Тема занятия: "Стерх (журавль)"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Тема занятия: "Стерх (журавль). Данное занятие посвящено редкому виду птиц стерхам, которые размещены в Красной книге. Журавли стерхи гнездятся в Западной Сибири и траектория перелета проходит вдоль местности г.Сургут и п.Федоровский, поэтому необходимо знание людей и детей об этой птице, и бережного их отношения. Для детей актуально изучение данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема занятия: Стерх (журавль)" | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Стерх»
Цель: Научить изображать фигуру птицы стерха в смешанной технике (акварель, маркер).
Задачи:
Образовательные :
- Познакомить с понятием орнитолог, импринтинг.
- Познакомить с хантыйским писателем В.Шесталовым, хантыйским художником Г.С. Райшевым.
Развивающие:
- Формировать нравственное отношение детей к птицам и художественной культуры.
- Развивать интерес учащихся к наблюдению птиц в природе.
- Развивать творческое мышление, воображение.
Воспитывающие:
- Воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование для педагога: слайды про стерха; наглядности: 3 альбомных листа с поэтапным рисованием стерха, таблица с получением оттенков зеленового цвета и голубого; раздаточный материал: нарисованная фигура стерха из палочек (хантыйская игра), 2 пазлы с фамилией хантыйского художника Г.Райшева, красные и синие квадратики, жетоны.
Оборудования для учащихся: краски, альбом, кисти.
Ход занятия
I. Орг.момент (2 мин.)
Проверка готовности к занятию.
- Здравствуйте, детишки. Девчонки и мальчишки.
Начинаем рисовать
Рисовать, как всем известно,
Очень-очень интересно!
Открывай альбом, тетрадку,
Начинаем по порядку.
II. Вводная часть (8 мин)
-Сегодня к нам в гости пришла член ассоциации защитников природы. Она с вами хочет поговорить.
Ребенок (член ассоциации защитников природы ).
-Ребята, я думаю, что вы бережно относитесь к природе, заботитесь о животных и птиц, поэтому хочу зачислить вас в нашу ассоциацию защитников природы и вручить вам эмблему «Защитник природы». Для этого нужно поделиться на 2 команды «Ласточки», «Чайки», ответить на вопросы и выполнить задания. За правильные ответы выдаются жетоны.
-Угадайте, о ком сегодня я буду говорить?
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом белый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль - стерх).
(Выдача жетона)
Педагог:
-Сегодня мы будем говорить и научимся в смешанной технике рисовать журавля стерха.
Что это за птица?
(Это исчезающий вид птиц, которая занесен в «Красную книгу»).
-Как вы понимаете слово «Красная книга»?
(Это книга, в которую занесены редкие виды животных, птиц, растений и т.д.)
Какие птицы занесены в Красную книгу, узнаете отгадав ребусы.
(Ребусы: ворона, синица, дятел, голубь, ласточка, снегирь, лебедь, чайка).
(Выдача жетона)
Ребенок (член ассоциации защитников природы
- Ежегодно в рамках Международного проекта “Стерх” проводится праздник “День журавля”. Он проходит в сентябре, когда журавли собираются в стаи и начинают свой долгий и трудный путь на зимовку. Наш посёлок Федоровский расположен на пути пролёта стерха. «День журавля» – Международный праздник, который отмечают более чем в 10 странах мира 18 сентября. Стерх – белый журавль с чёрными концами крыльев и серебряным голосом. Он гнездится на севере Западной Сибири. Учитывая, что стерх гнездится только в нашей стране, именно на Российскую Федерацию ложится главная ответственность за его сохранение. В настоящее время в пределах Западной Сибири насчитывается около 20 особей стерха и существует реальная угроза полного исчезновения популяции. Есть 15 видов журавлей. Любят их люди всей земли, они очень красивы, стройны, у них длинные ноги, большой красный клюв, красивая шея. Журавль и журавушка живут всю жизнь вместе и не расстаются до смерти. Гнезда они строят на земле, кормятся на болоте. У этих птиц своя особенность: они прекрасно танцуют. Особенно красив их свадебный танец.
Педагог:
- Ребята, вам известны фильмы о журавлях?
(Выдача жетона)
-Журавль для нас – это не просто птица, это символ. Вспомните фильм "Летят журавли", "Журавушка". Вряд ли о какой -либо другой птице создано столько легенд , сказок, преданий и песен, стихов. Для многих народов журавль стал символом верности , надежды, Родины. Вот как интересно описывает журавлей стерхов хантыйский писатель Юван Шесталов У Ю. Шесталова есть чудесное стихотворение «Песня журавля».
Полетел я, Журавль, на родимый Север,
Прилетел я на свою родимую землю,
Опускаюсь я на глухое болото...
Нахожу я в верховье таежной речки...
Дальний путь пролетевши без передыху,
Жаждет пищи мое журавлиное сердце.
В речке рыбок ловлю, ловлю я букашек,
Очень вкусных жучков с разузоренной спинкой,
Лакомлюсь на бережку морошкой,
Замышляю построить гнездо большое.
Я, Журавль, гнездо камышовое сделал,
Чтобы было где расти моим детям...
Ребенок(член ассоциации защитников природы)
- В настоящее время осуществляется российско-американская программа по разведению в неволе редких видов журавлей и изучение миграции. Был организован проект «Полет надежды», которая проходит в Окском заповеднике (Рязанской области). Мы тоже проводили в 2010году акцию «Первый полет Конды».
Педагог:
- Ребята, вы не знакомы со словом «орнитолог»?
(Выдача жетона)
(Орнитолог – наука, изучающая поведение птиц).
Ребенок(член ассоциации защитников природы)
-Ученые-орнитологи одеваются в белый костюм, подражая стерху. Вылупившись из яйца, птенцы воспринимают их как своих родителей. Это называется импринтинг. Если в памяти запечатлелся человек, то после того как ее выпустят в природу, птица не будет избегать людей, наоборот, станет стремиться поселиться к ним поближе. Важной программой является перелет птиц на зимовку. Его стерхи изучают, в первый раз отправляясь в путь вместе с родителями. А родителями становятся люди. Средством передвижения становился мотодельтаплан. Дельтапланерист учит птенцов летать, затем сопровождает до места зимовки. Там они начинают самостоятельную жизнь среди сородичей. Владимир Путин принял участие в эксперименте, проводимом российскими орнитологами в рамках проекта «Полёт надежды» по спасению редкого вида журавлей – стерхов, находящихся под угрозой исчезновения и занесённых в Красную книгу.
Педагог:
-Ребята, знаете какие-нибудь загадки о птицах?
(Выдача жетона).
А вот хантыйская загадка о журавле:
Загадка: Голос хорошей птицы за семь болот и озер слышен (журавль). Эту загадку придумали сами ханты, ее смысл описывает поведение этой птицы. Журавль – священная птица хантов. Священную птицу любил изображать хантыйский художник. Как его фамилия, узнаем собрав пазлы. (Выдаются пазлы на первый отряд «Ласточки» и на второй «Чайки». Какая команда соберет быстрее пазлы.). (Выдаются жетоны).
Художник Г.С. Райшев (Демонстрация слайдов картин Г.С. Райшева).
Ребенок(член ассоциации защитников природы)
- Стерх – священная птица хантов и манси. На болота, где гнездится стерх, хантам и манси ступать было запрещено. Ханты и манси ее очень любят. Заслышав журавлиные крики, эти люди садятся и отдыхают. Манси, например, свой любимый музыкальный инструмент арфу-топыг называют журавлем. И поет он редко, по рассказам хантов и манси, только под конец жизни. В журавлиной песне заповедь жизни. Услышав журавлиную песню, каждый из нас должен остановиться, замереть и в глубокой тишине поразмышлять о своем жизненном пути. Для хантов и манси стерх - священная птица , родовой тотем , непременный персонаж ритуальных обрядов, в том числе медвежьего праздника, которому придаётся очень большое значение.
III. Практическая часть (20 мин)
- У хантов есть игра на внимание, называется «Птицы». Мы тоже с вами поиграем. Нужно дорисовать недостающие палочки на птице. (На листах нарисована линейная фигура стерха в форме палочек. Детям необходимо дорисовать недостающие палочки. Какая команда лучше справится с заданием. Выдача жетонов)
- Ребята, мы сегодня выполним композицию в смешанной технике. Выполним линейный рисунок птицы, затем дорисуем красками и маркером. Необходимо выполнить линейный рисунок журавля стерха:
- 1 этап: учет композиционных знаний, выбор горизонтального или вертикального формата для расположения рисунка птицы. Выполнение диагональной наклонной линии туловища, шеи, лап и головы по центру листа.
- 2 этап: рисование овалов разной величины вдоль туловища, головы. Обозначение шеи и лап.
- 3 этап: учет линейной перспективы. Рисование в композиции ближних и дальних предметов. Обозначение линии горизонта.
Фон неба и земли нарисуем оттенками зеленого и голубого цвета. Маркером докрасим линейный рисунок.
IV. Физминутка (5 мин)
- Птички в гнездышках сидят (дети выполняют приседания)
И на улицу глядят. (поворачивают голову вправо, влево)
Полетать вдруг захотели, (дети машут руками)
И все сразу полетели, (дети прыгают )
V. Заключение (2 мин)
Выставка детских работ. Выявление лучших работ.
VI. Итог занятия (3 мин)
«Кроссворд»
1. Как называется наука, изучающая птиц?
2. Как называется книга, в которую внесены редкие виды птиц, животных, растений?
3. Журавль, гнездящийся в Западной Сибири.
4. Хантыйский писатель, поэт, написавший стихотворение «Песня журавля».
5. Хантыйский художник, изображающий священных птиц.
VII. Рефлексия
- А сейчас мы поработаем с цветным квадратикам. Прежде чем выполнить действие хорошо подумайте. Если вам понравился урок, и вам было очень интересно работать – возьмите красного цвета квадратик, а если вам было скучно на уроке и неинтересно – возьмите квадратик синего цвета.
Ребенок (член ассоциации защитников природы).
-Ребята, вы много узнали о птице стерхе и будете беречь птиц, животных. Все справились со всеми заданиями. После подсчета жетонов, победила дружба. Поэтому вы все достойны быть членами ассоциации защитников природы и носить эту эмблему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Н.Заболоцкий. Стихотворение "Журавли". 6 класс
На уроке проводится анализ стихотворения, выявляются выразительные средства речи, создается атмосфера нетерпения бездумного отношения к природе....
Классный час в 11 «Б» классе. Тема: «СЕМЬ БЕЛЫХ ЖУРАВЛЕЙ»
Тема: «Семь белых журавлей»Цели: 1. Воспитывать у учащихся уважение к подвигу ради свободы, любви к родному краю.2. Побуждать патриотические чувства.Оборудование: плакаты, технические средства, ...
Презентация на тему: 22 октября Праздник белых журавлей
Классный час на тему: "Праздник белых журавлей" - праздник поэзии и памяти павших на полях сражений во всех войнах....
Конспект урока по теме Государство. Автор Журавлев А.А.
Конспект урока по обществознанию. 9 класс, Боголюбов...
Конспект урока по теме Политика и власть. Автор Журавлев А.А.
Конспект урока по обществознанию, 9 класс, Боголюбов...
Презентация на тему «Праздник белых журавлей»
Патриотическая политинформация, посвященная памяти павшим....
Сценарий мероприятия на тему: «День белых журавлей».
Сценарий мероприятия на тему «День белых журавлей». Цель: Воспитание патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков....