Рабочая программа по изобразительному искусству для 1класса (слабослышащие)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_izo_1_kl_2_vid.docx | 46.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
для 1класса
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1класса составлена в соответствии с ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей, примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших детей детей) и на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (авторы Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.издательство М.: «Просвещение», 2006 г), программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (менее 20%); которая является допущенной МО РФ, и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Настоящая программа составлена на 33 часа и рассчитана на 1год обучения в соответствии с учебным планом школы.
Используемые учебники: В.С.,Кузин,Э. И. КубышкинаИзобразительное искусство. 1 – 4 классы.М.:Дрофа, 2012г.; под редакцией Б. М. Неменского Изобразительное искусство. Издательство М. « Просвещение» 2010г., рекомендовано Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- воспитание доброжелательности, отзывчивости, душевной красоты, гражданского отношения к явлениям и событиям окружающей действительности;
- воспитание интереса и любви к искусству;
- ознакомление обучающихся с выдающимися произведениями изобразительногоискусства и архитектуры разных эпох и народов, произведениями декоративноприкладного искусства и дизайна;
- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения у учащихся;
- усвоение учащимися элементарных знаний основ реалистического рисования, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- формирование умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки.
- развитие речи и работа над произношением.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса – способствовать сенсорному развитию слабослышащих детей, развитию их мышления и познавательной деятельности, формированию их личности, понимания прекрасного и развитию эстетических чувств.
Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что он преподается детям с недостатками слуха, который характеризуется речевым недоразвитием. Нейросенсорная тугоухость I– IV степени у неслышащих проявляется в ограниченном словарном запасе, в недостатках грамматического строя речи. Словесная речь у них, в условиях специального обучения, формируется в замедленном и со значительными отклонениями, препятствующими налаживанию нормальных словесных контактов с окружающими людьми. Все это оказывает существенное влияние на познание слабослышащими детьми окружающего мира и ориентировку в нем, на формирование их мышления и психику, на уровень социальной адаптации.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Искусство имеет важное значение в развитии и обучении обучающихся.
Изобразительная деятельность способствует сенсорному развитию слабослышащих детей, развитию их мышления и познавательной деятельности, формированию их личности,
усвоению учащимися элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, формированию умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки.
Наряду с общими учебно-воспитательными задачами, настоящая программа предусматривает решение специфической задачи: всемерно содействовать компенсации недостатков психического развития слабослышащих учащихся.
Эффективнее учебная деятельность учащихся на уроках, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); беседы, тематическое рисование, наблюдение природных явлений, пленэрные занятия, сбор природных материалов, экскурсии, декоративная и конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, ' классических, современных).
На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с ППО, трудом, музыкой, чтением, природоведением. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на внеклассных занятиях художественные работы, учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое общественное приложение результатов художественной деятельности школьников
Во внеурочное время школьники расширяют и углубляют полученные на уроках представления о связях искусства с жизнью.
Специфика урока изобразительного урока заключается, прежде всего, в использовании звукоусиливающей аппаратуры для работы над развитием слуховой функции слабослышащих учащихся, в способах общения учителя с учащимися, в работе над развитием их речи, в организации и ритме урока, в особенностях фронтальной и индивидуальной работы.
Занятия по изобразительному искусству для слабослышащих детей проводятся на слухо-зрительной основе.
Работа над новыми словами, словосочетаниями, фразами ведётся как на слохо-зрительной основе, так и при восприятии речи только на слух.
Учитель требует от каждого учащегося правильного произношения нового речевого материала.
На уроках изобразительного искусства следует широко использовать наглядные пособия и технические средства обучения. При этом основные приёмы работы учитель должен показывать сам.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Настоящая программа составлена на 33 часа и рассчитана на 1 год обучения в
соответствии с учебным планом школы.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Изобразительное искусство».
Ценность данной программы заключается в том, что темы уроков изобразительного искусства перекликаются со знаниями, получаемыми при изучении других предметов, что является необходимым при обучении слабослышащих школьников. Уроки изобразительного искусства являются звеном в деятельности всего педагогического коллектива и подчиняются единым требованиям, предъявляемым к коррекционной работе центра. Материал, предлагаемый на уроках изобразительного искусства доступен для учащихся, скоординирован со знаниями, получаемыми при изучении других предметов: чтения, развития речи, трудового обучения и природоведения.
Каждый этап урока сопровождается работой по развитию речи слабослышащих школьников.
5. Результаты освоения учебного предмета «изобразительное искусство»
в 1 классе.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
-оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально реагировать на прекрасное в искусстве, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- стремиться к выражению своего отношения к действительности.
Средство достижения этих результатов – построение связей искусствас миром мыслей и чувств каждого человека, с личным миром ребёнка.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью опорного словаря;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе опорного словаря;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат коррекционные технологии (уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;проблемного обучения).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- иметь представление о правилах поведения и общения, следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является сформированность следующих умений:
-Требования к композиции изображения на листе бумаги: зрительная уравновешенность, отсутствие пустоты, лишнего.
-Основные цвета солнечного спектра, основные краски; приёмы работы акварельными красками и гуашью, приёмы росписи.
-Строение дерева, строение тела человека и животного
-Порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.
-Приемы рассматривания картины.
6. Содержание учебного предмета «изобразительное искусство» в 1 классе.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
1. Композиция.
2. Цвет и краски.
3. Форма, пропорции, конструкция.
4. Пространство.
5. Воспроизведение произведений искусства.
Основной задачей работы над композицией является освоение поверхности листа бумаги, её гармоничное заполнение изображением, основное внимание уделяется совершенствованию усвоенных навыков, качеству передачи пространства, цвета и освещения, а в лепке и аппликации – создание целостной формы.
В разделе программы «Цвет и краски» предусматривается развитие у учащихся умения различать и составлять сложные оттенки цветов посредством смешения красок.
Основными задачами при изучении раздела «Пространство» являются ознакомление учащихся с понятием «единая точка зрения» и развитие навыков передачи перспективного уменьшения изображаемых предметов в зависимости от их удаления.
На уроках восприятия произведений искусства обучающиеся получают определённые знания и представления об искусстве и его истории, формируется их умение выражать своё отношение к произведению.
Изучение большей части материала осуществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций.
Программой предусмотрены следующие виды рисования: рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование.
Лепка и выполнение аппликаций особенно важны в начальной школе, где налаживание взаимодействия двигательно-осязательного компонента со зрительным играет большую в развитии изобразительной деятельности детей.
Рисование с натуры способствует формированию у учащихся умения внимательно рассматривать их форму, пропорции и конструкцию, определять соотношения между объектами изображения. В процессе рисования с натуры обогащаются зрительные представления детей, развиваются их воображение и творческое мышление.
Предметы для рисования с натуры в 1 классе ставятся перед учащимися во фронтальном положении. Знакомя учащихся с натурой, учитель прежде всего создает условия для ее эмоционального, целостного восприятия. Внимание детей в основном направляется на определение и передачу общего пространственного положения, конструкции, цвета изображаемых объектов. Чтобы облегчить учащимся передачу сходства с натурой, им предлагают изображать в натуральную величину предметы небольших размеров (листья, фрукты, игрушки, грибы и др.).
Объекты изображения, за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения учащихся (при нормальной наполняемости класса не менее трех на класс). Модели небольших размеров раздаются на парты.
Рисунки на темы выполняются по памяти, на основе предварительных наблюдений. Необходимо поощрять самостоятельность детей в выборе тем и их раскрытии.
Обучение декоративному рисованию начинается с работы над узором. Учащиеся рисуют узоры по образцу или составляют их творчески.
На уроках изобразительного искусства обязательной является работа по развитию речи, слухового восприятия слабослышащих школьников, работа над произношением.
Учителю необходимо отчетливо определить для себя направления работы с речевым материалом:
а) накопление слов, обозначающих материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, краски, бумага и др.), предметы, рисуемые на уроках (лист, чашка, гриб и др.);
б) накопление слов, обозначающих практические действия, связанные с изобразительной деятельностью (нарисовал, изобразил, рисую, нарисую; сотри, стираю...; работаю (красками), леплю, слепил, примакиваюи др.);
в) накопление слов, обозначающих мыслительные операции (наблюдать, рассматривать, сравнивать и др.);
г) накопление слов, обозначающих признаки предметов: их форму (квадратный, овальный, цилиндрический, широкий, узкий и др.); величину (большой, маленький, средний', цвет (красный, светло-зеленый, темно-синий и др.); фактуру (гладкий, блестящий, шероховатый, прозрачный и др.); материал (стеклянный, деревянный, металлический и др.); состояние (мокрый, сухой, влажный и др.);
д) накопление слов, обозначающих протяженность направления, пространственное расположение (вертикально, горизонтально, наклонно (располагаться), направляться, находиться и др.) и т. д.
Речевой материал
Слова, словосочетания, термины:
карандаш, краска, кисть (кисточка), резинка (ластик)*, точилка, банка, вода, тряпочка, бумага, альбом, глина, пластилин, клей, ножницы, линейка;
рисунок, аппликация, рельеф, роспись* (гуашью), ритм*, фон*, цвет, окраска, гуашь, акварель, красота*, движение*;
линия, цвет, круг, квадрат, прямоугольник, узор, полоса (узор в полосе), точка, штрих, мазок (кистью), природа, художник;
рисовать, смешивать*, стирать, сравнивать*, загораживать*, высыхать*, расписывать*, изображать*, идет, бежит, стоит, движется, разговаривает, лепить, скатать, смочить, размять, оторвать, вымыть, вытереть;
красный, синий, голубой, желтый, зеленый, оранжевый*, фиолетовый*, коричневый, черный, белый, серый, разноцветный, округлый, квадратный, треугольный, овальный, прямой, толстый, тонкий, большой, маленький, средний, красивый (некрасивый), густой*, жидкий*, сухой*, мокрый*, радостный*, мрачный*, разный, цветной, мягкий, твердый;
правильно, неправильно, красиво, некрасиво, хорошо, плохо, верно, неверно, быстро, долго;
простой (цветной) карандаш, акварельные краски, лист бумаги, середина (край) листа, низ (верх) листа, низ (верх) рисунка, форма* предмета, большой по величине, банка для воды, цветные мелки, русский народный узор*, части тела (туловище, голова, руки, ноги, шея), части дерева (ствол, сучья, ветви, листья (хвоя), корни.
* Здесь и далее звездочкой отмечены слова, словосочетания, термины и фразы, которые учащиеся должны понимать без обязательного употребления.
Типовые фразы:
Приготовь рабочее место*. Разложи на парте правильно альбом, карандаши, краски, резинку*.
Разведи краску водой*. Смешай краски*. Сиди за партой прямо Возьми карандаш (кисть). Это рисунок. Это край листа*. Это верхний (нижний) край листа*.
Не мешай (Вове) работать*. Что мы будем рисовать?* Покажи свой рисунок*. Смотрите, как надо рисовать*. Он нарисовал (не)правильно, (не)красиво, (не)верно, хорошо (плохо). Посмотри и скажи, как нарисовал Вова*. Какой по форме?* (Какая форма?*) Какой по цвету?* (Какой цвет?*) Какая окраска у предмета? У кого есть резинка? У тебя есть карандаш?
Нарисуй здесь*. Нарисуй так*. Работай красками так*. Нарисовал у левого (правого) края листа*. Сотри резинкой. Держи кисть вертикально (наклонно*). Работай кончиком кисти*. Работай кистью*. Работай мазком.* Примакивай кистью.* Работай «тычком»*. Пусть высохнет краска*. Распиши фигуру красками. Смотри (на предмет) прямо (сбоку)*. Сначала нарисую..., потом нарисую..., потом здесь нарисую... .
Разомни пластилин (глину). Смочи глину водой. Скатай колбаску. Будем лепить человечка. Слепи голову.
Я рисую (буду рисовать) дом. Я нарисовал дом. Я работаю (буду работать) красками. Я не понял. Я не вижу. Я (не) умею рисовать (работать красками). Он умеет рисовать (лепить, работать красками). Можно встать (взять, нарисовать...)? Спасибо. Покажите, пожалуйста, рисунок (лепку). Я развожу краску водой. Я смешиваю краски. Я нарисовал узор в полосе (квадрате, круге). Я слепил из глины (пластилина). Я рисую карандашом. Я стираю резинкой.
В лесу красиво. Шары яркие, разноцветные, красивые. Они окрашены в радостные цвета. Лист окрашен в желтый (зеленый, коричневый) цвет. Форма листа красивая. Окраска листа красивая.
Речь учителя на уроках изобразительного искусства должна быть предельно доступна учащимся. Фразы должны быть краткими, чёткими, понятными.
7. Учебно-тематический план
(1 час в неделю– 33 часа в связи с дополнительными каникулами).
№ | Название разделов программы. | Количество часов | ||
I | Композиция. | практика | 9 | |
II | Цвет и краски. | практика | 10 | |
III | Форма, пропорции, конструкция. | практика | 8 | |
IV | Пространство. | практика | 5 | |
V | Воспроизведение произведений искусства. | теория | 1 | |
Всего | 33 |
8. Содержание рабочей программы
Изобразительное искусство
1 класс (33 часа)
Композиция (9 часов)
1 Рисование на тему: «Огонь – друг.
Огонь – враг» (карандаш).
2 Рисование на тему: «Узоры на стекле».
3 Рисование новогодней открытки.
4 Новогодний праздник. Украшение зала, класса.
5 Новогодний праздник. Украшение зала, класса.
6 Знакомство с элементами гжельской росписи. Роспись посуды, (акв. или гуашь).
7 Знакомство с мезенской росписью. Выполнение узора в клетке (красный маркер, чёрный фломастер).
8 Выполнение эскиза к сказке «Три медведя» (карандаш). Проведение игр на закрепление новых понятий: ближе – ниже, дальше – выше.
9 Беседа: «Каргопольская игрушка». Роспись игрушек вылепленных на уроке труда (гуашь).
Цвет и краски (10 часов)
1 Вводная беседа. Учусь быть зрителем, художником. Основные цвета. Получение дополнительных цветов.
2 Рисование цветов за учителем, с опорой на натуру (акварель).
3 Рисование овощей за учителем, с опорой на натуру ( кисть, акварель).
4 Рисование фруктов за учителем, с опорой на натуру ( кисть, акварель).
5 Рисование на тему: «Лес осенью», «Богатый урожай» (на выбор учащегося, кисть, акварель). Зрит. ряд: Осень в работах Левитана.
6 Проведение игр на закрепление словаря. Повторение: основные и смешанные цвета.
7 Беседа на тему: «Какого цвета весна и лето».И. Левитан «Весна. Большая вода»
А. Саврасов «Грачи прилетели», Шишкин «Дубы».
Рисование на тему: «Весна. Деревья проснулись». Фон (кисть, акварель).
8 Рисование на тему: «Весна. Деревья проснулись». Изображение деревьев (кисть, акварель).
9 Рисование по памяти по представлению: «Жуки и стрекозы» (гуашь)
10 Обобщающий урок. Выставка работ учащихся.
Форма, пропорции, конструкция (8 часов)
1 Рисование за учителем и самостоятельно простых по форме осенних листьев (берёза, осина).
2 Рисование на тему: «Зимние забавы» (карандаш).
3 Рисование снежинки (за учителем, самостоятельно).
4 Рисование новогодней открытки (карандаш).
5 Беседа: «Русские народные сказки. Для чего люди придумывают сказки. Кто является героями сказок». Рисование медведя, девочки (гуашь).
6 Рисование с натуры глиняной игрушки, вылепленной старшими учащимися (кисть, гуашь; работа за учителем).
7 Выполнение коллективной работы. Панно на тему: «Прилёт птиц». Техника выполнения: « набрызг».
8 Беседа: «Правила уличного движения». Выполнение аппликации из геометрических фигур. Тема: «Машины в городе» (цветной картон).
Пространство (5 часов)
1 Рисование на тему: «Огонь – друг. Огонь – враг» (акварель, гуашь).
2 Окончание работы на тему: «Лес осенью», «Богатый урожай» (акварель, фломастеры).
3 Рисование на тему: «Зимние забавы» (гуашь).
4 Выполнение эскиза к сказке: «Три медведя» в цвете (акварель гуашь).
5 Рисование на тему: «Машины в городе» (карандаш, акварель).
Восприятие произведений искусств (1час)
1 Беседа: «Декоративно-прикладное искусство. Гжельская керамика, городецкая, мезенская, росписи. Проведение игр на закрепление темы.
9.Требования к результатам обучения
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
Требования к композиции изображения на листе бумаги:
- Зрительная уравновешенность, отсутствие пустоты, лишнего.
-Основные цвета солнечного спектра, основные краски; приёмы работы акварельными красками и гуашью, приёмы росписи.
-Строение дерева, строение тела человека и животного
-Порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.
-Приемы рассматривания картины.
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
-Правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги, карандаш; проводить линии в нужных направлениях, не вращая лист бумаги.
-Смешивать краски, добиваясь нужного цвета и нужной консистенции;
-Набирать краску кистью, работать полным мазком, не оставлять пробелов между изображением и фоном.
-Подготавливать к работе глину или пластилин; плотно примазывать части лепной фигуры; добиваться пластической цельности лепного изделия.
-Сравнивать свой рисунок с образцом. Находить ошибки.
-Рассматривать картины.
10. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 1 класс.
№ | Раздел Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 четверть (9 ч) | |||
1. | Вводная беседа. Учусь быть зрителем, художником. Основные цвета. Получение дополнительных цветов. | 1 | Знакомиться с красками, особенностями красок и кистей. Проба красок. Радость общения с красками. Овладевать навыками организации рабочего места и пользования красками. Название цвета. |
2. | Рисование цветов за учителем, с опорой на натуру. | 1 | Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза. Вспомнить тёплые и холодные цвета. |
3. | Рисование овощей за учителем, с опорой на натуру. | 1 | Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза. Форма овощей (круглая, овальная, продолговатая). Чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Передавать на бумаге форму и цвет |
4. | Рисование фруктов за учителем, с опорой на натуру. | 1 | Учиться характеризовать фрукты по схеме: размер, форма, цвет. Учиться наблюдать и передавать на бумаге форму и цвет фруктов, выбирать размер и удачное расположение изображаемых предметов. |
5 | Рисование на тему: «Огонь – друг. Огонь – враг» (карандаш, акварель). | 1 | Повторять правила поведения с огнём. Учиться передавать мысли с помощью изображения. Овладевать навыками организации рабочего места и пользования красками. |
6. | Рисование за учителем и самостоятельно осенних листьев. | 1 | Изучать формы листьев, их многоцветие; развивать наблюдательность; глазомер, умение сравнивать; организовывать своё рабочее место; воспитывать аккуратность в работе. |
7. | Тёплые цвета. Рисование на тему: «Лес осенью», «Богатый урожай» (карандаш, акварель). | 1 | Закреплять тёплые цвета. Доносить значение природы для человека. Учить изображению деревьев. Развивать наблюдательность. Пополнять словарь, развивать речь: |
8. | Рисование на тему: «Лес осенью», «Богатый урожай» (акварель). | 1 | Учиться нахождению более богатой и сложной цветовой палитры. Знакомить с работами художников - пейзажистов, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту; любовь к осенней природе. |
9. | Итоговый урок. Проведение игр на закрепление знаний и словаря. | 1 | Закреплять словарь: основные и смешанные, тёплые и холодные цвета, названия овощей и фруктов, характеристика по форме и размеру; развивать речь. |
2 четверть (7 ч) | |||
10. | Рисование на тему: «Зимние забавы» (карандаш). | 1 | Учить изображать человека в движении, компоновать изображение. Формировать образную память, пополнять словарный запас; развивать фантазию, речь. |
11. | Рисование на тему: «Зимние забавы» (акварель). | 1 | Наблюдать и называть краски зимы; подбирать палитру различных серых оттенков; воспитывать любовь к зимней природе. Закреплять словарь. |
12. | Рисование снежинки (за учителем и самостоятельно) | 1 | Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза. Учиться в сложных формах видеть геометрические фигуры. Формировать любовь к природе, аккуратность; развивать речь. |
13. | Рисование на тему: «Узоры на стекле». | 1 | Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза. Опыт эстетических впечатлений. Учиться сравнивать, изображать. |
14. | Рисование на тему: «Новогодняя ёлка» (карандаш) | 1 | Учить компоновать изображение. Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза. Опыт эстетических впечатлений. Учиться сравнивать, изображать. Пополнять словарный запас; развивать фантазию, речь. |
15. | Рисование на тему: «Новогодняя ёлка» (гуашь и другие материалы). | 1 | Украшать, используя различные материалы. Пополнять словарный запас; развивать фантазию, речь. |
16. | Итоговое занятие. Проведение игр. | 1 | Закреплять словарь на тему зимы; развивать речь; обобщать пройденное. |
3 четверть (9 ч) | |||
17. | Беседа: "Народное искусство" Рисование посуды по шаблону (карандаш, гуашь - фон). | 1 | Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента. |
18. | Знакомство с элементами гжельской росписи. Роспись посуды (синий фломастер). | 1 | Познакомиться с произведениями и историей развития гжельской росписи; учиться приёмам росписи; развивать эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров; |
19 | Знакомство с мезенской росписью. Выполнение узора в клетке (красный маркер, чёрный фломастер). | 1 | Познакомить с произведениями и историей развития мезенской росписи; воспитывать любовь к декоративно - прикладному искусству; пополнять словарный запас. |
20. | Беседа: «Русские народные сказки». Рисование медведя, девочки (гуашь). | 1 | Закрепить знания законов композиции; учиться работать кистью без предварительного рисунка, воспитывать чувство любви к народному творчеству, сказкам, былинам. Развивать речь. |
21. | Выполнение эскиза к сказке «Три медведя» (карандаш). Закрепление новых понятий: ближе – ниже, дальше – выше. | 1 | Закрепить понятия: ближе – ниже, дальше – выше. Формировать умение передать в рисунке отдельный, наиболее простой для изображения момент. Закреплять умение компоновать сюжетный рисунок. Развивать воображение, пополнять словарь, развивать речь |
22 | Выполнение эскиза к сказке: «Три медведя» в цвете (акварель, гуашь). | 1 | Закрепить названия цветов; развивать зрительную память, воображение; формировать умение организовать и убрать своё рабочее место; пополнять словарь, развивать речь. |
23. | Беседа: «Каргопольская игрушка». Роспись игрушек, вылепленных на уроке труда (гуашь) | 1 | Учиться технике выполнения узоров, используя контрастные цвета. Закреплять навыки работы с гуашью. развивать эмоциональную отзывчивость на роспись мастеров; воспитывать любовь к декоративно- прикладному искусству; пополнять словарный запас. |
24 | Рисование с натуры глиняной игрушки (карандаш, гуашь). | 1 | Учиться наблюдать, сравнивать, изображать; воспитывать любовь к декоративно- прикладному искусству, аккуратность; формировать умение организовывать и убирать своё рабочее место. |
25 | Итоговое занятие. Проведение игр. | 1 | Закреплять словарь на тему народного декоративно - прикладного творчества; развивать речь; обобщать пройденное. |
4 четверть (8ч) | |||
26 | Беседа на тему: «Какого цвета весна и лето». Рисование на тему: «Весна. Деревья проснулись» (фон, акварель). | 1 | Учиться нахождению более богатой и сложной цветовой палитры. Знакомить с работами художников - пейзажистов, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы. |
27 | Рисование деревьев (акварель). | 1 | Закреплять знания по композиции развивать зрительную память, формировать умение передавать свои наблюдения в рисунках, пополнять словарь. |
28 | Рисование по памяти по представлению: «Жуки и стрекозы» (карандаш, гуашь). | 1 | Продолжать знакомство с цветоведением. Закреплять навыки в работе с кистью и гуашью. |
29 | Рисование по памяти по представлению: «Птицы» (карандаш, кисть). | 1 | Научиться наблюдать, сравнивать, изображать птиц с помощью кисти; воспитывать любовь к птицам, пополнять словарь. |
30 | Выполнение коллективной работы: «Прилёт птиц» Техника: "набрызг". | 1 | Научиться использовать в работе технику "набрызг. Учиться распределять работу в бригаде; воспитывать дух сотрудничества, дружелюбия; развивать воображение; речь. |
31 | Рисование по памяти по представлению: «Бабочки» (карандаш, цветные мелки). | 1 | Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза. Закрепить понятие симметрии. Учиться в сложных формах видеть геометрические фигуры, аккуратно раскрашивать. воспитывать любовь к природе, пополнять словарь. |
32 | Рисование на тему: «Машины в городе» (карандаш, акварель). Знакомство с перспективными сокращениями. | 1 | Познакомиться с линейной перспективой; Закрепить знания по композиции, понятия: «Ближе – ниже, больше; дальше – выше, меньше». |
33 | Обобщающий урок. Выставка работ учащихся. | 1 | Закреплять словарь на тему народного декоративно - прикладного творчества; развивать речь; обобщать пройденное. |
Всего: 33 ч
11. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса
Имущество кабинета.
- Учительский стол (1 шт)
- Учительский стул (2 шт)
- Ученический стол одноместный (12 шт)
- Ученический стул (12 шт)
- Компьютерный стол (1 шт)
- Доска с магнитной поверхностью. (2 шт)
- Мольберт пластмассовый с планшетом (6 шт)
- Мольберт металлический с планшетом (6 шт)
- Шкаф (2 шт)
- Тумба (2 шт)
Учебно - методические пособия:
- Печатные (учебные пособия, раздаточный материал и т.д.)
- Электронные образовательные ресурсы - ИКТ - (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии: 1.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD). 2. Большая электронная детская энциклопедия (CD).
- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные )
«Дворцы Санкт – Петербурга»
«Большой Кремлёвский дворец»
«Искусство русского авангарда»
«Народное искусство»
- Наглядные плоскостные (С. Вохринцева Национальные костюмы :
1.Дальнее зарубежье 2.Ближнее зарубежье 3. Народы России)
- Демонстрационные (муляжи, макеты, модели демонстрационные)
Технические средства обучения.
- Компьютер Проектор Экран.
Учебно – практическое оборудование.
- Доска с магнитной поверхностью.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная:
- В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина Комплект «Изобразительное искусство».
1 – 4 классы
2. Под редакцией Б. М. Неменского Изобразительное искусство.1 - 4 кл Издательство М. « Просвещение» 2010г.,
Дополнительная:
- Т. А. Гармаш «Школа рисования для начинающих. Рисуем человека» ООО Издательский дом «ОНИКС 21 век» 2001
- Ю Г. Дорожкин «Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Городецкая роспись».
- Ю Г. Дорожкин «Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Мезенская роспись»
Наглядные пособия.
Репродукции картин художников
Предметные картинки, серии сюжетных картинок.
Информационно – коммуникативные средства.
1.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).
2. Большая электронная детская энциклопедия (CD).
3. Аудиозапись
4. DVD – диски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по физической культуре для слабослышащих и глухих учащихся 6—11 классы (основное общее образование)
Программа подготовлена Самусенко И.Г., учителем физической культуры ГКОУ РА «Адыгейская республиканская школа-интернат I, II, III и IV видов» с учетом Обязательного минимума со...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Рабочая программа по физической культуре 1класс 8 вида.
Рабочая программа разработана на основе федерального стандарта...