"Музыка и кино" конспект урока искусста в 9 классе
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_kino.docx | 32.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ Сандовская СОШ
Учитель изобразительного искусства Грозная Надежда Геннадьевна
Тема: Музыка в кино
Тип урока: урок -эврика(комбинированный)
Цель: расширить знания обучающихся о роли музыки в кино.
Задачи: 1.Образовательная.
Создать условия для систематизации имеющиеся у подростков знаний о функции музыки в кино; расширить знания о роли музыки в кино; разбора выразительных и изобразительных средств музыки из кинофильмов; повторения понятий, связанных с массовым кино.
2.Развивающая.
развивать творческое мышление, умение формулировать и высказывать свои мысли; включения учащихся в процесс исполнения и восприятия киномузыки.
3.Воспитательная.
Создать условия для воспитания духовности и нравственности на примере знакомства с шедеврами мирового искусства.
Формирование УУД:
1.Личностные: осмысление духовно- нравственного значения киномузыки для интернациональных связей народов и государств; осмысление важности учения, значимости решения учебных задач для интеллектуального развития.
2.Познавательные: расширение представлений о функции музыки в драматургии фильма; исследование, отбор информации, моделирование изучаемого содержания.
3.Коммуникативные: рассмотрение коммуникативности самой музыки, включение детей в исполнительскую деятельность, умение работать в коллективе; умение слышать, слушать, понимать партнёра, распределять роли, правильно выражать свои мысли, вести дискуссию.
4. Регулятивные: анализ этапов восприятия и исполнения киномузыки; оценка качества исполняемой музыки; целеполагание, оценка ситуации, контроль.
5. Информационные: поиск, систематизация, отбор лучших образцов киномузыки для составления домашней коллекции.
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, учебник «Искусство8-9классы»,музыкальные файлы, ВИДЕО фрагменты фильмов: «Человек с бульвара Капуцинов», «Летят журавли», « Мой ласковый и нежный зверь», «Александр невский». «Профессионал». презентация-сопровождение, вопросы к уроку.
Сценарий урока
СЛАЙД 1 Просмотр фрагмента из кинофильма А. Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов»(1.03)
Учитель: Почему фильм вызвал такую реакцию у зрителей?
Ученики: Люди ещё были не знакомы с кинематографом.
Учитель: Эти события являются исторической правдой или вымыслом режиссёра?
Ученики: Ответы
Учитель: Кадры из какого фильма вы сейчас видели?
Ученики: фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда».
Учитель: Где и когда произошло данное событие?
Ученики: 28 декабря 1895 г. в парижском «Гран-кафе», на бульваре Капуцинок, тридцать пять человек, заплативших по франку за сеанс ещё никому не известного «синематографа», стали свидетелями рождения нового искусства.
Учитель: Произошли ли изменения в киноискусстве за последующие годы?
Ученики: Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Кино доступно, увлекательно, выразительно. Оно обладает свойствами зримой литературы, движущейся живописи, цветомузыки.
Учитель: Интересно, что искушённый ценитель искусства, Горький сразу почувствовал недостаток звука и цвета – тех художественных средств, которыми кино обогатилось позднее, став синтетическим искусством. В кино слово, жест, пластика, пространство, свет, цвет, музыка создают единый образ. Едва ли не на первых просмотрах «движущихся фотографий» почувствовалось: тишина, в которой на экране подъезжал поезд к станции, набегала волна на берег, ходили, размахивая руками и разевали рты люди, совершенно невыносима. Запечатленный кинокамерой вполне реальный, но обеззвученный мир казался давящим кошмаром, и для «задыхающегося» слуха первых кинозрителей стрекот проекционного аппарата был не помехой, а единственной отдушиной.
Тогда-то и воззвал кинематограф …. кто догадался о чем мы будем сегодня говорить?
СЛАЙД 2 Тема урока
Ученики: музыке в кино
Учитель: Кто озвучивал первые фильмы?
Ученики: Музыканты-аккомпаниаторы, звучание граммофонов за сценой.
СЛАЙД 3 Тапер
Учитель: Импровизации тапёров (аккомпаниаторов) избавили кинозалы от гнетущего беззвучия. Тапёры-музыканты исполняли музыку прямо в зрительном зале. Даже С. Рахманинов сопровождал немые фильмы своими импровизациями на рояле
Не раз уже говорилось, что «великий немой», по сути, никогда не был немым: он издавал звуки – «бешеные звуки затравленного фортепиано», как выразился поэт О. Мандельштам в стихотворении «Кинематограф».
Просмотр фрагмента из кинофильма «Последнее лето детства»(1 минута)
Учитель: В чём сложность работы тапёра?
Ученики: Сложность в необходимости соответствия характера музыки и изображения, пианистам приходилось импровизировать на ходу.
Учитель: Выпускались альбомы рекомендуемых для сопровождения фильмов музыкальных произведений. Разве это не решение проблемы?
Ученики: Музыка была одинакова во всех фильмах, переходила из одного фильма в другой.
Учитель: Верно, появилась опасность стандартизации. Например, мелодрама сопровождалась надрывно-романсовой музыкой, комические фильмы – юморесками, приключенческие – галопом.
Постепенно кино превратилось из немого и черно-белого в цветное и звуковое. Когда это произошло?
Ученики:В 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся в тот момент на грани банкротства, вложилась в рискованный звуковой проект. Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с фильмом «Певец джаза», в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики.
Ученики: Первый звуковой фильм-«Певец джаза» 1927 год США, в России 1931 год «Путёвка в Жизнь». В 1935 году картина «Бекки Шарп» становится первой официальной цветной картиной.
Учитель: Нужда в тапёре отпала – с экрана понеслись реальные звуки: речь героев, рокот прибоя, гудки автомобилей, шаги, вздохи, шорохи. Казалось бы, теперь, научившись воспроизводить не только движение жизни, но и её звучание, кинематограф мог бы расторгнуть союз с музыкой. Но союз не распался, а лишь упрочился.
С момента рождения звукового кино, уже в 1930-е гг. произошло разделение киномузыки на внутрикадровую - конкретную, мотивированную, оправданную звучанием изображаемого в кадре инструмента, радиорепродуктора, пением действующего лица и т. д., и закадровую - "авторскую", "условную".
Закадровая музыка как бы отстранена от действия и в то же время характеризует события фильма, выражает скрытое течение сюжета.
Музыка прочно обосновалась в кинематографе рядом с речью и шумами. То, оттесняя их, то уступая им первенство, то сливаясь с ними, она настолько срослась с киноизображением, что если, выходя из кинозала, мы не помним, была в фильме музыка или нет, то можно с уверенностью заключить, что она там была. Если бы её не было, мы непременно это бы заметили. Иногда, только зазвучат первые аккорды, а мы уже знаем какой фильм начался или уже идет не видя изображения. Сейчас я вам предлагаю поучаствовать в такой музыкальной викторине: у вас на партах есть листы бумаги, на них указан № музыкальной композиции и название фильма
ВИКТОРИНА «Угадай фильм по саундтреку» (работа в группах)
№ саундтрека | Название фильма | |
1 | «Иван Васильевич меняет профессию» | |
2 | «Пятый элемент» | |
3 | «Джентельмены удачи» | |
4 | «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» | |
5 | «Такси» | |
6 | «Пираты карибского моря» | |
7 | «Гардемарины вперед» | |
8 | «Служебный роман» | |
9 | «Кавказская пленница» | |
10 | «Игрушка» |
Учитель: Какую роль играет музыка в фильме?
Ученики: Музыка может быть фоном-иллюстрацией событий, может способствовать драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять лучше внутренний мир персонажа, помогает создать зрительно-слуховой образ исторической эпохи.
Учитель выписывает на доске варианты высказываний учеников:
- иллюстрация событий,
- драматургическое развитие,
- внутренний мир персонажа,
- создание зрительно-слухового образа исторической эпохи.
Учитель: Попробуйте определить, какую роль играет музыка Сергея Прокофьева в эпизоде «Ледовое побоище» фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»?
Просмотр фрагмента из кинофильма «Александр Невский»
Ученики: Музыка способствует драматургическому развитию происходящего, позволяет создать целостный образ произведения.
Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для характеристики русских воинов и тевтонских рыцарей? Как с помощью музыки противопоставляет два противоборствующих лагеря?
Ученики: Музыкальной характеристике русского народа присуща широкая мелодичность, напевность. Совсем иначе звучит музыка, характеризующая крестоносцев: жёсткие, суровые звучности в оркестре, мелодии монотонны, угловаты. Тема «русской атаки» – лёгкая, полётная, напористая. Тема «атаки крестоносцев» – примитивная, резкая, тяжёлая.
Учитель: Можно ли считать сочинение музыки к фильму отдельным видом композиторской деятельности? В чём сложность этой работы?
Фильм состоит из эпизодов. Каждый эпизод делится на кадры, которые характеризуются полем изображения, планом и углом съёмки. Место композитора в среде микрофонов, вспышек фотоэлементов, целлулоидной спирали плёнки, миллиметровой точности, синхронности и математической выверенности длин и метража фильма.
Режиссёр составлял звукомонтажные схемы с точным хронометражём каждой сцены. Композитор по этим схемам сочинял музыку. «У нас с Эйзенштейном выработался такой метод работы: я просматривал в киностудии кусок фильма, … он попутно высказывал мне свои пожелания по поводу музыки. Вернувшись домой, я пишу музыку, пользуясь точными разметками в секундах».
Учитель: Да, назовём Сергея Прокофьева кинокомпозитором, потому что он понял, что настоящая киномузыка – не иллюстрация к «картинкам» на экране, не сопровождение отдельных эпизодов, а выражение внутреннего хода фильма, его образности, его драматургии в музыке. Всё, о чём говорил фильм, говорила на своём языке и музыка Прокофьева.
Учитель: Ребята, снова возвращаю ваше внимание к фильму «Летят журавли». Откройте стр.175 и ещё раз взгляните на кадр. Взгляд Бориса устремлён в небо. Он убит. В его взгляде застыла картина уходящего мира. А что было за несколько минут до этого? Музыка нам расскажет об этом!
ВИДЕО фрагмент из фильма « ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ»
РАЗБОР выразительных и изобразительных средств музыки из кинофильма
Учитель: Помогла ли вам музыка этого фрагмента прочувствовать ужас происходящего, смерть главного героя?
Ученики Музыка в фильме передаёт как общее настроение картины, так и отдельных её частей; напоминает о прошедшем времени, другой эпохе; дополняет характеристику героев; проявляет ярче их взаимоотношения, заменяет диалоги; раскрывает подтекст фильма; выражает отношение авторов к героям и событиям.
Учитель: На слайде записаны термины: драматургия, драматическое развитие, контраст, повтор, фоновая музыка. Эти понятия являются основой развития киномузыки. Запишите их в тетрадь.
Учитель: Музыка к фильму - необычное творение композитора, от которого требуется развитие драматических принципов, заложенных в картину режиссёром. Когда речь идёт о драматургии, очень хорошо работает приём музыкального контраста. Например, музыка, являющаяся фоном, для, казалось бы, прекрасной свадебной сцены, предрекает фатальный исход, трагедию.
ВИДЕО фрагмент из фильма «МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ ЗВЕРЬ» (Свадебный вальс) муз. Е.ДОГА
Ученики: Героиня фильма погибает и начало этой трагедии мы видим на фоне прекрасного вальса. Мы это чувствуем, мы это видим.
Учитель: Можно привести ещё примеры где музыка, являющаяся фоном для, казалось бы, успешного и непобедимого героя, как бы предрекает фатальный финал. Она иносказательно говорит о том, что всё не вечно и успех может обернуться неудачей. Именно это происходит в финале фильма «Профессионал» с Бельмондо в главной роли.
ПРОСЛУШИВАНИЕ САУНДТРЕКА ИЗ ФИЛЬМА « ПРОФЕССИОНАЛ»
( Физкультминутка)
(Во время звучания музыки учащимся предлагается подвигаться на воображаемой « дискотеке», совершить гимнастику для глаз)
Учитель: Герои фильмов – красивые, бесстрашные, сильные ,проходят через «огонь и воду». Зрители , погружаясь в атмосферу фильма, оценивают их действия, мечтают быть похожими на них. Их жизнь, их подвиги, их песни на экране нравятся нам и мы невольно влюбляемся в них. А какие ваши любимые герои? ( Ответы )
Учитель: Какую роль играет музыка в современных фильмах?
Ученики: Песни практически отсутствуют или остаются за кадром, одна инструментальная мелодическая тема
Учитель: Мы с вами на уроках неоднократно встречались с песнями, которые играют важную роль в раскрытии образа в кинофильме. Давайте вспомним эти песни. Каждому ряду задание по очереди: спеть несколько строк из песни.
Песенная викторина
Домашнее задание
Найдите примеры фильмов, где музыка является фоном-иллюстрацией событий, способствует драматургическому развитию происходящего действия, помогает понять лучше внутренний мир персонажа, создает зрительно-слуховой образ исторической эпохи.
Учитель: Как вы думаете, что ещё можно добавить о предназначении музыки в кино? Характеризует ли она героя таким, каким я его вам представила? Согласны ли вы?( ответы)
5.Первичное закрепление материала.
Учитель:А сейчас ,ребята, мы систематизируем наши знания с учётом изученного на уроке:1.СЛ.10-11
2.CЛ12-14.Вопросы с ответами демонстрируются на экране. Учащиеся, повернувшись, отвечают и затем сверяют свои ответы с правильными.
1. Что необходимо знать композитору, который сочиняет музыку для кино? (знать развитие драматургии фильма)
2. Кого называли Моцартом киномузыки? (Энио Морриконе)
3. К каким фильмам сочинил музыку Энио Морриконе? («Однажды в Америке», «За пригоршню долларов», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой», «Неприкасаемые», «Гамлет»)
4.Кто озвучивал немое кино? (музыкант-тапёр)
5.Какую роль играет музыка в кино? (одухотворяет фильм, вносит новые эмоции, выражает идею фильма)
6.Чем является внутрикадровая музыка?( Частью действительности)
7.Чем является закадровая музыка?(Внутреннее состояние героя. Философский духовный смысл)
8.С какой целью в фильмах звучит классическая музыка? (чтобы выразить состояние души, уйти от суеты повседневности, найти согласие с миром и с самим собой, поиск высших ценностей)
9.Какие функции имеет киномузыка? (передача общего настроения картины; напоминание о прошедшем времени, другой эпохе; дополняет характеристику героев; ярче проявляет их взаимоотношения, заменяет диалоги; раскрывает подтекст фильма; выражает отношение авторов к героям и событиям)
Учитель: Ребята,вы сделали вывод о роли музыки в кино . Давайте облачим ваши высказывания в красивую форму. Найдите в тексте учебника нужные слова (учащиеся читают последний абзац). Можно уверенно сказать, что удачно сочинённая киномузыка является ещё одним важным персонажем, актёром, которого нет в титрах, но без которого фильм перестаёт быть именно этим фильмом.
6Аргументированное выставление оценок
7.Домашнее задание 1 Делать презентацию « Энио Морриконе и его фильмы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный урок музыки в 5 классе по теме: "В чём сила музыки" и анализ урока
Данный урок проводился на районном конкурсе "Учитель года". Урок проводился по методу художественно-педагогической драматургии. В анализе чётко и подробно описано строение урока, а также все при...
"Взаимопроникновение музыки и литературы". Урок в 5 классе
Данный урок был представлен на педагогическом совете "Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения" на секции практико-ориентированных дисциплин (МО физической культуры, техн...
"Музыкальный образ в музыке Я. Сибелиуса". Урок в 7 классе
На данном уроке применяется художественно-образный уровень полихудожественной деятельности, где проводится сравнительный анализ музыкального произведения с литературными произведениями и произведениям...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют задания по карточкам. В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...
Храмовый Синтез Искусст. Урок МХК 9 класс
Жанры инструментальной музыки 7 класс...