Кубанский компонент как компонент воспитания искусством
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Использование регионального компонента в обучении изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionaln._statya_veseleva_v.f.docx | 435.47 КБ |
Предварительный просмотр:
КУБАНСКИЙ КОМПОНЕНТ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАНИЯ ИСКУССТВОМ
Педагогика - одна из немногих областей, которая способна удерживать и развивать достижения прошлого, стремиться к возрождению сфер культурной жизни. Для общества, находящегося в глубоком кризисе, видение перспектив образования, совершенно необходимо. Современные педагоги работают над конструктивным преобразованием педагогической реальности, тому подтверждением введение новых федеральных государственных образовательных стандартов.
По мнению Федорова С. В., кандидата педагогических наук, доцента СПб АППО в настоящее время «мы сталкиваемся с проявлениями глобализма, нацеленного на стандартизацию и унификацию всех форм социальной жизни, в том числе и духовной». Это ведет к «потере подлинной идентичности». Глобализм принципиально игнорирует ментальную глубину существования любой традиции (язык, ритуалы, верования и т. д.).
Изобразительная деятельность имеет возможность, наряду с литературой, музыкой оказывать мощное влияние на формирование духовно-нравственного стержня личности обучающегося, привитие чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
По мнению отечественного филолога и искусствоведа Д.С. Лихачева «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества». В каждом уголке России за огромный период её существования сложились свои культурные традиции, изучение которых представляет не только научный, но и широкий практический интерес. Более того, проникновение в стилистику местного народного творчества для будущего педагога означает путь познания жизни предков и современников.
Духовное здоровье любой нации кроется в её исторических корнях. Важно, чтобы будущие педагоги понимали это, сами испытывали интерес к истории своей малой родины, учились не только добывать об этом информацию средствами ИКТ, но и сохранять то, что буквально через несколько лет так же станет историей… школы, где учился, колледжа, где получал профессиональные знания и т.д. Сколько известных исторических событий произошло за эти годы в России и на кубанской земле. Сколько было тревожных и радостных дней. Сколько людских судеб - выдающихся и обычных, героев, тружеников, победителей. Все они обустраивали благодатный кубанский край. И сегодня Время неустанно продолжает творить историю.
Приобщая студентов колледжа к искусству своего региона, мы способствуем развитию интереса к произведениям народного искусства, истории родного края, воспитываем национальную гордость и верность традициям, формируем художественный вкус, способствуем развитию творческих способностей.
Один из путей активизации этой работы – использование регионального компонента или как его ещё называют – краеведческого, в нем заключены огромные возможности для реализации задач духовного воспитания нынешнего поколения средствами художественно-творческой деятельности.
За последние годы много было привнесено нового в декоративно-прикладное искусство Кубани. Исследовано наследие мастеров прошлого, появились современные мастера, бережно сохранившие в своем творчестве самобытность ремесел, их стилистическую узнаваемость. Расширились наши познания о богатом разнообразии технических приемов, использовавшихся народными художниками для эстетизации скромного кубанского быта. Плетение, гончарное, кузнечное, текстильное ремесла испокон века были ведущими в «букете» ремесел нашего края. Но год от года ремесла все больше приобретают много нового.
Следует отметить, что развитие декоративного творчества происходит и в настоящее время, то есть это близкое к народу искусство не отмирает, а наоборот возрождается, обогащается опытом, заимствуя традиции родственных нам культур других народов (украинцев, белорусов и др.)
Например, плетение. Раньше упоминали о лозоплетении, затем проявился интерес к изделиям из соломы, в настоящее время стали очень популярны поделки из талаша (листьев кукурузных початков), из мочала.
Искусство ковани привлекает не только своими узорами на оградах, крылечках, но и появившейся скульптурой, металлической мелкой пластикой.
Гончарное искусство сделало важный шаг, возродив кубанскую глиняную игрушку-окарину. Появилась даже роспись. В ее основе очень ярко просматриваются традиции петриковской росписи украинских мастериц из села Петриковка Днепропетровской области. Яркие краски и мотивы этой росписи были взяты за основу нашей кубанской росписи, ведь у нас на Кубани есть своя керамическая посуда. Жизнеутверждающие цветочные и зооморфные узоры на ней так близки духу кубанского мировосприятия. Кроме этого сюжетные мотивы из казачьей жизни так же дороги и нам жителям краснодарского края, ведь среди кубанцев многие – правнуки запорожских казаков.
На уроках-практикумах обучения продуктивным видам деятельности наши студенты осваивают основы премудрости ремесел. Это разнообразные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Они станут основой в последующей профессиональной художественно-творческой деятельности будущих учителей начальных классов, воспитателей дошкольных организаций.
Культура кубанского казачества молода, ей немного больше двухсот лет, но она очень интересна, так как представляет собой синтез культур: России, Украины и Северного Кавказа. Кубанский костюм объединил характерные черты русской, украинской и горской одежды. Папаха, бешмет, бурка, да черкеска с газырями – не придумать более удобной одежды для казака-всадника. Кофта с воротником стойкой, рукава с присборенным высоким окатом, широкая юбка с оборками, да файшонка – вот наряд настоящей казачки. Создать свой образ казака или казачки можно лишь глубоко разобравшись в стилистических особенностях одежды всех трех народов.
Работа над освоением приемов декоративной росписи включает и освоение приемов нанесения мазков. Одним из интересных упражнений является выполнение переходных разноцветных мазков, из которых составляется образ декоративного цветка или сказочной птицы.
На уроках тематического рисования получают отражение сюжеты кубанской старины и современной жизни.
Изучая разнообразные технологии изготовления изделий из таких материалов, как солома, природный материал, обработка ткани, бумаги, студенты узнают о том, что эти материалы позволяют глубже познакомиться с информацией об умениях кубанцев в изготовлении разных предметов быта, стремлении украсить свое жилище.
Изучение швов в художественной вышивке происходит на основе знакомства с принципами декора кубанских рушников. Поражает умение мастериц двусторонней вышивке. Рушничок, что с лица, что с изнанки не имеет ни единого узелочка!
Д.С. Лихачев отмечал, «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Интерес к событиям, происходящим в поселении, где живешь, участие в этих событиях делают каждого из нас сопричастным к процессу сохранения культурных традиций, продолжению истории. Особенно это дорого, если глаз не равнодушного человека смотрит в объектив фотоаппарата и умело запечатлевает необычайно живописные уголки родной станицы, ее пейзажи, праздничные гуляния, образы станичников и др.
Немаловажное значение имеет знакомство с историей, традициями, прикладным творчеством для будущих педагогов из первоисточников. В этом смысле посещение историко-краеведческого музея станицы Ленинградской является непременным вариантом урока-экскурсии. Там в залах музея соприкасаешься с прошлым, чувствуешь пульс ушедшего времени.
«Культура всегда, - пишет Ю. М. Лотман, - подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива. Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — культуру человечества.
Культура Кубани со своими традициями, обычаями помогает в
творческом самовыражении личности студента, служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания молодого поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Испотзование регионального компонента в преподавании предмета "Искусство. Музыка" в общеобразовательной школе.
Представлен материал для изучения творчества татарских композиторо на уроках музыки....
Воспитание искусством (методический доклад)
Влияние музыкального искусства на воспитание полноценной, всесторонне развитой личности....
Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.
Доклад о народном кубанском песенном творчестве и о песенном творчестве кубанских композиторов....
Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».
Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...
Повышение мотивации школьников к активным занятиям физической культурой и спортом как результат реализации этнокультурного компонента программы физического воспитания учащихся V-ХI классов
С 1999 года на базе МОУ «Оленекская средняя общеобразовательная школа им. Х.М. Николаева» реализуется Программа физического воспитания с этнокультурным компонентом для учащихся V-ХI классов МОУ «Олене...
ДПОП в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" .Практико-ориентированный педагогический проект " Сотвори музыку". Социально-значимый проект " Воспитание искусством".
Программы по учебным предметам.Разработчик программ: Голакова Евгния Павловна...
Региональный компонент в развитии театрального искусства как фактор нравственно-патриотического воспитания
Театральное искусство в контексте с региональным компонентом обладает познавательной и воспитательной силой....