Метод проекта на уроках изобразительного искусства
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему
В данном материале описывается присенение модота проектов на уроках изобразительного искусства .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_urokah_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Тема:
«Метод проекта на уроках изобразительного искусства».
Подготовила:
Трефилова Ирина Дмитриевна
учитель, изо и искусства
с. Пристень- 2017
Методологическая основа применения метода проектов на уроках ИЗО
Мир творчества – это та среда, в которой человек живет и действует повседневно. Этот мир не только существенно влияет на становление и развитие личности, способствует адекватной адаптации человека в технологической среде, сохранению и творческому ее преобразованию, но и содержит потенциал разностороннего формирования человека, обладающего системой ценностных ориентации.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках ИЗО и во внеклассной работе.
Использование проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Выбор тематики проектов может быть различным:
в одних случаях выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся;
во вторых, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Метод проектов широко распространен в современной педагогике. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Конечно, это не означает возврата к педагогике проектов 20-х годов, где весь процесс познания строился лишь на выполнении комплексных проектов. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.
Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом,оформленным и представленным.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую в течение определенного времени и ориентирует на решение какой-либо проблемы.
Методы обучения:
вербальные методы;
демонстрация;
практические методы;
наблюдения;
самостоятельная работа с литературой;
конкурсы творческих проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий)
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Курс «Метод проектов на уроке ИЗО и во внеклассной работе» состоит из 4 модулей и имеет следующую структуру:
Модуль (глава) Количество часов
Анкета для знакомства. 1 час
Введение. Метод проектов. 3 часа
Типы проектов. 13 часов
Исследовательская деятельность 18 часов
Изучение курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
изучение существующей теории и практики использования метода проектов на уроке ИЗО и во внеклассной деятельности;
расширить знания учащихся о проектном методе;
познакомить с особенностями организации проекта в общеобразовательной школе;
разработка проектов;
выстраивание системы учебных проектов с целью последовательного формирования и развития проектно-исследовательских навыков учащихся;
развивать творческую и познавательную активность, умение проектировать;
анализ полученных результатов.
Методы творческой проектной деятельности многообразны, что с одной стороны, представляет педагогу простор для моделирования своей деятельности на уроке, с другой стороны требует повышенного внимания и избирательности, что предполагает знание индивидуальных и возрастных особенностей учащиеся класса.
Особенности курса:
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Кроме того, он предусматривает самостоятельную деятельность учащихся в сочетании с групповой организацией этой деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения (умение работать в группах в разнообразных качествах, использовать широкие человеческие контакты, разные точки зрения на одну проблему). Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми – носителями разных культур мирового сообщества.
Формой проведения занятий по программе является урок. В зависимости от планируемых целей классе применяю следующие формы учебных занятий:
– На основе исследовательской деятельности – практические занятия (коллективная деятельность класса), исследовательские уроки (индивидуальная работа).
– Урок творчества.
– Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-беседа, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-зачет.
– Применение информационных технологий (презентации, показ видеофильмов).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проекта
Календарно-тематическое планирование
Раздел Темы урока Количество часов Дата проведен. При меч. Всего
Теория Практика
I.
Анкета для знакомства.
II.
Введение. Метод проектов.
Из истории возникновения.
Основные современные подходы к пониманию проектного метода. Термины и понятия, используемые в курсе.
III
Типы проектов.
Учебный проект, задачи.
Этапы работы методом проектов: а) погружение в проект (выбор темы); б) организация деятельности; в) осуществление деятельности; г) презентация результатов.
Обеспечение учебного проекта
Формы презентации.
IV
Исследовательская деятельность
Виды исследовательских работ (доклад, рецензия, научная статья, реферат, проект).
Методы научного исследования (наблюдение, сравнение, анализа и синтеза и др.)
Общие рекомендации по подготовке работ (постановка проблемы, выбор темы, актуальность, гипотеза, цель и задачи исследования)
Поиск информации, работа с источниками.
Оформление работы (оглавление, введение, основная часть, заключение, приложение).
Защита исследовательской работы.
Проект не ограничивается работой на уроке. Основная его часть выполняется во внеурочное время. Кроме того, при планировании уроков учитываются основные этапы работы над проектом: начинание, планирование, выполнение, оценка.
Специфика деятельности учителя и учащихся следующая:
п/п
Этап урока
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.
начинание
- определение темы, целей;- выбор малых групп (на первом занятии).- уточняют информацию;- обсуждают задание. - мотивирует учащихся;- объясняет цели;- наблюдает.
2.
планирование
- формулирование и анализ задач;- ролевое распределение в группе. - формулируют задачи;
- изучают и уточняют информацию;- распределяют задания. -помогает;- наблюдает
3.
выполнение
- уточнение плана деятельности;- обсуждение альтернатив;- выполнение проекта. - работают над проектом;- выполняют творческое задание. - советует (по просьбе);- консультирует;
- наблюдает.
4.
оценка
- анализ достигнутых результатов - участвуют в коллективном самоанализе и самооценке- направляет процесс анализа и оценки; -наблюдает.
Уровень подготовки ученика.
Развитие навыков:
владение определенными знаниями по методу проектов;
умение работать с дополнительной литературой;
развивать навыки самостоятельного принятия решения;
умение использовать разные точки зрения на одну проблему;
демонстрировать публично результаты своей деятельности.
Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации.
Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы
Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка. Однако, педагогу нужно учитывать следующее:
метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета ИЗО;
следует четко формулировать предметные задачи уроков с использованием метода проектов;
следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;
проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут получены необходимые результаты;
полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.
Использованные литература и ресурсы
1 «Педагогика искусства», Б.М.Неменский, М.: «Просвещение», 2007 год
2 «Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды», М.: УЦ «Перспектива», 2004 год
3.Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1982.
4. «Педагогические технологии в образовательном процессе», О.М.Новрузова, Волгоград, издательство «Учитель», 2008 г.,
5. «Проектная деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г. Москва, 2007 г.
6. C Образование 4.Школа, ЗАО «1 С», 2006-2008 г.
7.Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2003 г.
8. “Секреты живописи для маленьких художников» - «Фактура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2001г.
9.“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” – диски CD-ROM, г.Москва, 1997-2008 г.г..
10. Энциклопедия школьника «Искусство и архитектура», ООО «Белый город, г.Москва, 2007 г.
11. Художественная энциклопедия на 2 СD «Эрмитаж. Искусство Западной Европы» и «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». Компания «Новый диск», 1996-2001 г.г.
12. А.Злыгостаев. «Всеобщая энциклопедия искусств». http://artyx.ru 2001-2006 г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
В статье рассказывается об использовании интерактивных методов обучения на уроках ИЗО....
«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности»
Современный ребенок многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать...
Описание опыта "Метод проектов на уроках изобразительного искусства в 5-6 классах"
В данном опыте обозначены пути, которые способствуют оптимизации и повышению эффективности процесса обучения изобразительному искусству в школе, что, в конечном счете, позволяет успешно решать педагог...
«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности".
На формирование моего опыта по использованию метода проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности, оказали влияние следующие факторы: 1. Произошедшие в последние годы изменения в практике оте...
Дидактические принципы и методы обучения на уроках изобразительного искусства и художественного труда
Проект о принципах и методах обучения на уроках ИЗО и труда...
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся
Проектная работа о исполбзовании на уроках проектного метода обучения...
Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов
Актуальность проекта В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...