Просвещение, 2014.»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования 2022-2023 учебный год

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» к модулю «Декоративно-прикладное и народное искусство» составлена на основе требований к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса начального общего образования на 2022 - 2023 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной ...