Золотая Хохлома
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Конспект урока ИЗО в 5 классе, построенный в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 104.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Тема:
«Хохломская роспись»
Тип урока: ОНЗ
Наименование и авторы учебника: 1.Ломов С.П., С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. Искусство. Изобразительное искусство.5 класс. Учебник . В 2 ч
4. Ломов С.П., С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. Искусство. Изобразительное искусство.5 класс. Рабочая тетрадь
Автор: Лысенкова Любовь Владимировна, учитель МОУ СОШ №13 ,
г. Павловский Посад, Московская область
Образовательные цели:
1) продолжить изучение декоративного искусства и его места в жизни общества; познакомить детей с хохломской росписью, основными приёмами хохломской росписи;
2) формировать умение осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров;
3) осваивать основные приёмы хохломской росписи; создавать фрагмент хохломской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.
Оборудование: иллюстрации с изображением хохломской росписи; презентация
Материалы: бумага; кисти; гуашь.
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Здравствуйте! - Ребята, давайте возьмем, друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
- Садитесь.
Проверка готовности класса к уроку
- Перед началом работы прошу своих художников проверить готовность: лист бумаги, краски, кисти, воду.
Вот мы снова вместе, и значит, продолжим открывать тайны народных промыслов. Как вы понимаете, что значит народные промыслы? (Прикрепить на доску эталон с определением народных промыслов)
Вспомните, какие этапы надо пройти , чтобы узнать что-то новое.
Названия шагов лучше прикрепить на доске, чтобы дети могли на них опираться
Шаги учеников на уроке:
- Надо вспомнить те знания, которые понадобятся нам сегодня на уроке.
- Выполнить пробное действие.
- Зафиксировать своё затруднение.
- Определить причину затруднения.
- Сформулировать свою цель на уроке.
- Составить план открытия нового знания.
- Открыть новое знание и зафиксировать в эталоне.
- Применяем новое знание.
- Подводим итоги
Если вы будете самостоятельно работать, то что я буду выполнять на уроке? – Учитель будет помогать и организовывать работу учеников.
2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ ДЕЙСТВИИ.
Далее учитель обращает внимания на первый шаг:
Какие виды народных промыслов вы знаете? Группой по 4 человек подпишите названия промыслов на карточке по фото, проверьте себя по эталону (слайд )
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
__________ ____________ __________
|
А, что вы знаете о художественной росписи?
Прикрепить карточку на доске с определением художественной росписи.
- Художественная роспись относится к декоративно-прикладному искусству. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – создание предметов быта человеком и их украшение орнаментом.
– Вспомните, что такое, орнамент? Прикрепить карточки с определением.
- На Руси издревле, говорили вместо слова «орнамент» - «УЗОР»
- Обобщите, что повторили?
Мы вспомнили, что такое народные промыслы, виды народных промыслов, художественная роспись, орнамент и узор.
Отгадайте загадку, и вы узнаете название росписи, о которой вы сегодня узнаете новое.
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
(если ученики не смогли дать ответ учитель говорит сам.)
Карточку со словами «хохломская роспись» прикрепить на доске.
Чтобы понять , какова будет цель на уроке, какое задание вы должны выполнить? ( пробное действие)
У каждого ученика карточка: (См. приложенный файл)
В карточке названия основных элементов и цвета из разных народных промыслов.
Определите, и подчеркни основные элементы хохломской росписи.
- ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ – это
- роспись по дереву,
- роспись по металлу.
- Это:
- растительный узор,
- геометрический узор.
- Элементы хохломской росписи –
- травки,
- ягодки,
- купавки,
- розаны,
- усики.
- Используемые цвета в хохломской росписи:
- синий,
- красный,
- черный,
- фиолетовый,
- зеленый,
- золотой (желтый)
- Поднимите руки, у кого нет ответа? В чем ваше затруднение? ( Я пока не могу определить особенности хохломской росписи)
-У кого есть ответ, вы можете его обосновать свой ответ? ( Я пока не могу обосновать, что я верно отметил особенности хохломской росписи.)
− Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения
_ Что делать дальше?( надо выяснить почему возникло затруднение)
3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
- Ребята, какое задание вы должны были выполнить? ( мы должны были назвать особенности хохломской росписи)
Почему вы не смогли назвать особенности хохломской росписи? ( мы не знаем особенностей хохломской росписи)
4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.
- Поставьте цель. (Узнать особенности хохломской росписи).
Сформулируйте тему урока ( Хохломская роспись)
Какими средствами вы можете воспользоваться для достижения цели?
( изучить литературу, узнать в интернете, спросить у учителя)
Я приготовила для каждой группы изделия, расписанные хохломским узором, а также фото хохломских изделий на доске .Давайте составим план вашей работы по самостоятельному открытию новых знаний.
План
- Рассмотреть изделие.
- Проанализировать увиденное , опираясь на шаги пробного действия.
- Сделать вывод и составить эталон.
(Выдать на каждую группу, См. приложение)
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ – это роспись по ______________________________
с _________________________ узором.
Элементы хохломской росписи:
________________________________
Используемые цвета в хохломской росписи:_________________________
________________________________
5.РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Определите кто в Вашей группе будет ответственным и по плану работайте в группах 3 минуты Затем учащиеся представляют свой вариант на доске.
6.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
- Назовите особенности хохломской росписи. (по эталону)
После ответов учеников учитель зачитывает стихотворение
В деревне Семёново-
В русском краю,
Стояли избушки
Там в бытность свою...
И пели там птицы,
Кормила земля.
И жёлтая ржица
Ласкала поля.
Леса там родили
Рябину, цветы.
И люди там жили,
Лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше
Для жителей тех-
Писали на чашах
Узор для потех.
Писали узоры
Их руки и души.
Молились в соборах,
Чтоб не было суши.
А в этих узорах
Рябиновых лоз.
Царили Соборы,
Леса и покос.
Там музу вершил
Кистью русский народ.
И сказку творил,
Нежно вписанный плод.
Там сказка вплеталась
В ковши и дома.
Вот так зарождалась
У нас хохлома.
.
Да, сегодня на уроке вы познакомились еще с одним народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства.
Это Хохломская роспись.
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
-Теперь зная особенности хохломской росписи, примените эти знания , выполняя узор на шаблонах – посуды .
И далее ученики работают , как обычно на уроках изо.
Работы учеников вывешиваются
8.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ
-Где в дальнейшем вы сможете применять открытые вами знания и умения- ? Где эти знания и умения могут быть использованы в жизни?
9. РЕФЛЕКСИЯ
- Какова была тема урока? (Хохломская роспись)
- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)
- Какова была цель вашей деятельности?
- Вы достигли поставленной цели?
- Что вы использовали при достижении цели?
- Оцените свою: деятельность на уроке:
- Если поняли основные особенности хохломской росписи, смогли в своей работе отобразить основные элементы хохломской росписи, то поставьте себя на лесенке успеха выше первой ступени, а на сколько выше, решите сами.
Ученики оценивает себя по лесенке успеха
_ Кто хочет озвучить свою оценку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока ИЗО « ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» Для учащихся 5 класса
Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Мир, в котором мы живе...
Презентация к уроку ИЗО " Золотая Хохлома"
Цель: Ознакомить учащихся с хохломской росписью Задачи: - научить рисовать элементы хохломской росписи; - развивать художественный вкус; - воспитывать интерес к народным промыслам: ...
Золотая хохлома
На данном уроке происходит знакомство учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисун...
Разработка урока изобразительного искусства Золотая Хохлома
Интегрированный подход к урокам изобразительногог искусства, как ведущий способ в педагогике в формировании гармоничной личности младшего школьника.Для того чтобы разбудить в...
Золотая хохлома
Представлен интегрированный урок технология +ИЗО "Золотая хохлома", в котором широко используются ИКТ (интерактивная доска, презентация, сеть Интернет....
Наш вернисаж. Золотая хохлома
Фотографии в альбоме «Наш вернисаж. Золотая хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...
Народные ремесла России. Золотая Хохлома. Зарисовка элементов композиции.
Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы....