мероприятие по ИЗО "Чудо-роспись"
материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Познавательно-игровое мероприятие посвящено руским промыслам (Гжель, Хохлома, Городец, Палех, Жостово)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-rospis.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ с.Ния
Познавательно- конкурсное мероприятие для 1-4 классов
«Чудо- роспись»
Учитель ИЗО Черновалова Е.А.
НИЯ 2012
«Чудо- роспись»
Цель:приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- воспитывать патриотические чувства.
- развивать познавательный интерес детей к народному искусству.
- воспитывать эстетические чувства
- развивать коммуникативные навыки.
Форма мероприятия: познавательно-конкурсная с элементами практической деятельности.
Вступление учителя:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним. Наша великая страна, Россия – матушка всегда была богата на мастеров, и издревле у нас сложилось много удивительных народных промыслов. Но сегодня мы поговорим не просто о промыслах, а о видах росписи. И вы узнаете много интересного.
Помимо того, что мы познакомимся с видами росписи, мы увидим увлекательное соревнование между командами, каждая представляет вид промысла, а значит вид росписи. Каждого члена команды мы будем называть подмастерьем. А в конце, подмастерья выигравшей команды получат звания народных мастеров.
Итак, первая команда, команда «Хохлома»
Представление команд:
- мастерская «Хохлома»
1ученик:
Хохломская роспись –
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи-перелески,
Шёлковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
2 ученик:
У красы точёной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
3 ученик:
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный,
Праздничный наряд!
4 ученик:
Роспись хохломская –
Песня колдовская,
В терема-светлицы
Просится сама.
5 ученик:
И на целом свете
Нет таких соцветий,
С хохломой сравнится
Только хохлома.
Учитель: О ХОХЛОМЕ
Учитель: Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали - сказка началась? А это быль.
Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему? Хохлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сёл и деревень. Да так и повелось, стали называть эту чудную посуду Хохлома! Главным узором хохломской росписи является рисунок на растительную тематику - это буйство цветов, ягод, листьев и трав, переплетенных между собой и названия у орнамента разные. Самый распространенный и древний - "травяной хохломской элемент" или так называемая "травка". А вот если веточка замысловато изгибается и затейливо вьется, она называется "кудриной". Еще один популярный узор золотой хохломы - пряник. Это всего лишь ромбик с розеткой, однако, как похож он на тульский печатный пряник.
А вот и следующая команда Гжель.
- мастерская «Гжель».
1 ученик:
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
2 ученик:
Чашек круглые бока
Расписав в колечки,
В лепестки и облака –
Изразцы для печки,
Голубые кружева,
Кобальтовый иней,
Будто вьюга намела
Завитушки линий.
3 ученик:
Налепила для игры
Синие фигурки,
Для забавы детворы,
Зайцев и свистульки.
4 ученик:
Скрыта в лёгкости мазка
Тайна чудо - глины.
На Руси живёт века
Промысел старинный.
5 ученик:
Поколенья мастеров
Бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов,
Наши Боттичелли!
Учитель: о ГЖЕЛИ
ГЖЕЛЬ (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска... А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
- мастерская «Городец»
1 ученик:
Знает каждый молодец,
Чем прославлен Городец,
Знает каждый мальчуган
Про купавку и розан.
2 ученик:
В росписи у мастеров,
Много красочных цветов.
Самый яркий и прекрасный,
Это цвет, конечно (красный).
3 ученик:
Можешь цвет найти любой:
Синий, желтый (голубой).
Нарисуем кистью ловко
Для цветов два подмалевка.
4 ученик:
После замысел свой смелый,
Оживим мы краской (белой).
Можно в сказке очутиться,
И цветы здесь есть и (птицы).
5 ученик:
Мы сегодня будем с вами
Просто чудо-мастерами.
Доски чем украсить знаем,
И к работе приступаем.
Учитель: о ГОРОДЦЕ
Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Фантастические птицы, цветы, кони, выполненные масляными красками, украшали детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Городецкая роспись - яркая, нарядная, ее отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок - растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Главными элементами Городецкой росписи являются розан, купавка и бубенчик. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне. Городецкие узоры пользуются особой популярностью, потому что они прекрасно передают все своеобразие русского орнамента.
- мастерская «Жостово»
1 ученик:
Кто смел раскинуть на подносе
такие яркие цветы?
В своем бесхитростном вопросе
едва ль ответ не спрячешь ты:
Смел – смелый,
смелая – сумела.
2 ученик:
Из-под руки, как ветерки,
как стая ласточек, взлетела,
разбрасывая лепестки,
кипень цветочная.
3 ученик
И странно –
она напомнила на миг,
как возникает из тумана
давно готовый к жизни стих:
4 ученик:
то восклицаньем,
то вопросом,
то в полумраке,
то в огне,
то звонким жостовским подносом
вдруг полыхнет на белизне.
Учитель: о ЖОСТОВО
Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос - это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, созданные густым широким мазком. Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
- мастерская «Палех»
1ученик:
Плещутся звёзды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери –
Сказочный Палех, загадочный Палех
Скачет на тройке по кромке зари.
2 ученик:
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех!
Сколько диковин красою затмил!
3 ученик:
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет –
Кисти взлетают, как крылья жар-птицы,
Дарят нам палехской сказки портрет.
Учитель: о ПАЛЕХЕ
Село Палех родина удивительной удивительных лаковых миниатюр. Произведения мастеров Палеха стали не просто известны всем и каждому, но и приобрели символическое значение. Палехская миниатюра стала одним символом России. Сюжетами для росписи шкатулок становились самые разнообразные темы и мотивы: герои народных сказок, современные жизненные зарисовки и т.д. Палехская роспись неотделима от древнерусской живописи, она унаследовала мастерство многих поколений русских иконописцев.
Ну а мы начинаем игру.
Оценивать работу мастеров будет компетентное жюри (состав).
1 конкурс «Составь узор» . задача вырезать элементы узора и наклеить на заготовку. Время ограничено. Работает каждый подмастере команды. Инструктаж по работе с ножницами.
Пока команды заняты делом мы с вами организуем для них поддержку.
Игра с залом: играют правая и левая половины. Учат две речевки: 1. Подходите, подходите, на узоры посмотрите. 2. Да умельцы хороши веселят нас от души. У ведущего несколько карточек разного цвета. Речевка произноситься если ведущий показывает карточку определенного цвета.
Завершение конкурса. Работа жюри.
2 конкурс «разбитая посуда»
Загадки (игра со зрителями):
1.У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
(Самовар)
2.Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет.
(Терка)
3.Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник)
4.Вся макушка в дырках мелких –
Горечь-горькая в тарелках.
(Перечница)
5.Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)
6.Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, щи и суп
Как же девицу зовут?
(Кастрюлей)
7.В земле я родился,
В огне закалился.
(Горшок)
8.Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот –
Открывай пошире рот.
(Ложка)
9.Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри у ней песок
сладкий, белый, как снежок.
(Сахарница)
10.Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
(Чашка)
11.Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.
(Чайник)
3 конкурс «Ребус»
Восстанови пословицу (игра с залом)
- Не спеши языком –
- Сам пропадай –
- С кем поведёшься –
- Труд человека кормит –
- Глаза страшатся –
- Ученье - свет –
- По одежке встречают –
- Семь раз отмерь –
- Любишь кататься –
- Скучен день до вечера –
- Без труда не вытащишь –
- Под лежачий камень-
- Хлеб всему –
Награждение команд.
Заключение:
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая
Её трава шелковая, ее цветы весенние -
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Я надеюсь ребята, что наше мероприятие было для вас полезным и интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие" Праздник труда"(общешкольное мероприятие)
В нашей школе, в конце IY четверти, ежегодно проводится внеклассное мероприятие -" Праздник труда"....
Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"
тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...