Золотая Хохлома
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
презентация урока и конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
хохломская роспись урок ИЗО 5 класс | 324.5 КБ |
презентация хохломская роспись урок ИЗО 5 класс | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7 городского округа «Якутск»
Конспект урока по изо 5 класс
«Хохломская роспись»
Исполнитель:
Протодьяконова А.Н.
Класс: 5
Тема: Хохломская роспись
Форма проведения: комбинированный
Цель: познакомить учащихся с традиционным народным промыслом России. Способствовать формированию представлений о принципах гармонии композиции на основе цветовых ритмов и цветовой динамики.
Задачи:
- Способствовать формированию знаний о народном художественном промысле – хохлома и о элементах ее росписи;
- Формирование знаний о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;
- Способствовать формированию умений работать кистью; совершенствование навыков кистевой росписи по мотивам хохломской росписи;
- Способствовать формированию развития конструктивности, целесообразности, вариативности мышления.
Оборудований учителя:, гуашь, кисти, пед.рисунок, презентация.
Оборудование учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Структура:
- Организационный момент;
- Проверка готовности к уроку;
- Сообщение темы урока;
- Изучение нового материала;
- Практическая работа;
- Итог урока
- Выставка и обсуждение работ;
- Обсуждение: что нового узнали на уроке;
- Уборка рабочих мест.
ХОД УРОКА:
Содержание | |
Орг.момент | Приветствие. |
Проверка рабочих мест | Сегодня на урок вам понадобятся краски: гуашь или акварель, кисти, палитра. (учащиеся проверяют свою готовность) |
Сообщение темы и цели урока | Что изображено на доске? Хохломская роспись Как вы думаете, что сегодня вы узнаете и чему научитесь на уроке о хохломской росписи?
|
Изучение нового материала. Вводная беседа | История Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Волжские крестьяне - и те, что жили на "горах" - на высоком правом берегу, и те, что в "лесах", - издавна занимались разными ремёслами. Волга исстари была главной торговой рекой России, она соединяет северные и южные районы страны. Постепенно рукоделие, ремесло становилось основным занятием крестьян многих сел, они уже не занимались хлебопашеством, а работали с утра до вечера в мастерских - токарнях, красильных, ложкарных. Волжане промышляли, то есть делали вещи на продажу, крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду, которые легко можно было сбыть на базарах и ярмарках. Они были многолюдные и богатые, привозили товары по реке купцы со всех концов Русской земли, приезжали иноземные гости. Таким и было самое крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области, где крестьяне в одних сёлах посуду вытачивали на токарных станках, а в других – расписывали. Поначалу крестьяне сами продавали свои изделия, но это отнимало драгоценное время, поэтому вскоре скупать их стали скупщики: не расписанные, "белые" изделия они перепродавали красильщикам, готовые предметы свозили на склады, а затем - на продажу в торговые сёла и городки. В Хохломе были красильни, склады и торговые ряды, в которых продавали привезенный на подводах в красивых плетёных из луба коробах-плетюхах "хохломской товар". Нарядные золотистые миски, ложки, поставцы, бурлацкие чаши и братины - шаровидные сосуды с широко раскрытым венчиком-горлышком». Легенда о возникновении хохломы Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Учитель: Хохломская роспись, Алых ягод россыпь, Отголоски лета В зелени травы. Рощи, перелески, Шелковые всплески, Солнечно-медовой Золотой листвы. У красы точеной Сарафан парчовый, По волнам узоров Яхонты горят. Что за чародеи Хохлому одели В этот несказанный Праздничный наряд? (П. Синявский)
(слайд 2) А сейчас давайте познакомимся с этапами хохломской росписи. Этапы хохломской росписи:
В хохломе существуют различные приемы росписи. Иногда можно увидеть золотые листья на черном или красном фоне. Этот прием называется «под фон». А красный и черный рисунок на золотом фоне – «верховая» роспись (слайд 4). (слайд 5- 7)
Золотая хохлома – это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной краской, богатством фантазии. Хохлома всегда роскошна, наполнена каким-то радостным светом, по-праздничному красочна (слайд 8 – 13) Учащиеся смотрят видеоролик о хохломской росписи. (слайд 14 – 15) |
Планирование детьми предстоящей работы. Практическая работа | Сегодня вы будите расписывать шаблон разделочной доски. По мотивам хохломской росписи (учитель демонстрирует готовые работы выполненные учащимися). Ваша работа будет оцениваться по следующим критериям: - компоновка в соответствии с формой; - ритм; - Использование разных элементов при росписи; - умение работать кистью и краской; - аккуратность. А сейчас можете приступить к росписи шаблона доски. Все элементы выполняются кистью без использования карандаша. Либо очень тонкими линиями выполнять рисунок. (педагог оказывает помощь учащимся) |
Выставка работ учащихся. | Защита работ (что изобразил, какие цвета использовали и т.д.). |
Итог урока (рефлексия) | Выставка и анализ детских работ. Вопросы в конце занятия (ответы учащихся).
А сейчас каждый убирает свое рабочее место. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса
Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...
Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"
Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи; - развивать художественный вкус; - воспитывать интерес к народным промыслам: ...
Золотая хохлома
На данном уроке происходит знакомство учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...
Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома
Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства, как ведущий способ в педагогике в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить в...
Золотая хохлома
Представлен интегрированный урок технология +ИЗО "Золотая хохлома", в котором широко используются ИКТ (интерактивная доска, презентация, сеть Интернет....
Наш вернисаж. Золотая хохлома
Фотографии в альбоме «Наш вернисаж. Золотая хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...
Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....