Конспект урока ИЗО 6 класс "Пейзаж"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Конспект урока и  справочный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnyy_material.docx18.22 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_urok_6_klass.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

  • Анималистка - жанр изобразительного искусства,  главные герои – животные. Древнейший - анималистический (от фраflЦ.Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс - олицетворение единства животного и человека. В ассирийской культуре - образ крылатого быка с головой человека, в греческой - кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Известный писатель - анималист Евгений Чарушин написал и проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. 
  • Портрет - от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Портрет – один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства (прежде вcего - в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад.  Портрет - один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет. (Слайды10-14)
  • Карикатура от итал. caricatura, от caricare – преувеличивать – особый  жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется конкретная цель - осмеяние определенного лица или явления. Графическая карикатура получает наибольшее распространение в периоды социальных конфликтов: восстаний, войн, революций. (Слайд15)
  • Пейзаж - от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал.  marina - морской). В 1897 году вместе с картиной Рерих «Гонец» возник пейзаж исторический, показывающий природу, всей ее древности, как бы увиденной глазами наших далеких предков. Произведения А. М. Васнецова, посвященные прошлому Москве «Симонов монастырь. Облака и золотые купола», «Красная площадь», вы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написал в 1923 году картину «Транспорт налаживается», Б. Н. Яковлев основоположник советского индустриального пейзажа. (Слайды16-20)

  • Натюрморт - от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как «мертвая натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы - цветах, плодах, дарах моря и т. д. (Слайды21-23)
  • Бытовой жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

Родина бытового жанра, как и натюрморта, - Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. (Слайды24-27)

  • Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), батальным жанром.  (Слайды28-30)
  • Сказочно-мифологический - жанр  изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок . Это один из самых душевных и таинственных жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев. (Слайды 31-33)



Предварительный просмотр:

Жанры  изобразительного искусства.

6 класс

Цель урока: формирование знаний о жанрах в изобразительном искусстве.

Задачи урока:  – достичь усвоения учащимися знаний о жанрах  и умения применять их на практике.

– способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

– сформировать культуру общения при работе в группе, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

1. Предметные  - Понимание и определение понятия жанр.        

2. Метапредметные – формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. Извлекать  необходимую  информацию из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.   Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

3. Личностные – формировать у школьников мотивацию к учебно-познавательной  деятельности,  стремление к совершенствованию своих умений

План урока:

1. Организационный момент.

2.   Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний Постановка цели и задач урока..

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

5. Физкультминутка (релаксация)

6.  Практическая часть (Пейзаж «Впечатление»)

7.  Домашнее задание

8. Рефлексия

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся

 Здравствуйте  ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

  1. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Постановка цели

-  Мир искусства богат и сложен.  Представить  жизнь человека без искусства в наше время почти невозможно. Оно окружает нас и делает жизнь яркой. Люди ищут в искусстве ответы на вечные вопросы, иногда произведения искусства становятся для нас примером того как жили другие  и как надо жить нам. Для многих искусство это способ выразить себя свой взгляд на мир и донести до людей свои идеи и переживания.

-   Давайте вспомним,  какие виды искусства мы знаем?   Для того чтобы материал был нагляднее,  мне нужны  2 помощники.

 Работа у доски( уч-ся выходят к доске и прикрепляют слова к схеме)

(Изобразительные, музыкальные, танцевальные, кино и т.д.).

- Посмотрите  на экран. (Демонстрация видеоряда)

- Что вы увидели? ( картины)

- Как называется это вид искусства? (изобразительное)

- Чем различаются  представленные работы? (сюжетом, темой)

-   Предмет нашего разговора  - изобразительное искусство. Оно очень разнообразно и поэтому делится на жанры.  

3. Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания

-  Что такое жанр? Встречали ли вы это слово где то еще?  (Вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)  Приведите примеры.

Итак, тема нашего урока –?

  Назовите задачи урока?

У Вас было домашнее задание подготовить небольшие рассказы о жанрах изобразительного искусства.  Ребята , внимательно слушайте выступающих,  по окончанию их рассказа, у вас будет задание.

 Выступления детей.

На ваших столах лежит кроссворд, одна минута на выполнении.

 Назовите получившееся слово.  (Приложение №1) 

   

 Один их учащихся (выбирается заранее) , рассказывающий о пейзаже,  выступает в роли эксперта  в практической части  и  показывает свои работы.

  1. Физкультминутка  (релаксация  под музыку) 

 Сядьте поудобнее, закройте глаза,  расслабьтесь и представьте себя в  весеннем лесу.

 Мы переходим к следующему этапу урока –  творческой  работе.  Слушая  музыкальную композицию,    попробуйте представить и изобразить пейзаж.  Пейзаж  -  настроение.

- 

5.     Практическое применение знаний (работа уч-ся  «Пейзаж настроение» под музыку, выставка работ)

6. Д/з.    Откройте  дневники, запишите д. з . о представлено на слайде:  Рисунок « Мой любимый уголок природы».  Закройте дневники, отложите их на край парты.

7.    Рефлексия.  Перед Вами дерево настроения – дополните его элементами  на ваших столах.

 Дерево настроения (цветок, листочек зеленый, листочек желтый)

                                     Назовите ключевые   слова нашего урока.

 Отдых под музыку.

                                                         Кроссворд.

  1. Как называется жанр изобразительного искусства, в котором запечатлен внешний облик человека?
  2.  Одна из главных тем батального жанра.
  3. Картины какого жанра изобразительного искусства являются своеобразными документами быта и культуры людей определённого исторического времени?
  4.   Персонажи …… являются главными героями творчества  В.М. Васнецова.
  5. Как называется изображение различных предметов, вещей, объединённых в группу конкретным сюжетом?
  6. Анималистка - жанр изобразительного искусства,  главными  героями которого являются ……

           

 3

 

   

 

   

 

 

   

2

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 1

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...