Натюрморт в живописи
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Технологическая карта урока "Натюрморт в живописи" для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natyurmort_v_zhivopisi.docx | 32.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: «Натюрморт в живописи»
Учебник (УМК): Под редакцией Б. М. Неменского
Тип урока: урок сообщение новых знаний
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, раздаточный материал, презентация, софит, файлы синего и красного цвета, ваза, драпировки, цветы, муляжи фруктов, постановочный стол.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные |
|
| |
Метапредметные | Познавательные УУД |
|
|
Регулятивные УУД |
|
| |
Коммуникативные УУД |
|
| |
Личностные |
|
|
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1.Организационный момент 1 мин. | Проверить готовность учащихся к уроку. Активизировать внимание. | Создание атмосферы эмоционального комфорта | Фронтальная | Здравствуйте ребята. Поприветствуем друг друга с помощью цвета. У кого присутствует в одежде или школьных принадлежностях красный цвет - хлопните в ладоши, если есть желтый – кивните головой вперед, синий – кивните головой вправо, черный – сделайте наклон вперед. Поприветствуйте гостей улыбкой. Садитесь. | Приветствуют учителя и друг друга, выполняя озвученные учителем действия. | Личностные УУД Формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД Саморегуляция эмоционального состояния. |
2. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока, постановка учебной задачи 5 мин. | Создать условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) | Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и постановка задач урока обучающимися Мозговой штурм, беседа | Фронтальная | Я приглашаю вас в Париж, в художественную столицу Европы конца 19 и начала 20 вв. СЛАЙД 1(видеофрагмент), на выставку художников импрессионистов СЛАЙД 2-6 Такая живопись получила название «Импрессионистической» - от слова «импрессион», что в переводе с французского означает «впечатление». -Кто догадался о чем пойдет сегодня речь? -Верно, об импрессионизме, но в определенном жанре …? Натюрморт. -Тема урока: «Натюрморт в живописи импрессионистов» СЛАЙД 7 -Итак, какая цель стоит сегодня перед нами? Сегодня на уроке мы попытаемся выявить сущность импрессионизма, выделив его основные черты Постановка проблемы: художникам-импрессионистам не понравилось это название. Давайте найдем этому объяснение. | Знакомятся с направлением в искусстве кон.19-нач.20 вв. «импрессионизм». Предлагают свои варианты ответов, формулируют тему и цели урока Высказывают предположения | Регулятивные УУД Определяют задачи учебной деятельности, осознают недостаточность своих знаний Личностные УУД Проявляют интерес к изучению нового материала, осознавая неполноту своих знаний, мотивация своих действий относительно темы и целей урока Коммуникативные УУД Выражают свое мнение в диалоге, аргументируют Познавательные УУД Определение объекта изучения и понимания |
3. Изучение нового материала (Решение проблемы)
| Организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию. | Беседа Мозговой штурм Создание ситуации занимательности | Фронтальная Групповая работа | 1.Откуда взялся термин «импрессионизм»? Это название придумал журналист Луи Леруа в качестве издевки, насмешки. Он использовал название картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». СЛАЙД 8 Зритель тоже не принял картины импрессионистов и сейчас вы поймете почему? Организует групповую работу по поиску решения проблемы СЛАЙД 9 Как вы думаете, почему эти картины были столь яростно не приняты публикой? Молодые художники, наоборот, считали эта живопись уже «неправильная». И вот почему. 2.Вспомните великие открытия в науке 19 веке? Открытия ученых свидетельствовали об одном: все в мире существует в непрерывном движении, изменении. «Остановок» в природе нет, поэтому настоящая правда жизни — это ее движение, изменение, развитие СЛАЙД 10 Ученые также утверждали, что далеко не всегда человек может познать мир только разумом. Большое значение имеет его чувственный мир (на слайде прибавляется слово «чувственный мир»). Иногда чувства (предчувствие, интуиция) оказываются более верным способом познания, нежели выводы рассудка. Поэтому ученые тщательно стали изучать особенности слуха, зрения и других «чувственных способностей» человека. Молодые художники, убежденные, что искусство всегда должно воплощать мир правдиво, пришли к выводу, что раз мир существует только в движении, изменении, значит, «академическая» живопись, считавшаяся реалистическим (то есть правдивым) отражением мира, таковой не является. СЛАЙД 11 Поэтому они (некоторые из них учились в Академии художеств и умели писать в традиционной академической манере) находят совершенно иные выразительные средства для передачи нового представления о мире: Показ натюрморта при разном освещении (естественное желтое, красное – закат, синее – сумерки) | Внимательно слушают учителя Высказывают предположения Выполняют задание в группах: выявляют характерные черты «импрессионистического» и «академического» натюрморта. На основе сравнения приходят к выводу, что «академическая» живопись, стремившаяся к «зеркальному отражению действительности, была привычной, считалась красивой, правильной. Высказывают предположения (пароход, паровоз, телефон,…) • использование сочетания мелких мазков «чистых» цветов в расчете на то, что их «смешает» человеческий глаз — каждый раз по-разному! Живописцы опирались на открытия ученых в области оптики (показ слайда 12). • естественное освещение (выход на пленэр, на воздух), свет постоянно меняется, струится (показ слайдов 12, 13); | Познавательные УУД Осуществлять анализ произведений с выделением существенных несущественных признаков; Построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные УУД Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработка общей (групповой) позиции Личностные УУД Осознают свои эмоции, умение чувствовать; проявляют интерес к произведениям искусства Регулятивные УУД Планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей |
4. Итог (решение проблемы) 2 мин. | Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать. | Мозговой штурм | Фронтальная | 1. Почему же молодые французские художники были не согласны с насмешливой кличкой «импрессионисты»? 2. Чем журналист оскорбил молодых художников? 3. В чем особенности импрессионистической живописи? | Это название казалось им слишком поверхностным, упрощенным, они считали себя настоящими реалистами. Он не разобрался в сути нового подхода к живописи и насмехался над тем, чего он, как и многие другие, еще не понимал. Работа на пленэре; работа мазками разной формы и в разном направлении, цвета почти не смешиваются — их смешает глаз при рассматривании произведения. | Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию Познавательные УУД Умение структурировать знания |
5. Выполнение практического задания 15-20 мин. | Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий. | Создание эмоционального комфорта | Индивидуальная | Вам предстоит выполнить натюрморт, выражающим то или иное настроение в «импрессионистической» технике. От выбранного вами замысла, расположите лист бумаги по вертикали или по горизонтали. Можно работать сразу красками без предварительного рисунка. Смотрите сразу на все предметы, сопоставляйте цвет с цветом Во время практической работы учитель контролирует правильность выполнения приёмов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения. | Выполняют упражнение | Регулятивные УУД Планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы передачи чувств и эмоций посредством цвета Личностные УУД Осознают многообразие и богатство выразительных возможностей цвета |
6. Подведение итогов, анализ работ, рефлексия урока 5 мин. | Осмысление процесса и результата деятельности | Беседа | Итак, ребята, мы заканчиваем наш урок. Осталось подвести итоги. - Как вы думаете, справились мы с поставленной на уроке задачей? - Скажите, что нового вы узнали в ходе нашего урока? - Комфортно ли вы себя чувствовали? У меня на столе лежат цветы: теплые и холодные. Кто считает, что справился с поставленной задачей на уроке, может взять теплый по цвету цветок. Если вы считаете, что не справились, то – холодный. Из выбранных цветов составьте букет. У нас получился букет передающий впечатление класса после проведенного урока. Поблагодарите себя и товарищей за сотрудничество. Благодарит за работу на уроке. Думаю, теперь вы без труда сможете отличить картины импрессионистов от картин, представляющих другие направления в живописи. И главное: вы никогда не будете сходу осуждать новое в искусстве, а постараетесь понять его, узнать получше, постараетесь разобраться. Любитель натюрморта импрессионистов – неисправимый оптимист, энергичный и целеустремленный человек, умеющий найти энергию и вдохновение там, где другой человек равнодушно пройдет мимо. | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. | Предметные УУД Знать, кто такие импрессионисты и в чём заключается новаторство художников-импрессионистов, как они обогатили жанр натюрморт. Коммуникативные УУД Отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании, интересоваться мнением товарища Познавательные УУД Усвоение важных моментов, понятий, изученного материала; умение творчески переработать важные понятия темы. Личностные УУД Осознание значимости полученных знаний | |
7. Домашнее задание | Побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся. | Индивидуальная | Вы заметили, что во время урока не прозвучали имена художников импрессионистов. Дома вы найдет информацию не менее трех художников и напишите их известные произведения в рабочей тетради. Для тех у кого есть проблемы с отметками, прошу подойти индивидуально за заданием (подготовить сообщение об одном художнике-импрессионисте). | Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные УУД Умение изложить свою точку зрения Личностные УУД Формирование познавательного интереса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания по живописи (натюрморт).
Каскадный тест позволяет проверить теоретические знания учащихся по теме " Натюрморт в живописи"....
Открытый урок по живописи "Натюрморт с простым предметом и овощами в холодной гамме"
Жанр изобразительного искусства - натюрморт...
Презентация к уроку "Виды и жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт."
Презентация составлена на курсах повышения квалификации учителей у педагога Боровской Е.Р.в ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»...
Конспект занятия по живописи. Для детей 11-13 лет. "Живопись натюрморта"
Цель: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения и правилами постановки. Формирование у учащихся знаний о законах композиции, пропорциях, форме пре...
Презентация "Натюрморт в живописи"
Презентация к уроку "Натюрморт в живописи"...
Методическая разработка "Уроки живописи. Натюрморт"
Учебной программой на художественном отделении предусмотренно выполнение учебных заданий в жанре натюрморт. Данная методическая разработка предлагает рекомендации для обучения живописи по дополнительн...