Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no1-2vidy_izo.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства
6 класс I четверть, урок №1
(по Программе «Изобразительное искусство»
Б. М. Неменского 2015)
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Ст. Полтавская МОУ СОШ №1
2016 г.
учитель Безгласная С.Ю.
Тема: Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Цели: Воспитывать эстетически отзывчивую личность, готовую к общению с произведениями искусства.
Познакомить учащихся с пластическими видами искусства и их делением.
Воспитывать культурного подготовленного зрителя.
Материалы: поисковая тетрадь и любой изобразительный материал, который принесут дети на первый урок в году.
Зрительный ряд: В. Серов «Летучий»
Гжельское панно, А. Рублёв «Троица»
Фото росписи пещеры Ласко.
Фрагмент римской мозаики Вергилий с музами
Ф. Васильев «Ствол старого дуба»
Фрагмент японской ширмы Х. Тохаку
Ксилография Г. Епифанов «К поэме Гомера»
Ю. Васнецов «Сорока Белобока»
Страница из «Книги Линдисфарн»
Д. Моор Плакат.
Фото Артемида Версальская, Древнегреческая скульптура Муза Клио.
дет. раб. «Нарядная птица» - 1 кл. 2 чет. 4 урок.
дет. раб. «Домашние животные» - 2 кл. 2 чет. 1 урок.
дет. раб. «Зимний лес» - 2 кл. 1 чет. 5 урок.
пластилиновые раб. «Царевна-Лебедь», «Золушка» - 2кл. 3 чет. 4 ур.
Игровые фигурки: Мастер Украшения, Мастер Изображения, Мастер Постройки.
Эмблемы видов изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
Содержание
I. Организационная часть.
В кабинете оформлена выставка детских работ 1-4 классов, представляющая разные виды и жанры станкового искусства. В течение урока на ряд работ будет обращено внимание.
II. Введение в тему.
Легенда.
Могло ли это случиться никому не известно, а если случилось, то где и когда никто не знает. Но события, о которых сейчас пойдёт речь, заставляют задуматься.
Где-то высоко в горах, в труднодоступном месте, куда не каждому путнику дано пробраться, жила большая многодетная семья. Сыновья с отцом ходили на охоту, дочери с мамой шили одежду. В сезон дружное семейство обрабатывало землю, приручало диких зверей. В хлопотах проходили год за годом, дети взрослели и задумывались о своём будущем. Один за другим дочери и сыновья уходили к людям покидая, стареющих родителей. И вот настал тот день, когда на пороге, когда-то шумного дома, остались двое стариков и последний сын. Молодой юноша, видя потухший взгляд своих мамы и папы, решил, что он не покинет их и приложит все усилия, чтоб сделать старость родителей не одинокой. Юноша был любопытным и трудолюбивым и верил, что время поможет ему исполнить своё обещание.
Однажды, юноша отправился на охоту. Внезапно на высокогорье поднялась буря, и молодому человеку пришлось скрыться в небольшой пещере. Утром он вышел на плато, и восторгу его не было предела. Белый снег, выпавший за ночь, светился в рассветных лучах Деревья и кусты, потерявшие листву под порывами ночного ураганного ветра, контрастно чернели на снегу своей мокрой обнажённой древесиной. Юноша, как можно быстрее добрался домой, схватил холодные угли из костровища и нарисовал на стене нехитрого жилища увиденные кусты и деревья. В последствии, навык его рисунка улучшился, и он изображал углём животных, увиденных, у водопоя, на пастбище или на охоте. Настроение родителей улучшилось, ведь они, как и прежде видели вокруг себя мир, хотя и не покидали стен своего дома.
Спустя некоторое время юноша замети, что глина у ручья имеет разный цвет и отвары, сделанные из лесных и полевых трав, окрашивают поверхности в различные оттенки. Нарисовав углём контур, заинтересовавших его предметов, он пытался оформить рисунок различными натуральными красителями, нанося раствор на поверхность кусочками меха или пучком мягкой травы. Теперь изображения, украшавшие стены жилья, стали очень живо показывать окружающий мир. Юноша также занимался улучшением конструкции предметов быта: мелели, посуды, орудий труда Обязательно украшая их рисунками.
Время шло. Однажды, юноша зашёл далеко от дома. У незнакомого для него источника он увидел, как молодая девушка набирает воду. Эта встреча, чуть было, не заставила юношу отказаться от своего обещания. Развивающиеся на ветру волосы, приветливые черты лица незнакомки долго стояли перед глазами нашего героя. Но он собрал в кулак всю свою волю и не ушёл из дома, а чтоб облик любимой не стёрся из памяти, он запечатлел его в камне.
Время неумолимо и быстротечно. Можете представить удивление нашего героя, когда, однажды, близь своего дома он увидел странников. Путники восхищались творчеством юноши и пообещали рассказать о его мастерстве всем, кого увидят на своём пути. Вскоре на пороге своего дома престарелые родители и молодой мастер встречали очередных гостей, которые не спешили уходить. А через год, стучали молотки и кирки при строительстве новых домов. Люди захотели научиться премудростям изображения и решили поселиться рядом с мастером. Так наш герой выполнил своё обещание и сделал старость своих родителей не одинокой. И так, где-то высоко в горах, в труднодоступном месте, куда не каждому путнику дано пробраться, появилось селение мастеров-умельцев, умеющих мир сделать краше
- О чём заставляют задуматься события, описанные в Легенде? (творческий процесс делает человека добрее, а мир прекрасней)
III. Повторение пройденного.
- Давайте вспомним, чем, на чём и из чего выполнял изображения наш герой. (По мере перечисления материалов, идёт просмотр выставки детских работ и репродукций профессиональных художников на доске и в слайдах)
Уголь – графический материал - дет. раб. «Зимний лес» - 2 кл. 1 чет. 5 урок.
Ф. Васильев «Ствол старого дуба»
Фрагмент японской ширмы Х. Тохаку.
Растительные красители - живописный материал – дет. раб. «Нарядная птица» - 1 кл. 2 ч. 4ур
Дет. раб. «Домашние животные» - 2 кл. 2 чет. 1 урок.
Фото росписи пещеры Ласко. В. Серов «Летучий»
Камень–объёмный материал–пластилиновые раб. «Царевна-Лебедь», «Золушка» - 2кл 3ч 4ур
Фото Артемида Версальская. Древнегреческая статуя Муза Клио.
- А не кажется ли вам, что юноше помогали Мастера? Вспомним из курса начальной школы Мастеров Изображения, Украшения и Постройки. ( На доске рядом с работами соответственно закрепляются фигурки Мастеров, знакомые учащимся с начальной школы)
IV. Изучение нового материала.
Презентация «Виды изобразительного искусства в семье пластических искусств».
- Мастер Изображения помогал юноше осваивать графические материалы. (Рядом с фигуркой Мастера Изображения закрепляется табличка «Графика», на которой есть эмблема этого вида ИЗО).
Графика (от гр.grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Добиться выразительного рисунка можно даже при использовании только чёрного цвета.
Запишем в Поисковую тетрадь определение этого вида ИЗО и подчеркнём выразительные средства.
Различают несколько видов графики: станковая – это, как правило, рисунки, имеющие самостоятельное значение Ф. Васильев «Ствол старого дуба», а также печатная графика – гравюры на металле (офорт), К. Коро «Воспоминание об Италии, на дереве (ксилография), Г. Епифанов «К поэме Гомера»; книжная – от отдельных иллюстраций до книги в целом как произведения искусства, Ю Васнецов Сорока-Белобока, страница из «Книги Линдисфарн»; прикладная – открытки, календари, конверты; плакатная; компьютерная.
Мастер Украшения (Эмблема Живописи).
Живопись (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, наиболее полно отображающий действительность. Главное выразительное средство живописи – цвет, его способность вызывать различные чувства.
Запишем в Поисковую тетрадь определение этого вида ИЗО и подчеркнём выразительное средство.
Живопись делится на станковую, при создании которой художник пользуется холстом, подрамником, мольбертом – всё в месте это может быть названо станком, В. Серов «Летучий»; монументальную – картины на стенах зданий, Фрагмент римской мозаики Вергилий с музами; декоративная – Гжельское панно; иконопись – А. Рублёв «Троица»; театрально-декорационная – Б Кустодиев Эскиз декорации к опере Н Римского-Корсакова «Снегурочка».
Мастер Постройки. (Эмблема Скульптуры)
Скульптура (лат. Sculpture, от sculpo – высекать, ваяние, пластика) – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют трёхмерный материальный объём.
Запишем в Поисковую тетрадь определение этого вида ИЗО и подчеркнём выразительное средство
Скульптура может быть круглой – свободно размещающаяся в пространстве Фото Артемида Версальская, Древнегреческая статуя Муза Клио. и рельефной в которой изображения располагаются на плоскости.
Мы очень часто сегодня произносим слово «искусство». Этьен Павийон говорил об искусстве так: «Блеск царственных одежд из кокона извлечь,
Заставить красками заговорить полотна,
Поймать и удержать всё то, что мимолётно,
Запечатлеть в строках и голоса и речь…»
- Какие виды искусства имел в виду автор этих строк? (Литература, музыка, театр, живопись…)
- Можете ли вы объяснить значение слова «искусство»?
- Толковый словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение: «Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах»
Виды искусства, произведения которых имеют предметный характер, создаваемые путём обработки вещественного материала и существующие в пространстве – называют пластическими.
V. Закрепление
- Мы познакомились с тремя пространственными – пластическими видами искусств. Почему их так называют? (Имеют предметный характер)
- Перечислите. (Живопись, графика, скульптура)
- Какие виды живописи (графики, скульптуры) запомнили?
На данном этапе работы можно просмотреть ещё раз слайды-примеры, произнести названия произведений. Целесообразно, поговорить с детьми о художественных выставках, которые они посещали, о понравившихся и запомнившихся работах. Если у ребят отсутствует опыт общения с произведениями искусства, то можно приступить к работе в поисковой тетради. (Начать выполнение домашнего задания)
За время, отведённое на один урок, запомнить все особенности пластических видов искусств тяжело. Весь год мы посвятим изучению пластических искусств и для этого нам понадобятся… Дети записывают материал, который потребуется в течение года на уроках ИЗО
Домашнее задание.
Пропишите ещё раз названия пластических видов искусств и напротив каждого поставьте линию, окружность, букву, … маленькое изображение, тем материалом, который использует данный вид в своей работе. Если у вас возникнут трудности, напишите название этого материала словом.
На обобщающем уроке в четверти, возможно, кому-нибудь из вас удасца продемонстрировать своеобразную информационно-иллюстративную страничку, созданную при помощи марок, вырезок из журналов, в которой будут представлены пластические искусства и их виды.
На тему «Пластические искусства и их виды» можно подготовить кроссворд, который будут разгадывать ваши сверстники по параллели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное интегрированное мероприятие "Баба-Яга в гостях у пластических искусств", 5 класс.
Презентация и разработка внеклассного мероприятия на Декаду ИЗО, музыки и технологии "Баба-Яга в гостях у пластических искусств" для 5 класса....
Тест. Тема:"Изобразительное искусство.Семья пространственных искусств"
Тест в презентации. Используются триггеры....
Изобразительное искусство. Семья пространнственных искусств.
Презентация составлена для 6 классов по программе Б.М. Неменского....
"Изобразительное искусство в мире пластических искусств."
Урок ИЗО в 6 классе. Понятия: искусство, пластическое искусство. Виды искусства? изобразительные, не изобразительные....
Конспект урока по изобразительному искусству "Изобразительное искусство в семье пластических искусств"
Знакомство с основными видами искусств....
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Учеников знакомят с понятием "Пластические искусства",с их тремя основными группами,с видами изобразительного искусства и художественными материалами...
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....