Программа по Изобразительному искусству в 6 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Потемкина Елена Леонидовна

Программа по "Изобразительному искусству" в 6 классе составлена на основе ФГОС на 2017-2018 учебный год . Разработчик учитель ИЗО I квалификационной категории Потемкина Елена Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/Kznw/L9XPDnEVB 47.9 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Камалова З.Г./

Протокол №   ____

от «28»августа2017 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №27» НМР РТ

_________/Бадрутдинова Р.К./

от «28» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ

___________________/Л.В.Ярцева /

Приказ №  _______________

от «28»  августа 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

             

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 6А, 6Б, 6В, 6Г классов

Потемкиной  Елены Леонидовны,

учителя   первой   квалификационной  категории

МБОУ «СОШ № 27»

г. Нижнекамск, 2017 год

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

изобразительного искусства по годам обучения

6 класс

Личностные:

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

Метапредметные:

           -  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

          - формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

         - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

         - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

          - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

          - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

          - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные:

          - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

          - соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

          - принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность.

Познавательные:

-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- различать изученные виды пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;

Коммуникативные:

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- ориентироваться в социально – эстетических и информационных коммуникациях; - Организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

Предметные:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно – выразительного языка разных видов изобразительного искусства;

         - приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- различать изученные виды пластических искусств;

- описывать произведения изобразительного искусства

Содержание учебного предмета

 (35 часов)

«Изобразительное искусство в жизни человека»

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9 час)

     Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линии. Пятно как средство выражения . Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемное изображение в скульптуре. Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт (7 час)

     Реальность и фантазия  в творчестве художника. Изображение предметного мира- натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости  и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт - в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет (10 час)

     Образ человека – главная тема в искусстве. Конструкция головы человека, её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль  цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX  века.

Человек и пространство. Пейзаж  (9час)

     Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.  Пейзаж - большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

6) Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности

Название раздела

Коли-

чество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Тема «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка»  

8

-  понимать историческую ретроспективу и особенности становления различных жанров пластических искусства, иметь мотивацию к учебной деятельности;

- овладеть основными выразительными средствами рисунка и использовать их при работе различными материалами;

- знать понятия пятна, силуэта, тона и тональных оттенков в изобразительном искусстве, применять роль пятна в изображении и использовать  его выразительные  возможности, тональной шкалой, композицией листа, ритмом пятен;

- понимать основы цветоведения;  понятие цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; находить близкие цветовые сочетания;

- уметь сопоставлять понятия:  «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония» с цветовыми отношениями, взаимодействие цветовых пятен в композиции;

- находить гармоничные  цветовые сочетания;

 - развивать технику  и приемы работы красками;

- понимать выразительные  возможностями объемного изображения, видами скульптурных изображений, связь объема с окружающим пространством и освещением, художественными материалами в скульптуре и их свойствами;

- создавать объемные изображения животных, используя различные материалы (пластилин, глина, мятая бумага) в том числе и природные;

- знать  виды  изобразительного искусства, художественные материалы, их выразительные возможности, в  художественном творчестве разных направлений;

-  применять понятия  реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном искусстве;

- овладеть композиционными задачами, выразительными средствами и правилами. изображения.

композиционных задач

2

Тема  «Мир наших вещей. Натюрморт»

8

-  понимать многообразие форм изображения мира вещей в истории изобразительного искусства;

- знать о жанре натюрморта, об особенностях композиции в живописи, графике, скульптуре ;

-  изображать различные предметы с натуры, по памяти, воображению, создавать самостоятельные варианты;

- понимать многообразие  форм в мире; уметь объяснять понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм. Видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира;

- продолжать работу по формированию навыков конструирования простых геометрических тел из бумаги и картона. Применять на практике пространственные представления;

- способствовать углублению межпредметных  связей: математики,  черчения, изобразительного искусства;

- использовать  перспективу  как способ  изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел. Давать определение понятию «ракурс»,  знать  приемы  объемного изображения геометрических тел;

- применять конструктивные способности, изобразительные навыки в рисунке;

- использовать  понятие «освещение»,  как средства выявления объема предмета,

  понятие  « блик», «полутон», «собственная тень», « рефлекс», «падающая тень»;

-расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине.

-изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением;

-углублять межпредметные связи (изобразительное искусство, мировая художественная культура, литература, музыка);

- использовать  знания распределения света и тени, тональной насыщенности, контраста в графическом изображении, уметь работать различными графическими материалами.

- выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен (при работе цветным карандашом);

- использовать представления о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей;

- выражать в натюрморте свои настроения и переживания с помощью цвета и ритма цветовых пятен, применяя технику работы кистью, эстетическое цветовое ощущение и изысканность цветовых оттенков;

- выражать в натюрморте свои настроения и переживания, создавать предметный  мир;

- уметь анализировать изобразительное искусство и выражать свои переживания, и мысли художника, а так же его личные, душевные представления об окружающем мире.

3

Тема  «Вглядываясь в человека. Портрет»

11

- знать   историю возникновения портрета в искусстве разных эпох, знать способы изображения в изобразительном искусстве  характера человека, его внутреннего мира, чувств и переживаний;

- формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

-  знать закономерности в конструкции головы человека, пропорции лица.

понятие средней линии и симметрии лица, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу;

-  знать техники рисования головы человека, правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы находить красоту, гармонию, во внутреннем и внешнем облике человека;

-  знать историю изображения образа человека в графическом портрете, его особенности отражать в портрете индивидуальные особенности, характер и настроение портретируемого, располагать рисунок на листе, развивать навыки изображения головы человека, наблюдательность;

- воспитывать интерес к изучению личности каждого человека,  находить красоту, гармонию, во внутреннем и внешнем облике человека;

- знать историю портрета в жанре скульптура, выразительные  возможности пластического искусства, уметь изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства, развивать пространственное мышление и воображение;

- использовать понятия  правды жизни и языка искусства, приемы художественного преувеличения, сатирические образы в искусстве: карикатура и ее разновидности, уметь отбирать детали и обострять образ при изображении дружеских шаржей сатирических, комических образов литературных персонажей, уметь  находить гротескные, смешные, характерные образы, для отображения в рисунке;

-  использовать особенности изображения человека при различном освещении, с изменением источником света: при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения.

- освоить приемы изображения человека, развить наблюдательность, уметь работать в технике «гризайль»;

- осознавать место живописного портрета в истории искусства, Восприятие обобщенного образа человека в живописи Возрождения в 16-19 и 20 веках.

-уметь составлять композицию портрета в заданном формате листа, совершенствовать технику работы карандашом, красками, соблюдение пропорций в изображении;

-использовать  цветовые  решения образа в портрете; понимать  цвет, тон и освещение в портрете

понимать, что цветом можно выражать настроение и характер героя, передать объем;

-  обобщать знания учащихся о жанре портрета, проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

4

Тема  «Человек и пространство. Пейзаж»  

8

-  систематизировать знания о жанрах изобразительного искусства, называть предметы  и изображения картины, характеризующие: напавление в искусстве, композицию, принадлежность к эпохе мира в изобразительном искусстве;

- укреплять межпредметные связи через дисциплины: изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка,  литература, история.;

- расширить знания о видах линейной и воздушной перспективы в изобразительном искусстве.

- знать особенности изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правила линейной перспективы в искусстве Средних веков и Возрождения;

- расширить знания о перспективе, как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве, понимать понятие точки зрения, точки схода.

 - познакомить с правилами линейной и воздушной перспективы и изменения контрастности, изображать предметы с соблюдением правил перспективы; совершенствовать технику работы карандашом и гуашью.

- расширять знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве, знать традиции изображения пейзажа в Древнем Китае и Европе.

- выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками, развивать творческое воображение;

- расширить знания о пейзаже как о жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности;

- представлять многообразие форм  и красок окружающего мира, с изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения, находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день; передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками;

- изображать образ города в живописи, понимать  особенности городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века;

выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы;

- воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам - краю, городу; укреплять межпредметные связи: литература, , изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение;

 - обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течение года, о значении изобразительного искусства в жизни людей.

Повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности и основы языка.

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы программы

Количество часов

Дата

проведения

По плану

По факту

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

6А – 6.09.17

6Б – 2.09.17

6В – 5.09.17

6Г -  7.09.17

Рисунок - основа изобразительного искусства

1

6А – 13.09.17

6Б - 9.09.17

6В – 12.09.17

6Г – 14.09.17

  1. 3.

Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен

1

6А – 20.09.17

6Б – 16.09.17

6В – 19.09.17

6Г -  21.09.17

Цвет. Основы цветоведения

6А – 27.09.17

6Б – 23.09.17

6В – 26.09.17

6Г – 28.09.17

Цвет в произведениях живописи.

Творчество художника Баки Урманче

1

6А – 4.10.17

6Б – 30.09.17

6В - 3.10.17

6Г – 5.10.17

Объемные изображения в скульптуре

1

6А – 11.10.17

6Б – 7.10.17

6В – 10.10.17

6Г – 12.10.17

Основы языка изобразительного искусства.

1

6А -18.10.17

6Б – 14.10.17

6В – 17.10.17

6Г – 21.10.17

Художественное познание,  реальность и фантазия

1

6А – 25.10.17

6Б – 21.10.17

6В – 24.10.17

6Г – 28.10.17

Художественное познание: реальность и фантазия

6А -

6Б -

6В -

6Г -

10

Понятие формы Многообразие форм окружающего мира

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

11

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

12

Освещение. Свет и тень.

Геометрические формы Казанского Кремля

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

13

Натюрморт -  в графике.

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

14

Цвет в натюрморте.

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

15

Выразительные возможности натюрморта.

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

16

Образ человека - главная тема искусства

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

17

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

18

Изображение головы человека в пространстве

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

1

. 6А -

6Б -

6В -

6Г -

20

Портрет в скульптуре

Образ Мусы Джалиля в творчестве скульпторов Татарстана

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

21

Сатирические образы человека

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

22

Образные возможности освещения в портрете

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

23

Портрет в живописи

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

24

Роль цвета в портрете

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

25

Великие портретисты (обобщение темы)

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

26

Жанры в изобразительном искусстве

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

27

Изображение пространства

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

28

Правила построения  линейной перспективы.

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

29

Правила  построения воздушной перспективы

Родные  места в произведениях И. Шишкина

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

30

Пейзаж - большой мир.

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

31

Организация изображаемого пространства

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

32

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

33

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

34

Наш любимый Нижнекамск

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

      35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщающий урок)

1

6А -

6Б -

6В -

6Г -

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Изобразительному искусству 5 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по Изобразительному искусству 6 класс на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,

Данная программа составлена на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой, в соответствии с государственным стандартом общего образования и объемом времени отведенным на изучение предмета по баз...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...