мероприятие по ИЗО "Чудо-роспись"
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Черновалова  Елена Александровна

Познавательно-игровое мероприятие посвящено руским промыслам (Гжель, Хохлома, Городец, Палех, Жостово)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudo-rospis.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Ния

Познавательно- конкурсное мероприятие для 1-4 классов

 «Чудо- роспись»

Учитель ИЗО Черновалова Е.А.

НИЯ 2012

 «Чудо- роспись»

Цель:приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • воспитывать патриотические чувства.
  • развивать познавательный интерес детей к народному искусству.
  • воспитывать эстетические чувства
  • развивать коммуникативные навыки.

Форма мероприятия: познавательно-конкурсная с элементами практической деятельности.

Вступление учителя:

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Наша великая страна, Россия – матушка всегда была богата на мастеров, и  издревле у нас сложилось много удивительных народных промыслов. Но сегодня мы поговорим не просто о промыслах, а о видах росписи. И вы узнаете много интересного.  

Помимо того, что мы познакомимся с видами росписи, мы увидим увлекательное соревнование между командами, каждая  представляет вид промысла, а значит вид росписи. Каждого члена команды мы будем называть подмастерьем. А в конце, подмастерья выигравшей команды получат звания народных мастеров.

Итак, первая команда, команда «Хохлома» 

Представление команд:

  1. мастерская «Хохлома»

1ученик:

Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
2 ученик:
У красы точёной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

3 ученик:
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный,
Праздничный наряд!

4 ученик:

Роспись хохломская –
Песня колдовская,
В терема-светлицы
Просится сама.

5 ученик:
И на целом свете
Нет таких соцветий,
С хохломой сравнится
Только хохлома. 

Учитель: О ХОХЛОМЕ

Учитель: Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали - сказка началась? А это быль.

Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему? Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Да так и повелось, стали называть эту чудную посуду Хохлома!  Главным узором хохломской росписи является рисунок на растительную тематику - это буйство цветов, ягод, листьев и трав, переплетенных между собой и названия у орнамента разные.  Самый распространенный и древний - "травяной хохломской элемент" или так называемая "травка". А вот если веточка замысловато изгибается и затейливо вьется, она называется "кудриной".  Еще один популярный узор золотой хохломы - пряник. Это всего лишь ромбик с розеткой, однако, как похож он на тульский печатный пряник.

А вот и следующая команда Гжель.

  1. мастерская «Гжель».

1 ученик:

Незатейливый узор

Из оттенков краски,

Глина белая, фарфор –

Атрибуты сказки!

Словно детская рука

На кусочках глины

Рисовала в три мазка

Синие картины.

2 ученик:

Чашек круглые бока

Расписав в колечки,

В лепестки и облака –

Изразцы для печки,

Голубые  кружева,

Кобальтовый иней,

Будто вьюга намела

Завитушки линий.

3 ученик:

Налепила для игры

Синие фигурки,

Для забавы детворы,

Зайцев и свистульки.

4 ученик:

Скрыта в лёгкости мазка

Тайна чудо - глины.

На Руси  живёт века

Промысел старинный.

5 ученик:

Поколенья мастеров

Бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов,

Наши Боттичелли!

Учитель: о ГЖЕЛИ

ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.

Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

  1. мастерская «Городец»

1 ученик:

Знает каждый молодец, 

Чем прославлен Городец,
Знает каждый мальчуган
Про купавку и розан.
2 ученик:
В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно (красный).
3 ученик:
Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый (голубой).
Нарисуем кистью ловко
Для цветов два подмалевка.
4 ученик:
После замысел свой смелый,
Оживим мы краской (белой).
Можно в сказке очутиться,
И цветы здесь есть и (птицы).
5 ученик:
Мы сегодня будем с вами
Просто чудо-мастерами.
Доски чем украсить знаем,
И к работе приступаем.

Учитель: о ГОРОДЦЕ

Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Фантастические птицы, цветы, кони, выполненные масляными красками, украшали детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.

Городецкая роспись - яркая, нарядная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Главными элементами Городецкой росписи являются розан, купавка и бубенчик. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все своеобразие русского орнамента.

  1. мастерская «Жостово»

1 ученик:
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый, 
смелая – сумела.

2 ученик:
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.

3 ученик
И странно – 
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:

4 ученик:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.

Учитель: о ЖОСТОВО

Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос - это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки,  созданные густым широким мазком.  Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

  1. мастерская «Палех»

1ученик:

Плещутся звёзды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери –
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке по кромке зари.
2 ученик:
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех!
Сколько диковин красою затмил!
3 ученик:
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет –
Кисти взлетают, как крылья жар-птицы,
Дарят нам палехской сказки портрет.

Учитель: о ПАЛЕХЕ

Село Палех родина удивительной удивительных лаковых миниатюр. Произведения мастеров Палеха стали не просто известны всем и каждому, но и приобрели символическое значение. Палехская миниатюра стала одним символом России. Сюжетами для росписи шкатулок становились самые разнообразные темы и мотивы: герои народных сказок, современные жизненные зарисовки и т.д. Палехская роспись неотделима от древнерусской живописи, она  унаследовала мастерство многих поколений русских иконописцев.

 Ну а мы начинаем игру.

Оценивать работу мастеров будет компетентное жюри (состав).

1 конкурс «Составь узор» . задача вырезать элементы узора и наклеить на заготовку. Время ограничено. Работает каждый подмастере команды. Инструктаж по работе с ножницами.

Пока команды заняты делом мы с вами организуем для них поддержку.

Игра с залом: играют правая и левая половины. Учат две речевки: 1. Подходите, подходите, на узоры посмотрите.  2. Да умельцы хороши веселят нас от души. У ведущего несколько карточек разного цвета. Речевка произноситься если ведущий показывает карточку определенного цвета.

Завершение конкурса. Работа жюри.

2 конкурс «разбитая посуда»

Загадки (игра со зрителями):

1.У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
(Самовар)

2.Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет.
(Терка)

3.Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник)

4.Вся макушка в дырках мелких –
Горечь-горькая в тарелках.
(Перечница)

5.Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

6.Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, щи и суп
Как же девицу зовут?
(Кастрюлей)

7.В земле я родился,
В огне закалился.
(Горшок)

8.Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
(Ложка)

9.Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри у ней песок
сладкий, белый, как снежок.
(Сахарница)

10.Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
(Чашка)

11.Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
(Чайник)

3 конкурс «Ребус»

Восстанови пословицу (игра с залом)

  1. Не спеши языком –
  2. Сам пропадай –
  3. С кем поведёшься –
  4. Труд человека кормит –
  5. Глаза страшатся –
  6. Ученье - свет –
  7. По одежке встречают –
  8. Семь раз отмерь –
  9. Любишь кататься –
  10. Скучен день до вечера –
  11. Без труда не вытащишь –
  12. Под лежачий камень-
  13. Хлеб всему –

Награждение команд.

Заключение: 

У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая
Её трава шелковая, ее цветы весенние -
И мастерство волшебное достойно восхищения.

Я надеюсь ребята, что наше мероприятие было для вас полезным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное мероприятие" Праздник труда"(общешкольное мероприятие)

В нашей школе, в конце IY четверти, ежегодно проводится внеклассное мероприятие -" Праздник труда"....

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...