Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Традиционная народная кукла.
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Цаплин Андрей Олегович

Технологическая карта и раздаточный материал для урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Урок занимает заключительное место в разделе «Связь времен в народном искусстве» и ориентирован на включение регионального компонента и закрепление материала первой четверти о народном праздничном костюме.  Урок логически связан с предыдущими темами, посвященными традиционным народным ремеслам (Жостово, Гжель, Хохлома, народная игрушка и др.), и  продолжает логику годовой темы 5 класса по программе Б.М. Неменского «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».  В дальнейшем полученные на уроке знания могут использоваться в темах 4 четверти, где учащимся предлагается соединить традицию и современность, разработать авторскую куклу.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о традициях региона через исследование феномена традиционной народной куклы. Планируемые результаты в соответствии с требованиями ФГОС были представлены метапредметными, личностными и предметными. Через развитие предметных результатов на уроке происходит формирование гражданской идентичности, реализуется патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_na_sayt.docx339.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока:  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Традиционная народная кукла.

Тип урока: урок-исследование.

Вид урока: комбинированный

Цель педагога: создание условий для формирования представлений о традициях региона через исследование феномена традиционной народной куклы.

Учитель: Цаплин А.О.

Цель обучающихся: исследовать феномен традиционной народной куклы; систематизировать и закрепить знания о народном костюме, изготовить народную куклу в костюме Оренбургского края.

Класс: 5

Основное содержание темы, термины и понятия:

Традиционная народная кукла: обрядовая и игровая, оберег, уральский сарафан, рубаха-косоворотка, порты, брюки, портянки, лапти, сапоги, военная форма Оренбургских казаков.

Планируемые результаты:

   Предметные:

Иметь представление о традиционной народной кукле и костюме оренбургского края, различать их основные виды; соблюдение  правил безопасной работы;  приобретение опыта работы в группах над творческим заданием, приобретение навыков самостоятельной разработки альтернативных вариантов моделей традиционной одежды из различных материалов, формирование эргономических представлений и эстетического вкуса обучающихся.

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Познавательные УУД:  общеучебные действия – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умения структурировать знания, поиск и выделение необходимой информации; логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск решения проблем творческого характера;

Регулятивные УУД:  Постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищение результата и уровня усвоения, воспитание волевой саморегуляции.

Коммуникативные УУД: социальная компетентность, учет позиции товарищей и учителя, умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать.

Организация пространства:

Зрительный ряд: презентация  PowerPoint по теме урока, визуальные материалы (образцы традиционных народных кукол), технологические карты, образцы традиционной одежды Оренбургской области (подлинники и реконструкция).

Литература: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Н.А. Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 191 с.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Материалы этнографических экспедиций по оренбургской области фольклорного ансамбля «Перегода» (Оренбург, рук. М.А. Гладышева).

Видеоряд: фрагмент фильма.

Материалы:  раздаточный материал (карточки с заданием - кластеры), мочало, цветные и белые лоскуты ткани, клей момент «Кристалл», пряжа цветная, ленты шелковые, тесьма.

Инструменты:  простые карандаши, ластики, авторучки, ножницы.

Межпредметные связи:

Формы и методы работы:

Технология, история, литература,  русский язык.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: целеполагание; вопросительные слова;  проблемная ситуация; работа с понятием,  работа с текстом, практическая творческая работа, самоанализ; самооценивание;  эвристическая беседа; рефлексия.

I этап. Мотивация к деятельности.

Цель: погружение в тему урока, формулирование цели и задач урока совместно с учениками.

Деятельность учителя:

Формулирование наводящих вопросов по теме урока.

 Объяснение правил методики-игры «вопросительные слова».

Деятельность обучающихся:

Ответы на вопросы.

Формулирование темы урока.

Формулирование цели и задач урока (вопросительные слова).

II этап. Учебно-познавательная деятельность.

Цель: познакомиться с понятием «традиционная народная кукла» ее видами, определить ее значение для наших предков, повторить и закрепить знания о традиционном русском костюме и познакомиться с костюмом 19 века оренбургской области.

Деятельность учителя:

Фронтальная работа с классом, объяснение правил работы с понятием; демонстрация слайдов; эвристическая беседа с учащимися;

правил составления и заполнения «Маршрутных листов».

Организация игры на знание традиционной народной одежды.

 Демонстрация образцов одежды оренбургской области.

Деятельность обучающихся:

Включение в  эвристическую беседу,

 ответы на вопросы учителя; визуализация;

познавательная деятельность; работа с текстом.

Отгадывают загадки про традиционную одежду.

Повторение и систематизация полученных знаний.

Рассматривают образцы традиционной одежды оренбургского края.

Ш этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель: выполнить творческое задание – изготовить народную куклу в традиционной одежде.

Деятельность учителя:

Разделение на 2 равнозначные по силам команды – артели мастеров.

Совместный анализ алгоритма выполнения практического задания.

Инструктаж по выполнению практического задания:

а) вводный;

б) текущий;

в) итоговый.

Разъяснение критерий оценки.

Деятельность обучающихся:

Анализ материала.

Обсуждение алгоритма и выполнение  задания;

Выполнение практического задания.

Дифференцированная творческая работа в группах с элементом соревнования.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия.

Цель: выполнить рефлексию, проанализировать и оценить деятельность учащихся.

Формы контроля; контрольное задание:

Оценка результатов деятельности:

Самооценивание;  проверка и анализ  выполнения практического задания;  заполнение маршрутных листов. Представление защита коллективного проекта.

Проверка  соответствия проектируемого объекта предъявляемым к нему требованиям и критериям. Самооценивание, закрепление поделок на соответствующем оценке уровне «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Обсуждение и анализ работ.

Подведение итогов, ответы на поставленные в начале урока вопросы.

Оформление индивидуальных  маршрутных листов.

Домашнее задание:

Подготовить сообщение на тему «Современные дизайнеры, вдохновляющиеся традиционным народным костюмом и их коллекции».


План:

№ п/п

Название этапа

Время

1 урок

Организационный момент. Определение темы урока

1 мин.

Целеполагание  -  игра  «Вопросительные слова»

3 мин.

Работа с понятием и словарем

2 мин.

Где появилась первая кукла?

1 мин.

Работа с текстом (сказка «Василиса прекрасная»)  - выявление значения куклы для  наших предков.

5 мин.

Знакомство с видами кукол (1 мин проговорить и 1 мин. записать)

2 мин.

Повторение видов одежды (загадки)

1 мин.

Обсуждение алгоритма практической работы

1 мин.

Критерии оценки

1 мин.

Практическая работа

18 мин.

Самооценивание

2 мин.

Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин.


Приложение к уроку  

Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно.

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять.
(Кукла)

Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой.
(Рубаха)

Надену - ободом сведёт,
Сойму – змей упадёт.
Тепла не даёт.
А без него холодно.
(Пояс)

Сижу верхом,
Не знаю на ком, 
Знакомца встречу – 
Соскочу, привечу.
(Шапка)

Два Котика,
А четыре хвостика.
(Лапти)

  


Шел мужик по дороге,
Пришло две дороги,
Он в обе пошел.
Шел по одной,
Вышел из двух.

(Штаны, порты)

        
Два арапа – родные брата,
Ростом по колено
Везде с нами гуляют
И нас защищают

(Сапоги)

Стоит Алена: 

Платок зеленый, 

Тонкий стан, 

Белый ...

(Сарафан)

Эту половину платья
То и дело надо гладить. 

(Юбка)


Перед работой его надевают,
И чаще, чем платье, стирают,

Раньше был он украшеньем

И одежды завершеньем.

(Передник)

Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять -

Что же нужно повязать?

(Платок)


Прочитай отрывок из русской народной сказки «Василиса прекрасная» и ответь на вопросы:

Как жилось Василисе с мачехой и ее дочками?

Кто помогал Василисе?

Пришла осень. Мачеха раздала всем трем девушкам вечерние работы: одну заставила кружева плести, другую чулки вязать, а Василису прясть. Погасила огонь во всем доме, оставила только одну свечку там, где работали девушки, и сама легла спать. Девушки работали. Вот нагорело на свечке; одна из мачехиных дочерей взяла щипцы, чтоб поправить светильню, да вместо того, по приказу матери, как будто нечаянно и потушила свечку.

- Что теперь нам делать? - говорили девушки. - Огня нет в целом доме. Надо сбегать за огнем к бабе-яге!

- Мне от булавок светло! - сказала та, что плела кружево. - Я не пойду.

- И я не пойду, - сказала та, что вязала чулок. - Мне от спиц светло!

- Тебе за огнем идти, - закричали обе. - Ступай к бабе-яге! И вытолкали Василису из горницы.

Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою приготовленный ужин и сказала:

- На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!

Куколка поела, и глаза ее заблестели, как две свечки.

- Не бойся, Василисушка! - сказала она. - Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе. При мне ничего не станется с тобой у бабы-яги.

Василиса собралась, положила куколку свою в карман и, перекрестившись, пошла в дремучий лес…

Кто знает продолжение этой сказки?  

Как Василиса справилась с трудностями? И кто ей в этом помог?

Сделайте вывод какое значение имели куклы для наших предков?

Выполни заготовку куклы по образцу, наряди ее в соответствии с традиционной одеждой и своей задумкой:

3838

0_5e510_231258cd_L0_5e512_758084ce_Lv100_5e516_d6b2c9bd_L 1447584984images

904514265645cb4d430173d57cbdf89e904514265645cb4d430173d57cbdf89e904514265645cb4d430173d57cbdf89e


0

Заполни схему

Понравилась ли тебе работа на уроке? Отметь на шкале от 1 до 10.

Было скучно

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

было очень интересно

Отметь смайликом свое настроение:

Твои пожелания учителю:______________________________________________________________________________________

Отгадай загадки и вспомни традиционную русскую одежду:

Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой.

Надену - ободом сведёт,
Сойму – змей упадёт.
Тепла не даёт.
А без него холодно.

Сижу верхом,
Не знаю на ком, 
Знакомца встречу – 
Соскочу, привечу.

Два Котика,
А четыре хвостика.
  
Шел мужик по дороге,
Пришло две дороги,
Он в обе пошел.
Шел по одной,
Вышел из двух.

        


Два арапа – родные брата,
Ростом по колено
Везде с нами гуляют
И нас защищают

Стоит Алена: 

Платок зеленый, 

Тонкий стан, 

Белый ...

Эту половину платья
То и дело надо гладить. 


Перед работой его надевают,
И чаще, чем платье, стирают,

Раньше был он украшеньем

И одежды завершеньем.

Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять -

Что же нужно повязать?

bc6f040a1e5638ef725d859f9a801171


Словарик

«Кукла»

  • Происходит от лат. cuculla «капюшон, куколь».
  • Скорее всего, связь между понятиями «кукла» (игрушка) и «капюшон» возникла через слово «кукольник», ранее обозначавшее "фокусник". В своих представлениях древние фокусники и бродячие артисты часто пользовались игрушечными фигурками людей и животных.  Этимологический словарь русского языка. Фасмер
  •  Детская игрушка в виде фигурки человека. Играть в куклы (с такими фигурками).
  • В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. Верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой). Теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты). Театр кукол. Быть куклой в чьих-н. руках (перен.).
  • Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.
  • Пачка листов бумаги, подделанная под пачку бумажных денег (прост.).  Толковый словарь Ожегова
  • Перен. Бездушное, безжизненное существо. Мертвая кукла. Толковый словарь Ушакова

Словарик

«Кукла»

  • Происходит от лат. cuculla «капюшон, куколь».
  • Скорее всего, связь между понятиями «кукла» (игрушка) и «капюшон» возникла через слово «кукольник», ранее обозначавшее "фокусник". В своих представлениях древние фокусники и бродячие артисты часто пользовались игрушечными фигурками людей и животных.  Этимологический словарь русского языка. Фасмер
  •  Детская игрушка в виде фигурки человека. Играть в куклы (с такими фигурками).
  • В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актёром (кукловодом). Куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надеваемые на руку), механические. Верховые куклы (перчаточные или тростевые, играющие над ширмой). Теневые куклы (плоскостные тростевые куклы, проектируемые на экран как тени или силуэты). Театр кукол. Быть куклой в чьих-н. руках (перен.).
  • Фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Куклы в витринах магазинов.
  • Пачка листов бумаги, подделанная под пачку бумажных денег (прост.).  Толковый словарь Ожегова
  • Перен. Бездушное, безжизненное существо. Мертвая кукла. Толковый словарь Ушакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство.Модуль:" Декоративно- прикладное искусство в жизни человека" Уровень образования: среднее, 5 класс

Программа разработана в соответствиии с требованиями ФГОС основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО "Просвещение" 2013г., " Изобразительное искусство и художественн...

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Традиционная народная кукла.

Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Урок занимает заключительное место в разделе «Связь времен в народном искусстве» и ориентирован ...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...